Формирование УУД во внеурочное время в начальной школе
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
В этом году у меня 2 часа внеурочной деятельности: «Социально-проектная деятельность» и «Занимательная математика».
Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.
Я сегодня хочу поделиться опытом формирования УУД во внеурочное время на примере занятия по математике. Оно проводилось в форме игры «Счастливый случай»
Учащимся необходимо было разделиться на команды, выбрать капитана и придумать название команды.
Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:
- полное внимание к однокласснику;
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие:
- никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных сферах (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных сферах (работа по инструкции, которую сами выработали).
С первой минуты занятия учащиеся включаются в организацию своей деятельности (регулятивные УУД). К ним относятся:
• целеполагание, как постановка учебной задачи. (Каким бы вы хотели видеть наше занятие? Какие качества нужно проявить, чтобы получилось такое занятие?)
Далее командам необходимо выбрать какие задания они будут выполнять и на сколько баллов (формируются коммуникативные УУД).
Команды отвечают, если одна из команд ответила неправильно, то у других есть возможность заработать баллы. В конце занятия подводятся итоги и выявляется победитель.
На этом занятии развивались УУД во всех сферах:
-личностные (формирование интереса)
- регулятивные (постановка задач, нахождение пути их решения, самооценка)
- познавательные (наблюдали и делали выводы)
- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)
На данном занятии прослеживались межпредметные связи с уроками литературного чтения, окружающего мира, русского языка
Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
- Возьмите красную звёздочку и поселите её на чёрную тучку, если вам было скучно на занятии.
- А, если вам было интересно сегодня, поселите жёлтую звёздочку на голубую тучку.
Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения.