kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование познавательных УУД посредством технологии критического мышления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшей задачей современного образования является формирование УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование познавательных УУД посредством технологии критического мышления"»


Формирование познавательных УУД

посредством технологии критического мышления

на уроках в начальной школе

Слайд 1

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Качество усвоения знания определяется характером и многообразием видов универсальных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных. Слайд 2

Одним из инструментов, с помощью которого можно организовать образовательный процесс, направленный на формирование познавательных универсальных учебных действий, является применение технологии развития критического мышления (ТРКМ).

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы, знаково-символические.

Общеучебные универсальные действия: Слайд 3

  • самостоятельное выделение и формулирование познава­тельной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; приме­нение методов информационного поиска, в том числе с по­мощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого вы­сказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и вы­бор вида чтения в зависимости от цели;

  • извлечение необхо­димой информации из прослушанных текстов различных жанров;

  • определение основной и второстепенной инфор­мации; свободная ориентация и восприятие текстов художе­ственного, научного, публицистического и официально-дело­вого стилей;

  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы самостоятель­ное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий со­ставляют знаково-символические действия:

—моделирование — преобразование объекта из чувствен­ной формы в модель, где выделены существенные характе­ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

—преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (суще­ственных, несущественных);

  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

—самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, на мой взгляд, является технология развития критического мышления, которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.
Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.
Но, к сожалению, не для всех учащихся предъявляемый школой уровень требований оказывается досягаемым как вследствие индивидуальных способностей, так и ввиду отсутствия интереса к его достижению.
многие дети затрудняются последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- у некоторых учеников отсутствует интерес к чтению;
- невысокий уровень развития познавательных способностей школьников.
Несомненно, для решения данных проблем необходимо увеличить «продуктивность» обучения. Увеличение «продуктивности» обучения младших школьников вижу в использовании технологии развития критического мышления.

Слайд 4 Критическое мышление - очень важная и нужная форма мышления. Жизненно необходимая. Можно утверждать, что мы, чтобы не попасть впросак, стараемся критически мыслить всегда. Критическое мышление - это своеобразный интеллектуальный «фильтр», который позволяет нам спасаться не только от неизбежных информационных ошибок, но и от возможных интеллектуальных неприятностей.

Поскольку в настоящее время школа  призвана воспитать свободную, развитую и образованную  личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях  постоянно меняющегося мира формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность.

Думать критически значит:

  • проявлять любознательность;

  • использовать исследовательские методы;

  • ставить перед собой вопросы;

  • осуществлять планомерный поиск ответов;

  • вскрывать причины и следствия фактов;

  • выработка точки зрения и способность отстоять её логическими доводами;

  • внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Слайд5

Критическое мышление имеет пять характеристик – во-первых, это мышление самостоятельное. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

Во-вторых, обобщённое - информация является отправным пунктом развития критического мышления. Разумеется, мыслительные способности маленьких детей будут ещё совершенствоваться при обучении, но даже они способны думать критически.

В-третьих, проблемное и оценочное - критическое мышление начинается с постановки вопроса и уяснения проблем, которые надо решить.

В-четвёртых, критическое мышление стремиться к убедительной аргументации.

В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими, мы уточняем и углубляем свою позицию.

Таким образом критическое мышление-это:

*Открытое мышление, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный опыт.

*Отправная точка для развития творческого мышления.

Слайд 6

В основе данной технологии – трехфазовая структура урока

Технологические этапы

I фаза 
Вызов
 
(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

Что я знаю?

II фаза
Осмысление содержания
(получение новой информации)


Что я хочу знать?

III фаза
 
Рефлексия
(осмысление, рождение нового знания)


Что узнал?

Слайд 7

  • В начальной школе, по моему мнению, не все приемы и стратегии технологии развития критического мышления применимы. На своих уроках применяю довольно часто такие приемы и методы:

  • Верные, неверные высказывания

  • Игра «Верите ли вы?»

  • Дерево предсказаний

  • Корзина идей

  • Кластер

  • Инсерт

  • Таблица ЗХУ

  • Толстые и тонкие вопросы

  • Синквейн

  • Приём «Аквариум»

  • Стратегия «Интервью»

  • Метод «Шесть шляп»

  • Прием «Письмо другу».

Первая стадия называется вызов. В классе на стадии вызова учащиеся могут получать задание, потом путём мозговой атаки составить список того, что они знают или думают. Иногда мозговая атака проводится индивидуально с каждым учеником, СТРАТЕГИЯ "ИНТЕРВЬЮ", иногда парами или с участием всей группы. Во время этой фазы важно, чтобы учитель говорил как можно меньше и давал слово учащимся. Роль учителя состоит в том, чтобы выступать в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять, однако, при этом внимательно выслушивая их мнения.        

Слайд 8

Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как  на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

  1. … ветер может разрушить горы?

  2. … опавшие осенью листья вредят почве?

  3. … 1см почвы образуется за 300 лет?

  4. … норы животных, живущих в почве, разрушают её?

  5. … растения участвуют в образовании почвы?

  6. … почва и камень родственники?

  7. … почва – наша кормилица?















- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.

- Мы говорим почва. А что же такое почва?


Слайд 9 Вот примеры фрагментов уроков на стадии «Вызов»:

Урок «Окружающий мир» 3класс, «Почва»

Приём «Корзина идей»

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Почва – это …

1… земля

2… растительная земля

3… вещество

4… суша, а не вода

5… место обитания, дом животных

На доске фиксируются все предположения.

Постановка целей урока.

- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит  найти научный ответ на вопрос, что такое почва.

На стадии «Осмысление» дети ищут ответ на вопрос: что такое почва?

Самостоятельно читают статью в учебнике.

Слайд 10

Приём «Инсерт»

- Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.

Проверка понимания и первичное закрепление.

- Что было для вас знакомым из прочитанного?

- Что нового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?


Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:

«Инсерт», «Чтение с остановками», таблица «ЗХУ», «Сводная таблица», «Концептуальная таблица», "Кластер, "Тонкие и толстые вопросы" и другие приёмы. 

Слайд 11

Приём «Концептуальная таблица»

Помогает учащимся увидеть не только отличительные признаки объектов, но и позволяет быстрее и прочнее запомнить информацию.

Приём применён мной на уроках окружающего мира по учебнику «Мир вокруг нас.2класс». Например, по теме «Дикие и домашние животные»

Линии сравнения

Дикие животные

Домашние животные

Сами добывают пищу

+

_

Сами устраивают себе жильё

+

_

Выводят потомство и ухаживают за ним

+


+

Защищаются от врагов

+

_


Тема: Поверхность нашего края. ( Стадия осмысления)


Линии сравнения

Равнины

Возвышенности

Плоскогорья

Цвет на карте

зелёный

жёлтый

Светло – коричневый

Высота

0 – 200м

200 – 500м

500 – 800м


Концептуальная таблица


Линии сравнения

Холм

Гора

подошва

+

+

склон

+

+

вершина

+

+

высота

невысокий

+


Слайд 12

КЛАСТЕР Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях.

Тема урока: «Растения». 3 класс.

Учитель записывает тему урока как «сердцевину» кластера. Вместе с детьми формулирует и записывает вопросы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы в течение урока.

Слайд 13

Пример 2.

Тема урока: «Задача ». 1 класс.


Так же таблицу «ЗХУ» начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия».

11 слайд

Пример 3.

Тема урока: «Пустыня». 4 класс

Знаю

З

Хочу знать

Х

Узнал

У

пески

животные

Заполняется в

течение урока

жарко

растения

мало воды

климат


нет растений

люди


верблюды



Слайд 14

Прием «Толстые и тонкие» вопросы

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на всех стадиях урока:

на стадии вызова—это вопросы, которые ставятся до изучения темы;

на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, размышления;

на стадии рефлексии — для демонстрации понимания пройденного.

По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке — вопросы, требующие развернутого ответа.

На стадии вызова учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «толстых» и «тонких» вопросов.


Например, тема: «Земля в космическом пространстве. Смена дня и ночи».

?

?

Что представляет собой Земля? Что удерживает Землю около Солнца? Как называются планеты? Верно ли, что планет 9?

Почему Луна излучает свет? Почему день и ночь сменяются?


После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать текст параграфа и найти подтверждение своим предположениям.

Слайд 15

Пример 4. ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ

Тема урока: «Здоровье человека». 4 класс.

Был задан вопрос: «Что надо сделать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет?». Ученики должны были вспомнить, что им известно и всё что они думают по данной проблеме. (Ответы детей записываются на ветках дерева: загорать, отдыхать, играть, купаться, гулять на свежем воздухе, заниматься спортом, делать зарядку).


Слайд 16

Пример 5. ВЕРНЫЕ НЕВЕРНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Тема урока: «Глаз – орган зрения». 4 класс.

Высказывание

До чтения

После чтения

1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным



2. Форма глаза напоминает яблоко



3. Глаза в сильные морозы мерзнут



4. Зрачок – это отверстие в глазу



5. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым



6. Полезно смотреть на солнце без защитных очков



Слайд 17

Рассмотрим тему "Воздух и его свойства" 2 класс, окружающий мир

На стадии вызова я использовала прием "Верите ли вы?"

Слайд 18

На стадии осмысления приём "Инсерт", когда дети работали с учебниками.

Слайд 19

На стадии рефлексии использовала приём "кластер" и

Слайд 20

"Синквейн"

Принято на уроках использовать синквейн на стадии рефлексии, но его можно использовать на разных стадиях урока и соответственно это имеет разные задачи:

•  На стадии вызова — сжатое обобщение актуальных заданий.

•  На стадии осмысления — вдумчивая работа над новыми понятиями.

•  На стадии рефлексии — интеграция новых и предыдущих знаний.

Слайд 21

Вот, например, один из вариантов адаптации синквейна к стадии вызова: ученикам предлагается отгадать первое слово синквейна, которое будет темой данного урока.

? (Воздух.)

Бесцветный, прозрачный.

Сжимается, перемещается, проводит (тепло).

Невидимая одежда нашей планеты.

Жизнь. Слайд 22

  • Обогащает словарный запас.

  • Подготавливает к краткому пересказу.

  • Учит формулировать идею (ключевую фразу).

  • Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.

  • Получается у всех.

При внешней простоте формы синквейн — быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, средство творческой выразительности.

Слайд 23

Здесь вы можете увидеть, как составляется синквейн. И так как это стало традиционно модным сейчас приёмом на уроках, приведу примеры, которые составляют дети на уроках

Слайд 24

русского языка

Слайд 25

в работе над словарными словами

Слайд 26

на уроках развития речи и внеклассного чтения

Слайд 27

на уроках литературного чтения

Слайд 28

на уроках окружающего мира

Давайте и мы с вами попробуем составит синквейн к лову учитель

Слайд 29

каким должен и каким не должен быть учитель


Слайд 30

А вот что получилось у меня

Слайд 31

На стадии "Рефлексия" на уроках чтения и не обязательно на них использую Прием «Письмо другу».

Слайд 32

Прием «Архивариус» как итог урока.

Слайд 33

Приём "Шести шляп" теории развития критического мышления на уроке литературного чтения

Но для начала сама притча: «В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Первый говорит: «Возьму белую шляпу, так как  белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

Брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

Выбравший, чёрную шляпу начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

Всё, к чему прикасался пятый брат, взявший зелёную шляпу, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше».

Участники   в белой шляпе будут искать в этом методе  только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты.

 В красной шляпе – проанализируют метод с позиции чувств, расскажут нам, что почувствовали, какие испытали чувства при изучении.

Участники в чёрной шляпе попытаются предостеречь нас, найти возможные риски и опасности.

Участники в жёлтой шляпе будут искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание метода с позиции оптимиста.

Участники в зелёной шляпе попытаются уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи. 

Синяя(голубая,фиолетовая)  шляпа- контроль над мыслительным процессом. Определение следующего мыслительного шага. Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять, кроме того, шляпы указывают на роль. «Примеряя» на себя шляпу определённого цветы, мы учимся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…

-Как вы думаете, что решили сделать братья?

 Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны. Смена шляп – ключевая идея метода де Боно.


Для учителей начальных классов всегда существует проблема: как сделать свои уроки увлекательными и ёмкими в плане содержания. Я пришла к выводу, что технология критического мышления на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка особенно актуальна, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным, социально значимым для учащегося. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении общении, игре и творчестве. Опыт экономичен, оптимален в затратах и подготовке. Для достижения определенного результата больших затрат и подготовки не требуется.
Все это убедило меня в необходимости использования данной технологии на своих уроках.
Слайд 34

Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями своей мысли,

а не памятью. (Л.Н.Толстой)


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование познавательных УУД посредством технологии критического мышления"

Автор: Архипова Татьяна Васильевна

Дата: 02.11.2019

Номер свидетельства: 525349

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Интерактивные задания по математике как средство развития познавательных УУД"
    ["seo_title"] => string(78) "interaktivnye_zadaniia_po_matematike_kak_sredstvo_razvitiia_poznavatelnykh_uud"
    ["file_id"] => string(6) "579386"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619504210"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-novykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-obrazovatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "127394"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415297118"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Формирование и развитие УУД на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(52) "formirovaniie-i-razvitiie-uud-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "202989"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429367277"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Тема «Любовь как источника света» по рассказу И. Бунина «Темные аллеи»  Тип урока : урок-исследование (применение ТРКМЧП) "
    ["seo_title"] => string(123) "tiema-liubov-kak-istochnika-svieta-po-rasskazu-i-bunina-tiemnyie-alliei-tip-uroka-urok-issliedovaniie-primienieniie-trkmchp"
    ["file_id"] => string(6) "115601"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412022467"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства