Презентация педагогического опыта на тему "Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания"
Презентация педагогического опыта на тему "Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания"
Презентация позволяет актуализировать и систематизировать знания о формировании метапредметных компетенциях учащихся. Предложены различные задания по истории и обществознанию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация педагогического опыта на тему "Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания"»
«Два дня в неделю, но не подряд, выделяются из общего, числа учебных дней, при этом один день является совершенно свободным от обычных занятий и должен быть попользован для чтения, экскурсий, спектаклей и других самостоятельных детских занятий, для чего привлекаются новые педагогические силы. Другой день является полурабочим днем с обычным педагогическим персоналом и используется для клубных и лабораторных занятий, рефератов, экскурсий, ученических собраний».
Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов «О Единой Трудовой Школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики».
Датировка: 1918.10.16
Компания Facebook 28 октября переименована в Meta.
Соответствующее заявление сделал глава компании Марк Цукерберг.
Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания
Головко Светлана Сергеевна
учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 26 пос. Новонежино»
«Знание»
«Знак»
«Проблема»
«Задача»
Методические принципы урока
Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.
Метапредметностьпредусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.
Деятельностный подход . Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.
Рефлексивность . Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.
Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.
Какие требования предъявляются к современному уроку
Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим : учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
в центре внимания урока - дети;
планирование обратной связи
Целеполагание/ планированиеПрием «Работа над понятием»
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, тема урока в 5 классе «Ассирийская держава».
Необходимо объяснить значение каждого слова.
Составить вопросу к уроку «Что хотим узнать?»
Целеполагание/ планирование«Тема-вопрос»
Содержание: Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.
Пример: Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники Египта»
План действий:
Вспомнить кто такие земледельцы и ремесленники.
Вспомнить кто такие земледельцы и ремесленники.
2. Определить, чем занимались земледельцы и ремесленники Египта. 3.Выяснить условия жизни: где жили, чем питались, как одевались. 4. Сделать вывод .
Хорошо
Плохо
Смысловое чтение
Поиск информацииЧто рассказала карта?
Вставь пропущенные слова:
Китайцы расселились по всей Великой Китайской _________.
На севере протекает крупная река _______ Желтая река), а на юге – ______ (Голубая река).
Древнейшее китайское государство возникло во ___ тысячелетии до н.э.
На севере китайского государства была сооружена Великая Китайская _____, которая защищала от ________.
Постановка вопросовДа-нетка
Пример:
Загадываем слово «подросток» и через него вводим тему урока «Отрочество – особая пора».
Постановка вопросов/умение выражать свои мысли
Ведущий объясняет слово (событие, явление, персонаж и т.д.), не называя его самого.
Команда отгадывает, задавая вопросы. Время выполнения ограничено.
Прием «Толстые» и «тонкие» вопросы» Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
Толстые ?
Тонкие ?
Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему Вы думаете ...? Почему Вы считаете ...? В чем различие ...? Предположите, что будет, если... ? Что, если ... ?
Кто ? Что ? Когда ? Может ..? Мог ли ... ? Как звать ...? Было ли ...? Согласны ли Вы ...? Верно ли ...?
Постановка вопросов/ поиск информацииТема: «Победа греков над персами в Марафонской битве»
№
Вопрос
1
Ответ
Что хотели персы?
2
Где произошла Марафонская битва?
Царь Персидской державы Дарий Первый задумал подчинить себе Грецию.
3
4
Когда произошло сражение?
Битва между персами и афинским войском произошла на Марафонской равнине, в сорока километрах от Афин.
Кто возглавил войско греков?
Летом 490 г. до н.э. персы показались в Марафонской бухте.
5
Афинское войско возглавил стратег Мальтиад.
Как сражались греки?
6
Почему греки одержали победу над персами?
Греки мужественно боролись с врагом.
Афиняне не дали персам поработить родной город.
Структурирование знанийКластер
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР
ЖИЛИЩЕ
ЗАНЯТИЯ
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
ПРИРОДА
ЛЮДИ
ЖИВОТНЫЙ МИР
ПИЩА
ИЗОБРЕТЕНИЯ
КЛИМАТ
Творческое исследование семьи
Умение строить высказываниеПОПС - формула
Умение аргументировать свою точку зрения является важным коммуникативным УД. Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
«Я считаю, что…».
«Потому что …».
П – пример
«Я могу это доказать это на примере …».
С – следствие (или суждение)
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Пример: Почему в гражданской войне в России победили «красные»?
Шесть шляп де Боно
Тема «Финикийские мореплаватели».Используем четыре шляпы.
Белая шляпа. Выделить в параграфе только факты о Финикии.
Красная шляпа. Выразить свои эмоции по поводу жизни в Финикии.
Жёлтая шляпа.Выделить позитивное, положительное, хорошее в Финикии. Объяснить, почему считаете, что это хорошо.
Чёрная шляпа. Нужно определить, негативное, отрицательное, плохое в Финикии. Объяснить, почему вы так считаете.