kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация педагогического опыта на тему "Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация позволяет актуализировать и систематизировать знания о формировании метапредметных компетенциях учащихся. Предложены различные задания по истории и обществознанию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация педагогического опыта на тему "Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания"»

«Два дня в неделю, но не подряд, выделяются из общего, числа учебных дней, при этом один день является совершенно свободным от обычных занятий и должен быть попользован для чтения, экскурсий, спектаклей и других самостоятельных детских занятий, для чего привлекаются новые педагогические силы. Другой день является полурабочим днем с обычным педагогическим персоналом и используется для клубных и лабораторных занятий, рефератов, экскурсий, ученических собраний».

«Два дня в неделю, но не подряд, выделяются из общего, числа учебных дней, при этом один день является совершенно свободным от обычных занятий и должен быть попользован для чтения, экскурсий, спектаклей и других самостоятельных детских занятий, для чего привлекаются новые педагогические силы. Другой день является полурабочим днем с обычным педагогическим персоналом и используется для клубных и лабораторных занятий, рефератов, экскурсий, ученических собраний».

Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов «О Единой Трудовой Школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики». Датировка: 1918.10.16

Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов «О Единой Трудовой Школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики».

Датировка: 1918.10.16

Компания  Facebook  28 октября переименована в Meta. Соответствующее заявление сделал глава компании Марк Цукерберг. 

Компания  Facebook  28 октября переименована в Meta.

Соответствующее заявление сделал глава компании Марк Цукерберг. 

Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания Головко Светлана Сергеевна учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 26 пос. Новонежино»

Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания

Головко Светлана Сергеевна

учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 26 пос. Новонежино»

«Знание» «Знак» «Проблема» «Задача»

«Знание»

«Знак»

«Проблема»

«Задача»

Методические принципы урока

Методические принципы урока

  • Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.
  • Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.
  • Деятельностный подход . Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
  • Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.
  • Рефлексивность . Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.
  • Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.
Какие требования предъявляются к современному уроку

Какие требования предъявляются к современному уроку

  • Хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим : учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  •   вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • в центре внимания урока - дети;
  • планирование обратной связи
Целеполагание/ планирование  Прием «Работа над понятием»   Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, тема урока в 5 классе «Ассирийская держава».

Целеполагание/ планирование Прием «Работа над понятием»

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, тема урока в 5 классе «Ассирийская держава».

  • Необходимо объяснить значение каждого слова.
  • Составить вопросу к уроку «Что хотим узнать?»
Целеполагание/ планирование    «Тема-вопрос»   Содержание: Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Пример: Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники Египта» План действий: Вспомнить кто такие земледельцы и ремесленники. Вспомнить кто такие земледельцы и ремесленники. 2. Определить, чем занимались земледельцы и ремесленники Египта.  3.Выяснить условия жизни: где жили, чем питались, как одевались.  4. Сделать вывод . Хорошо Плохо

Целеполагание/ планирование «Тема-вопрос»

Содержание: Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.

Пример: Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники Египта»

План действий:

  • Вспомнить кто такие земледельцы и ремесленники.
  • Вспомнить кто такие земледельцы и ремесленники.

2. Определить, чем занимались земледельцы и ремесленники Египта. 3.Выяснить условия жизни: где жили, чем питались, как одевались. 4. Сделать вывод .

Хорошо

Плохо

Смысловое чтение

Смысловое чтение

Поиск информации  Что рассказала карта?  Вставь пропущенные слова: Китайцы расселились по всей Великой Китайской _________. На севере протекает крупная река _______ Желтая река), а на юге – ______ (Голубая река). Древнейшее китайское государство возникло во ___ тысячелетии до н.э. На севере китайского государства была сооружена Великая Китайская _____, которая защищала от ________.

Поиск информации Что рассказала карта?

Вставь пропущенные слова:

  • Китайцы расселились по всей Великой Китайской _________.
  • На севере протекает крупная река _______ Желтая река), а на юге – ______ (Голубая река).
  • Древнейшее китайское государство возникло во ___ тысячелетии до н.э.
  • На севере китайского государства была сооружена Великая Китайская _____, которая защищала от ________.

Постановка вопросов  Да-нетка Пример: Загадываем слово «подросток» и через него вводим тему урока «Отрочество – особая пора».

Постановка вопросов Да-нетка

Пример:

Загадываем слово «подросток» и через него вводим тему урока «Отрочество – особая пора».

Постановка вопросов/  умение выражать свои мысли Ведущий объясняет слово (событие, явление, персонаж и т.д.), не называя его самого. Команда отгадывает, задавая вопросы. Время выполнения ограничено.

Постановка вопросов/ умение выражать свои мысли

Ведущий объясняет слово (событие, явление, персонаж и т.д.), не называя его самого.

Команда отгадывает, задавая вопросы. Время выполнения ограничено.

Прием «Толстые» и «тонкие» вопросы»    Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; уме­ние соотносить понятия.  Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий от­вет. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.     Толстые ? Тонкие ? Дайте 3 объяснения, почему...?      Объясните, почему...?     Почему Вы думаете ...?     Почему Вы считаете ...?     В чем различие ...?      Предположите, что будет, если... ?     Что, если ... ? Кто ?     Что ?      Когда ?     Может ..?     Мог ли ... ?     Как звать ...?      Было ли ...?     Согласны ли Вы ...?     Верно ли ...?

Прием «Толстые» и «тонкие» вопросы» Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; уме­ние соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий от­вет. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

Толстые ?

Тонкие ?

Дайте 3 объяснения, почему...?     Объясните, почему...?    Почему Вы думаете ...?    Почему Вы считаете ...?    В чем различие ...?     Предположите, что будет, если... ?    Что, если ... ?

Кто ?    Что ?     Когда ?    Может ..?    Мог ли ... ?    Как звать ...?     Было ли ...?    Согласны ли Вы ...?    Верно ли ...?

Постановка вопросов/ поиск информации  Тема: «Победа греков над персами в Марафонской битве» № Вопрос 1 Ответ Что хотели персы? 2 Где произошла Марафонская битва? Царь Персидской державы Дарий Первый задумал подчинить себе Грецию. 3 4 Когда произошло сражение? Битва между персами и афинским войском произошла на Марафонской равнине, в сорока километрах от Афин. Кто возглавил войско греков? Летом 490 г. до н.э. персы показались в Марафонской бухте. 5 Афинское войско возглавил стратег Мальтиад. Как сражались греки? 6 Почему греки одержали победу над персами? Греки мужественно боролись с врагом. Афиняне не дали персам поработить родной город.

Постановка вопросов/ поиск информации Тема: «Победа греков над персами в Марафонской битве»

Вопрос

1

Ответ

Что хотели персы?

2

Где произошла Марафонская битва?

Царь Персидской державы Дарий Первый задумал подчинить себе Грецию.

3

4

Когда произошло сражение?

Битва между персами и афинским войском произошла на Марафонской равнине, в сорока километрах от Афин.

Кто возглавил войско греков?

Летом 490 г. до н.э. персы показались в Марафонской бухте.

5

Афинское войско возглавил стратег Мальтиад.

Как сражались греки?

6

Почему греки одержали победу над персами?

Греки мужественно боролись с врагом.

Афиняне не дали персам поработить родной город.

Структурирование знаний  Кластер РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ЖИЛИЩЕ ЗАНЯТИЯ ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ ПРИРОДА ЛЮДИ ЖИВОТНЫЙ МИР ПИЩА ИЗОБРЕТЕНИЯ КЛИМАТ

Структурирование знаний Кластер

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР

ЖИЛИЩЕ

ЗАНЯТИЯ

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

ПРИРОДА

ЛЮДИ

ЖИВОТНЫЙ МИР

ПИЩА

ИЗОБРЕТЕНИЯ

КЛИМАТ

Творческое исследование семьи

Творческое исследование семьи

Умение строить высказывание  ПОПС - формула Умение аргументировать свою точку зрения является важным коммуникативным УД. Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:  П – позиция  О – объяснение (или обоснование) «Я считаю, что…».  «Потому что …».  П – пример  «Я могу это доказать это на примере …».  С – следствие (или суждение)  «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…». Пример: Почему в гражданской войне в России победили «красные»?

Умение строить высказывание ПОПС - формула

  • Умение аргументировать свою точку зрения является важным коммуникативным УД. Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

«Я считаю, что…».

«Потому что …».

П – пример

«Я могу это доказать это на примере …».

С – следствие (или суждение)

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Пример: Почему в гражданской войне в России победили «красные»?

Шесть шляп де Боно Тема «Финикийские мореплаватели». Используем четыре шляпы. Белая шляпа. Выделить в параграфе только факты о Финикии. Красная шляпа . Выразить свои эмоции по поводу жизни в Финикии. Жёлтая шляпа. Выделить позитивное, положительное, хорошее в Финикии. Объяснить, почему считаете, что это хорошо. Чёрная шляпа. Нужно определить, негативное, отрицательное, плохое в Финикии. Объяснить, почему вы так считаете.

Шесть шляп де Боно

Тема «Финикийские мореплаватели». Используем четыре шляпы.

Белая шляпа. Выделить в параграфе только факты о Финикии.

Красная шляпа . Выразить свои эмоции по поводу жизни в Финикии.

Жёлтая шляпа. Выделить позитивное, положительное, хорошее в Финикии. Объяснить, почему считаете, что это хорошо.

Чёрная шляпа. Нужно определить, негативное, отрицательное, плохое в Финикии. Объяснить, почему вы так считаете.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Головко Светлана Сергеевна

Дата: 16.01.2022

Номер свидетельства: 597877


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства