Разработка урока по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"), тема "Защита Отечества"
Разработка урока по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"), тема "Защита Отечества"
Модуль - Основы православной культуры
УМК - Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ А. В. Кураев – М.: Просвещение, 2010.
Тема урока, урок 28 - «Защита Отечества»
Тип урока - Изучение нового материала
Цель, задачи.
Цель – формировать у учащихся ценностное отношение к традициям православной культуры (на примере знакомства с христианской позицией в отношении войны ради защиты Отечества).
Задачи:
- обучающие: ознакомить учащихся с сущностью понятий «справедливая», «оборонительная» война, примерами оборонительных войн в истории России, с правилами ведения справедливой войны, с именами святых защитников России.
- развивающие: развивать умения сравнивать, систематизировать информацию, выявлять причинно-следственные связи, давать оценку и аргументировать свою позицию, работать с текстом, в группах, коммуникативные навыки.
- воспитательные: способствовать формированию у учащихся ценностной ориентации быть защитниками, а не захватчиками-поработителями, уважительного отношения к святым заступникам России.
Предварительная подготовка учащихся, их родителей: ознакомиться с биографиями Сергия Радонежского, прочитать о Дмитрии Донском и Куликовской битве, подвигах Александра Невского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, группе учеников подготовить мини-инсценировку (показывается на этапе актуализации знаний).
Дидактическое обеспечение: раздаточный материал (карточки с заданиями для работы в группах), отрывки из произведений художественной литературы, фрагмент фильма о Сергии Радонежском (на электронном носителе), текст притчи «Любовь и ненависть», атрибуты, используемые на этапе рефлексии, карточки с домашним заданием для каждого ученика.
Планируемые результаты урока
- личностные: учащиеся ценят христианское отношение к войне (уважительное отношение к изученной культурной традиции), приходят к выводу о величии святых заступников России и необходимости быть продолжателями их благородного дела служения Родине, семье и культуре своего народа
- предметные: учащиеся понимают, какая война является справедливой священной, какими должны быть настоящие герои-защитники своего Отечества
- метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД): а) регулятивные УУД (ученик ставит цель собственной познавательной деятельности и придерживается ее, адекватно реагирует на замечания и принимает критику для коррекции результатов деятельности, регулирует собственную деятельность в соответствии с морально-этическими нормами, оценивает собственные достижения);
б) познавательные УУД (способен ориентироваться в тексте учебника, выделять важную для изучения нового материала информацию, разрабатывать план ее изучения, умение сравнивать, систематизировать, выявлять причинно-следственные связи, обобщать усвоенную информацию в виде моделей;
в) коммуникативные УУД (владеет навыками групповой работы, выполняет свои обязанности в группе и видит цель своей деятельности, прислушивается к мнению собеседников, высказывает свою точку зрения и аргументирует ее, грамотно оформляет свои мысли в устной речи, читает про себя текст и понимает содержание, оказывает помощь, владеет навыками участия в диалоге).
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: фронтальный опрос учащихся, составление кластера, синквейна, организация работы с текстом индивидуально и в группах.
Литература и Интернет-ресурсы
Основная: Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ А. В. Кураев – М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная:
Тудоровская Е. А. Троянская война и ее герои.
Ян В. Г. Огни на курганах (историческая повесть).
Липицкий С. В. Ледовое побоище. Субботин А. А. За землю русскую.
Интернет-ресурсы:
http://www.gcro.ru - Официальный сайт российского писателя, поэта и драматурга монаха Варнавы (Евгения Георгиевича Санина) (Притча о любви и ненависти / Маленькие притчи для детей и взрослых. Том 2)
http://www.fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
ЭОРы: фрагмент учебного видеофильма о Сергии Радонежском, аудиозапись «Богатыри».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"), тема "Защита Отечества" »
Сведения об авторе
Фамилия, имя, отчество - Мулюкин Василий Алексеевич
Район – Гагинский
Место работы - МБОУ «Гагинская СОШ»
Должность – Учитель истории
Общая информация
Модуль - Основы православной культуры
УМК - Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ А. В. Кураев – М.: Просвещение, 2010.
Тема урока, урок 28 - «Защита Отечества»
Тип урока - Изучение нового материала
Цель, задачи.
Цель – формировать у учащихся ценностное отношение к традициям православной культуры (на примере знакомства с христианской позицией в отношении войны ради защиты Отечества).
Задачи:
- обучающие: ознакомить учащихся с сущностью понятий «справедливая», «оборонительная» война, примерами оборонительных войн в истории России, с правилами ведения справедливой войны, с именами святых защитников России.
- развивающие: развивать умения сравнивать, систематизировать информацию, выявлять причинно-следственные связи, давать оценку и аргументировать свою позицию, работать с текстом, в группах, коммуникативные навыки.
- воспитательные: способствовать формированию у учащихся ценностной ориентации быть защитниками, а не захватчиками-поработителями, уважительного отношения к святым заступникам России.
Предварительная подготовка учащихся, их родителей: ознакомиться с биографиями Сергия Радонежского, прочитать о Дмитрии Донском и Куликовской битве, подвигах Александра Невского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, группе учеников подготовить мини-инсценировку (показывается на этапе актуализации знаний).
Дидактическое обеспечение: раздаточный материал (карточки с заданиями для работы в группах), отрывки из произведений художественной литературы, фрагмент фильма о Сергии Радонежском (на электронном носителе), текст притчи «Любовь и ненависть», атрибуты, используемые на этапе рефлексии, карточки с домашним заданием для каждого ученика.
Планируемые результаты урока
- личностные: учащиеся ценят христианское отношение к войне (уважительное отношение к изученной культурной традиции), приходят к выводу о величии святых заступников России и необходимости быть продолжателями их благородного дела служения Родине, семье и культуре своего народа
- предметные: учащиеся понимают, какая война является справедливой священной, какими должны быть настоящие герои-защитники своего Отечества
- метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД): а) регулятивные УУД (ученик ставит цель собственной познавательной деятельности и придерживается ее, адекватно реагирует на замечания и принимает критику для коррекции результатов деятельности, регулирует собственную деятельность в соответствии с морально-этическими нормами, оценивает собственные достижения);
б) познавательные УУД (способен ориентироваться в тексте учебника, выделять важную для изучения нового материала информацию, разрабатывать план ее изучения, умение сравнивать, систематизировать, выявлять причинно-следственные связи, обобщать усвоенную информацию в виде моделей;
в) коммуникативные УУД (владеет навыками групповой работы, выполняет свои обязанности в группе и видит цель своей деятельности, прислушивается к мнению собеседников, высказывает свою точку зрения и аргументирует ее, грамотно оформляет свои мысли в устной речи, читает про себя текст и понимает содержание, оказывает помощь, владеет навыками участия в диалоге).
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: фронтальный опрос учащихся, составление кластера, синквейна, организация работы с текстом индивидуально и в группах.
Литература и Интернет-ресурсы
Основная: Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ А. В. Кураев – М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная:
Тудоровская Е. А. Троянская война и ее герои.
Ян В. Г. Огни на курганах (историческая повесть).
Липицкий С. В. Ледовое побоище. Субботин А. А. За землю русскую.
Интернет-ресурсы:
http://www.gcro.ru - Официальный сайт российского писателя, поэта и драматурга монаха Варнавы (Евгения Георгиевича Санина) (Притча о любви и ненависти / Маленькие притчи для детей и взрослых. Том 2)
http://www.fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
ЭОРы: фрагмент учебного видеофильма о Сергии Радонежском, аудиозапись «Богатыри».
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (2 минуты)
Учитель приветствует учащихся, проверяет подготовленность классного помещения к уроку, наличие у учащихся школьных принадлежностей.
Учащиеся приветствуют учителя, показывают готовность к уроку.
Учитель стимулирует создание позитивного эмоционального настроя, предлагая ученикам пожать друг другу руки, улыбнуться и показать написанные на листочках добрые пожелания друг другу.
Ученики выполняют предложенные действия.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. (5 минут)
Учитель приглашает учеников показать заранее подготовленную мини-инсценировку с сюжетом подготовки к завоевательной войне правителя одного из государств Древнего Востока.
Группа учеников показывает действие.
Учитель благодарит учеников и организует игру «ассоциации», спрашивает: с чем в их представлении связано слово «война»?
Ответы учеников (например, «с кровопролитием», «с грабежами», «с захватом рабов», «с разрушением памятников культуры», «война – это зло»).
Учитель спрашивает: «Вы немало слышали и читали о войнах, просмотрели мини-сценку, а теперь скажите: когда (почему) происходит война?»
Ответы учеников (например, «когда люди хотят завладеть чужими богатствами», «возвеличить себя» или «когда защищают Отечество, своих родных и близких»).
Учитель ставит перед учащимися учебную проблему: «А как христианство относится к войне?»
Учитель: «Правильно, Христос призывал: любите всех, даже врагов». Война – это зло. Но всякая ли война не одобряется Христом и его последователями? Не получает благословления христианской Церкви (общины)?»
Ответы учеников: «всякая», «нет, не любая» (испытывают затруднение, неуверенность).
3. Выявление места и причины затруднения. (5 минут)
Учитель показывает ученикам короткий видеофрагмент о жизни Сергия Радонежского и спрашивает: почему священник благословил князя Дмитрия Донского на войну с монголо-татарами? Не противоречит ли это словам Христа «Возлюбите врагов своих»?
Ученики смотрят отрывок из фильма и отвечают на вопросы учителя. Возможные ответы: «Сергий Радонежский нарушил волю Христа – христиане не должны браться за оружие», «Война, которую вел русский народ, была особая, в защиту Родины, и поэтому получила благословление – защита Родины – святой долг христианина».
Учитель: «Итак, война, в которой участвовал Дмитрий Донской – в защиту Родины от врагов. Война войне рознь. Есть войны ради наживы, установления власти над слабыми народами, истребления других людей, но есть и войны ради защиты Родины. Одобряет ли Церковь войну, которую вел Дмитрий Донской? Каких знаний нам не достает, чтобы ответить на этот вопрос?
Учащиеся отвечают: нужно узнать, каково отношение христиан к войне и приравнивают ли они войну завоевательную к войне в защиту Отечества?
4. Построение проекта выхода из затруднения
Учитель предлагает ученикам разработать план преодоления возникшего затруднения (план изучения новой темы). Для этого советует ученикам обратиться к разделу «вы узнаете», выделенным словам (оборонительная война, защитить), найти в тексте ключевое понятие и составить кластер, показывающий связь понятий и ключевых знаний внутри темы (справедливая война - святые защитники России – примеры справедливых войн). На последующем этапе каждый из пунктов плана наполняется конкретным содержанием (что такое «справедливая война» и каково отношение к ней Церкви, примеры справедливых войн в истории России и их герои – защитники Родины).
Учащиеся осмысленно просматривают текст, выделяют смысловые части, составляют кластер.
5.Реализация построенного проекта. (10 минут)
Чтобы отработать понятие «справедливая война», учитель предлагает ученикам прочитать притчу «Любовь и ненависть» и ответить на вопросы: О чем говорится в тексте? Хочет ли Любовь войны? Почему Любовь вынуждена воевать с Ненавистью? Что было бы, если б победила Ненависть? Нужно противостоять Ненависти? Где можно увидеть противостояние людей Ненависти? (противостояние Любви и Ненависти в жизни людей) Можно ли считать справедливой войну против войны, против угнетателей, захватчиков, за мир, спокойствие своего народа, семьи, Родины? Защита Родины (справедливая война) – это проявление действий Любви или Ненависти? (Стремление к победе любви, мира или ненависти?)
Учащиеся читают тексты и отвечают на вопросы. Примерные ответы: «В тексте говорится о борьбе Любви с Ненавистью», «Нет, не хочет», «Любовь борется ради мира и справедливости», «Если бы победила Ненависть, то не было бы мира: люди стали бы грабить, истреблять, порабощать друг друга», «Да, нужно противостоять ненависти: защищать мир», «Люди защищают мир и спокойствие своей страны, народа, семьи на войне с захватчиками», «Да, можно». Учащиеся приходят к выводу, что справедливую войну не развязывают, это вынужденная война ради защиты мира, защиты Родины, отпор ненависти. Главное отличие от несправедливой войны – стремление (любовь) людей к миру, любви, счастью.
Учитель: Итак, мы пришли к выводу, что справедливая война - это вынужденная, оборонительная война в защиту мира и спокойствия родных и близких, своей Родины. Это отпор ненависти, стремление к победе любви в жизни людей. Вот такая вынужденная война и допускается Церковью, получает благословление.
Ученики слушают учителя.
Учитель предлагает группам учеников прочитать отрывки текста (первой группе – на с. 88 об обиде близкого, родного человека и обиде по отношению к самому себе, второй группе - на с. 88- 89 - о войне 1812, третьей – об оборонительной войне, четвертой – о подвигах Александра Невского, Дмитрия Донского, Ильи Муромца и Федора Ушакова) и задает вопросы каждой группе.
Ученики читают отрывки текста и отвечают на вопросы учителя.
Учитель: Как Христос призывает относиться к врагам?
Ученики: Любить, не желать зла.
Учитель: Правильно. Слова «возлюбите врага своего» означают: не развязывай войны, не желай зла даже тем, кто тебе желает зла.
- Как согласно христианству следует реагировать на обиду, нанесенную тебе и обиду, нанесенную твоим родным, близким людям, Родине?
Учащиеся: На собственную обиду не нужно отвечать, но обиженного друга, Родину нужно защищать.
Учитель: Правильно. Слова Христа «возлюби врага своего» означают: не отвечай на личные обиды. Но христиане помнят и другие слова Христа: «Не гневайся на брата своего напрасно». Для христиан «брат» это любой человек (и друг, и враг), и нельзя напрасно обижаться на него. Христиане считают напрасной обиду на личное оскорбление, но к развязыванию войны против мира, спокойствия ближних, Родины не должны быть равнодушными.
Ученики слушают учителя.
Учитель: Почему в войне 1812 года с
Францией, Наполеоном все народы России объединились для борьбы с французами?
Учащиеся: Все эти народы защищали любимую страну, Родину, которая для них едина, - Россию. Учащиеся записывают в тетради примеры оборонительных войн.
Учитель: Какая война для христианина считается справедливой?
Ученики: Война, которая направлена не на порабощение, ограбление, истребление других народов, а война вынужденная, которая ведется ради защиты самого ценного – Родины, семьи, близких, веры.
Учитель: Какие поступки недопустимы даже на войне?
Ученики: Убийства невинных, мирных жителей, безоружных, грабежи и насилия. После завершения войны с бывшим врагом следует обращаться по-человечески.
Учитель: Кого из защитников Родины христианская Церковь высоко оценила, причислила к лику (собранию) святых?
(Учитель обращает внимание учеников на иллюстрации в учебнике и вместе с ними комментирует).
Ученики: Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Пересвета и Ослябю, Федора Ушакова, Илью Муромца, Александра Невского. Ученики записывают в тетради имена защитников. Учащиеся рассматривают иллюстрации и комментируют вместе с учителем.
Учитель: Почему? Желали ли они зла своим врагам, были ли зачинщиками войн? Можно ли их считать христианами?
Ученики: Они не желали зла своим врагам, хотели избежать войны, но, чтобы защитить родных, Родину от гибели, шли на верную гибель по зову Христа.
Учитель: Почему христиане не боялись смерти, каким правилом они руководствовались?
Ученики: Они верили, что душа бессмертна, и отдавали жизнь за восстановление справедливости, за мир, за спасение близких.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5 минут)
Проводится физкультминутка (звучит музыкальное сопровождение «Богатыри»): ученики маршируют, изображая воинов, и отвечают на несложные вопросы по теме, поддерживают успехи друг друга аплодисментами.
Ученики участвуют в игре.
Учитель организует закрепление знаний, задавая вопросы: 1) Какая война может быть справедливой и благословленной Церковью? 2) Как должны вестись войны (по каким правилам)? 3) Примеры освободительных, оборонительных войн в истории России. 4) Имена святых заступников Руси? 5) Почему воины-христиане не боялись смерти?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5 минут)
Учитель организует работу учащихся в группах по карточкам с разноуровневыми заданиями. Предлагает каждой группе рассмотреть ситуацию из произведения художественной литературы (указаны в разделе «Дополнительная литература») и оценить поступки героев, применяя знания по теме, и привести модели поведения (поступки) в соответствие со знаниями о справедливой оборонительной войне и проявлениях благородства защитников Отечества.
Учащиеся работают в группах по карточкам, выполняют задания. Для ответа командируют капитана группы.
8. Включение в систему знаний и повторение. (3 минуты)
Учитель организует закрепление знаний, предлагая принять участие в игре: завершить пословицы народов России (проверяется знание о справедливой войне, ее целях, о критериях героизма):
1) Мы войны не хотим, но к войне (готовы) 2) Не мудрено войну начать, а мудрено ее (кончить) 3) К добру и миру тянется мудрец, к войне и распрям тянется (глупец) 4) Тучам солнце не закрыть, войне мир не (победить) 5) Враг моего народа — мой (враг) 6) Герою нет (смерти) 7) Смертью героя пал, а Родину не (продал) 8) Герой — за Родину (горой)
Друга любить — себя не (щадить) 9) Кто за меч возьмется, тот от меча (и погибнет) 10) Не сможешь защитить свой очаг — завладеет (враг) 11) Тот нам ворог, кому мир (не дорог) 12) Иду на войну защищать (страну) 13) Наша победа не ради войны, а ради (мира) 14) Кто за правду горой, тот настоящий (герой) 15) Победишь не силой, а (правдой)
Учащиеся принимают участие в игре.
9. Рефлексия учебной деятельности. (5 минут)
Учитель предлагает ученикам составить синквейн на тему «Защитник Отечества».
Ученики выполняют задание.
Учитель слушает ответы учеников, задает вопрос: хотят ли дети быть похожими на героев, о которых они услышали на уроке, и почему?
Ответы учащихся.
Учитель предлагает ученикам оценить свою работу на уроке, степень увлекательности и полезности урока (приглашает учащихся к рефлексии: предлагает в золотую шкатулку опустить 3 цветных листочка (красного, желтого, зеленого цвета, каждый из цветов отражает эмоциональное восприятие урока «красный» - урок понравился, «желтый» - не очень, «зеленый» - не понравился) и на листочке написать, чем объясняется указанное восприятие урока (почему понравилось или не понравилось, то есть, что узнал, что заинтересовало, чему научился, что показалось трудным, неинтересным).
Ответы учащихся.
Ученикам дается дифференцированно (в зависимость от степени подготовленности учеников) (обозначенное в карточках) домашнее задание, которое они будут выполнять с опорой на материал учебника, помощь родителей. Ученикам послабее: одной группе - составить галерею образов по теме (защитники Отечества, оборонительные войны, памятники культуры, увековечивающие имена героев России), второй группе – разработать пять нравственных правил защитника Отечества. Для более сильных – составить рассказ о защитнике Отечества (возможно об одном из родственников – героев оборонительной войны).
Учащиеся записывают домашнее задание и консультируются с учителем.