Формирование основ здорового образа жизни младших школьников
Формирование основ здорового образа жизни младших школьников
Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование основ здорового образа жизни младших школьников»
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
“Чтобы сделать ребёнка
умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым”.
Ж.-Ж.Руссо
Так как в наш век информационных технологий особенно актуальным становится вопрос здоровья наших детей. Состояние здоровья школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения.
Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным Всемирной организации здравоохранения он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонии его внутреннего мира и отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье своего организма, и наряду с этим не старается исследовать и понимать свою душу. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.
По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет бить тревогу, поскольку через школу проходит всё население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому.
Существует несколько факторов здорового образа жизни — это режим дня, двигательный режим, правильное питание, закаливание, личная гигиена, это гигиена умственного труда, привычки, положительные эмоции.
Следовательно, здоровый образ жизни формировать необходимо начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения. Здоровье – это высшая человеческая ценность. Это важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Однако сохранять и укреплять свой здоровье умеет далеко не каждый.
Основной целью моей работы стало формирование основ ЗОЖ у младших школьников. Для достижения поставленной цели, были поставлены следующие задачи:
- сформировать знания о здоровье и его факторах;
- укреплять физическое здоровье;
- совершенствовать умения в соблюдении правил личной и школьной гигиены;
- содействовать правильному физическому развитию;
- учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к своему поведению;
- учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения;
- способствовать увеличению знаний о ЗОЖ путём обсуждения проблем;
- содействовать утверждению в жизни школьников идей красоты и доброты, физического и духовного совершенствования;
- развивать творческие способности;
- способствовать развитию эстетической и эмоциональной личности.
В связи с данной целью мною проводятся мероприятия, направленные на формирование у учащихся здорового образа жизни, на осознание того, что главная ценность в жизни человека – это здоровье. Это спортивные соревнования, вечера отдыха, выходы на природу, интеллектуальные игры, круглые столы, часы общения и т.д. Многие из них стали традиционными – это первенство школьников по шашкам, лыжные гонки, однодневный поход Кюсюр – Эбитем – Кюсюр. Каждый год учащиеся готовятся и участвуют в них увлечённо, с интересом, очень активно.
Важно воспитать у учащихся потребность быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить здоровье. Необходимо формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки.
Если мы не научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если личным примером будем демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколения будут более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Таким образом, основные задачи педагога, работающего над формированием основ здорового образа жизни, заключаются в том, чтобы подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.