kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование метапредметных умений учащихся на уроках информатики в условиях внедрения ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья раскрывает особенности формирования метепредметных умений на уроках информатики в условиях внедрения ФГОС, раскрывает сущность метапредметных результатов обучения, объясняет новизну современного урока информатики, значимость уроков информатики в формировании метапредметных компетенций обучающихся. Материал может быть использован для выступления на педагогическом совете, семинаре методического объединения учителей математики, методическом совете. .

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование метапредметных умений учащихся на уроках информатики в условиях внедрения ФГОС »

Л.И.Лихобабо,

учитель информатики

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа №12 им. С.Н.Перекальского»

г. Курска



Формирование метапредметных умений учащихся на уроках информатики в условиях внедрения ФГОС



Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в обычной массовой школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные учебные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними.

Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения.

Если главнейшей задачей общества и системы образования является способность выпускников, вступающих в самостоятельную жизнь, решать новые, неизвестные задачи, которые неизбежно встанут перед ними, то результат образования можно «измерить» умением успешно решать такие задачи. Следовательно, на первый план выступает не общая грамотность, а способность выпускников разрабатывать и проверять гипотезы, умение разрабатывать и создавать проекты, проявлять инициативу в принятии решений.

Школа сегодня должна готовить своих учеников к той жизни, о которой ей самой ничего неизвестно. Поэтому важно обеспечить ребенку общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

В ФГОС метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.

Традиционная отечественная педагогика, основывалась на двух базовых принципах – это знания, умения и навык, и энциклопедический подход. Первое давало возможность сделать образование массовым. Второе обеспечивало универсальность школьного образования, являющегося базой для профессионального образования различных уровней. Такая система достаточно успешно работала вплоть до информационной революции, связанной с внедрением компьютеров и различных информационных технологий в повседневную жизнь.

С началом эры информатизации ситуация в педагогике резко изменилась. Основные следствия информационной революции - это

• экспоненциальный рост информации и, следовательно, не поддающийся контролю рост того содержания, которое необходимо усваивать в процессе обучения;

• вследствие этого невозможность организации полного усвоения указанного содержания;

• физическая невозможность применения энциклопедического подхода в связи с всё возрастающими перегрузками учащихся

• дробление предметов, профилизация как отражение всеобщей специализации знаний и, как следствие, недостаточность межпредметных связей.

Таким образом, мы получаем одно из основных противоречий современного образования. С одной стороны, знание как общекультурный феномен цельно и целостно, представляет собой сложную систему с очень многими взаимосвязями, его нельзя дискретизировать до бесконечности. С другой стороны, каждый конкретный учащийся может освоить только очень небольшой его фрагмент, не отражающий знания в целом.

Новые требования к результатам обучающихся, установленные стандартом, вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Сегодня учитель должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты: уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных; владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Что является результатом метапредметного обучения, который дается в ФГОС, а именно универсальные учебные действия? Ответ не достаточно технологичен. Нет отчетливого понимания сути универсальных учебных действий, отсутствует указание на конкретную образовательную практику и технологии, где такой результат обучения достигается. Поэтому у учителя нет образца, на который он должен ориентироваться в своей работе с детьми. Значительно удобнее и правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах.

Метапредметными результатами обучения информатике в основной школе являются:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Предыдущие версии образовательных стандартов предъявляли требования, прежде всего, к ученику. В ФГОС второго поколения требования предъявлены к системе образования в целом.

Что же предлагает новый стандарт для учителя информатики?

В профессиональной деятельности педагога, реализующего ФГОС, изменится многое. Педагог постоянно должен будет находиться в поиске новых технологий, методов и приемов, совершенствовать свои знания и умения. Он должен идти в ногу со временем, и даже, если возможно, опережать его. В современном мире неграмотным становится не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться. Главный лозунг современного этапа - «Образование на протяжении всей жизни».

В чем же новизна современного урока информатики в условиях введения стандарта второго поколения?

Учителя информатики, по моему мнению, смогут реализовать переход на новый стандарт наиболее полно, в основном за счет использования информатики и ИКТ как метапредмета, некую надпредметную оболочку, позволяющую более глубоко развивать межпредметные связи учебных дисциплин в средней общеобразовательной школе.

Информационные технологии дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных учебных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением моделирования явлений и процессов.

Важнейшей заботой для учителя должно стать обучение детей умению работать с информацией, обучение способам поиска и сопоставления информации и включения ее в решение тех задач, которые ставятся в процессе образования. Но, в то же время, нужно понимать, что информатизация направлена на развитие мышления ребенка, а не просто умение использовать информационные технологии. Информатика – наука, формирующая не только предметные, но и надпредметные и межпредметные знания, умения и навыки. На информатике формируется системный подход к восприятию окружающего нас мира, а не разрозненные сведения из какой-нибудь области. На уроках информатики ребенок учится основам: информация и ее обработка, логике, алгоритмическому мышлению, умению создать алгоритм решения той или иной задачи, основам моделирования процессов, практическому применению «абстрактной теории» в практике и т. д.

В концепции структуры и содержания среднего общего образования информатика играет важнейшую роль в формировании современного научного мировоззрения школьников и их подготовке к жизни в условиях современного информационного общества. Курс информатики призван быть системообразующим, он должен обобщить знания, направленные на формирование информационной картины мира, полученной на уроках по многим дисциплинам, так как метапредметные связи – важнейший принцип обучения в школе.

Чему учить сегодняшних школьников? Какие знания вложить, чтобы этих знаний хватило? Ответов на эти вопросы не существует. Однако, мы можем помочь нашим детям, научив их самостоятельно добывать необходимые знания, выявлять проблемы и находить пути их решения, оценивать ситуацию, самосовершенствоваться. Поэтому главным умением XXI века становится умение учиться.

Курс информатики позволяет за счёт различных заданий и приёмов сформировать метапредметные компетенции у обучающихся.

Практически на каждом уроке информатики обучающиеся сталкиваются с примерами из разных учебных предметов. Это решение уравнений, построение графиков и диаграмм из физики и математики, программирование задач на расчёты по различным формулам, создание моделей по каждому предмету. Когда изучается тема измерение информации, встречаются примеры из русского, английского языков.

Анализируя задания, используемые в курсе информатики, хочется отметить, что сейчас информатика, это не столько программирование, сколько интегрированный курс, позволяющий связать знания из различных предметов в единый междисциплинарный комплекс, формирующий общие принципы работы и преобразования информации для успешной социализации подрастающего поколения.


Литература:

  1. Глазунова О.С. Метапредметный подход. Что это?//Учительская газета 2011. № 9 [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.ug.ru/article/64

  2. Озеркова И.А. Метапредметный подход: способы реализации. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; под ред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010].URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.

  3. Прокопенко М.Л. Метапредметное содержание обучения в начальной школе. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; подред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010].URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.

  4. Сафонова О.Ю. Возможности реализации метапредметного подхода на уроках информатики. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", Науч. шк. А. В. Хуторского ; подред. А. В. Хуторского. - М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010].URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Информатика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лихобабо Любовь Ивановна

Дата: 04.05.2015

Номер свидетельства: 208195

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(280) "Совершенствование педагогического мастерства учителя математики в условиях внедрения ФГОС как фактор повышения качества математического образования"
    ["seo_title"] => string(80) "sovershenstvovanie_pedagogicheskogo_masterstva_uchitelia_matematiki_v_usloviiakh"
    ["file_id"] => string(6) "596124"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1640449494"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства