«Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете»
И.В. Гёте
Младший школьный возраст – важный период в становлении личности ученика. Каким станет в будущем ребёнок, зависит от воспитания. В настоящее время общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, готового к самостоятельным действиям и принятию решений, то есть школа должна «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе» и вести коммуникацию.
Мы живём в такое время, когда современные дети ограничены в общении: игры, совместная деятельность, сотрудничество со сверстниками часто недоступны для младших школьников. Большинство детей не участвуют в игровой деятельности дворовых коллективов, в деятельности детских общественных организаций, поэтому не имеют возможности приобрести опыт общения со сверстниками, опыт лидерства и работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД во внеурочной деятельности»
Доклад на тему:
«Формирование УУД во внеурочной деятельности»
Подготовила:
Учитель начальных классов
Савельева Т.Н.
Март, 2025
«Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете»
И.В. Гёте
Младший школьный возраст – важный период в становлении личности ученика. Каким станет в будущем ребёнок, зависит от воспитания. В настоящее время общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, готового к самостоятельным действиям и принятию решений, то есть школа должна «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе» и вести коммуникацию.
Мы живём в такое время, когда современные дети ограничены в общении: игры, совместная деятельность, сотрудничество со сверстниками часто недоступны для младших школьников. Большинство детей не участвуют в игровой деятельности дворовых коллективов, в деятельности детских общественных организаций, поэтому не имеют возможности приобрести опыт общения со сверстниками, опыт лидерства и работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи.
Поэтому проблеме формирования коммуникативных УУД уделяется большое внимание и значит, проблема актуальна на сегодняшний день.
Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
К коммуникативным УУД относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Обратим внимание на формы и методы достижения планируемых результатов:
- ученик соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова). Может решать разные коммуникативные задачи, адекватно используя имеющиеся у него языковые средства (просьба, отказ, поздравление, доказательство…). Умеет презентовать результаты своей деятельности, в том числе средствами ИКТ.
- ученик умеет использовать компьютерную технику для решения поисковых задач, в том числе умеет вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; при этом он соблюдает нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- ученик умеет вести диалог, учитывая разные мнения; умеет договариваться и приходить к общему решению; умеет задавать вопросы, уточняя непонятное в высказывании; умеет доказательно формулировать собственное мнение.
- ученик активно участвует в коллективном диалоге по постановке общей цели и путей её достижения, умеет договариваться о распределении функций и ролей при работе в паре, в творческой группе; умеет осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- ученик проявляет готовность к решению конфликта посредством учета интересов сторон и сотрудничества, стремиться к координации различных позиций при работе в паре.
- умения слышать и понимать окружающих, договариваться в процессе деятельности, развитие творческих способностей и воображения детей.
Коллективные игры
«Картина»
Представить, что сцена - это чистый лист бумаги. Детям нужно нарисовать картину на заданную тему. Перед тем, как выйти на сцену, нужно решить, кто он и что будет делать. Когда один из учеников примет им задуманную позу, то другие должны угадать, что он делает. Можно изображать и неодушевлённые предметы: камень, дерево и т.д. Условие; нельзя повторяться.
Темы: «На речке летом», «В лесу», «На спортивной площадке», «В огороде», «В городском парке».
«Цирковые артисты» Детям нужно представить себя, что они настоящие артисты цирка. Это канатоходцы на проволоке, тяжеловесы, боксёры, фокусники, жонглёры, наездники на лошадях, акробаты, клоуны, гимнастки. Перевоплощение будет полным, если дети научатся работать с воображаемыми предметами.
«Превращение предмета»
Если стул превращают в мотор автобуса, то другие ученики могут «стать» пассажирами, кондуктором, помощником слесаря, товарищем шофёра и т.п. Когда зрители догадываются о содержании, месте и времени «превращения», каждый из зрителей может выдумать роль и дело для себя, но такое, чтобы «превращение», заданное первым исполнителем, стало более полным и выразительным. Каждый может стать помощником. Работу помощников следует оценивать: хорошо работает такой помощник, который, во-первых, не мешает главному исполнителю, во-вторых, нашёл себе неожиданное дело, в-третьих, выполнил его по правде, в четвёртых, его работа помогла и расширила эффект превращения.
Коллектив становится для ребёнка той средой, где утверждается и раскрывается индивидуальность, проявляется ответственность за общее дело.
Коммуникативные навыки облегчают процесс социализации учащихся на разных ступенях обучения.