kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебного курса «Вероятность и статистика» для развития функциональной математической грамотности обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование возможностей

учебного курса «Вероятность и статистика» для развития функциональной математической грамотности обучающихся

(выступление на педагогическом совете)

 

В рамках образования важным результатом является способность и готовность учащихся адаптироваться в современном мире. Эта адаптация выражается в умении применять усвоенные предметные знания к разнообразным реальным ситуациям, что в свою очередь называется функциональной грамотностью.

Современная школа стоит перед важной задачей - развитием функциональной грамотности у своих учащихся. Это означает, что ученики должны приобрести навыки работы с информацией, умение выделять важные детали из учебного материала, анализировать таблицы, схемы, карты и извлекать из них полезную информацию. Кроме того, они должны развить способность составлять алгоритмы для решения поставленных задач. Все эти навыки объединены в концепцию профессионально успешной личности. Школа старается помочь ученикам развить эти навыки, чтобы они могли успешно справляться с современными требованиями и стать грамотными и компетентными в своей будущей профессии.

      Эти, а также большое количество других аргументов, демонстрируют необходимость изучения элементов теории вероятностей школьниками. Без минимального уровня вероятностно-статистической грамотности сложно адекватно воспринимать и анализировать социальную, политическую и экономическую информацию, а также принимать обоснованные решения на основе этой информации. Например, понимание вероятностных понятий позволяет оценивать риски и принимать решения в области инвестиций или разработки новых лекарств, и так далее. Изучение теории вероятностей также развивает способность рассуждать логически, формулировать и проверять гипотезы, анализировать данные и давать аргументированные обоснования. В целом, изучение элементов теории вероятностей считается неотъемлемой частью функциональной грамотности, поскольку оно обеспечивает учащихся необходимыми инструментами для критического мышления, принятия обоснованных решений и понимания взаимосвязей в реальном мире.   
             В настоящее время этот аспект является одним из ключевых при модернизации математического образования. Это связано с ролью, которую вероятностно-статистические знания играют в общей подготовке современного человека. Это понимание приоритетных задач обучения отразилось в обновленном федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Из письма «Об особенностях преподавания учебных предметов по образовательным программам в соответствии с обновлёнными ФОП НОО, ООО и СОО в 2023/2024 учебном году». При реализации ФОП не в первый год изучения учебного предмета, общеобразовательным организациям необходимо предусмотреть особый порядок учебного планирования. Учебный предмет «Математика» предметной области «Математика и информатика» включает в себя учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». В 8, 9 и 11 классах рекомендуется добавить в обязательную часть учебного плана по 1 часу на изучение учебного курса «Вероятность и статистика» из части, формируемой участниками образовательных отношений… [3]

    Составляющими функциональной грамотности являются читательская, естественнонаучная, математическая, финансовая, глобальные компетенции и креативное мышление. Математическая грамотность определяется как «способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира» [2]. В Примерной основной образовательной программе основного общего образования (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22) математическая грамотность представлена как совокупность трех компетенций:

1) умения распознавать проявления математических понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных ситуациях и при изучении других учебных предметов, проявления зависимостей и закономерностей;

2) умения формулировать их на языке математики и создавать математические модели, применять освоенный математический аппарат для решения практик ориентированных задач,

 3) умения интерпретировать и оценивать полученные результаты. [4]

Для оценки математической грамотности применяются специальные задания, что требует разработки соответствующего учебно-методического материала. В то же время, чтобы реализовать обучение в формате формирования функциональной грамотности, учителя должны внести значительные изменения в организацию урока. Это подразумевает использование особой системы заданий, которая позволяет каждому обучающемуся работать с материалом в соответствии с его уровнем подготовки и индивидуальными потребностями, в индивидуальном темпе.
Для этого необходимо создавать задания, которые максимально отражают разнообразные аспекты математики и способствуют возможности проявления глубокого понимания математических концепций и их практического применения. Учителя должны создавать стимулирующую и поддерживающую среду для развития математических навыков учащихся. Важно учесть различные стили обучения, потребности и особенности каждого ученика, чтобы помочь им достичь высоких результатов в математике. Таким образом, оценка математической грамотности требует разработки соответствующих заданий и учебно-методического материала, а также тщательного проектирования образовательного процесса, чтобы обеспечить максимально объективную и надежную оценку уровня математической подготовки учащихся.

    Я предлагаю на уроках "Вероятности и статистики" для развития математической грамотности учащихся 5-11 классов общеобразовательной школы использовать метод кейсов. Кейс (от англ. case – случай, ситуация) – это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Под ним может пониматься технология анализа конкретных ситуаций, какого-нибудь частного случая [1]. Метод кейсов - это активный и практический подход к обучению, который задействует учащихся в решении реальных проблематических ситуаций. В случае изучения теории вероятностей, педагог может предложить учащимся различные случаи из реальной жизни или задачи, в которых ставится вопрос о вероятности наступления определенных событий. Учащиеся анализируют ситуацию, применяют математические знания и навыки для решения задачи, обсуждают возможные решения и приходят к обоснованным выводам. Такой метод активно вовлекает учащихся в процесс обучения, развивает их критическое мышление, аналитические навыки и способность применять математический аппарат для решения реальных задач. Кроме того, метод кейсов позволяет учащимся развивать коммуникативные навыки и работать в коллаборативной форме, сотрудничая друг с другом для нахождения решений. Использование метода кейсов для формирования математической грамотности на уроках "Теории вероятностей" обеспечит более практическое и интересное обучение, которое способствует лучшему усвоению материала и развитию важных навыков учащихся.

 

Рассмотрим пример.

 

 Кейс №1

«Таблица» 7 класс

 

Для организации учебного процесса в новом учебном году школе необходимо закупить в учебные кабинеты ученическую мебель, мебель для работы учителей. В кабинет начальных классов необходимо приобрести девятнадцать ученических парт, тридцать восемь стульев, один стул и один стол для учителя, книжный шкаф, классную доску, один компьютер, два стенда; кабинет математики – семнадцать ученических парт, тридцать четыре стула, два  компьютера, два книжных шкафа, стул для учителя, две классных доски, три стенда; в кабинет информатики - десять ученических парт, десять стульев, стол для учителя, один книжный шкаф, пять компьютеров, три стенда; в кабинет химии - пятнадцать ученических парт, тридцать стульев, два книжных шкафа, стул для учителя, три компьютера, три стенда. [2]

 

 

Задание №1

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

  1. Какие предметы мебели необходимо закупить для организации учебного процесса?
  2. Какие кабинеты не полностью оснащены мебелью или компьютерной техникой?
  3. Сколько книжных шкафов нужно купить в кабинет математики?
  4. Сколько необходимо компьютеров в кабинет информатики для обеспечения учебного процесса?
  5. Сколько всего стульев нужно приобрести в школу?

 

Задание №2

Предложите способы упорядочения и систематизации информации в тексте задания.

(Ответ: схема, выписать данные отдельно про каждый кабинет – карточка кабинета, таблица)

 

Задание №3

Ответьте на вопросы.

  1. Что такое таблица? (дайте определение);
  2. Приведите примеры таблиц, которые вы знаете, используете в жизни, встречаете на улицах, вокзалах;
  3. Рассмотрите пример таблицы (рис. 1) и назовите  ее элементы.

 

Задание №4

Составьте таблицу по предложенному тексту и заполните ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебного курса «Вероятность и статистика» для развития функциональной математической грамотности обучающихся»

Использование возможностей

учебного курса «Вероятность и статистика» для развития функциональной математической грамотности обучающихся

(выступление на педагогическом совете)


В рамках образования важным результатом является способность и готовность учащихся адаптироваться в современном мире. Эта адаптация выражается в умении применять усвоенные предметные знания к разнообразным реальным ситуациям, что в свою очередь называется функциональной грамотностью.

Современная школа стоит перед важной задачей - развитием функциональной грамотности у своих учащихся. Это означает, что ученики должны приобрести навыки работы с информацией, умение выделять важные детали из учебного материала, анализировать таблицы, схемы, карты и извлекать из них полезную информацию. Кроме того, они должны развить способность составлять алгоритмы для решения поставленных задач. Все эти навыки объединены в концепцию профессионально успешной личности. Школа старается помочь ученикам развить эти навыки, чтобы они могли успешно справляться с современными требованиями и стать грамотными и компетентными в своей будущей профессии.

Эти, а также большое количество других аргументов, демонстрируют необходимость изучения элементов теории вероятностей школьниками. Без минимального уровня вероятностно-статистической грамотности сложно адекватно воспринимать и анализировать социальную, политическую и экономическую информацию, а также принимать обоснованные решения на основе этой информации. Например, понимание вероятностных понятий позволяет оценивать риски и принимать решения в области инвестиций или разработки новых лекарств, и так далее. Изучение теории вероятностей также развивает способность рассуждать логически, формулировать и проверять гипотезы, анализировать данные и давать аргументированные обоснования. В целом, изучение элементов теории вероятностей считается неотъемлемой частью функциональной грамотности, поскольку оно обеспечивает учащихся необходимыми инструментами для критического мышления, принятия обоснованных решений и понимания взаимосвязей в реальном мире.
В настоящее время этот аспект является одним из ключевых при модернизации математического образования. Это связано с ролью, которую вероятностно-статистические знания играют в общей подготовке современного человека. Это понимание приоритетных задач обучения отразилось в обновленном федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Из письма «Об особенностях преподавания учебных предметов по образовательным программам в соответствии с обновлёнными ФОП НОО, ООО и СОО в 2023/2024 учебном году». При реализации ФОП не в первый год изучения учебного предмета, общеобразовательным организациям необходимо предусмотреть особый порядок учебного планирования. Учебный предмет «Математика» предметной области «Математика и информатика» включает в себя учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика». В 8, 9 и 11 классах рекомендуется добавить в обязательную часть учебного плана по 1 часу на изучение учебного курса «Вероятность и статистика» из части, формируемой участниками образовательных отношений… [3]

Составляющими функциональной грамотности являются читательская, естественнонаучная, математическая, финансовая, глобальные компетенции и креативное мышление. Математическая грамотность определяется как «способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира» [2]. В Примерной основной образовательной программе основного общего образования (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22) математическая грамотность представлена как совокупность трех компетенций:

1) умения распознавать проявления математических понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных ситуациях и при изучении других учебных предметов, проявления зависимостей и закономерностей;

2) умения формулировать их на языке математики и создавать математические модели, применять освоенный математический аппарат для решения практик ориентированных задач,

3) умения интерпретировать и оценивать полученные результаты. [4]

Для оценки математической грамотности применяются специальные задания, что требует разработки соответствующего учебно-методического материала. В то же время, чтобы реализовать обучение в формате формирования функциональной грамотности, учителя должны внести значительные изменения в организацию урока. Это подразумевает использование особой системы заданий, которая позволяет каждому обучающемуся работать с материалом в соответствии с его уровнем подготовки и индивидуальными потребностями, в индивидуальном темпе.
Для этого необходимо создавать задания, которые максимально отражают разнообразные аспекты математики и способствуют возможности проявления глубокого понимания математических концепций и их практического применения. Учителя должны создавать стимулирующую и поддерживающую среду для развития математических навыков учащихся. Важно учесть различные стили обучения, потребности и особенности каждого ученика, чтобы помочь им достичь высоких результатов в математике. Таким образом, оценка математической грамотности требует разработки соответствующих заданий и учебно-методического материала, а также тщательного проектирования образовательного процесса, чтобы обеспечить максимально объективную и надежную оценку уровня математической подготовки учащихся.

Я предлагаю на уроках "Вероятности и статистики" для развития математической грамотности учащихся 5-11 классов общеобразовательной школы использовать метод кейсов. Кейс (от англ. case – случай, ситуация) – это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Под ним может пониматься технология анализа конкретных ситуаций, какого-нибудь частного случая [1]. Метод кейсов - это активный и практический подход к обучению, который задействует учащихся в решении реальных проблематических ситуаций. В случае изучения теории вероятностей, педагог может предложить учащимся различные случаи из реальной жизни или задачи, в которых ставится вопрос о вероятности наступления определенных событий. Учащиеся анализируют ситуацию, применяют математические знания и навыки для решения задачи, обсуждают возможные решения и приходят к обоснованным выводам. Такой метод активно вовлекает учащихся в процесс обучения, развивает их критическое мышление, аналитические навыки и способность применять математический аппарат для решения реальных задач. Кроме того, метод кейсов позволяет учащимся развивать коммуникативные навыки и работать в коллаборативной форме, сотрудничая друг с другом для нахождения решений. Использование метода кейсов для формирования математической грамотности на уроках "Теории вероятностей" обеспечит более практическое и интересное обучение, которое способствует лучшему усвоению материала и развитию важных навыков учащихся.


Рассмотрим пример.


Кейс №1

«Таблица» 7 класс


Для организации учебного процесса в новом учебном году школе необходимо закупить в учебные кабинеты ученическую мебель, мебель для работы учителей. В кабинет начальных классов необходимо приобрести девятнадцать ученических парт, тридцать восемь стульев, один стул и один стол для учителя, книжный шкаф, классную доску, один компьютер, два стенда; кабинет математики – семнадцать ученических парт, тридцать четыре стула, два компьютера, два книжных шкафа, стул для учителя, две классных доски, три стенда; в кабинет информатики - десять ученических парт, десять стульев, стол для учителя, один книжный шкаф, пять компьютеров, три стенда; в кабинет химии - пятнадцать ученических парт, тридцать стульев, два книжных шкафа, стул для учителя, три компьютера, три стенда. [2]



Задание №1

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

  1. Какие предметы мебели необходимо закупить для организации учебного процесса?

  2. Какие кабинеты не полностью оснащены мебелью или компьютерной техникой?

  3. Сколько книжных шкафов нужно купить в кабинет математики?

  4. Сколько необходимо компьютеров в кабинет информатики для обеспечения учебного процесса?

  5. Сколько всего стульев нужно приобрести в школу?


Задание №2

Предложите способы упорядочения и систематизации информации в тексте задания.

(Ответ: схема, выписать данные отдельно про каждый кабинет – карточка кабинета, таблица)


Задание №3

Ответьте на вопросы.

  1. Что такое таблица? (дайте определение);

  2. Приведите примеры таблиц, которые вы знаете, используете в жизни, встречаете на улицах, вокзалах;

  3. Р ассмотрите пример таблицы (рис. 1) и назовите ее элементы.


Задание №4

Составьте таблицу по предложенному тексту и заполните ее.





























Литература


  1. Виневская А.В. Метод кейсов в педагогике. Изд-во: Феникс, 2015. 141 с.

  2. Вероятность и статистика: Учебник для 7-9 классов, базовый уровень. Часть 1/ И.Р.Высоцкий, И.В. Ященко; под редакцией И.В. Ященко. - 1-е изд. – М.:Просвещение, 2023

  3. Письмо «Об особенностях преподавания учебных предметов по образовательным программам в соответствии с обновленным ФОП НОО, ООО и СОО в 20023/2024 учебном году»

  4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22) [Электронный ресурс] // Реестр примерных программ: государственная информационная система. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/oop?page=8

  5. Основные подходы к оценке математической грамотности учащихся основной школы [Электронный ресурс] // Институт стратегии развития образования российской академии образования. – Режим доступа: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/%D0%9C%D0%90_2019_%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B.pdf





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Ценнер Юлия Владимировна

Дата: 11.12.2023

Номер свидетельства: 641897

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "рабочая программа по алгебре для 10  профильного  класса "
    ["seo_title"] => string(62) "rabochaia-proghramma-po-alghiebrie-dlia-10-profil-nogho-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "184072"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425993733"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "рабочая программа по алгебре для 11 профильного класса( УМК Мордковича А.Г., профильный уровень) "
    ["seo_title"] => string(101) "rabochaia-proghramma-po-alghiebrie-dlia-11-profil-nogho-klassa-umk-mordkovicha-a-g-profil-nyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "184441"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426055063"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Рабочая программа  с КТП по математике 8 класс по учебнику Макарычева Ю.Н. "
    ["seo_title"] => string(82) "rabochaia-proghramma-s-ktp-po-matiematikie-8-klass-po-uchiebniku-makarychieva-iu-n"
    ["file_id"] => string(6) "231313"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442468070"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа по алгебре (7 класс) "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-proghramma-po-alghiebrie-7-klass-3"
    ["file_id"] => string(6) "238739"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444645739"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа по алгебре (9 класс) "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-proghramma-po-alghiebrie-9-klass-3"
    ["file_id"] => string(6) "238743"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444646787"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства