Тема: Милосердие.
Цель урока: формирование ценностного отношения к окружающему миру,
пониманию и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие».
Задачи урока:
-привить школьникам нравственные понятия милосердия, человеколюбия;
-развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей;
-способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
-развитие нравственных качеств и творческих способностей.
Формирование УУД
Предметные результаты: усвоение понятий:милосердие, сострадание.
Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, анализировать, сравнивать, обобщать на основе изученного.
Регулятивные УУД: определять цель деятельности на уроке, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные УУД: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
Оборудование, материалы к уроку: «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» Р.Н.Бунеева Д.Д.Данилов,И.И.Кремлёва БАЛЛАС 2010;
карточки для групповой работы с текстами, презентация по теме; телевизор
Ход урока
1. Организационный момент. Настрой на работу.
Возьмитесь за руки, пожмите друг другу руки. Сегодня мы собралась поговорить об очень важном. О том, что волнует многих живущих на нашей планете.
-Вспомните, какой добрый поступок сегодня совершил ваш друг или близкий человек. Улыбнитесь этому поступку, порадуйтесь за своего друга.
-А теперь вспомните, какой добрый поступок совершили сегодня вы. Порадуйтесь за себя.
Слайд 2,3
2.Актуализация знаний
-Кто сформулировал «золотое правило нравственности»? (китайский мудрец Конфуций) Слайд 4
-Почему оно «золотое»?
-Как понимаете пословицу?
Чего в другом не любо, того и сам не делай. Слайд 5
- С каким ценным качеством человеческой души познакомились? (справедливость)
-Что такое справедливость?
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним качеством человеческой души.
3. Формулирование темы урока, постановка цели
- У вас на столах листки с текстами ( тексты из пособия«Уроки нравственности В.Казыханов Набережные Челны 2000, смотреть приложение 1)
Вопросы для обсуждения в группах: Слайд 6
-О чём же мы будем вести разговор на сегоднешнем уроке? ( о милосердии)Слайд 7
-Какую цель поставим на уроке?
4.Работа по теме урока
-Часто ли вы слышали слово, вынесенное в название нашего урока?
-Посмотрите на состав слова? Что можете сказать? Слайд 8
-Придумайте родственные слова с корнем мил? С корнем серд? Слайд 8
-Что же такое милосердие? Где можем узнать значение?
Работа с толковым словарём. Слайд 9
- Что такое милосердие?
-В этом слове соединились два: милость и сердце. Милость – добровольный дар, щедрость.Сердце - милосерден тот, у кого этот дар идет от сердца.
-Милосердие ( по Ожегову) – готовность помочь кому –нибудь или простить кого - нибудь из сострадания, человеколюбия. Слайд 10
Работа по учебнику с.37 (2 и 3 абзац самостоятельное чтение)
-Какое определение этому слову дают авторы учебника?
- В чём может проявляться милосердие?
Физминутка
-Какие пословицы и поговорки со словом «милосердие» вы знаете?
-Прочитайте пословицы, как вы их понимаете? Слайд 11
-Какие милосердные персонажи из прочитанных вами книг и фильмов вы можете назвать?
– Назовитe милосердных, людей из вашего окружения – из числа родственников, друзей, знакомых?
5.Итог урока
-Что нового узнали на уроке?
6. Рефлексия Слайд 12
Я узнал…
Мне понравилось ….
Взял для себя …