Формирование читательской грамотности в начальной школе
Формирование читательской грамотности в начальной школе
Под читательской грамотностью рассматривается способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, определяемых обществом и играющих важной значение в жизни индивида.
Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности в начальной школе»
Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения
Прогалкина Наталья Евгеньевна
учитель начальных классов
ГБОУ «СОШ № 377»
г. Санкт-Петербург, Кировский район
Перед начальной школой стоит сложная задача – формирование у каждо- го школьника желания, умения и устойчивой привычки выбирать и читать кни- ги, то есть формирование школьника-читателя. Идея формирования младшего школьника как читателя развивается в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, согласно которому «приоритетной целью обу- чения литературному чтению в начальной школе является формирование необ- ходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осозна- ние себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования»
Базовым гуманитарным предметом, способствующим формированию чи- тательской грамотности, считаются уроки литературного чтения, на которых предполагается решение не только узкопредметных задач, но и общих для всех предметов задач развития младшего школьника.
Уроки литературного чтения создают основу всего последующего обра- зования, в котором чтение носит ярко выраженный и метапредметный характер. Они играют основополагающую роль в формировании читательской грамотно- сти младших школьников, осознании себя как грамотного читателя.
Под читательской грамотностью рассматривается способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, оп- ределяемых обществом и играющих важной значение в жизни индивида.
Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристи- кой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.
Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учаще- гося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообще- ния художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пре- делы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня го- товы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.
Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в по- мощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоре- чат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и со- трудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расхо- дятся с их опытом.
Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие уча- щимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о че- ловеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.
Читательская грамотность определяется:
владением техникой чтения;
приемами понимания прочитанного и прослушанного произведе- ния;
знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;
сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уро- ков литературного чтения в формирование универсальных учебных действий.
Младший школьный возраст является наиболее эффективным для форми- рования читательской грамотности. Для того, чтобы решение данной проблемы было успешным, необходимо создание психолого-педагогических условий, на- правленных на поддержку и развитие детского чтения в образовательном про- странстве школы.
Формирование читательской грамотности у младших школьников пред-
полагает создание необходимых для этого условий, а также учет факторов на уровне школы, на уровне учителя и на уровне ученика. Педагоги для формиро- вания читательской грамотности и воспитания гармонично-нравственной лич- ности должны использовать самые передовые технологии, опираясь на литера- турный источник, применяя разнообразные формы урочной и внеурочной дея- тельности. Большую роль в формировании читательской культуры младших школьников играют уроки литературного чтения, где дети учатся работать с текстом и получать для себя новую информацию. В качестве важнейшего усло- вия формирования читательской грамотности младших школьников выделяют организацию работы с учебными заданиями на уроках литературного чтения.
Формирование читательской грамотности у младших школьников на уро- ках литературного чтения предполагает использование разнообразных приемов, обеспечивающих успешное решение данной проблемы. Выбор приемов должен быть таким, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, ко- торые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе, но и характером его деятельно- сти, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к са- мообучению и самовоспитанию. Рассмотрим приемы в рамках актуальных пе- дагогических технологий.
Технология критического мышления, важнейшей целью которой явля- ется формирование мыслительных навыков младших школьников, необходи- мых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешен- ные решения, работать с информацией, анализировать разнообразные стороны явлений).
В рамках данной технологии предлагается использованием следующих приемов:
прием «чтение с остановками», материалом проведения которого вы- ступает повествовательный текст. На начальной стадии урока младшие школь- ники по названию текста высказывают свои предположения, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока осуществляется чтение текста по час- тям. После чтения каждого фрагмента школьники высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета;
прием «работа с вопросником», используемый при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Педагог предлагает детям ряд вопросов к тексту, на которые им необходимо ответить. Причем во- просы и ответы представлены как в прямой, так и в косвенной форме, требую- щей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт;
прием «знаю, узнал, хочу узнать», используемый как на стадии объяс- нения нового материала, так и на стадии закрепления. Детям предлагается таб- лица с тремя графами «Знаю», «Узнал», «Хочу узнать», в которой они само- стоятельно записывают ответы;
прием «уголки», использование которого предполагается при состав- лении характеристики героев какого-либо произведения. Суть данного приема состоит в том, что класс делится на две группы. Одна группа готовит доказа- тельства положительных качеств героя, руководствуясь текстом и своим жиз- ненным опытом, другая – отрицательных, обосновывая свое мнение цитатами из текста;
прием «написание творческих работ», играющий большую роль на эта- пе закрепления изученной темы. Например, младшим школьникам предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Данная работа выполняется учениками в зависимости от уровня их развития;
Технология проблемного обучения, предполагающая создание про- блемных ситуаций, активной познавательной деятельности младших школьни- ков, заключающейся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуа- лизации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления.
Существуют следующие приемы создания проблемных ситуаций:
проблемные ситуации между двумя (или более) положениями:
одновременное предъявление противоречивых фактов, теории или точ- ки зрения;
«столкнуть» разные мнения школьников с помощью вопроса или прак- тического задания;
проблемные ситуации между житейским представлением младших школьников с помощью вопроса или практического задания «на ошибку», а за- тем предъявляется научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности.
Проектная технология, рассматриваемая в качестве совместной учебно- познавательной, творческой или игровой деятельности, имеющей общую цель, согласованные методы и способы деятельности, обеспечивающие достижение результата – создание проекта.
Приемами формирования читательской грамотности в рамках проектной технологии являются:
написание сочинения-рассуждения на заданную тему;
выполнение творческой работы – иллюстрации к произведениям, вик- торина или кроссворд по прочитанным произведениям;
сочинение своего стихотворения, басни, сказки.
Игровая технология, обеспечивающая достижение единства эмоцио- нального и рационального в обучении. Данная технология предполагает полу- чение и обмен информации, формирование навыков общения и взаимодейст- вия. На этапе закрепления изученного материалы рекомендуется использование следующих приемов:
«мим-театр», суть которой состоит в изображении мимикой и жестами
одного из героев произведения, а класс отгадывает;
«крестики-нолики», предполагающий проведение работы в парах: одни ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания младшие школьники задают друг другу вопросы. Победителем становится тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков;
«древо мудрости», которое заключает в том, что сначала быстро, но внимательно младшие школьники читают текст. Далее каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске).
Информационно-коммуникационная технология, которая в рамках формирования читательской грамотности является особенно актуальной. Она предусматривает работу с разными источниками информации. При проведении словарной работы для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны тол- ковый и энциклопедический словари.
Здоровьесберегающая технология, которая является неотъемлемой ча- стью урока литературного чтения. Она обеспечивает создание на уроке зоны психологического комфорта.
Личностно-ориентированная технология, предполагающая создание на уроке учебной ситуации, когда не только излагаются знания, но и раскрывают- ся, формируются и реализуются личностные особенности младших школьни- ков. При реализации данной технологии в процессе формирования читатель- ской грамотности важно создать эмоционально положительный настрой школьников на работу.
Таким образом, сочетание указанных в данном параграфе приемов спо- собствует эффективной организации работы на уроке литературного чтения по формированию читательской грамотности. Рассмотренные приемы обеспечи- вают развитие у младших школьников навыков мышления и рефлексии, кото- рые являются важнейшими составляющими понятия «читательская деятель- ность». Продуманная и целенаправленная работа с текстом дает возможность ученику из большого объема информации получить нужную и полезную, а также сформировать социально-нравственный опыт и познавать окружающий мир.
Литература
Гусева Т.Н. Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения [Текст] / Т.Н. Гусева // ИНТОЛИМП. – 2017. – № 2. – С. 34-37.
Исаева О.В. Работа с текстом как средство формирования читательской грамотно- сти младшего школьника [Текст] / О.В. Исаева // Научно-методический электронный журнал
«Концепт». – 2014. – № 20. – С. 4056–4060.
Колесова О.В. Приемы формирования читательской грамотности младших школь- ников [Текст] / О.В. Колесова. – Нижний Новгород : НГПУ, 2018. – 54 с.
Методика преподавания литературы [Текст]: Учебная хрестоматия практикум / Б.А. Ланин. – М. : Эксмо, 2007. – 512 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего обра- зования – М.: Просвещение, 2010.