Формирование коммуникативной компетентности на уроках математики
Математика позволяет обеспечить формирование как предметных, так и общеучебных (метапредметных) умений школьников, которые в дальнейшем позволят им применять полученные знания и умения для решения собственных жизненных задач.
При рассмотрении вопроса о формировании метапредметных компетенций нельзя не упомянуть о дидактических играх. Математические игры – технология, позволяющая, как никакая другая технология, развивать ключевые компетенции школьника 5-9 класса, готовя его, тем самым, к серьезной исследовательской деятельности (работа над проектом) и обучению в профильной школе. Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.
Дидактическая игра. В 5 - 6 классах внимание учащихся неустойчивое, поэтому на уроке возникает необходимость переключаться с одного вида деятельности на другой. В этом случае выручает дидактическая игра.
Дидактическая игра очень хорошо уживается с «серьёзным» учением, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Каждая дидактическая игра должна иметь устойчивую структуру, состоящую из следующих компонентов:
-игровой замысел;
-правила игры;
-оборудование;
-игровые действия;
- результат.
С использованием данной технологии разработки игр мною разработана игра « Крестики – нолики», которую очень любят мои ученики.
Оборудование. На классной доске чертится таблица, готовится мел.
Игровой замысел заимствован из обычной игры « Крестики – нолики».
Правила. К доске приглашаются два ученика, которые поочерёдно выполняют задание. Если задание выполнено верно, то в отведенном для ответа поле ставится крестик или нолик, в зависимости от выбора ребёнка. Если учащийся допускает ошибку, то он пропускает ход.
Результат игры: три подряд поставленных крестика или нолика, хорошее настроение,
игровые действия и возможность применить полученные на уроках математики знания, умения и навыки.
Мною разработаны дидактические материалы к игре «Крестики-нолики» по темам:
« Натуральные числа», «Десятичные дроби», «Обыкновенные дроби», « Проценты».
Вот примеры некоторых игровых полей:
Задание. Выполните сложение и вычитание натуральных чисел.
100 + 75
70 -14
59 + 23
100 - 75
70 + 14
59 - 23
81 + 12
81 - 12
49 + 23
Задание. Выполните действия с десятичными дробями.
7,3 + 1,1
2,4: 0,4
7,3 * 10
7,3 - 1,1
7,3 * 0,1
8,9 + 0,1
7,3 : 0,1
2,4: 6
7,3: 10
Задание. Выполните сложение и вычитание целых чисел.
20 - 34
-20 - 34
-20+ 34
-13 +(-7)
-13 + 7
-9 + 12
9-12
-9 -12
-13 -7
Уроки систематизации и обобщения материала. Важным направлением в системе работы считаю проведение в 5-7 классах уроков систематизации и обобщения материала в форме сказки, путешествия, соревнования. Так как эта форма имеет широкое распространение в методике преподавания математики, остановлюсь на одном виде: урок-сказка по теме
«Положительные и отрицательные числа». Идея урока была позаимствована из развивающей компьютерной игры «Мышка Мия спешит на помощь». Причины перехода от сказочных книжных персонажей к компьютерным очевидны:
- незнание учащимися многих книжных сказочных персонажей;
- компьютеризация;
- привлечение внимания учащихся к развивающим компьютерным играм.
Тема урока: Обобщающий урок по теме «Положительные и отрицательные числа» в игровой форме.
Цели урока:
-
Обобщение знаний по изученнойтеме.
-
Демонстрация практики использования дробей в жизненных ситуациях.
-
Развитие познавательногоинтересак предмету.
- < >
Организационный момент. Объявление темы и целей урока. Объяснение правил игры.
-
Основная часть урока. Учащиеся выполняют задания по предложенной теме сначала самостоятельно, затем один обучающийсяу доски с объяснением. За правильное выполнение класс получает «самоцвет». «Самоцвет» - это небольшие коробочки из фольги.
Задание 1. «Посчитай-ка».
а) устно выполнить действия:
-55 + 27 = - 55 – 27 = -102 : 3 = -13 * ( -7) =
( 34 + 16) : ( -10) =
б) пример – соревнование:
( -26 + 24) * ( -5)-17 : ( -7) * 6 – 18 =
Задание 2. « Мир геометрии».
Прослушайте задание и выберите нужную геометрическую фигуру.
-
Найдите острый угол.
-
Найдите треугольник
-
Найдите прямоугольный треугольник.
-
Найдите прямоугольник.
-
Найдите окружность.
-
Найдите пятиугольник.
Задание 3. « Золотой ключик».
Отметить в прямоугольной системе координат точки и последовательно соединить.
-
А (-1;1); В(5;1); С ( 5; 4); Д( 2;6); Е( -1; 4).
-
О (1;2); М( 3;2); Н(3;3); Р (1;3).
Задание 4. « Число к числу».
Расположите в порядке возрастания числа.
-365; -619; 521; -371; 474; -449; 444; -366; 429; 365.
Задание 5. « Уравнения».
Решите уравнения:
а) 0,4( 6х – 7) = 0,5( 3х + 7);
б) 7(1,4у + 1,8) – 27,6 = 10,1у.
Задание 6. « Выполняй-ка».
Найдите значение выражения:
( 39,96: (-3,7) -14,25 х 0,8) х 0,1=
Задание 7. « Вкусняшка». Почему? За правильное решение задачи выдаётся 6 самоцветов.
Задача. Чтобы попасть из села на железнодорожную станцию, путнику пришлось пройти 3,5км. Из них 66% он шёл лесом, 26% - полем, а остальной путь проходил по посёлку.
На сколько километров больше прошёл он лесом, чем полем?
-
Подведение итогов урока, анализошибок, раскрытие секрета «самоцветов». Учащиеся на последних минутах урока открывают коробочки и угощаются конфетами, спрятанными в них.
В ходе таких уроков осуществляется не только обучение, но и воспитание детей, что тоже немаловажно в работе учителя.