kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование коммуникативной компетентности на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование коммуникативной компетентности на уроках математики

          Математика позволяет обеспечить формирование как предметных, так и общеучебных (метапредметных) умений школьников, которые в дальнейшем позволят им применять полученные знания и умения для решения собственных жизненных задач.

         При рассмотрении вопроса о формировании метапредметных компетенций нельзя не упомянуть о дидактических играх. Математические игры – технология, позволяющая, как никакая другая технология, развивать ключевые компетенции школьника 5-9 класса, готовя его, тем самым, к серьезной исследовательской деятельности (работа над проектом) и обучению в профильной школе. Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.

Дидактическая игра. В 5 - 6 классах внимание учащихся неустойчивое, поэтому на уроке возникает необходимость переключаться с одного вида деятельности на другой. В этом случае выручает дидактическая игра.

Дидактическая игра очень хорошо уживается с «серьёзным» учением, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Каждая дидактическая игра должна иметь устойчивую структуру, состоящую из следующих компонентов:

-игровой замысел;

-правила  игры;

-оборудование;

-игровые действия;

- результат.

С   использованием данной технологии   разработки игр мною разработана игра « Крестики – нолики», которую очень любят мои ученики.

Оборудование. На классной доске чертится таблица, готовится мел.

Игровой замысел заимствован из обычной игры « Крестики – нолики».

Правила. К доске приглашаются два ученика, которые  поочерёдно выполняют задание. Если задание выполнено  верно,  то в  отведенном для ответа  поле ставится крестик или нолик, в зависимости от выбора ребёнка. Если учащийся  допускает ошибку, то он пропускает ход.

Результат игры: три подряд поставленных крестика или нолика, хорошее настроение,

игровые действия и возможность применить полученные на уроках математики   знания, умения  и навыки.

Мною разработаны дидактические материалы к игре «Крестики-нолики»  по темам:

« Натуральные числа», «Десятичные дроби», «Обыкновенные дроби»,  « Проценты».

Вот примеры некоторых игровых полей:

Задание. Выполните сложение и вычитание натуральных чисел.

100 + 75

70 -14

59 + 23

100 - 75

70 + 14

59 - 23

81 + 12

81 - 12

49 + 23

Задание. Выполните действия с десятичными дробями.

7,3 + 1,1

2,4: 0,4

7,3 * 10

7,3 - 1,1

7,3 * 0,1

8,9 + 0,1

7,3 : 0,1

2,4: 6

7,3: 10

Задание. Выполните сложение и вычитание целых чисел.

20 - 34

-20 - 34

-20+ 34

-13 +(-7)

-13 + 7

-9 + 12

9-12

-9 -12

-13 -7

Уроки систематизации и обобщения материала.  Важным направлением в системе работы считаю проведение в 5-7 классах  уроков  систематизации и обобщения материала  в форме сказки, путешествия, соревнования.  Так как эта форма имеет широкое распространение в методике преподавания  математики,  остановлюсь на одном виде:  урок-сказка по теме

«Положительные и отрицательные числа». Идея урока была позаимствована из развивающей  компьютерной игры «Мышка Мия спешит на помощь». Причины перехода от сказочных книжных персонажей  к компьютерным очевидны:

- незнание учащимися многих  книжных сказочных персонажей;

- компьютеризация;

- привлечение внимания учащихся к развивающим  компьютерным играм.

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Положительные и отрицательные числа» в игровой форме.

Цели урока:

  1. Обобщение знаний по изученнойтеме.

  2. Демонстрация практики использования дробей в жизненных ситуациях.

  3. Развитие познавательногоинтересак предмету.

  4. < >

    Организационный момент. Объявление темы и целей урока. Объяснение правил игры.

  5. Основная часть урока. Учащиеся выполняют задания по предложенной теме сначала самостоятельно, затем один обучающийсяу доски с объяснением. За правильное выполнение класс получает «самоцвет».  «Самоцвет» - это небольшие коробочки из фольги.

Задание 1. «Посчитай-ка».

а) устно выполнить действия:

-55 + 27 =                  - 55 – 27 =              -102 : 3 =              -13 * ( -7) =           

( 34 + 16) : ( -10) = 

б) пример – соревнование:

  ( -26 + 24) * ( -5)-17 : ( -7)  * 6 – 18 =

Задание 2. « Мир геометрии».

Прослушайте задание и выберите нужную геометрическую фигуру.

  1. Найдите острый угол.

  2. Найдите треугольник

  3. Найдите прямоугольный треугольник.

  4. Найдите прямоугольник.

  5. Найдите окружность.

  6. Найдите пятиугольник.

Задание 3. « Золотой ключик».

      Отметить в прямоугольной системе координат точки и последовательно соединить.

  1. А (-1;1); В(5;1); С ( 5; 4); Д( 2;6); Е( -1; 4).

  2. О (1;2); М( 3;2); Н(3;3); Р (1;3).

Задание 4. « Число к числу».

Расположите в порядке возрастания числа.

-365; -619; 521; -371; 474; -449; 444; -366; 429; 365.

Задание 5.  « Уравнения».

Решите уравнения:

а)   0,4( 6х – 7) = 0,5( 3х + 7);

б)    7(1,4у + 1,8) – 27,6 = 10,1у.

Задание 6. « Выполняй-ка».

Найдите значение выражения:

( 39,96: (-3,7) -14,25 х 0,8) х 0,1=

Задание 7.   « Вкусняшка».  Почему?  За правильное решение задачи выдаётся  6 самоцветов.

Задача. Чтобы попасть из села на железнодорожную станцию, путнику пришлось пройти 3,5км. Из них 66% он шёл лесом, 26% - полем, а остальной путь проходил по посёлку.

На сколько километров больше прошёл он лесом, чем полем?                

  1. Подведение итогов урока, анализошибок, раскрытие секрета «самоцветов». Учащиеся на последних минутах урока открывают коробочки и угощаются конфетами, спрятанными в них.

В ходе таких уроков осуществляется не только  обучение, но и воспитание детей, что тоже немаловажно в работе учителя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативной компетентности на уроках математики»

Формирование коммуникативной компетентности на уроках математики

Математика позволяет обеспечить формирование как предметных, так и общеучебных (метапредметных) умений школьников, которые в дальнейшем позволят им применять полученные знания и умения для решения собственных жизненных задач.

При рассмотрении вопроса о формировании метапредметных компетенций нельзя не упомянуть о дидактических играх. Математические игры – технология, позволяющая, как никакая другая технология, развивать ключевые компетенции школьника 5-9 класса, готовя его, тем самым, к серьезной исследовательской деятельности (работа над проектом) и обучению в профильной школе. Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.

Дидактическая игра. В 5 - 6 классах внимание учащихся неустойчивое, поэтому на уроке возникает необходимость переключаться с одного вида деятельности на другой. В этом случае выручает дидактическая игра.

Дидактическая игра очень хорошо уживается с «серьёзным» учением, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Каждая дидактическая игра должна иметь устойчивую структуру, состоящую из следующих компонентов:

-игровой замысел;

-правила игры;

-оборудование;

-игровые действия;

- результат.

С использованием данной технологии разработки игр мною разработана игра « Крестики – нолики», которую очень любят мои ученики.

Оборудование. На классной доске чертится таблица, готовится мел.

Игровой замысел заимствован из обычной игры « Крестики – нолики».

Правила. К доске приглашаются два ученика, которые поочерёдно выполняют задание. Если задание выполнено верно, то в отведенном для ответа поле ставится крестик или нолик, в зависимости от выбора ребёнка. Если учащийся допускает ошибку, то он пропускает ход.

Результат игры: три подряд поставленных крестика или нолика, хорошее настроение,

игровые действия и возможность применить полученные на уроках математики знания, умения и навыки.

Мною разработаны дидактические материалы к игре «Крестики-нолики» по темам:

« Натуральные числа», «Десятичные дроби», «Обыкновенные дроби», « Проценты».

Вот примеры некоторых игровых полей:

Задание. Выполните сложение и вычитание натуральных чисел.

100 + 75

70 -14

59 + 23

100 - 75

70 + 14

59 - 23

81 + 12

81 - 12

49 + 23


Задание. Выполните действия с десятичными дробями.

7,3 + 1,1

2,4: 0,4

7,3 * 10

7,3 - 1,1

7,3 * 0,1

8,9 + 0,1

7,3 : 0,1

2,4: 6

7,3: 10

Задание. Выполните сложение и вычитание целых чисел.

20 - 34

-20 - 34

-20+ 34

-13 +(-7)

-13 + 7

-9 + 12

9-12

-9 -12

-13 -7

Уроки систематизации и обобщения материала. Важным направлением в системе работы считаю проведение в 5-7 классах уроков систематизации и обобщения материала в форме сказки, путешествия, соревнования. Так как эта форма имеет широкое распространение в методике преподавания математики, остановлюсь на одном виде: урок-сказка по теме

«Положительные и отрицательные числа». Идея урока была позаимствована из развивающей компьютерной игры «Мышка Мия спешит на помощь». Причины перехода от сказочных книжных персонажей к компьютерным очевидны:

- незнание учащимися многих книжных сказочных персонажей;

- компьютеризация;

- привлечение внимания учащихся к развивающим компьютерным играм.

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Положительные и отрицательные числа» в игровой форме.

Цели урока:

  1. Обобщение знаний по изученной теме.

  2. Демонстрация практики использования дробей в жизненных ситуациях.

  3. Развитие познавательного интереса к предмету.

  4. Развитие творческих способностей учащихся.

Оформление: На доске проектируются задания (см. ниже).

Ход урока:

  1. Организационный момент. Объявление темы и целей урока. Объяснение правил игры.

  2. Основная часть урока. Учащиеся выполняют задания по предложенной теме сначала самостоятельно, затем один обучающийся у доски с объяснением. За правильное выполнение класс получает «самоцвет». «Самоцвет» - это небольшие коробочки из фольги.

Задание 1. «Посчитай-ка».

а) устно выполнить действия:

-55 + 27 = - 55 – 27 = -102 : 3 = -13 * ( -7) =

( 34 + 16) : ( -10) =

б) пример – соревнование:

( -26 + 24) * ( -5)-17 : ( -7) * 6 – 18 =

Задание 2. « Мир геометрии».

Прослушайте задание и выберите нужную геометрическую фигуру.

  1. Найдите острый угол.

  2. Найдите треугольник

  3. Найдите прямоугольный треугольник.

  4. Найдите прямоугольник.

  5. Найдите окружность.

  6. Найдите пятиугольник.

Задание 3. « Золотой ключик».

Отметить в прямоугольной системе координат точки и последовательно соединить.

  1. А (-1;1); В(5;1); С ( 5; 4); Д( 2;6); Е( -1; 4).

  2. О (1;2); М( 3;2); Н(3;3); Р (1;3).

Задание 4. « Число к числу».

Расположите в порядке возрастания числа.

-365; -619; 521; -371; 474; -449; 444; -366; 429; 365.

Задание 5. « Уравнения».

Решите уравнения:

а) 0,4( 6х – 7) = 0,5( 3х + 7);

б) 7(1,4у + 1,8) – 27,6 = 10,1у.

Задание 6. « Выполняй-ка».

Найдите значение выражения:

( 39,96: (-3,7) -14,25 х 0,8) х 0,1=

Задание 7. « Вкусняшка». Почему? За правильное решение задачи выдаётся 6 самоцветов.

Задача. Чтобы попасть из села на железнодорожную станцию, путнику пришлось пройти 3,5км. Из них 66% он шёл лесом, 26% - полем, а остальной путь проходил по посёлку.

На сколько километров больше прошёл он лесом, чем полем?

  1. Подведение итогов урока, анализ ошибок, раскрытие секрета «самоцветов». Учащиеся на последних минутах урока открывают коробочки и угощаются конфетами, спрятанными в них.

В ходе таких уроков осуществляется не только обучение, но и воспитание детей, что тоже немаловажно в работе учителя.

Внеклассная работа. Это направление считаю неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

Математический КВН. Данный вид состязания заимствован школой из телевизионной игры КВН. Поэтому при проведении целесообразно придерживаться ритуала, принятого телевидением и хорошо известного ученикам. Класс разбивается на две команды по десять человек. Выбирают капитана, название и девиз команды. Им сообщается заранее два задания: - подготовить три вопроса по пройденному материалу для команды соперников;

- нарисовать Чебурашку или Крокодила Гену только с помощью цифр.

Остальные вопросы готовит учитель. Важно, чтобы задания были посильны для решения в течение трёх минут.

В начале занятия в форме КВН команды сообщают жюри название и девиз команды.

Первый конкурс. Разминка. На доске кроссворд, команды по очереди отвечают на вопросы. За правильный ответ один балл.

Второй конкурс. Блиц - турнир. Команды задают заранее приготовленные вопросы команде соперников. За правильный ответ один балл, всего можно получить три очка.

Третий конкурс. Конкурс капитанов. Капитанам от каждой команды необходимо решить задачу.

Задача. В первом бруске массой один килограмм содержится 50% меди, а во втором массой 0,5кг – 80% меди. Бруски сплавили. Сколько процентов меди содержится в новом бруске?

За правильное решение задачи можно поставить три балла.

Четвёртый конкурс. Командам необходимо с помощью пантомимы изобразить математический термин так, чтобы догадалось жюри. Предлагаются термины: медиана, сложение, вычитание, биссектриса. Команда получает один балл в случае, если жюри отгадало пантомиму.

Пятый конкурс. Разгадай ребус. Командам предлагаются по три ребуса, которые необходимо разгадать. Максимальное количество баллов - три.

Шестой конкурс. Домашнее задание. Команды демонстрируют плакаты с рисунками. Жюри подсчитывает количество цифр, использованных на рисунке; той команде, у которой цифр больше, присуждается один балл.

В заключении подводятся итоги, награждаются победители и проигравшие.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование коммуникативной компетентности на уроках математики

Автор: Табунова Елена Валентиновна

Дата: 30.01.2016

Номер свидетельства: 285314

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "ВЫСТУПЛЕНИЕ  ТЕМА:  «Формирование коммуникативной компетентности учащихся       с ЗПР в первом классе» "
    ["seo_title"] => string(105) "vystuplieniie-tiema-formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientnosti-uchashchikhsia-s-zpr-v-piervom-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "106944"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403117934"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Статья "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов" "
    ["seo_title"] => string(126) "stat-ia-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-sriedstvami-mietoda-proiektov"
    ["file_id"] => string(6) "165178"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422782194"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов (научн. рук-ль - канд. пед. наук, доц. О.А. Тарасова) "
    ["seo_title"] => string(164) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-sriedstvami-mietoda-proiektov-nauchn-ruk-l-kand-pied-nauk-dots-o-a-tarasova"
    ["file_id"] => string(6) "165186"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422782778"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Интегрированный урок математики и экономики в 5 классе по теме «Обыкновенные дроби и семейный бюджет»."
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_matematiki_i_ekonomiki_v_5_klasse_po_teme_obyknovennye_drob"
    ["file_id"] => string(6) "599849"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1644343201"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Формирование и развитие УУД на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(52) "formirovaniie-i-razvitiie-uud-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "202989"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429367277"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства