kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование функциональной грамотности обучающихся начального общего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание

1 Введение

2 Основная часть

1).Словесное развертывание образов произведения на уроках литературного чтения.

2).Театрализованная творческая деятельность на уроках литературного чтения.

3).Изобразительная творческая деятельность на уроках литературного чтения.

3 Заключение

4 Список литературы.

1. Сущность:

A) доказать, что важнейшим показателем уровня культуры человека, его мышления, интеллекта, самым совершенным средством общения является речь;

Б) раскрыть речь, как вид деятельности человека, реализации мышления на основе использования средств языка;

B) выделить функции общения и сообщения эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности обучающихся начального общего образования»

МБОУ «СШО № 116 г. Челябинска»

Из опыта работы обобщение по теме:

«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения»

Учитель: Якимчик В.С.

2023-24 уч. год

Содержание

1 Введение

2 Основная часть

1).Словесное развертывание образов произведения на уроках литературного чтения.

2).Театрализованная творческая деятельность на уроках литературного чтения.

3).Изобразительная творческая деятельность на уроках литературного чтения.

3 Заключение

4 Список литературы.

1. Сущность:

A) доказать, что важнейшим показателем уровня культуры человека, его мышления, интеллекта, самым совершенным средством общения является речь;

Б) раскрыть речь, как вид деятельности человека, реализации мышления на основе использования средств языка;

B) выделить функции общения и сообщения эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

2.Условия возникновения опыта:

2.1 Опыт формировался в условиях работы

в МБОУ «СШО № 116 г. Челябинска»

В процессе обучения использовались новые методики, направленные на развитие коммуникативных способностей учащихся

2.2. Появление опыта обусловлено следующими противоречиями:

А) во-первых, в дошкольном возрасте, а отчасти в школьном, язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна.

Б) во-вторых, в традиционной системе овладения учащимися чтением рассматривается лишь как овладение определенными умениями и навыками без учета развития познавательных и речевых способностей, ориентированных на формирование у детей интереса к родному языку как важнейшему средству речевого общения.

B) в-третьих, современная семья практически не уделяет внимания выработке вежливого речевого общения. Совершенствование речи, повышение ее культуры целиком переложена на школу.

C) В последнее время в школу приходит большое количество детей с нарушением речевой функции. Даже при нерезком выраженном общем недоразвитии речи у учащихся имеются отклонения в формировании всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя), поэтому школьники испытывают большие трудности в овладении письмом и чтением.

3.Актуальность опыта:

A) Опыт способствует развитию не речи, вообще, а речи разговорной, деловой, художественной. Приобщает детей к литературе как к искусству, обеспечивает благоприятные условия для практического включения ребенка в мир литературы, развивает самостоятельную творческую деятельность, культуру речевой коммуникации учащихся.

Б) опыт позволяет успешно реализовать принципы развития речи, коммуникативную функцию языка, обеспечивает практическую направленность обучения искусству речи, умение общаться с собеседником, отстаивать свою точку зрения.

B) в процессе опыта, ученик находится на субъект - субъектном уровне, т.е. в процессе деятельности является не пассивным объектом педагогических воздействий, а активным участником, полноправным партнером учебной и воспитательной ситуации

Г) цель учителя обеспечивать коммуникативную направленность обучению языку:

-развитие творческих способностей учащихся

-развитие устной и письменной речи

-приобщение детей к литературе как искусству слова

введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.

4. Новизна опыта

Коммуникативно-деятельностный подход, ориентированный на овладение детьми навыками чтения, письма и развитие познавательных и речевых способностей строится на основе новых подходов к определению целей и принципов обучения.

Дар слова - одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Жизнь людей немыслима без языка, без речи. Слово - это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение, словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью человека, его общей культуры, его образованности.

Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, поскольку это даёт возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, в общественной жизни. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело и в нужное время.

Чтобы наше общение было успешным, недостаточно просто хорошо знать язык, его грамматику, словарь. Надо учиться пользоваться своей речью с тем, чтобы суметь заинтересовать собеседника, повлиять на него, завоевать на свою сторону, участвовать в беседе в узком кругу друзей и выступать перед широкой аудиторией.

Развивать речь, формировать умение общаться следует с раннего возраста. Именно в школе так много уделяется этому внимание.

1.Введение.(теоретическая база опыта)

Творчество-способность человека создать нечто новое, оригинальное. Творчеству благоприятствует развитие наблюдательности, легкость комбинирования извлекаемой из памяти информации. Творческие возможности не только зависят от умственных способностей, но и от определенных черт характера.

Если в раннем возрасте процесс творчества ярче всего выражается в рисовании-любимом занятии детей, то для младших школьников самым характерным становится литературное творчество. Для словесного рисования нужен жизненный опыт, запас личных переживаний, умение анализировать отношение между людьми. Ребенок младшего школьного возраста еще не обладает ни опытом, ни умениями, и поэтому литератуному творчеству его надо учить.

Основная трудность младших школьников заключается в том что они не могут правильно выразить свое мнение, понимание, знания в письменной речи. Письменное выражение их мыслей и чувств значительно отстает от способностей выражать их словесно. Беден словарный запас. В этом и должен помочь учитель. Требуется единая система, которая включает в себя ряд методов, приемов и упражнений.

Под системой я понимаю последовательное включение творческих заданий: от простого к сложному. Во-первых, это воспитание у учащихся качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь – в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы, воображение. Во-вторых, самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество. Самовыражению служат самые разнообразные типы сочинений: отзывы о прочитанных книгах и просмотренных спектаклях, рисование кадров воображаемого кинофильма или диафильма по-прочитанному. В-третьих, это элементы исследовательской деятельности учащихся.

Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

- познавательные задачи должны способствовать развитию психических свойств личности – памяти, внимания, мышления, воображения;

- задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим;

- система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

До литературного творчества ребенок должен дорасти. Только на очень высокой ступени овладения речью, только на очень высокой ступени развития личностного внутреннего мира ребенка становится доступным литературное творчество. Этот факт заключается

в отставании развития письменной речи детей от устной речи. Именно уроки литературного чтения, начиная с первых дней пребывания ребенка в школе, способствуют развитию устной и письменной речи, а также

развитию творческих способностей школьников, так как ученик в учебном процессе обучения старается занять позицию исследователя, творца. Цель учителя – вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить инстинкт познания.

Развитие творческих способностей посредством литературной деятельности будет успешным, если соблюдать следующие условия:

- использовать совокупность методических приемов, направленных на развитие творческого потенциала;

- использовать образцовые авторские и народные произведения;

- зарубежный литературный материал должен опираться на знания детей в области отечественной литературы, тогда мы научим их уважать свою культуру и обогатим их кругозор;

- осуществлять преемственность между начальной и старшей ступенью обучения.

Курс литературного чтения предполагает вовлечение всех школьников в творческую деятельность, причем не только читательскую. В зависимости от склонностей и задатков каждый ребенок может проявить себя в творчестве по-разному: в качестве писателя, критика, художника-иллюстратора, чтеца, актера.

Поскольку творческая деятельность предполагает наличие у детей литературно-творческих умений, необходима специальная система упражнений и заданий, которая позволила шаг за шагом формировать умение выполнять творческие задания. (Приложение 1)

В зависимости от вида творческой деятельности можно выделить 3 группы методов и приемов, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроках литературного чтения:

1. Словесное развертывание образов произведения.

2. Театральная творческая деятельность.

3. Изобразительная творческая деятельность.

2.Основная часть.(технология работы)

1.Словесное развертывание образов произведения на уроках литературного чтения

При работе с художественными текстами основным будет метод творческого чтения, направленность которого выражается прежде всего в стремлении сделать чтение актом сотворчества с создателем текста. Другой стороной этого метода является развитие способности к творческому самовыражению в процессе интерпретации прочитанного при выполнении разнообразных работ творческого характера с текстом. Целью данного метода является активизация художественного восприятия как в начале изучения произведения так и после анализа. Созданные фантазией во время чтения образы, являются результатом творческой активности читателя и стимулируют словесное творчество. Оно может быть представлено высказыванием впечатлений о прочитанном, воспоминаниями о подобном случае из своей жизни, придумыванием продолжения, словесным рисованием картин, творческим пересказом. Творческое чтение – основа формирования высокого художественного вкуса и им движет любознательность. Методические приемы, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения: выразительное чтениекомментированное чтениетворческие задания, постановка на уроке учебной проблемы.

Вопросу развития выразительного чтения придается огромное значение, т.к. выразительность основанная на вдумчивом анализе текста содействует глубокому пониманию произведения, эпизода, фразы, а также способствует развитию творческого чтения.

Что же нужно знать и уметь, чтобы научиться читать выразительно?

  1. Необходимо владеть техникой выразительной речи, т.е. голосом, дыханием, дикцией.

  2. Уметь определять для себя задачу чтения, т.е. точно понимать, какие чувства и мысли хотим передать слушателям.

  3. Уметь применять интонационные средства выразительности в точном соответствии с задачей чтения.

  4. Соблюдать законы жанра – произведения разного жанра читаются по-разному, нельзя использовать одни и те же средства речевой выразительности при чтении басни, юмористического рассказа и т.п.

Чтобы чтение учащихся было выразительным, нужно им помочь в выборе и использовании средств художественной выразительности (метафоры, эпитеты, олицетворение, сравнение) и средств звуковой выразительности (голос, интонация, темп, паузы, мелодика, логическое ударение).

Так, изучая тему «Скороговорки», предлагаю ученикам упражнения для развития силы голоса (читаем громко, еще громче, тише, еще тише), выбора интонации, логического ударения.

Главное средство речевой выразительности – интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Вот некоторые задания:

- передай в тексте радость, возмущение, гордость, печаль;

- прочитай отрывок, передавая голосом страх, удивление, огорчение;

- прочитай предложение с разной интонацией.

Ребята с удовольствием работают, пробуют различные интонационные окраски и выбирают для себя именно ту, которая им ближе по смыслу или которую легче удается передать. Таким образом, одно и то же произведение каждый ученик читает с разным чувством, присущим только его сегодняшнему настроению или желанию познакомить товарищей со своей интонационной находкой.

Можно провести конкурс «Кто с большим количеством оттенков интонаций сможет прочитать одно и то же слово (фразу)» или игру «фантазия». Прошу детей пофантазировать и сказать: «Дай мне игрушку», как это могли бы сказать дождик, гром, птичка. Затем ответить: «Не дам!», голосами тех же персонажей.

Обязательно должно быть выразительное чтение взрослого – это своего рода театр одного актера, который своей игрой (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) облегчает работу читателей-школьников, помогает им открыть в тексте новые глубины и оттенки. Выразительное чтение может осуществлять как сам учитель, так и профессиональный чтец (в записи); возможно также прослушивание записей спектаклей.

Выразительное чтение самих детей (наизусть или по книге) – это своеобразный отчет учителю, классу, себе самому о своем понимании текста, его интерпретация, практически выполняемая ребенком не только для себя, но и других. Такую работу можно проводить в виде конкурса чтецов.

Литературное произведение – это искусство слова, поэтому с первого класса использую такое творческое задание, как работа над художественным словом, его значением и формой. Слово позволяет осознать

ребятам мир своих чувств и учит их «метить» этим чувством слова, поэтому необходимо развивать у детей «чувства слова» - основы литературы как вида искусства. Для выявления выразительных возможностей слова дети выполняют специальные творческие задания. Они должны отвечать устно и письменно на, казалось бы, странные вопросы: «Какие настроения возникают у меня, когда я слышу «шум», «шелест», «лепет»? Что я чувствую, представляю, когда звучит слово «волна» и т.д. Таким образом, ребенок прикасается к одной из самых глубинных тайн литературного творчества: к тому удивительному явлению, когда произведение «вырастает» из «зерна» одного-единственного слова, которое необычно, индивидуально прозвучало и вызвало целую гамму чувств.

В работе с детьми я использую прием «Литературный эксперимент». Цель данного приема – дать детям материал для сравнения, привлечь их внимание к авторскому выбору слова. Наблюдаем, как звучит текст без авторского слова, как он изменился? Далее то или иное выражение дети находят в других текстах, придумывают собственные примеры, а затем употребляют эти выразительные средства в собственной речи.

Эффективным для понимания и нахождения художественных средств является такой прием,когда мы не заменяем слово, а «включаем» воображение: «Дождь барабанил по крыше» - как ты это представляешь.

Для воспитания внимания к слову я предлагаю детям составить кроссворд по прочитанному произведению или использую готовые кроссворды.

В системе творческих заданий особое место занимает игра «Путаница». Это творческая игра в слово, игра словами. Суть игры такова. На доске или на отдельных листочках выписаны вперемежку, через запятую, слова нескольких афористичных изречений. Детям нужно внимательно прочитать слова, подумать и постараться вычленить из всех слов те, которые составят знакомые афоризмы. Можно привлечь не только пословицы, но и поговорки, загадки, различные примеры детского фольклора.

Возможно использовать в работе над словом следующие задания:

Задание «Соединялки» учит составлять как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Например, линейка – книга, шляпа – мост, газета – верблюд, солома – телевизор, утюг – трамвай. Вопросы должны быть необычными или смешными.

Задание «Определение»

Раздаются карточки со словами: автобус, яблоко, озеро, ромашка, одуванчик и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть свое слово и жестикулировать руками.

Задание «Толкование слов» домашнее задание

Даны слова: телефон, цирк, детский сад, торт и др.

Одна группа должна дать парадоксальное толкование каждого слова, а другая определяет лучшее толкование слов.

Прием «Чтение с остановками»

Чтение текста с остановками осуществляется по частям. Каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет, и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для прогнозирования, эмпатии, целостного видения произведения.

Прием «Задай вопрос» развивает умение задавать вопросы. Заданный вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Прием «Мозаика»

Класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста.

Прием «Ассоциативные загадки»

Большое внимание на уроках уделяется фольклору, особенно работе с пословицами, загадками, русскими народными сказками, а также с былинами и легендами. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Сочиняя загадку, дети получают возможность сконцентрировать свое внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. Еще одна особенность этого жанра: загадка – это форма поэтического творчества, это всегда короткое произведение, что существенно для младших школьников, когда им доступен для записи небольшой текст. Работа на уроке проводится в несколько этапов: отгадывание загадки, наблюдение, собственно сочинение загадок, сначала коллективное, потом самостоятельное. Цель последнего этапа – научить пользоваться алгоритмом для сочинения ассоциативных загадок. Работа ведется по таблице, которая заполняется по ходу сочинения загадки.

На что похоже? -… Чем отличается? -…

Пословицы и загадки используются в творческих работах для закрепления понятия «созвучие» или «рифма». Дети охотно и успешно облекают свои загадки в рифмованную форму.

Можно предложить ребятам превратится в ученых-фольклористов и дать задание для исследования: догадаться, какая загадка старше ?

Один из самых благодатных способов активизации учащихся к творчеству – это работа с пословицей.

Виды творческих работ с пословицей:

  1. Коллективное составление поучительного устного рассказа по пословице. Анализируя рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» 2 кл. Родная речь идет сопоставление текста с пословицей, а потом по ней составляется поучительный рассказ. Цель рассказа: убедить кого-нибудь в своей правоте с помощью примера. Так при помощи пословицы «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» необходимо убедить слушателей в том, что если человек не проявит заботу, уважение, любовь к старикам, то что же ждет его самого в старости.

  2. Выбрать сказку, к которой подходит пословица «Какова работа, такова и награда».

«Лиса и журавль»

К.Чуковский «Федорино горе»

«Два мороза».

«Петушок и бобовое зернышко»

3.Определить, какая пословица выражает главную мысль сказки «Лиса и тетерев» 2 кл. Родная речь

Глупый киснет, а умный все промыслит.

Друг неиспытанный, что орех неколотый.

На языке медок, а на уме ледок.

С оглоблю вырос, а ума не вынес.

Как аукнется, так и откликнется.

4.Конкурсы: «Знаток русских пословиц», «Знаток малых жанров русского фольклора».

С первых уроков грамоты и слушания в первом классе постепенно включаются задания творческого характера, требующие самостоятельной деятельности учащихся: выделение и чтение отдельных эпизодов, характеристика героев, сравнение героев, их речи, поступков. Глубже понять образ героя, его мысли и действия помогают такие виды литературно-творческой деятельности, в которые ученик может внести элемент творчества, отразить свой складывающийся индивидуальный вкус. Работу над произведением строю так: автор – художественный текст – читатель. Учу выражать «точку зрения» автора, героев и читателя. Работая с текстом, дети определяют, «чьими» глазами видится то или иное явление жизни. Возможны разные интерпретации, порой даже неожиданные, потому что творческие. Вариативность ответов – это показатель творческой читательской работы, рождения индивидуальных способов прочтения.

Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления. Существует два вида творческого пересказа: пересказ по измененному плану и изменение лица рассказчика. Рассказ по воображению и рассказ от имени читателя требуют преобразования формы текста, активизации словаря учащихся и использования слов из текста произведения. К творческим заданиям можно отнести сжатый и подробный пересказ.

Можно провести:

конкурс ораторов, при этом учить ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его. Необходимо представить себя на месте героя произведения и рассказать о себе;

игра «Журналисты»

Тех, кто хочет побывать в роли героев произведения, приглашаем сесть под дерево мудрости. Остальные дети журналисты. Их задача – задать интересный, необычный вопрос героям. Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ.

игра «Философский стол»

Представить себя философами и поговорить о произведении и выразить свои мысли. (Доказывать и отстаивать свою точку зрения можно за круглым столом)

С первых уроков чтения я применяю много стихотворного материала: загадки, стихи о буквах, рифмовки, подборки стихотворных диалогов, разной степени сложности, чистоговорки. В младшем школьном возрасте дети проявляют большой интерес к стихосложению. Но прежде, чем самому начать рифмовать, надо уметь читать стихи, наблюдать за их построением, художественными особенностями, научиться видеть изобразительные средства (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения), помогающие понять чувства и переживания. При помощи специальных упражнений учащиеся учатся рифмовать слова, складывать рифмованные строчки. Это такие упражнения:

- дополни слоги до слов (му-, про-);

- закончи фразу;

- придумай рифму к слову (лучик - … );

- соедини рифмующиеся слова;

- поймай рифму (придумать слово, рифмующееся с данным);

- игра «Слоговой аукцион» - выиграет тот, кто назовет слово последним (ла- игла, скала, дуга …);

- придумай веселую фразу, каждое слово которой начинается с одной и той же буквы, с одного и того же слова: например, Петр Петрович Петухов поймал птицу-перепелицу, пошел продавать, просил полтину, получил половину;

- игра «Четвертый лишний» (ложка, кашка, мошка, лукошко);

- игра «Буриме» - дописать стихотворение по рифмующимся словам;

- восстанови рассыпанное стихотворение;

- допиши стихотворение по его началу: «Покидают утки прут,

Далеко летят на юг…

- игра «Кто больше подберет рифм»

Синички – водички – птички

- игра «Добавлялки»

Где обедал воробей?

В зоопарке у…

- «Конкурс одной строки» Дана первая строка стихотворения, придумываем окончание и определяем самый удачный вариант.

Для развития творческих способностей детей я использую методический прием, - интерпретация сказки.

Интерпретируя произведение, каждый ученик имеет возможность творчески проявить себя, выступая в новой роли.

Вот примеры некоторых заданий.

1). Опиши характер главного героя до встречи с… и после.

2). Расскажи сюжет известной сказки от имени персонажей или предметов – «участников событий».

3). «Что было дальше?» - закончить сюжет произведения.

4). Рассказать сказку так, чтобы герои стали антигероями (злой – добрым, жадный – щедрым и т.д.)

5).Сочинить сказку по заданным 1-2 предметам, обычно не характерным для персонажей сказок (например, капелька дождя, входная дверь, зернышко с колоска и т.д.).

6). Прогнозирование сюжета. Предлагается слушание с паузой.

На определенном этапе развития сюжета прерываю чтение и задаю вопрос о том, как следует поступить герою в сложной ситуации.

Пауза в чтении. Обращение к классу:

- Придумайте историю, как еж перехитрил зайца. (Выслушать двух-трех человек).

- Послушайте сказку до конца и сравните продолжение сказки со своей историей.

7). Рассказывание знакомых сказок с разными присказками.

8). Перестановка персонажей внутри одной сказки.

9). Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.

10). Перестановка персонажей.

11). Сравнение нескольких произведений – это творческая работа, которая носит исследовательский характер. Например, сравнение начала сказок. Дети с первого класса проводят исследовательский поиск и приходят к выводу, что сказки начинаются по-разному: «Жили-были…», «В некотором царстве…», «Жил на свете…» и т.д.

Сочинительство сказок – это один из эффективных приемов для развития творческих способностей детей, способствует самовыражению младшего школьника. Работа по творческой переработке ведется на протяжении изучения сказок. «Самое главное – сказку не спугнуть», так сказал Н. Добронравов. Ребенок тянется к сказке, потому что это мир его фантазии, это его первые представления о жизни. Способность верить в чудо, в мечту формируется в детстве. Она помогает нестандартно смотреть на жизненные ситуации, творчески подходить к решению проблем. Слушая и читая сказки, человек накапливает «банк жизненных ситуаций». Творческой работой является объяснение основных сюжетных линий, поступков героев, сравнение с аналогичной сказкой. Сухомлинский писал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». Дети очень любят слушать сказки, но, как правило, не умеют их сочинять. Поэтому, прежде чем давать детям написать собственную сказку, в начале обучения целесообразно использовать приемы, которые помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников».

1. Выделять опорные слова из сказки

- Чтобы расколдовать сказку, надо по этим словам вспомнить, как она называется, кто ее автор: дед, баба, курочка, яичко, мышка.

- Коллективное выделение опорных слов из сказки.

- Самостоятельный подбор опорных слов.

На листочках запишите опорные слова какой-нибудь сказки. По ним мы отгадаем, о какой сказке идет речь.

- Сочинение сказки по опорным словам.

2. Решать «сказочные задачи», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки:

- Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?

- Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось?

- Что нужно сделать бабушке Красной шапочки, чтобы ее не съел волк?

3. Переделать знакомую сказку, т.е. «переврать сказку», ввести нового героя и развить новый сюжет:

По опорным словам вспомни сказку, найди лишние слова. На основе лишних слов придумай новые интересные действия в известной сказке.

Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, сорока.

Маша, дедушка, бабушка, лисичка со скалочкой.

Емеля, щука, печка, ведра, Золушка.

4. «Выворачивание сказки наизнанку»

Это задание помогает детям не только составлять пародию на знакомое произведение, но и дает возможность развить его в любом направлении.

- Составь сказку, используя сказочные слова и выражения этой сказки, где:

1) Белоснежка встретила в лесу семь великанов.

2) Волк хотел съесть козлят, но они захватили его в плен.

5. Сочинение сказки по началу или по концу.

Более самостоятельный вид работы. Дети уже имеют героев сказки, начало или конец какой-то истории, им только нужно придумать продолжение. Например, сказка по аналогии, сказка и музыка, сказка по начальной фразе, дописывание сказок. Например, Х.К.Андерсен «Принцесса на горошине» придумать историю жизни одной из горошинок и т.д.При сочинении возможно использование юмора. Он стимулирует интерес и является эффективным средством для снятия напряжения, тревоги.

6. Создание собственной оригинальной сказки.

Самый трудный вид работы. Все детям нужно придумать самим: и название, и героев, и сюжет. Можно использовать такой прием:

Нужно взять из названия сказки самое главное слово, написать его сверху вниз, букву над буквой и рядом с каждой буквой написать любое слово, начинающееся с этой буквы, например:

К – кикимора

А - амулет

Щ – щука

Е - Емеля

Й – йог

Используя эти слова, можно написать сказку, а слова, которые будут не нужны, можно не использовать.

7.Очень помогает при сочинении сказок составление «сказочного

словаря», где дети записывают зачины, концовки, сказочные выражения, средства передвижения, волшебные предметы.

Активно использую метод фантазирования, который содержит приемы фантастических гипотез, придумывания фантастических объектов.

8. Прием «Свободное выступление»

Представьте себе, что на сказочную конференцию по правам сказочных героев собрались персонажи любимых сказок. Каждый из них выходит к трибуне и говорит…(Нужно выступить от имени сказочного героя любимой сказки).

Опыт творческой деятельности младшие школьники получают не только в процессе чтения и анализа художественного произведения, но и в ходе создания собственных текстов. Это могут быть не только сказки, но и рассказы. Начиная с 1 класса, дети учатся составлять рассказы по аналогии с прочитанным художественным произведением.

Во втором классе дети учатся составлять рассказы в научно-познавательном стиле. В ходе обсуждения сочинений читательские мнения детей корректируются, осуществляется «сотворчество». В процессе этой работы критики оценивают соучеников, помогают уточнить чье-то суждение и тем самым выступают в позиции «соавторов» сочинения. Уроки-обсуждения совершенно необходимы и чрезвычайно важны для развития читательской деятельности. Именно на них, благодаря вновь возникающей необходимости обращения к художественному тексту в поисках доказательных обоснований своих прочтений, углубляется понимание текста, выявляются наиболее трудные для понимания моменты, оценивается допустимое и недопустимое в свободной интерпретации.

Приемы создания собственных текстов:

1.Прием «Напишите письмо»

Учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, это позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.

2.Прием «Пишем сказку на новый лад»

Ребята получают листочки бумаги, на которых обозначены персонажи любимых сказок, но при этом включены слова из нашего современного лексикона.

Колобок, бабушка, дедушка, волк, лиса, медведь, велосипед, соревнования.

Ребята должны написать сказку, используя предложенные слова, на современный лад. Время написания сказки 7 минут. Группа разыгрывает сказку по ролям.

3.Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки» научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представить ее в сжатом, лаконичном виде.

5.Прием «Написания эссе» - это письменное размышление на заданную тему, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции. Оно выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретной теме, проблеме (раздумья, размышления о жизни, о событиях).

6. Высказать свое мнение о книге, спектакле, картине и др. помогает такой вид работы как написание отзыва. Я использую вопросы, при помощи которых, дети выполняют данное задание:

- Понравился ли тебе рассказ? Почему?

- Удачно ли созданы автором образы героев?

- Есть ли в рассказе интересные описания героев? А их характеров?

- Какие изобразительные средства помогли автору рассказать о…?

- Можно ли рассказ назвать оригинальным, интересным, необычным?

- Поясни заглавие рассказа.

2.Театральная творческая деятельность на уроках литературного чтения

Игра-драматизация.

Чтобы максимально задействовать творческий потенциал учащихся, развивать интерес к художественному слову, использую прием драматизации. Во время драматизации каждый ученик, создавая неповторимый образ того или иного героя, проявляет творчество, т.к. по-своему выражает замысел автора. В зависимости от задач, степени активности и самостоятельности учеников можно выделить несколько видов драматизации:

- анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев;

- чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию;

- чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета, одежды, поз, жестов и интонации, мимики героев;

- постановка «живых картин» к произведению;

- составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен;

- драматические импровизации;

- развернутые драматические представления.

Работа с иллюстрацией

Работу иллюстративного характера в начальных классах следует начинать с анализа книжных иллюстраций, картин. Уже на уроках обучения грамоте начинаю работу над иллюстрациями, обращаю внимание детей на мимику, позы изображенных на рисунках персонажей. Для того чтобы учащиеся более остро почувствовали эмоциональное состояние героя, предлагаю задание: «Попробуйте сделать так же, как на картинке. Что вы при этом чувствуете? Расскажите». Анализ иллюстраций является подготовительным этапом перед более сложной формой драматизации. Приобщение детей к чтению произведений с опорой на иллюстративный материал книг способствует воспитанию, развивает ум, воображение, эстетический вкус. Эта работа строится по следующему алгоритму:

1. Выясняем, к какой части произведения дана иллюстрация.

2. Какой момент изображен?

3. Прочитать слова, соответствующие иллюстрации.

4. К какой части текста нет иллюстрации?

5. Что мы можем нарисовать?

Так работа над иллюстрацией может плавно перейти в словесное рисование, когда ребенок словами рисует картины к произведению. Обучение словесному рисованию лучше начать с создания жанровых (сюжетных) картинок. При этом нужно помнить, что словесная картина статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы «застыли», словно на фотографии, а не на экране. Словесное рисование эпизода происходит в следующем порядке:

- выделяется эпизод для словесного иллюстрирования;

- «рисуется» место, где происходит событие;

- изображаются действующие лица;

- добавляются необходимые детали;

- «раскрашивается» контурный рисунок.

Часто проводим игру «Ожившая картина». Дети получают задание максимально точно передать позы и мимику персонажей, изображенных на картине. Представляется несколько «картин», выбирается наиболее удачная.

Стараюсь увлечь детей игрой-драматизацией с первых уроков, раскрываю ее секреты на примере русских народных сказок «Колобок», «Теремок». Часто использую при работе с первоклассниками «Театр-экспромт». Это такая форма работы, которая не требует специальной подготовки детей. Обычно я начинаю эту работу со сказки «Репка», так как у ее персонажей нет реплик. Детям раздаются маски героев сказки, так распределяются роли. Голос за кадром читает сказку, а дети-актеры исполняют все, о чем сообщает «голос за кадром». Такая форма работы помогает детям психологически раскрепоститься, почувствовать уверенность в своих силах.

Креативная игра-драматизация способствует приобретению детьми навыков активного и творческого коллективного взаимодействия. В отличие от традиционной игры-драматизации, где заучиваются роли и разыгрываются сцены по определенному сценарию, креативная игра-драматизация дает простор творчеству детей и свободу самовыражения. Она позволяет ребенку следовать своим путем в интерпретации сюжета так, как подсказывает ему его опыт и фантазия, и так, как он хотел бы действовать в изображаемой им ситуации. Этапы овладения креативной игрой-драматизацией включает в себя: этюды, традиционную игру-драматизацию, креативную игру-драматизацию. На предварительном этапе использую этюды на развитие выразительности движений, мимики и пантомимики («Паровозик», «Обезьянка в магазине зеркал», «Шалтай-Болтай», «Заколдованный ребенок»), а также на распознавание и выражение различных эмоциональных состояний («Вкусные конфеты», «Король Боровик не в духе», «Очень худой ребенок», «Момент отчаяния»).

Задания:

1). Изобразить девочку, потерявшую куклу. Она ищет повсюду, но никак не может найти и спрашивает у детей: «Кто-нибудь видел мой бантик?».

2). Изобразить зайчика, который радуется, когда мальчик дарит ему морковку и говорит «спасибо».

3). Изобразить кошку и собаку, которые злятся друг на друга.

4). Изобразить маленькую мышку, испуганную кошкой. Она услышала грозное «мяу!» и не может найти укромное местечко, чтобы спрятаться. Ты превратился в героя сказки: изобрази его голос, манеры.

На уроках творчества дети разыгрывают сценки из выбранных сказок.

Таким образом, происходит не только анализ произведения, но и процесс сотворчества с автором, осознание авторской позиции и выражение своего отношения к поступкам героев. Дети учатся решать противоречия в сказке, прогнозировать развитие сюжета, наблюдать за противопоставленными

героями в новых условиях, принимать решения за героя в условиях выбора.

Инсценирование произведения

Инсценируя, дети изображают героев с помощью интонации, мимики, позы, жеста. Я применяю общую схему работы по инсценированию:

1. Восприятие материала, который предстоит инсценировать.

2. Анализ произведения (обстановка, образ героев и их поступков).

3. Постановка исполнительских задач: Что нужно передать, разыгрывая сценку?

4. Выбор выразительных средств (как это сделать).

5. Пробы (этюды), анализ.

6. Подведение итогов, его анализ.

7. Заключительный показ, его анализ.

Более сложная форма драматизации – чтение по ролям, сопровождаемое анализом эмоционального состояния и качеств характера героев, интонации.

Чтение по ролям возможно при работе над любым произведением, в котором имеются диалоги. Может быть прочитан и отрывок произведения. Чтение по ролям начинаю вводить еще на уроках обучения грамоте. Часто использую такой прием, когда за одно действующее лицо читают сразу два ученика, сидящих за одной партой или даже целый ряд. Это позволяет включить в работу на уроке наибольшее количество учащихся, снимает страх перед чтением, раскрепощает детей. Содержание учебников «Литературное чтение» Климановой Л. Ф. и др. позволяет систематически проводить работу по освоению чтения по ролям. В учебниках 2 – 4 классов регулярно используются разнообразные задания, способствующие развитию этого умения. Начиная с 3 класса, можно усложнить прием чтения по ролям, предлагая учащимся не только произносить слова каждого героя с нужной интонацией, но и показать выражения лиц и, если это возможно, жесты героев. Можно использовать карточки: режиссер, суфлер, актер. Таким образом, я учу детей отражать в мимике, жестах и высказываниях впечатления о героях.

Одним из важных этапов работы на уроке литературного чтения является отработка мимики, жестов, движений. Достичь успеха здесь помогает используемая пантомима, в которой ребенок раскрывает свои чувства и понимание образа, испытывая при этом только положительные эмоции. Пантомима – форма театра.

Изобразительная творческая деятельность на уроках литературного чтения

Изобразительная творческая деятельность подразумевает приемы: - рисование эпизода, который больше понравился;

- рисование заданного эпизода, персонажа, серии рисунков;

- изображение настроения эпизода, произведения или персонажа;

- составление рисованного диафильма;

- аппликацию, лепку, изготовление макета книги, рассматривание и обсуждение иллюстраций художников;

- составление картинного плана.

В работе над произведением я использую рисование по мотивам прочитанных произведений. В рисунке проявляются свободные ассоциации. Через цвет ребенку легче передать свое отношение к героям, к происходящему событию. Так собирается книга-самоделка. Иллюстрирование одного из эпизодов – это эмоциональный отклик детей, отражающий понимание ими содержания текста и личностное отношение к прочитанному. При изучении загадок дети могут нарисовать отгадки. Обсуждая иллюстрацию к стихотворению Ф.Тютчева «Зима недаром злится», я прошу сравнить текст с рисунком: соответствие звуков и красок, настроения, признаков месяца.

Творческая деятельность может развиваться при работе над составлением рисованного диафильма. Рисование раскадровки используется в разных целях, ведь в общем смысле раскадровка – это изложенная в последовательности расположенных кадрах-картинах некоторая история или

текст. Рисование раскадровки может носить и более творческий характер, если прочитать детям небольшое литературное произведение и попросить их самостоятельно передать содержание этого рассказа или стихотворения в раскадровке. Перед детьми встает задача создания зрительного ряда: им надо представить и место действия, и облик героев, изобразить те предметы, которые фигурируют в повествовании. Каждая группа, создавая отдельные кадры, знает, что выполняет часть общей работы всего коллектива, значит, следует ответственно подходить к выполнению задания. На создание кадров уходит от 10 до 30 минут (при условии, что группа состоит из 2-3 человек). Когда кадры будут созданы, раскрашены, то все они вывешиваются на классную доску в порядке развития сюжета. Появление кадра обсуждается зрителями, т.е. дети сами решают, отражает ли созданный кадр их общий авторский замысел, верно ли подобраны оттенки и передано настроение героев. Происходит в какой-то степени защита проекта. Собственно диафильм готов. Но ведь диафильм сопровождается словами. Ученики, конечно же знают какой текст будет за кадром. Этот текст или пишется под ним или просто запоминается тем ребенком (несколькими детьми), который потом будет его читать. Заглавие диафильма, автор текста, художники-иллюстраторы указываются в специальных титрах или просто озвучиваются. При показе диафильма не показываются все кадры сразу. В любом классе можно найти место для подобной творческой деятельности учеников, поскольку они любят находиться в роли авторов, создателей нового «произведения» и новой интерпретации готового текста.

Нетрадиционные формы уроков литературного чтения

В своей работе я использую нетрадиционные формы уроков, которые помогают проявить учащимся свои творческие способности. Это урок-сказка,

урок-утренник, уроки творчества, путешествие по литературной стране, урок КВН, урок-игра, читательские конференции, урок - диалог и т.д. Использование нестандартных уроков вносят оживление, разнообразие, повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. Ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает. Нестандартные уроки активизируют творческие силы ученика, развивают его способности, о которых он и не подозревал. Например, урок- игра по разделу«Самое великое чудо на свете» 2 кл.

В конце учебного года можно провести творческий день. Проведение такого дня является одним из путей индивидуализации обучения. Он позволяет решать актуальную педагогическую задачу развития творческих способностей младших школьников, приобщает родителей к проблемам учеников. Главным условием реализации этой задачи выступает направленность на то, чтобы учащиеся применяли полученные знания в новых, нестандартных условиях. Каждая группа готовит определенное задание. Это может быть: чтение собственных стихов, этюдов, очерков, рассказов; выставка рисунков, рисованных диафильмов; технические произведения – поделки, модели; спектакли, сценки. Активное участие принимают родители учащихся.

Внеклассная работа по литературному чтению

Развитию творческих способностей учащихся, умению самостоятельно добывать знания, применять их в незнакомых или нестандартных ситуациях подчинена и внеклассная работа по предмету.

Во внеурочное время проводим экскурсии по улицам поселка, в природу, посещаем музеи, библиотеки, спектакли в своем поселке. Посещаем творческие выставки краеведческого музея родного поселка. Такая работа способствует развитию интереса к литературному чтению, повышению читательской, творческой активности учащихся.

С удовольствием дети пытаются сочинять по собственной инициативе. Темы для сочинений могут быть самые разные: «Жизнь на моей планете», «Что такое доброта».Дети советуют друг другу прочитать какую-либо книгу, составляют отзывы о прочитанной книге и аннотации.

Некоторые дети самостоятельно определяют тему своей творческой работы и с интересом берутся за нее. В их работах отражается внутренний мир, содержится оценка поступков людей, жизненных явлений. В рубрике «Поэтическая страничка» учащиеся помещают свои поэтические шаги. Такая работа ребятам нравится и способствует сплочению коллектива.

Для достижения лучшего результата по развитию творческих способностей

младших школьников, я систематически провожу работу с родителями (родительские собрания, совместные игры-конкурсы с учащимися, индивидуальные беседы). Родители получают теоретические и методические основы получения проблемы, учатся сами выполнять творческие задания на развитие креативности. Иными словами, данная работа нацелена как на пополнение запаса знаний, так и на пробуждение и развитие творческих способностей учащихся через игру и совместно-разделенную деятельность детей и родителей. Очень запомнился родителям и учащимся литературный праздник «Цветик-семицветик»1кл.Цель этого праздника показать родителям, как много дети прочитали, как это хорошо - много знать.

Заключение.

Мои ученики любят петь, танцевать, рисовать, принимают участие в творческих конкурсах, во внеклассных и внешкольных мероприятиях. Я уверена, что человеку творческому в будущем будет легче адаптироваться в новых условиях, что жизнь его будет интереснее, он справится с любой сложной ситуацией и реализует себя как личность.

Список литературы.

1.Винокурова Н.К «Развитие творческих способностей»М 2009

2.Основная концепция творчества и одаренности М 1997

3.Чернова Г.Б. Развитие речи учащихся - одна из основных задач начального образования ЖНШ № 7,2000

4.Львова С.И. Язык и речь. Москва, изд. «Просвещение», 2000

5.Клюева Чернова Г.Б. Развитие речи учащихся - одна из основных задач начального образования ЖНШ № 7,2000

6.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль «Академия развития», 1997

7.Голуб И. Богатство Речи, Журнал «Народное образование» №1, 2001.

8.Ушинский К.Д. Мышление и речь. Соб. Соч. - т. 10

9.Журнал «Начальная школа»

10.Изучение статей:

Штурбина Н.Л. «Поиск повышения эффективности уроков чтения». 2002г №11, с.67

Приложение №1

Творческая работа на уроках литературного чтения.

Раздел «Осень»

Сочини рассказ про грибы.

Белый гриб.

Белый гриб - самый вкусный и красивый. Он растет под елками и березами. Грибов очень много разных, но я люблю собирать белые грибы. У белого гриба коричневая шляпка и белая ножка.

Аветисян А.

Опята.

С началом осени в лесу появляются грибы опята. Растут они большими семьями. Этот гриб очень вкусный. Но бывают и ложные опята. Ими можно отравиться. Поэтому их надо собирать с опытными грибниками.

Гангур С.

Подберезовики.

В лесу очень много грибов. Каждому грибу свое место в лесу. Подберезовики растут под березой. У них прямые серые ножки и коричневые шляпки. Подберезовики бывают четырех видов: обыкновенный, черный, розовеющий и болотный. Этот гриб съедобный. Его жарят, варят, сушат и маринуют.

Ананьев В.

Придумай рассказ на тему «Четыре времени года»

Рассказ про осень.

На деревьях пожелтела листва. Дни стали короче и холоднее. По небу плывут серые облака. Пустеют поля. Все это нам говорит о том, что началась осень.

Ананьев В.

Раздел «О братьях наших меньших»

Придумать сказку о домашних животных.

Черепашка Дяба.

Жила-была черепашка Дяба. Захотелось ей отправиться в путешествие. Напекла она печенья, собралась и отправилась в путь. Шла, шла и заблудилась. Села черепашка Дяба и заплакала. Тут зайчик пробегал. Распросил он черепашку про ее беду. Рассказала она зайчику как заблудилась. Пожалел зайчик черепашку и показал дорогу.Черепашка угостила зайчика печеньем и пригласила его в гости. Отправилась Дяба дальше. Дорога длинная, кого только не встретила Дяба и белочку - веселушку, и ежика -быстрые ножки, лисичку -сестричку и мышку -серое ушко. Всех печеньем угощала и в гости к себе приглашала. Так и домой пришла. Хорошо жила черепашка Дяба, весело. Гостей принимала и сама в гости ходила.

Аветисян А.

Раздел «Люблю природу русскую. Зима»

Придумай свою новогоднюю историю.

Новогодняя история.

Однажды под Новый год на кормушку возле дома прилетело много птиц. Они клевали зерна, прыгали, чирикали. Пока они веселились, к ним незаметно подкралась кошка. Она хотела кого-нибудь поймать и съесть. Но птички заметили кошку и стали кружиться возле нее. Они кружились, кружились и резко разлетелись в разные стороны. У кошки закружилась голова и она не смогла поймать ни одной птички. Так птички спаслись от кошки. Ананьев В.

Раздел «Я и мои друзья»

Составь рассказ по рисункам. Так ли поступают настоящие друзья?

По грибы.

Однажды Петя и Вася пошли в лес по грибы. Вдруг они увидели в траве белый гриб. Мальчики стали спорить, кто первый сорвет гриб. Спор закончился дракой. Из-за драки они не заметили как сломали гриб. Мальчики поссорились, а гриб не достался никому. Ананьев В.

Друзья.

Миша и Вася друзья. Однажды они пошли в лес за грибами. Вдруг они увидели большой гриб. Мальчики оба побежали к грибу. Возле гриба они встретились и стали ссориться. Они не хотели уступить друг другу гриб. И гриб сломался. После ссоры они сели на полянку и смотрели на сломаный гриб. казалось, что они плохие друзья. Настоящие друзья так не поступают.

Смирнова А.

Грибная ссора.

Два друга Леша и Ваня пошли в лес за грибами. Они взяли с собой по корзинке. На поляне в траве рос один гриб боровик. Ребята увидели гриб и побежали на перегонки. Они стали спорить кому достанется гриб.

-Я первый увидел гриб - сказал Леша.

-А я первым добежал до гриба - сказал Ваня. Они долго спорили, а потом стали драться. После драки они увидели сломаный гриб. Мальчики поняли ,что нельзя ссориться из-за гриба, потому что можно принести домой пустые корзинки.

Маянцев А.

Придумай продолжение рассказа об Ане и Кате.

Анна, не грусти!

Катю выписали из больницы. Дома ее ждали подруги Аня и Марина. Встреча с подругами была очень радостной. На следующий день все вместе пошли в кино .После кино они купили мороженое и пошли в парк отдыхать.

Через два дня у Кати было день рождения. Аня и Марина пришли к Кате в гости и подарили очень интересную книгу. Им было весело. У них была очень крепкая дружба.

Аветисян А.

Все будет хорошо!

Каждый день после уроков Аня спешила к Кате в больницу. С каждым днем Кате становилось все лучше и лучше. И вот настал тот день, когда Катю должны выписать из больницы. Аня еле дождалась конца урока и побежала встречать Катю. Подруги крепко обнялись и решили, что будут на горках кататься аккуратнее.

Ананьев В.

Раздел «И в шутку и всерьез.»Придумай веселый рассказ по картинкам.

Ежик.

Катя и Слава собрались в лес. Погода была прекрасная. На опушке они увидели большое дерево. У самых корней дерева была нора, из которой на ребят смотрели два глаза. В панике ребята бросились бежать. Они чуть не сбили с ног лесника дядю Митю. Ребята рассказали чем они так напуганы и позвали его посмотреть на нору. Лесник знал всех жителей леса. Он охотно согласился пойти с ребятами. Дядя Митя показал ребятам чего они так испугались. В норе сидел ежик.

Смирнова Полина.

Сочини веселое стихотворение со смешными слова

Пам.

Лопата-это лопатка, ею можно копать.

Вилы -это вилы, ими можно поддевать.

Грабли -это грабли, ими можно подгребать

Они мне подсказали смешное слово -пам.

Пам, пам, пам -это я придумал сам!

Маянцев А.

Трям.

Кисточка-это кисточка, кисточкой красят дом.

Швабра-это швабра, шваброй моют пол.

Окна -это окна, в окна видно все.

Печка-это печка, от печки в доме тепло.

А я придумал слово, простое слово -трям.

И говорю знакомым: трям, трям, трям!

Ананьев В.

Придумай рассказ, как ты помогаешь маме.

Мамин помощник.

У моей мамы очень много домашних забот и хлопот. Она стирает, убирает, готовит еду, гладит белье, ухаживает за домашними растениями, моет посуду и многое другое. Я знаю, что мама устает на работе, поэтому всегда стараюсь чем-нибудь помочь. Я мою посуду, поливаю цветы, вытираю пыль и выношу мусор. Теперь я точно знаю, что создание уюта в доме - дело хлопотное. А мама называет меня своим помощником и постоянно хвалит, наверное, чтобы у меня не пропало желание ей помогать.

Аветисян А.

Приложение №2

В.А.Осеева «Волшебное слово»

Цели урока: ознакомить детей с рассказом В.А.Осеевой «Волшебное слово», развивать внимание, навыки чтения, умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста; учить находить главную мысль; воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

Развивать творческие способности детей используя чтение по ролям.

Оборудование: записи на доске пословиц.

Ход урока.

1 Орг.момент.

2 Постановка цели урока. Подготовка к первичному восприятию.

Знаете ли вы вежливые слова? Сейчас проверим

Я начну, а вы продолжайте.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо)

Зазеленеет снова старый пень,

Когда услышит (добрый день)

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы (спасибо)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания)

Когда бранят за шалости,

Говорим: «Прости, (пожалуйста)»

-Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним рассказом Осеевой «Волшебное слово»

Цель нашего урока сегодня поговорить о волшебных словах и понять, как они действуют на людей.

Как думаете о чем будет это произведение?

-Обрати внимание на рисунок в учебнике. Что видите?

Как думаете что происходит?

А правы мы или нет о чем этот рассказ мы узнаем после прочтения.

3 Изучение нового материала. Первичное восприятие.

Чтение рассказа по цепочке.

4 Проверка первичного восприятия.

-понравился ли вам рассказ?

-О чем этот рассказ?

-Были ли верными ваши предположения о содержании текста?

-Какие чувства вы испытали слушая этот рассказ?

-За кого вы так волновались?

5 Анализ. Словарная работа.

-Что же случилось с Павликом?

-Кого Павлик встретил на улице?

-Как выглядел старичок? прочитай.

-Как узнал старичок, что случилось с Павликом? Прочитай.

-Скажите как себя вел Павлик при встрече со старичком?

Докажи, какие слова в тексте помогут нам определить настроение и поведение Павлика?

(буркнул, покосился, крикнул, стукнул кулаком по скамейке)

-А Павлик вел так себя только со старичком?

-Выдели слова, прочитай, которые указывают, что Павлик грубо вел себя с родными.

(чуть не поддал хорошенько, весла утащу, сам в лодку залезу)

-Что можете сказать про Павлика, какой он?

Опиши, как вы его себе представляете?

-А какой отрывок подходит к этой иллюстрации. Прочитай.

-Что же шепнул старик ему на ухо?

Физ-ка:

-Давайте проследим, как менялось поведение Павлика после того, как он узнал волшебное слово?

Отметьте слова и выражения. Прочитай.

(подошел, потянул за рукав, глядя в глаза тихим голосом робко сказал)

(подбежал, обеими руками повернул к себе красное, морщинистое лицо, заглянул в глаза, прошептал)

(положил руку на плечо и тихо попросил)

-Прочитай какой момент был самый напряженный?

-Чем же ответили ему родные?

-Какая же главная мысль рассказа?

(если будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми.)

-Подумай, выбери. Кем же был старик?

-Может ли быть слово волшебным, как понимаете?

-Как автор отвечает на этот вопрос?

Объясни какую силу имеют волшебные слова? Как они действуют на людей?

6 Творческая работа. Чтение по ролям.

-Сколько действующих лиц в рассказе?

-Как нужно читать слова Павлика сначала, потом?

Работа с пословицами.

Соотнеси название рассказа с пословицами.

-Выражают ли они главную мысль?

7 Обобщение результатов анализа. Итог.

-Какой это рассказ?

-Бывало ли с кем нибудь подобное? Расскажи.

-К чему призывает автор?

-Как часто вы употребляете волшебные слова?

Домашнее задание.

Придумать поучительный рассказ названием которого была бы пословица.

Оценки за урок.

Учитель: Якимчик В.С.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование функциональной грамотности обучающихся начального общего образования

Автор: Якимчик Вера Сергеевна

Дата: 26.03.2024

Номер свидетельства: 647994

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) ""Формирование функциональной грамотности обучающихся на уровне начального общего образования""
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_funktsionalnoi_gramotnosti_obuchaiushchikhsia_na_urovne_nachalnogo_"
    ["file_id"] => string(6) "616998"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1667966595"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Тема:"Формирование функциональной грамотности  у учащихся начальной школы". "
    ["seo_title"] => string(83) "tiema-formirovaniie-funktsional-noi-ghramotnosti-u-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "211917"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431702217"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Роль ИКТ при развитии функциональной грамотности учащихся начальных классов "
    ["seo_title"] => string(84) "rol-ikt-pri-razvitii-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "176303"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424397029"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Эффективность использования  развитие функциональной грамотности на пути повышения качества обучения обучающихся "
    ["seo_title"] => string(130) "effiektivnost-ispol-zovaniia-razvitiie-funktsional-noi-ghramotnosti-na-puti-povyshieniia-kachiestva-obuchieniia-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "129096"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415635136"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Учебного курса «Вероятность и статистика» для развития функциональной математической грамотности обучающихся"
    ["seo_title"] => string(80) "uchebnogo_kursa_veroiatnost_i_statistika_dlia_razvitiia_funktsionalnoi_matematic"
    ["file_id"] => string(6) "641897"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702285534"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства