kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эффективность использования развитие функциональной грамотности на пути повышения качества обучения обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Эффективность использования  развитие функциональной грамотности на пути повышения качества обучения обучающихся»

Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни.

(Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 14 декабря 2012 г.)

 

- В чем должно проявляться повышения качества обучения обучающихся при  использования  любых педагогических подходов?

- В том, что бы учащийся мог свои знания, умения и навыки применять умело в своей повседневной жизни.

Это и есть развитие функциональной грамотности чтения учащихся, которое проводится в рамках проведения   международного исследования PISA

Организация и проведение международных сравнительных исследований оценки образовательных достижений обучающихсяи(TIMSS, PISA, PIRLS)

Trends in International Mathematics and Science Study (TIMSS) - Международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования учащихся 4-х и 8-х классов проводится 4-хлетними циклами (1995, 1999, 2003, 2007, 2011, 2015).

Programme for International Student Assessment (PISA) - Международное исследование по оценке математической грамотности и грамотности в области чтения и естествознания 15-летних обучающихся организаций общего среднего, технического и профессионального образования проводится 3-хлетними циклами (2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015)

Progress in International Reading Literacy Study (PIRLS) - Международное исследование по изучение качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы проводится 5-летними циклами (2001, 2006, 2011, 2016).
  В   международную   выборку PIRLS входят учащиеся четвертого класса, которым на период проведения исследования исполнилось 9,5 лет.

  • Термин «функциональная грамотность»  впервые появился в 1957 г.
  • В документах ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность».     
  • Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами.
  • Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения.
  • Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений
  • В Национальном плане действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников, рассматриваемое явление определяется «…как способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений,  максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде».
  •  Согласно данному определению функциональная грамотность – это способность личности осуществлять свою деятельность в обществе, используя полученные знания, умения, навыки. Так как деятельности, возможно, обучиться только в процессе практических упражнений, осуществляемых в формате командной работы, то занятия по изучению основных положений по грамотности чтения, характеристик текстов, особенности вопросов экзаменов PISA проводятся в формате активного обучения

В 2013 году  ОЭСР (Организа?ция экономи?ческого сотру?дничества и разви?тия  — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики).
 обнародованы результаты PISA-2012. 

Казахстанские  участники среди 65 стран мира заняли 49 позицию по математике, 52 - естественнонаучным дисциплинам и 63 - читательской грамотности.

Результаты свидетельствуют, что доля казахстанских школьников,  готовых  адекватно использовать более или менее сложные учебные тексты и с их помощью ориентироваться в повседневных ситуациях, составляет 5% от числа участников исследования грамотности чтения (средний показатель по странам ОЭСР - 28,6%)

Таким образом, результаты участия Казахстана в PISA показывают, что педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но недостаточно учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. 

Методы активного обучения :

  • лекция-беседа
  • использование методов активного обучения «Я-Ты-Мы», «Шесть шляп», «Карусель», «Сократовский семинар», «Мозаика», «Мозговой штурм», «ЗУХ»(знаем, хотим узнать, знаем), «Снежный ком» и др.

1 Этап : Целеполагание

 

  •  
  •  

 

1. Обучение приемам самостоятельной работы с учебным и научным текстом:

  • Составление текстового конспекта;
  • Составление опорного конспекта;
  • Составление программированного опроса (теста) по данному тексту.

1. Помощь учащимся в осмыслении значения общеучебных умений и навыков (ОУУН) как ведущих в процессе обучения и самообучении.

 

2. Обучение приемам разворачивания информации:

  • Чтение схем, графиков, рисунков;
  • Осмысление терминов, понятий.

2. Помочь учащимся осуществить самодиаг-ностику индивидуальных недостатков в ОУУН

3. Обучение приемам активного запоминания

3. Вооружение методиками и приемами отработки необходимых ОУУН.

4. Повышение уровня владение навыками

системного мышления:

Ø Построение систем понятий;

ØВыделение алгоритма в наборе понятии терминов.

4. Проведение диагностики ОУУН у каждого ученика для дальнейшего отбора форм педагогической коррекции

5. Обучение работы со справочной

литературой,         библиографией.

 

II. Сбор информации    

II.Мотивация учащихся. Объяснение цели работы с образовательным объектом




 

 

2 Этап : Планирование

  •  
  •  
  1. Определение источников информации. Постановка задачи выбор критериев оценки результатов. Анализ проблемы.

 

3 Этап : Принятие решения

  •  
  •  
  1. . Сбор и уточнение информации обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.
  1. . Работа с информацией. Синтез и анализ идей. Исследование.
  1. . Наблюдение. Консультация

Слайд 18

4. Этап: Выполнение

  •  
  •  
  1. Работа над образовательным объектом

II Выполнение исследования, оформление

  1. Наблюдение. Помощь (по просьбе)

 

 

 

5 Этап: Оценка результатов

  •  
  •  
  1. Анализ выполнения работы, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели.
  1. Самоанализ, самооценка.
  1. Наблюдение. Направляет процесс анализа (если необходимо).

 

6 Этап: Защита результатов работы с образовательным объектом

  •  
  •  
  1. Объяснение полученных результатов, обоснование.
  1. Подключается к оцениванию результатов
  1. . Участие в оценивании результатов своих одноклас-сников.                                                                              вместе с учениками, анализ работы  коллектива.

 

Характеристика уровневых показателей функциональной грамотности ученика.

Эта-пы

Критерии

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

 

Осознание учеником потребности и способности к самореализации.

Возникновение учебно-познавательного интереса

Владение приемами самостоятельной работы

Выделение алгоритма в наборе понятий, терминов.

Осмысление терминов, понятий, общеучебных умений и навыков.

Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, ученик быстро отвлекается или ведет себя хаотично, не знает, что именно надо делать. Может принимать лишь простейшие (не предполагающих промежуточных целей) требования.

Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи.

Самостоятельно форму-лирует новые познава-тельные цели без какой-либо стимуляции извне; цели выходят за пределы требований программы. По собственной инициативе выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования, активность направлена на содержание способов действия и их применение в различных условиях.

 

Данное направление в развитии образования очень важно для формирования национальной модели многоуровневого непрерывного образования, интегрированной в мировое образовательное пространство и удовлетворяющей потребности личности и общества.

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Караев Ж.А., Баймуханов Б., Ахмедова Р.Б. «Профессиональная компетентность учителя по формирование функциональной грамотности учащихся», Алматы, 2013 г
  2. .Л.В. Павлов, статья «Формирование учебно-познавательной компетентности на уроках математики».
  3. «Математическая грамотность, Лебедь Ирина Петровна
    Академический лицей г.Костанай , Математика, статья
  4. Швец И.М. Краснодубекая СВ. статья  «Активные формы обучения в преподавании курса «Концепции современного естествознания»

 

Интернет   ресурсы

http://orleu-almobl.kz/

http://www.centeroko.ru/

http://bilimstat.edu.kz/

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эффективность использования развитие функциональной грамотности на пути повышения качества обучения обучающихся »

«Эффективность использования развитие функциональной грамотности на пути повышения качества обучения обучающихся»

Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни.

(Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 14 декабря 2012 г.)


- В чем должно проявляться повышения качества обучения обучающихся при использования любых педагогических подходов?

- В том, что бы учащийся мог свои знания, умения и навыки применять умело в своей повседневной жизни.

Это и есть развитие функциональной грамотности чтения учащихся, которое проводится в рамках проведения международного исследования PISA

Организация и проведение международных сравнительных исследований оценки образовательных достижений обучающихсяи(TIMSS, PISA, PIRLS)

Trends in International Mathematics and Science Study (TIMSS) - Международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования учащихся 4-х и 8-х классов проводится 4-хлетними циклами (1995, 1999, 2003, 2007, 2011, 2015).

Programme for International Student Assessment (PISA) - Международное исследование по оценке математической грамотности и грамотности в области чтения и естествознания 15-летних обучающихся организаций общего среднего, технического и профессионального образования проводится 3-хлетними циклами (2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015)

Progress in International Reading Literacy Study (PIRLS) - Международное исследование по изучение качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы проводится 5-летними циклами (2001, 2006, 2011, 2016).
  В международную  выборку PIRLS входят учащиеся четвертого класса, которым на период проведения исследования исполнилось 9,5 лет.

  • Термин «функциональная грамотность» впервые появился в 1957 г.

  • В документах ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность».

  • Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами.

  • Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения.

  • Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений

  • В Национальном плане действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников, рассматриваемое явление определяется «…как способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений,  максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде».

  • Согласно данному определению функциональная грамотность – это способность личности осуществлять свою деятельность в обществе, используя полученные знания, умения, навыки. Так как деятельности, возможно, обучиться только в процессе практических упражнений, осуществляемых в формате командной работы, то занятия по изучению основных положений по грамотности чтения, характеристик текстов, особенности вопросов экзаменов PISA проводятся в формате активного обучения

В 2013 году ОЭСР (Организа́ция экономи́ческого сотру́дничества и разви́тия  — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики).
обнародованы результаты PISA-2012.

Казахстанские участники среди 65 стран мира заняли 49 позицию по математике, 52 - естественнонаучным дисциплинам и 63 - читательской грамотности.

Результаты свидетельствуют, что доля казахстанских школьников, готовых адекватно использовать более или менее сложные учебные тексты и с их помощью ориентироваться в повседневных ситуациях, составляет 5% от числа участников исследования грамотности чтения (средний показатель по странам ОЭСР - 28,6%)

Таким образом, результаты участия Казахстана в PISA показывают, что педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но недостаточно учат применять их в реальных, жизненных ситуациях.

Методы активного обучения :

  • лекция-беседа

  • использование методов активного обучения «Я-Ты-Мы», «Шесть шляп», «Карусель», «Сократовский семинар», «Мозаика», «Мозговой штурм», «ЗУХ»(знаем, хотим узнать, знаем), «Снежный ком» и др.

1 Этап : Целеполагание


Ученик

Учитель


1. Обучение приемам самостоятельной работы с учебным и научным текстом:

ØСоставление текстового конспекта;

Ø Составление опорного конспекта;

Ø Составление программированного опроса (теста) по данному тексту.

1. Помощь учащимся в осмыслении значения общеучебных умений и навыков (ОУУН) как ведущих в процессе обучения и самообучении.


2. Обучение приемам разворачивания информации:

Ø Чтение схем, графиков, рисунков;

Ø Осмысление терминов, понятий.

2. Помочь учащимся осуществить самодиаг-ностику индивидуальных недостатков в ОУУН

3. Обучение приемам активного запоминания

3. Вооружение методиками и приемами отработки необходимых ОУУН.

4. Повышение уровня владение навыками

системного мышления:

Ø Построение систем понятий;

ØВыделение алгоритма в наборе понятии терминов.

4. Проведение диагностики ОУУН у каждого ученика для дальнейшего отбора форм педагогической коррекции

5. Обучение работы со справочной

литературой, библиографией.


II. Сбор информации

II.Мотивация учащихся. Объяснение цели работы с образовательным объектом


2 Этап : Планирование

Ученик

Учитель

  1. Определение источников информации. Постановка задачи выбор критериев оценки результатов. Анализ проблемы.



3 Этап : Принятие решения

Ученик

Учитель

I. Сбор и уточнение информации обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

II. Работа с информацией. Синтез и анализ идей. Исследование.

II. Наблюдение. Консультация

Слайд 18

4. Этап: Выполнение

Ученик

Учитель

I Работа над образовательным объектом

II Выполнение исследования, оформление

II Наблюдение. Помощь (по просьбе)







5 Этап: Оценка результатов

Ученик

Учитель

I Анализ выполнения работы, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели.

II Самоанализ, самооценка.

II Наблюдение. Направляет процесс анализа (если необходимо).



6 Этап: Защита результатов работы с образовательным объектом

Ученик

Учитель

I Объяснение полученных результатов, обоснование.

II Подключается к оцениванию результатов

II. Участие в оценивании результатов своих одноклас-сников. вместе с учениками, анализ работы коллектива.



Характеристика уровневых показателей функциональной грамотности ученика.

Эта-пы

Критерии

Уровни

Низкий

Средний

Высокий


Осознание учеником потребности и способности к самореализации.

Возникновение учебно-познавательного интереса

Владение приемами самостоятельной работы

Выделение алгоритма в наборе понятий, терминов.

Осмысление терминов, понятий, общеучебных умений и навыков.

Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, ученик быстро отвлекается или ведет себя хаотично, не знает, что именно надо делать. Может принимать лишь простейшие (не предполагающих промежуточных целей) требования.

Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи.

Самостоятельно форму-лирует новые познава-тельные цели без какой-либо стимуляции извне; цели выходят за пределы требований программы. По собственной инициативе выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования, активность направлена на содержание способов действия и их применение в различных условиях.


Данное направление в развитии образования очень важно для формирования национальной модели многоуровневого непрерывного образования, интегрированной в мировое образовательное пространство и удовлетворяющей потребности личности и общества.






Список литературы:

  1. Караев Ж.А., Баймуханов Б., Ахмедова Р.Б. «Профессиональная компетентность учителя по формирование функциональной грамотности учащихся», Алматы, 2013 г

  2. .Л.В. Павлов, статья «Формирование учебно-познавательной компетентности на уроках математики».

  3. «Математическая грамотность, Лебедь Ирина Петровна
    Академический лицей г.Костанай , Математика, статья

  4. Швец И.М. Краснодубекая СВ. статья «Активные формы обучения в преподавании курса «Концепции современного естествознания»


Интернет ресурсы

http://orleu-almobl.kz/

http://www.centeroko.ru/

http://bilimstat.edu.kz/




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Каршалова Наталья Николаевна

Дата: 10.11.2014

Номер свидетельства: 129096

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Доклад Формирование понятия о функциональной  грамотности И  способах  ее  оценивания"
    ["seo_title"] => string(82) "dokladformirovaniieponiatiiaofunktsionalnoighramotnostiisposobakhieieotsienivaniia"
    ["file_id"] => string(6) "285893"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454255862"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Решение задач по химии"
    ["seo_title"] => string(28) "rieshieniie-zadach-po-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "129516"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415720177"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В  МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛАХ"
    ["seo_title"] => string(79) "obnovlieniie-sodierzhaniia-shkol-nogo-obrazovaniia-v-malokompliektnykh-shkolakh"
    ["file_id"] => string(6) "282006"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453636524"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Пути активизации познавательной деятельности на уроках физики в условиях  УКП "
    ["seo_title"] => string(84) "puti-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-fiziki-v-usloviiakh-ukp"
    ["file_id"] => string(6) "105897"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402922435"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Речевая деятельность на уроках казахского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(64) "rechevaia_deiatelnost_na_urokakh_kazakhskogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "592823"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1638082879"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства