kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование коммуникативной компетентности на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование коммуникативной компетентности на уроках математики

          Математика позволяет обеспечить формирование как предметных, так и общеучебных (метапредметных) умений школьников, которые в дальнейшем позволят им применять полученные знания и умения для решения собственных жизненных задач.

         При рассмотрении вопроса о формировании метапредметных компетенций нельзя не упомянуть о дидактических играх. Математические игры – технология, позволяющая, как никакая другая технология, развивать ключевые компетенции школьника 5-9 класса, готовя его, тем самым, к серьезной исследовательской деятельности (работа над проектом) и обучению в профильной школе. Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.

Дидактическая игра. В 5 - 6 классах внимание учащихся неустойчивое, поэтому на уроке возникает необходимость переключаться с одного вида деятельности на другой. В этом случае выручает дидактическая игра.

Дидактическая игра очень хорошо уживается с «серьёзным» учением, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Каждая дидактическая игра должна иметь устойчивую структуру, состоящую из следующих компонентов:

-игровой замысел;

-правила  игры;

-оборудование;

-игровые действия;

- результат.

С   использованием данной технологии   разработки игр мною разработана игра « Крестики – нолики», которую очень любят мои ученики.

Оборудование. На классной доске чертится таблица, готовится мел.

Игровой замысел заимствован из обычной игры « Крестики – нолики».

Правила. К доске приглашаются два ученика, которые  поочерёдно выполняют задание. Если задание выполнено  верно,  то в  отведенном для ответа  поле ставится крестик или нолик, в зависимости от выбора ребёнка. Если учащийся  допускает ошибку, то он пропускает ход.

Результат игры: три подряд поставленных крестика или нолика, хорошее настроение,

игровые действия и возможность применить полученные на уроках математики   знания, умения  и навыки.

Мною разработаны дидактические материалы к игре «Крестики-нолики»  по темам:

« Натуральные числа», «Десятичные дроби», «Обыкновенные дроби»,  « Проценты».

Вот примеры некоторых игровых полей:

Задание. Выполните сложение и вычитание натуральных чисел.

100 + 75

70 -14

59 + 23

100 - 75

70 + 14

59 - 23

81 + 12

81 - 12

49 + 23

Задание. Выполните действия с десятичными дробями.

7,3 + 1,1

2,4: 0,4

7,3 * 10

7,3 - 1,1

7,3 * 0,1

8,9 + 0,1

7,3 : 0,1

2,4: 6

7,3: 10

Задание. Выполните сложение и вычитание целых чисел.

20 - 34

-20 - 34

-20+ 34

-13 +(-7)

-13 + 7

-9 + 12

9-12

-9 -12

-13 -7

Уроки систематизации и обобщения материала.  Важным направлением в системе работы считаю проведение в 5-7 классах  уроков  систематизации и обобщения материала  в форме сказки, путешествия, соревнования.  Так как эта форма имеет широкое распространение в методике преподавания  математики,  остановлюсь на одном виде:  урок-сказка по теме

«Положительные и отрицательные числа». Идея урока была позаимствована из развивающей  компьютерной игры «Мышка Мия спешит на помощь». Причины перехода от сказочных книжных персонажей  к компьютерным очевидны:

- незнание учащимися многих  книжных сказочных персонажей;

- компьютеризация;

- привлечение внимания учащихся к развивающим  компьютерным играм.

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Положительные и отрицательные числа» в игровой форме.

Цели урока:

  1. Обобщение знаний по изученнойтеме.

  2. Демонстрация практики использования дробей в жизненных ситуациях.

  3. Развитие познавательногоинтересак предмету.

  4. < >

    Организационный момент. Объявление темы и целей урока. Объяснение правил игры.

  5. Основная часть урока. Учащиеся выполняют задания по предложенной теме сначала самостоятельно, затем один обучающийсяу доски с объяснением. За правильное выполнение класс получает «самоцвет».  «Самоцвет» - это небольшие коробочки из фольги.

Задание 1. «Посчитай-ка».

а) устно выполнить действия:

-55 + 27 =                  - 55 – 27 =              -102 : 3 =              -13 * ( -7) =           

( 34 + 16) : ( -10) = 

б) пример – соревнование:

  ( -26 + 24) * ( -5)-17 : ( -7)  * 6 – 18 =

Задание 2. « Мир геометрии».

Прослушайте задание и выберите нужную геометрическую фигуру.

  1. Найдите острый угол.

  2. Найдите треугольник

  3. Найдите прямоугольный треугольник.

  4. Найдите прямоугольник.

  5. Найдите окружность.

  6. Найдите пятиугольник.

Задание 3. « Золотой ключик».

      Отметить в прямоугольной системе координат точки и последовательно соединить.

  1. А (-1;1); В(5;1); С ( 5; 4); Д( 2;6); Е( -1; 4).

  2. О (1;2); М( 3;2); Н(3;3); Р (1;3).

Задание 4. « Число к числу».

Расположите в порядке возрастания числа.

-365; -619; 521; -371; 474; -449; 444; -366; 429; 365.

Задание 5.  « Уравнения».

Решите уравнения:

а)   0,4( 6х – 7) = 0,5( 3х + 7);

б)    7(1,4у + 1,8) – 27,6 = 10,1у.

Задание 6. « Выполняй-ка».

Найдите значение выражения:

( 39,96: (-3,7) -14,25 х 0,8) х 0,1=

Задание 7.   « Вкусняшка».  Почему?  За правильное решение задачи выдаётся  6 самоцветов.

Задача. Чтобы попасть из села на железнодорожную станцию, путнику пришлось пройти 3,5км. Из них 66% он шёл лесом, 26% - полем, а остальной путь проходил по посёлку.

На сколько километров больше прошёл он лесом, чем полем?                

  1. Подведение итогов урока, анализошибок, раскрытие секрета «самоцветов». Учащиеся на последних минутах урока открывают коробочки и угощаются конфетами, спрятанными в них.

В ходе таких уроков осуществляется не только  обучение, но и воспитание детей, что тоже немаловажно в работе учителя.

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативной компетентности на уроках математики»

Формирование коммуникативной компетентности на уроках математики

Математика позволяет обеспечить формирование как предметных, так и общеучебных (метапредметных) умений школьников, которые в дальнейшем позволят им применять полученные знания и умения для решения собственных жизненных задач.

При рассмотрении вопроса о формировании метапредметных компетенций нельзя не упомянуть о дидактических играх. Математические игры – технология, позволяющая, как никакая другая технология, развивать ключевые компетенции школьника 5-9 класса, готовя его, тем самым, к серьезной исследовательской деятельности (работа над проектом) и обучению в профильной школе. Игры ставят ученика в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности.

Дидактическая игра. В 5 - 6 классах внимание учащихся неустойчивое, поэтому на уроке возникает необходимость переключаться с одного вида деятельности на другой. В этом случае выручает дидактическая игра.

Дидактическая игра очень хорошо уживается с «серьёзным» учением, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Каждая дидактическая игра должна иметь устойчивую структуру, состоящую из следующих компонентов:

-игровой замысел;

-правила игры;

-оборудование;

-игровые действия;

- результат.

С использованием данной технологии разработки игр мною разработана игра « Крестики – нолики», которую очень любят мои ученики.

Оборудование. На классной доске чертится таблица, готовится мел.

Игровой замысел заимствован из обычной игры « Крестики – нолики».

Правила. К доске приглашаются два ученика, которые поочерёдно выполняют задание. Если задание выполнено верно, то в отведенном для ответа поле ставится крестик или нолик, в зависимости от выбора ребёнка. Если учащийся допускает ошибку, то он пропускает ход.

Результат игры: три подряд поставленных крестика или нолика, хорошее настроение,

игровые действия и возможность применить полученные на уроках математики знания, умения и навыки.

Мною разработаны дидактические материалы к игре «Крестики-нолики» по темам:

« Натуральные числа», «Десятичные дроби», «Обыкновенные дроби», « Проценты».

Вот примеры некоторых игровых полей:

Задание. Выполните сложение и вычитание натуральных чисел.

100 + 75

70 -14

59 + 23

100 - 75

70 + 14

59 - 23

81 + 12

81 - 12

49 + 23


Задание. Выполните действия с десятичными дробями.

7,3 + 1,1

2,4: 0,4

7,3 * 10

7,3 - 1,1

7,3 * 0,1

8,9 + 0,1

7,3 : 0,1

2,4: 6

7,3: 10

Задание. Выполните сложение и вычитание целых чисел.

20 - 34

-20 - 34

-20+ 34

-13 +(-7)

-13 + 7

-9 + 12

9-12

-9 -12

-13 -7

Уроки систематизации и обобщения материала. Важным направлением в системе работы считаю проведение в 5-7 классах уроков систематизации и обобщения материала в форме сказки, путешествия, соревнования. Так как эта форма имеет широкое распространение в методике преподавания математики, остановлюсь на одном виде: урок-сказка по теме

«Положительные и отрицательные числа». Идея урока была позаимствована из развивающей компьютерной игры «Мышка Мия спешит на помощь». Причины перехода от сказочных книжных персонажей к компьютерным очевидны:

- незнание учащимися многих книжных сказочных персонажей;

- компьютеризация;

- привлечение внимания учащихся к развивающим компьютерным играм.

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Положительные и отрицательные числа» в игровой форме.

Цели урока:

  1. Обобщение знаний по изученной теме.

  2. Демонстрация практики использования дробей в жизненных ситуациях.

  3. Развитие познавательного интереса к предмету.

  4. Развитие творческих способностей учащихся.

Оформление: На доске проектируются задания (см. ниже).

Ход урока:

  1. Организационный момент. Объявление темы и целей урока. Объяснение правил игры.

  2. Основная часть урока. Учащиеся выполняют задания по предложенной теме сначала самостоятельно, затем один обучающийся у доски с объяснением. За правильное выполнение класс получает «самоцвет». «Самоцвет» - это небольшие коробочки из фольги.

Задание 1. «Посчитай-ка».

а) устно выполнить действия:

-55 + 27 = - 55 – 27 = -102 : 3 = -13 * ( -7) =

( 34 + 16) : ( -10) =

б) пример – соревнование:

( -26 + 24) * ( -5)-17 : ( -7) * 6 – 18 =

Задание 2. « Мир геометрии».

Прослушайте задание и выберите нужную геометрическую фигуру.

  1. Найдите острый угол.

  2. Найдите треугольник

  3. Найдите прямоугольный треугольник.

  4. Найдите прямоугольник.

  5. Найдите окружность.

  6. Найдите пятиугольник.

Задание 3. « Золотой ключик».

Отметить в прямоугольной системе координат точки и последовательно соединить.

  1. А (-1;1); В(5;1); С ( 5; 4); Д( 2;6); Е( -1; 4).

  2. О (1;2); М( 3;2); Н(3;3); Р (1;3).

Задание 4. « Число к числу».

Расположите в порядке возрастания числа.

-365; -619; 521; -371; 474; -449; 444; -366; 429; 365.

Задание 5. « Уравнения».

Решите уравнения:

а) 0,4( 6х – 7) = 0,5( 3х + 7);

б) 7(1,4у + 1,8) – 27,6 = 10,1у.

Задание 6. « Выполняй-ка».

Найдите значение выражения:

( 39,96: (-3,7) -14,25 х 0,8) х 0,1=

Задание 7. « Вкусняшка». Почему? За правильное решение задачи выдаётся 6 самоцветов.

Задача. Чтобы попасть из села на железнодорожную станцию, путнику пришлось пройти 3,5км. Из них 66% он шёл лесом, 26% - полем, а остальной путь проходил по посёлку.

На сколько километров больше прошёл он лесом, чем полем?

  1. Подведение итогов урока, анализ ошибок, раскрытие секрета «самоцветов». Учащиеся на последних минутах урока открывают коробочки и угощаются конфетами, спрятанными в них.

В ходе таких уроков осуществляется не только обучение, но и воспитание детей, что тоже немаловажно в работе учителя.

Внеклассная работа. Это направление считаю неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

Математический КВН. Данный вид состязания заимствован школой из телевизионной игры КВН. Поэтому при проведении целесообразно придерживаться ритуала, принятого телевидением и хорошо известного ученикам. Класс разбивается на две команды по десять человек. Выбирают капитана, название и девиз команды. Им сообщается заранее два задания: - подготовить три вопроса по пройденному материалу для команды соперников;

- нарисовать Чебурашку или Крокодила Гену только с помощью цифр.

Остальные вопросы готовит учитель. Важно, чтобы задания были посильны для решения в течение трёх минут.

В начале занятия в форме КВН команды сообщают жюри название и девиз команды.

Первый конкурс. Разминка. На доске кроссворд, команды по очереди отвечают на вопросы. За правильный ответ один балл.

Второй конкурс. Блиц - турнир. Команды задают заранее приготовленные вопросы команде соперников. За правильный ответ один балл, всего можно получить три очка.

Третий конкурс. Конкурс капитанов. Капитанам от каждой команды необходимо решить задачу.

Задача. В первом бруске массой один килограмм содержится 50% меди, а во втором массой 0,5кг – 80% меди. Бруски сплавили. Сколько процентов меди содержится в новом бруске?

За правильное решение задачи можно поставить три балла.

Четвёртый конкурс. Командам необходимо с помощью пантомимы изобразить математический термин так, чтобы догадалось жюри. Предлагаются термины: медиана, сложение, вычитание, биссектриса. Команда получает один балл в случае, если жюри отгадало пантомиму.

Пятый конкурс. Разгадай ребус. Командам предлагаются по три ребуса, которые необходимо разгадать. Максимальное количество баллов - три.

Шестой конкурс. Домашнее задание. Команды демонстрируют плакаты с рисунками. Жюри подсчитывает количество цифр, использованных на рисунке; той команде, у которой цифр больше, присуждается один балл.

В заключении подводятся итоги, награждаются победители и проигравшие.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование коммуникативной компетентности на уроках математики

Автор: Табунова Елена Валентиновна

Дата: 30.01.2016

Номер свидетельства: 285314

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "ВЫСТУПЛЕНИЕ  ТЕМА:  «Формирование коммуникативной компетентности учащихся       с ЗПР в первом классе» "
    ["seo_title"] => string(105) "vystuplieniie-tiema-formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientnosti-uchashchikhsia-s-zpr-v-piervom-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "106944"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403117934"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Статья "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов" "
    ["seo_title"] => string(126) "stat-ia-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-sriedstvami-mietoda-proiektov"
    ["file_id"] => string(6) "165178"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422782194"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов (научн. рук-ль - канд. пед. наук, доц. О.А. Тарасова) "
    ["seo_title"] => string(164) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-sriedstvami-mietoda-proiektov-nauchn-ruk-l-kand-pied-nauk-dots-o-a-tarasova"
    ["file_id"] => string(6) "165186"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422782778"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Формирование и развитие УУД на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(52) "formirovaniie-i-razvitiie-uud-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "202989"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429367277"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Роль компетентностно-ориентированных задач в формировании математической грамотности учащихся"
    ["seo_title"] => string(80) "rol_kompietientnostno_oriientirovannykh_zadach_v_formirovanii_matiematichieskoi_"
    ["file_id"] => string(6) "420280"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1496495945"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства