kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль ИКТ при развитии функциональной грамотности учащихся начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Роль ИКТ при развитии функциональной грамотности учащихся начальных классов»

Главой государства Н. Назарбаевым поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. 
Данная задача актуализируется в процессе вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы. 
Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Национальный план призван обеспечить целенаправленность, целостность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества образования Республики Казахстан. 
При этом результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой ключевых компетенций, позволяющих молодым людям эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации. 
ХХI век — век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально — экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в ХХI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? 
 

Ключевые компетенции — это требование государства к качеству личности выпускника средней школы в виде результатов образования, заявленные в ГОСО и учебных программах. Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. 
И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства, в первую очередь глобальные телекоммуникационные сети интернет. Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на школьном уроке. 
Сегодня, пожалуй, каждый учитель может подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Мы убеждаемся, что использование ИКТ на уроке 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль ИКТ при развитии функциональной грамотности учащихся начальных классов »










































































«Роль ИКТ при развитии функциональной грамотности учащихся начальных классов»



Главой государства Н. Назарбаевым поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. 
Данная задача актуализируется в процессе вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы. 
Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Национальный план призван обеспечить целенаправленность, целостность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества образования Республики Казахстан. 
При этом результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой ключевых компетенций, позволяющих молодым людям эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации. 
ХХI век — век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально — экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в ХХI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? 

Ключевые компетенции — это требование государства к качеству личности выпускника средней школы в виде результатов образования, заявленные в ГОСО и учебных программах. Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. 
И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства, в первую очередь глобальные телекоммуникационные сети интернет. Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на школьном уроке. 
Сегодня, пожалуй, каждый учитель может подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Мы убеждаемся, что использование ИКТ на уроке позволяет представить изучаемый материал школьникам наглядно, красочно, информативно, интерактивно, одновременно, экономит время учителя и ученика. Кроме того, создаются условия для ученика, позволяющие ему работать в своем темпе, а учителю - общаться по необходимости с учениками дифференцированно и индивидуально. На таком уроке появляется возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. 
Не случайно, работая учителем начальных классов, выбрала тему «Роль ИКТ при развитии функциональной грамотности учащихся начальных классов», связанную с указанной выше актуальной проблемой формирования информационной и компьютерной грамотности. 
Цель моего исследования – отбор содержания, форм и методов обучения, способствующих эффективному развитию функциональной грамотности и достижению нового результата обучения посредством применения ИКТ. 

Работу по внедрению ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) осуществляю по следующим направлениям: во-первых, создаю презентации к урокам, во-вторых, большую работу веду с ресурсами Интернет, используя различные обучающие программы. 
Кроме того, важной частью исследования является составление и конструирование медиауроков. 
Моя творческая лаборатория регулярно пополняется медиатекой, аудиотекой, видеотекой, Интернет-коллекциями , а также разработками индивидуальных заданий, обучающими программами и тестами, электронными диагностическими заданиями. 

В эпоху цифровых технологий компьютерная грамотность, как компонент функциональной грамотности,способствует достижению школьниками ключевых и предметных компетенций на уроках. Необходимым условием успешности является деятельностный характер обучения, развитие самостоятельности и ответственности учеников за результаты своей деятельности на основе ИКТ. 
Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. 
Общеизвестно, что теоретическая подготовка и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся позволяют повышать уровень технологической компетентности.Поэтому стараюсь использовать в обучении моих учеников инновационные методы, современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии. 
Убеждаюсь на практике, что главное достоинство компьютерного проектирования, использование мультимедийных презентаций, позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией . В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. 
Активно использую возможности ресурсов сети интернет: электронную почту, поисковые системы, электронные конференции, - ведь сейчас это становится составной частью современного образования. 
Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки информационной грамотности. Они уже не испытывают трудности, целенаправленно ведя поиск информации и систематизируя ее по заданным признакам. Они способны видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении. 
Еще одним средством обучения, позволяющим повысить эффективность и качество каждого урока, является интерактивная доска .  В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяет не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных организованных заданий, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. 
В педагогическом словаре Русиновой Л.П. указано, что функциональная грамотность характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний. 
Работа с интерактивной доской облегчает работу при создании наглядных пособий, организации фронтального контроля, позволяет многократно демонстрировать видеозаписи. Подсветка и затемнение экрана акцентируют внимание учащихся при объяснении нового материала, удачно используются в контроле знаний. 
Таким образом, формирование функциональной грамотности учащихся на современном этапе развития школьного образования зависит от обновления содержания образования, мониторинга способностей учащихся применять полученные знания в учебных и практических ситуациях. 
Кроме того, функциональная грамотность становится фактором, содействующим развитию способностей школьников творчески мыслить и находить стандартные решения, умений выбирать профессиональный путь, использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. 










Библиографический список 
1. Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. 
2. Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. 
3. International and Regional Documents on Adult Education. Anthology of Texts with Comments. Bonn, 2003. P. 25. GlossaryofAdultLearninginEurope. Hamburg, 1999. P. 90; Зарубежный опыт реформ в образовании: Аналитический обзор (материалы к заседанию Государственного Совета Российской Федерации). М., 2001. Гаврилюк В. В. Преодоление функциональной неграмотности и формирование социальной компетентности // Социол. Исслед. 2006. N 12. 
4. Мещерякова И.А. Функциональная неграмотность. Психологический словарь. // http://www.anypsv.ru/glossary/funktsionalnava-negramotnost 
5. В.С. Безрукова. Основы духовной культуры. (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург-2000 
6. Олешков М.Ю., Уваров В.М. Современный образовательный процесс понятия и термины. - Москва, 2006 
7. Терминологический словарь современного педагога. - М.: 1999 
8. Национальный план действий по формированию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 гг // www.edu.aov.kz/fileadmin/user upload/news/prezentacija k vvstupleniiu ministra.pptx













































«Роль ИКТ при развитии функциональной грамотности учащихся начальных классов»













Докладчик : Кузнецова Нина Васильевна

Учитель начальных классов сш №2

г. Актау

2015 год






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Роль ИКТ при развитии функциональной грамотности учащихся начальных классов

Автор: Кузнецова Нина Васильевна

Дата: 20.02.2015

Номер свидетельства: 176303

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Пояснительная записка к учебному курсу "Изобразительное искусство" 1 - 4 классы "
    ["seo_title"] => string(82) "poiasnitiel-naia-zapiska-k-uchiebnomu-kursu-izobrazitiel-noie-iskusstvo-1-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "241248"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445197050"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "ИКТ в образовательном пространстве "
    ["seo_title"] => string(36) "ikt-v-obrazovatiel-nom-prostranstvie"
    ["file_id"] => string(6) "146881"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419269014"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Доклад на тему: "Формирование системы здоровьесбережения детей  в условиях ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-tiemu-formirovaniie-sistiemy-zdorov-iesbieriezhieniia-dietiei-v-usloviiakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "111017"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406903937"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства