kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема «Любовь как источника света» по рассказу И. Бунина «Темные аллеи» Тип урока : урок-исследование (применение ТРКМЧП)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока Образовательные: 
1. проведение анализа художественного текста рассказа И. Бунина «Темные аллеи»; 
2. раскрытие значения любви как источника света всей жизни человека; 
3. совершенствование навыка определения основной мысли художественного текста 
4. определение особенности изображения темы любви в рассказе «Темные аллеи»; 
5. совершенствование навыков смыслового чтения, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме. 
Развивающие: 
Развитие мыслительных способностей - умение выделять главное, сравнивать, обобщать, характеризовать, прогнозировать, моделировать, доказывать; 
Развитие самоорганизации на уровне саморегуляции через сравнение собственных представлений с информацией художественного текста И. Бунина «Темные аллеи» о любви как нравственной ценности; 
Воспитательные: 
Формирование нравственного представления о чувстве любви; 
Формирование чувства толерантности, терпимости, уважения, отзывчивости, умения управлять эмоциями. 
Планируемые результаты 
Предметные: 

• Знать об особенностях бунинского стиля, об авторском концепте любви; 
• Уметь 
- Выдвигать гипотезы и их обосновывать; 
- выделять ключевые слова в тексте, 
- извлекать, сравнивать, сопоставлять информацию, представленную разными способами: словесно, таблицей, схемой, иллюстрацией,, музыкальной композицией и видеофрагментами; 

Личностные: 
- оценивать и объяснять простые ситуации и поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции автора и со своей собственной, 
Метапредметные: 
формировать на уроке литературы смысловое чтение, включающее «умение определять тему, прогнозировать содержание текста по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов» 

УУД 
которые приобретут/закрепят обучающиеся в ходе урока

• Личностные УУД: самоопределяться в жизненных ценностях и поступать в соответствии с ними. 
• Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. 
• Коммуникативные УУД
Слышать других участников урока, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свой взгляд на решение проблемы, договариваться с товарищами по группе, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы выполнить проектное задание сообща. 
Познавательные УУД: 
Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания путем развития механизма прогнозирования и приемов просмотрового и ознакомительного чтения, 

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС? Данный урок по теме «Любовь как источник света» по рассказу И.Бунина «Темные аллеи» разработан в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо, которая отвечает требованиям, предъявляемым новым ФГОС. Основой ФГОС второго поколения является системно-деятельностный подход, который нацелен «на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры». Технология РКМЧП представляет целостную систему, направленную на формирование качеств современного человека, адаптированного в обществе, способного самостоятельно получать знания, извлекая из различных информационных источников, и моделировать их. Благодаря ТРКМЧП ученики не пассивно воспринимают прописные истины, а в активном напряжении мыслительной деятельности идут к ним, получая чувство радости и удовлетворения от исследовательской работы. Анализ художественного произведения – извлечение закодированной информации, послание автора, ведущего к постижению истины. Поэтому учителем заранее продумывается образовательная среда урока, которая должна стать движущей силой активности ученика  по формированию и развитию УУД. Для создания образовательной среды был разработан дидактический материал урока (путевой лист, содержащий инструкцию для работы учащихся в исследовательской лаборатории по решению ряда учебных ситуаций), выстроенный в рамках основных этапов технологии РКМЧП. 
На стадии вызова созданы условия для того, чтобы ученик систематизировал свои уже имеющиеся знания по предложенной теме, опираясь на них, выдвинул гипотезу о сущности понятия любви как источника света всей жизни человека. Информация выслушивается, записывается, обсуждается. 
Стадия осмысления (реализации) осуществлялась через погружение учащихся в текст, организацию непосредственного контакта ученика с новой информацией (текст, презентация), сохранение у исследователя интереса к знанию за счет и постепенного продвижения от «старого» знания к «новому». Для этого ученик получил возможность проанализировать собственные знания самостоятельно, в результате этой деятельности зафиксировать, что ему знакомо, что для него является новым, а что порождает вопросы. В результате, ребенок сам обнаруживает новое знание, что позволяет ему безболезненно признавать свое право на ошибку и других, не задевается его самолюбие, он не может быть унижен бестактностью учителя или другого ученика, возрастает его интеллектуальная самостоятельность как основа самоуважения и чувства собственного достоинства. 
На стадии рефлексии (размышления) ученики вернулись к первоначальным записям – предположениям для их творческой переработки, анализа, интерпретации и т.д. на основе новой информации. Учащимся было предложено провести эксперимент и сделать вывод по исследованию. 
В результате проведения урока у учащихся, безусловно, сформировалось нравственное отношение к чувству любви как источнику света жизни каждого человека, понимание бунинского концепта любви и раскрытие его как дара и соотнесение данной нравственной категории с жизнью и судьбой страны. Работа с текстовой информацией направлена на развитие читательских компетенций учащихся,
Такие знания, полученные на уроке литературы посредством « погружения» в текст и самостоятельного извлечения из него подтекстовой информации, способствуют развитию творческих способностей.
Данный урок предусматривал работу в двух группах (по количеству персонажей произведения), что позволило учащимся проводить отбор информации для определенного героя, быть более внимательными к ключевым словам, помогающим раскрыть не только образ героя, его понимание чувства любви, но и определить авторское отношение к герою. Также работа в группе становится работой в команде и для команды, где можно высказать свою точку зрения и прийти к общему мнению, потому что так в маленьком интеллектуальном пространстве формируются и развиваются у каждого участника исследовательской лаборатории очень важные в современном обществе качества сотрудничества, толерантности. 
• На протяжении всего урока ведущей деятельностью стала деятельность самого ученика: от мысли к действию, а значит к знанию, что ведет к повышению интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения, к повышению качества образования учеников, к результату – становлению личности ученика, умеющего работать с разными видами информации. 
• Роль учителя на уроке литературы данного типа координирующая, направляющая. Учитель имеет возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения. 
• Т.о., данный урок посредством применения ТРКМЧ  отвечает требованиям ФГОС и реализует системно-деятельностный подход в обучении. 
 

Почему именно  эта технология позволяет достичь поставленных целей и задач урока? Основным условием, при котором реализуется проведение данного урока, является создание проблемного обучения, при котором процесс познания становится исследовательским. Основной дидактический прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (вопросами), который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие. 
С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др.)  учащиеся побуждлисьт к совместному размышлению, поиску неизвестного знания. Когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. 
 Технология позволила за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления: 
ü повысить в несколько раз эффективность и качество обучения. 
ü осуществить воспитательный процесс (работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества). 
ü Способствовать становлению и развитию у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. 
Как учитывались психолого-педагогические особенности классного коллектива/группы при отборе методов и содержания урока/мероприятия 
При отборе методов и содержания урока по теме «Любовь как источник света» учитывались психолого-педагогические особенности учащихся 9 класса. 
Подростковый возраст—это весьма сложный, таящий в себе опасность кризисных явлений, период в жизни ученика. В этот период организм ребенка претерпевает кардинальные изменения, развертывается процесс полового созревания. С этим процессом связано возникновение у подростка физического ощущения собственной взрослости. У него возникает представление о себе уже не как о ребенке, он стремится быть и считаться взрослым. Отсюда у подростка возникает новая жизненная позиция по отношению к себе, к окружающим людям, к миру. Он становится социально активным, восприимчивым к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют среди взрослых. Поэтому период подросткового возраста характерен тем, что здесь начинается формирование морально-нравственных и социальных установок личности ученика, намечается общая направленность этой личности

Поэтому деятельность учащихся была организована от начала до завершения урока с учетом изучаемой проблематики, разнообразия исследовательских заданий и их постепенного усложнения. На уроке использовались индивидуальная, групповая формы организации самостоятельной деятельности учащихся. При составлении путевого (исследовательского) листа учитывались индивидуальные особенности учащихся: внимание, память, мышление, читательские компетенции.
Дополнительная информация 
Ресурсы, оборудование и материалы 
Компьютер, проектор, аудиозапись. 
Заготовки для проекта ( выращивание розы) 
Фрагменты из кинофильмов «Не покидай», «Жестокий романс», «Темные аллеи». 
Музыкальные композиции: «Песня о волшебной розе»,. «Надежда» Музыка Е. Крылатов слова Л. Дербенёв, 
«Любовь - волшебная страна» Автор текста: Рязанов Э. Композитор : Петров А. 


 

Просмотр содержимого документа
«Тема «Любовь как источника света» по рассказу И. Бунина «Темные аллеи» Тип урока : урок-исследование (применение ТРКМЧП) »

И.А.Бунин «Темные аллеи»

ХОД УРОКА

  1. Орг.момент.

Здравствуйте, ребята!!! Меня зовут Елена Михайловна, я очень рада видеть вас!! Давайте все улыбнемся друг другу и начнем работу!!

СЛАЙД 1

Наше сегодняшнее занятие будет проходить в 2 группах, которые будут работать над рассказом И.А.Бунина «Темные аллеи». На столах перед вами лежат инструкции по выполнению ряда заданий. А вот для того, чтобы мы с вами смогли определить тему и цель нашего занятия, я предлагаю вам послушать и посмотреть небольшое вступление. Итак, мы отправляемся в путь!

СЛАЙД 2

(«Любовь – волшебная страна»)

- О чем эта музыкальная композиция?

Совершенно верно, о любви.. А что таит в себе это понятие?

СЛАЙД 3

Подберите слова-синонимы к слову любовь в каждой букве этого определения..

А теперь скажите, что же такое, по-вашему, любовь?? Продолжите фразу: любовь – это…..

СЛАЙД 4

Хорошо.. а теперь скажите, что станет предметом исследования на уроке?(отношение героев к любви)

А объектом исследования? (чувство любви в жизни героев)

Итак, какова же цель нашего исследования? (выявить значение любви в жизни героев и человека вообще.)

СЛАЙД 5

Ребята, тема нашего урока: «Любовь – источник света» ( по рассказу Бунина «Темные аллеи»).

В конце своей жизни Бунин создал «Темные аллеи» - сборник рассказов о любви. Одноименный рассказ открывает книгу, задавая эмоциональный настрой всему циклу. Я думаю, читая рассказ, вы не остались равнодушными.

- Какое впечатление он произвел на вас?

СЛАЙД 6

- Скажите мне, пожалуйста, почему рассказ, в котором воспевается такое светлое чувство, как любовь, назван «Темные аллеи»? (описано расставание, автор указывает на мрачные стороны любви)

Да, ребята, вы правы, о героях Бунина нельзя сказать словами А.Грина: «Они жили долго и счастливо и умерли в один день». Описание тихого семейного счастья не привлекает писателя – как бы сильно ни любили друг друга герои, финал рассказов всегда трагичен.

СЛАЙД 7

Сюжет рассказа подсказан стихотворением Н.Огарева «Обыкновенная повесть». Давайте прочтем его фрагменты.

- С каким временем года ассоциируется каждый фрагмент? СЛАЙД 8

- А с кем из героев можно провести ассоциацию?

- Ребята, задумайтесь, почему во втором фрагменте стало вдруг темно? Что исчезло? А что исчезло из жизни главного героя? Почему в его душе тоже стало темно? Какой вывод из этого следует? (исчез свет, солнце..исчезла любовь..Любовь – это свет, без нее нет жизни..)СЛАЙД 9

СЛАЙД 10

Перед вами высказывание французского драматурга Жана Батиста Мольера: «В душе настал бы мрак…» Согласны ли вы с ним? В качестве гипотезы мы возьмем именно их. Ваша задача – доказать или опровергнуть это высказывание. А поможет нам в этом текст произведения.

Давайте к нему обратимся.

- Кто является главными героями? СЛАЙД 11

  • Что произошло на постоялом дворе?

А сейчас я хочу обратиться к нашим исследователям. Каждая группа будет исследовать своего персонажа.

Ваше первое задание. Выберите из текста описание портретов главных героев. СЛАЙД 12

(заполнение таблицы).

- какое слово является ключевым?(глаза)

- какой мы из этого делаем вывод?(глаза-зеркало души)

- почему именно такое душевное состояние отражается в их глазах?(Надежда предана своей первой любви, ставшей смыслом жизни; Николай Алексеевич- пренебрегает чувством, поэтому мрак и тоска)

СЛАЙД 13

Для того, чтобы выяснить, как герои относятся к чувству любви, необходимо восстановить диалог героев по репликам. Дополните таблицу цитатами из текста.

Прочтите получившийся диалог.

Мы видим, что герои по-разному воспринимают чувство любви. Определите, что значит любовь для каждого из них, по-вашему мнению. СЛАЙД 14

Что же мы видим?(разное понимание, для одного любовь – ничто, пустота, для другого – свет,чистота, смысл жизни)

СЛАЙД 15

Давайте проследим, как же отношение к любви может повлиять на судьбу человека. предлагаю вам по опорным «веточкам» нашего «дерева предсказаний»: дом, семья, дети, общественное положение, память, психологическое состояние – определить, как сложится дальнейшая жизнь героев.

(заполнение таблицы).

1 группа. Как сложилась судьба Надежды?

Предположите, что же произойдет в дальнейшем?

2 группа. Как сложилась судьба Николая Алексеевича?

Ваши прогнозы для него?

А теперь подумайте, что царит в душе у каждого из персонажей? На чьей стороне автор? Почему? Что такое любовь для Бунина? Какова его концепция любви?

СЛАЙД 16

(Любовь – божественный дар, который нужно помнить. А если забыть, значит- лишиться света в душе, и тогда наступит расплата)





Физкультминутка

Любовь – это свет, это воздух, которым живет человек. И нам с вами этот воздух необходим. Давайте сделаем глубокий вдох и медленный выдох, пропуская воздух через себя вниз.

СЛАЙД 17

У каждой группы есть детали для выращивания цветка. Как правило, для роста и цветения необходимы определенные условия. Попробуйте вырастить цветок в тех условиях жизни, которые характерны для жизни вашего героя

Небольшая подсказка: почва - это душа, семена – память о любви. Делаем выводы, пока звучит музыка.

СЛАЙД 18

- что же у нас получилось? Какой вывод мы можем сделать?

(любовь – это живительный свет!)

Что мы можем добавить к авторской концепции любви?

(любовь – это свет, озаряющий жизнь человека)

Вернемся к нашей гипотезе. Подтвердилась ли она?

Предлагаю вам написать синквейн к слову любовь.

СЛАЙД 19

(зачитать 2)

В любви, как и в жизни, всегда противоборствуют светлые и темные начала. Наряду с озаряющим жизнь чувством у каждой пары есть свои темные аллеи. Но…

«Океаны ломают сушу…» СЛАЙД 20

Д/З: сочинение-эссэ «Возможна ли жизнь без любви?»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Глинкина Елена Михайловна

Дата: 30.09.2014

Номер свидетельства: 115601

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства