kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на методическом объединении учителей начальных классов. Сопровождается презентацией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ФормМетапредметнКомпетенций»


"Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках"




Учитель начальных классов

МАОУ г. Жуковки

«Лицей № 1 имени Героя Советского Союза Д.С. Езерского»

Куцаева Н.А.




Жизнь вокруг нас находится в постоянном движении, мир изменяется порой с такой быстротой, что нас это просто пугает. И то, насколько сегодняшний ученик завтра сможет проявить гибкость, мобильность, способность к саморазвитию и самообразованию, определит его личную успешность и государственную полезность.

Конечно, знания важны, но на первый план сейчас выходит не сумма знаний, а способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые задачи,  работать в коллективе, восполнять самостоятельно недостающие знания. Именно эти способности востребованы в современном обществе. (1 слайд) Поэтому мы сегодня говорим о формировании метапредметных умений и навыков, под которыми подразумеваются освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

(2 слайд) Применение метапредметных связей на уроках способствует формированию основных учебных компетенций :

- вовлечению обучающихся в мировое пространство (показать многообразие и единство мира, обеспечить его целостное восприятие);

    - разностороннему развитию обучающихся, формированию процессуальных умений (современных метапредметных коммуникативных компетенций);

   - при подготовке к урокам и непосредственно на уроках давать возможность учащимся реализовать свой творческий потенциал;

(3 слайд) Цель моей педагогической деятельности тесно связана с целью, которую ставит перед собой коллектив нашей школы - это формирование творческой, конкурентоспособной, физически здоровой, успешной личности, способной жить в гармонии с собой и с окружающим миром. Для достижения этих целей необходимо выполнить задачи:

1. Учить самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;

2.  Учить сотрудничеству: мы рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам.

3.  Учить применять полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Как организовать метапредметные универсальные учебные действия школьников на уроках?

Начну с того, что второй год работаю по методическому комплекту «Школа 2100». Предметные линии обеспечены учебниками, рабочими тетрадями, КИМами, рабочими программами и дополнительной литературой.

Учебный комплект полностью соответствует реализации ФГОС.

Регулятивные ууд  начинают формироваться с первых уроков.

Изначально дети знакомятся с условными знаками и ищут их на страницах учебника.

Так формируется универсальное учебное действие – умение ориентироваться в учебной книге, читать язык условных обозначений.

Материал учебников представлен по разделам. Каждый раздел начинается со  шмуцтитула, где сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. На этом этапе ребята анализируют информацию и выявляют какие новые знания они для себя откроют и для чего им эти знания, а что им уже известно.

Постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже известных способов действий и имеющихся знаний.  При такой системе построения материала учебника постепенно формируются  умения  сначала  понимать и принимать    познавательную  цель,  сохранять  её  при  выполнении  

учебных   действий, а  затем  и  самостоятельно  формулировать    учебную    задачу,  

выстраивать план действия для её последующего решения.

         Способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности, находить средства ее реализации развивается через систему заданий, предусмотренных в материале каждого урока. Урок, тема, раздел завершаются заданиями  рубрики «Проверь себя», содержание которых способствует организации контрольно-оценочной деятельности, формированию рефлексивной позиции школьника, его волевой саморегуляции. Этап самоконтроля и самооценки завершает не только прохождение всей темы, но и заканчивает решение каждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько.

Такая дидактическая структура: общая цель — ее конкретизация в начале каждого урока (или раздела) — реализация поставленных задач в содержании урока (раздела) — творческие проверочные задания способствуют формированию регулятивных УУД младшего школьника.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика.

Большую роль играет частично-поисковый метод обучения, который побуждает учеников к решению проблемы. Задания учебника и особенно рабочей тетради подразумевают использование дополнительной литературы и Интернета. У детей формируются умения извлекать информацию, представленную в разной форме, в разных источниках.

На уроках ребята устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.  Для  изучения строения природных объектов, по возможности, используем готовые модели или моделируем объекты и явления окружающего мира сами; проводим  несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений. (4 слайд) Например: мною был дан урок « Твёрдые вещества, жидкости и газы». Ставя  задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблице, в рисунках, в речи  учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой. Опыты по обнаружению свойств, проведенные в классе, был продолжен дома, по заданию в тетради.

Немаловажную роль в формировании познавательных ууд играют дидактические игры. Если необходимо перечислить предметы помогает «Волшебная палочка». Передавая ее как эстафету, ребята называют объекты, главное условие не повторяться. В конце игры обязательно оценивается ее результат. Обобщающие уроки часто полностью проводятся с использованием игровых технологий.

Нельзя обойти стороной и такой вид работы как проектная деятельность.

(5 слайд) (показать проекты ребят по окружающему миру) Работа над проектами начинается с 1 класса. Изначально это иллюстрирование предложенной темы, в последствии, серьезная научная работа, как индивидуальная, так и групповая.

А следовательно формируется еще один вид ууд – коммуникативный.

У ребят обогащается опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми; приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность.

Практически на каждом уроке ребята работают  в парах,  группе. С первого класса выработаны  правила поведения в паре и группе. В  результате  формируются  коммуникативные  способности  сотрудничества: умение  работать  с  соседом  по  парте,  распределяя  работу  между  собой, договариваться,  учиться  слушать  товарища  и  высказывать  свое  мнение,

формируется речевое развитие, речевое общение. Тем самым осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами.

Далее происходит обмен мнениями и общий вывод. Самооценка и оценка результатов деятельности.

Регулятивные, познавательные и коммуникативные  учебные действия тесно связаны друг с другом и одно невозможно без двух других. Каждый вид работы на уроке нацелен на формирование метапредметных ууд.

  1. Идя на метапредметный урок, я всегда учитываю

Структурные элементы урока

  • Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

  • Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.

  • Момент осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.

  • Взаимопроверка и взаимоконтроль.

  • Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

Требования к заданиям на уроке

  • Повышенный уровень сложности,  проблемный и поисковый характер.

  • Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.

Требование к себе

  • Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!

  • Добиваться от учеников аргументированных ответов.

  • Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.

  • Чётко и точно формулировать задание.

  • Способность к импровизации.

  • Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.

Так же как и урок способствует формированию метапредметных умений и внеурочная деятельность.

Исследовательская деятельность;

- Подготовка и участие в предметных конкурсах, чемпионатах. Олимпиадах, где учащиеся показывают неплохие результаты.

- Подготовка и участие в предметных неделях, КТД.

В  результате  изучения  предметных курсов уже  на  начальной ступени  общего  образования  у  учащихся  будут  формироваться   метапредметные учебные действия как основа умения учиться  для успешного продолжения образования в основной школе.


Просмотр содержимого презентации
«метапр.»

Куцаева Н.А  учитель начальных классов МАОУ Лицей № 1 г. Жуковки Куцаева Н.А  учитель начальных классов МАОУ Лицей № 1 г. Жуковки  Куцаева Н.А  учитель начальных классов МАОУ Лицей № 1 г. Жуковки  Куцаева Н.А  учитель начальных классов МАОУ Лицей № 1 г. Жуковки  Куцаева Н.А  учитель начальных классов МАОУ Лицей № 1 г. Жуковки

Куцаева Н.А

учитель начальных классов

МАОУ Лицей № 1 г. Жуковки

  • Куцаева Н.А учитель начальных классов МАОУ Лицей № 1 г. Жуковки
  • Куцаева Н.А учитель начальных классов МАОУ Лицей № 1 г. Жуковки
  • Куцаева Н.А учитель начальных классов МАОУ Лицей № 1 г. Жуковки
  • Куцаева Н.А учитель начальных классов МАОУ Лицей № 1 г. Жуковки

В широком значении термин «универсальные учебные действия» - это умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком значении термин « универсальные учебные действия» - это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию учебного процесса.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» - это умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В узком значении термин « универсальные учебные действия» - это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию учебного процесса.

ценностно-смысловые общекультурные учебно-познавательные информационные коммуникативные социально-трудовые личностное самосовершенствование
  • ценностно-смысловые
  • общекультурные
  • учебно-познавательные
  • информационные
  • коммуникативные
  • социально-трудовые
  • личностное самосовершенствование

Ключевые компетенции:

изучать; искать; думать; сотрудничать; приниматься за дело; адаптироваться.
  • изучать;
  • искать;
  • думать;
  • сотрудничать;
  • приниматься за дело;
  • адаптироваться.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках

Автор: Куцаева Наталья Александровна

Дата: 10.01.2017

Номер свидетельства: 377752

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Презентация педагогического опыта на тему "Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_pedagogicheskogo_opyta_na_temu_formirovanie_metapredmetnykh_kompet"
    ["file_id"] => string(6) "597877"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1642305004"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Формирование метапредметных умений учащихся на уроках информатики в условиях внедрения ФГОС "
    ["seo_title"] => string(109) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-umienii-uchashchikhsia-na-urokakh-informatiki-v-usloviiakh-vniedrieniia-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "208195"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430750861"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Статья «Формирование ключевых  компетенций учащихся посредством интеграции естественнонаучных дисциплин»"
    ["seo_title"] => string(117) "statiaformirovaniiekliuchievykhkompietientsiiuchashchikhsiaposriedstvomintieghratsiiiestiestviennonauchnykhdistsiplin"
    ["file_id"] => string(6) "293350"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455462001"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Формирование коммуникативной компетентности на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(69) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "285314"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454145231"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства