- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –
добавил второй.
- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –
подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.
Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:
«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».
(слайд 3)
Цель образования- функционально грамотная личность.
Человек самостоятельный
Человек познающий
Человек, умеющий жить среди людей
Функциональная грамотность- это способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию , самореализации.
(слайд 4)
Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания , соответствующие уровню логических приемов.
ЛОГИЧЕСКИЕПРИЕМЫ
ПРИМЕРЫЗАДАНИЙ
1 уровень –
Составить список, выделить, рассказать,
показать, назвать.
2 уровень –
Описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
Пути повышения функциональной грамотности учащихся по русскому языку.
(слайд 6)
Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью
Вся система орфографических работ строится на проблемных методах.
Методы:
Письмо с проговариванием.
Списывание..
Комментированное письмо.
Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
Письмо по памяти.
Творческие работы.
Выборочное списывание.
Словарная работа
Работа над ошибками
Свои знания могут успешно применять и на других уроках: чтения, истории, окружающий мир, математике.
высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.
(слайд 9)
Приём « Заполни схему»
(слайд 10)
Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов; умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей
Решение задач различными способами.
Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать «картинку»).
Самостоятельное составление задач учащимися.
Решение задач с недостающими данными.
Изменение вопроса задачи.
Использование приема сравнения задач и их решений.
Закончить решение задачи.
Составление аналогичной задачи с измененными данными.
Решение обратных задач.
(слайд 11,12,13)
Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Нестандартные логические задачи – отличный инструмент для такого развития. Систематическое использование на уроках математики и нестандартных задач, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
«Ребусы из чисел»
Счёт по цепочке
Работа с таблицами
(слайд 14)
Пример задания, которое разработано и апробировано на уроках и во внеурочной деятельности.
Игра«Груша-яблоко».
Цель:научить планировать свою работу.
Необходимыематериалы:бумага, карандаши, ножницы.
Сутьигры:
Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.
Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.
Так и с делами: их нужно планировать заранее.
(слайд 15)
Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки для дальнейшего использования в жизни.
Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.