Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроках в начальной школе»
«Формирование читательской грамотности на уроках в начальной школе». Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования. В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения. Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
Ирина Валентиновна показала разные виды заданий и упражнений, которые она использует в своей работе. Они помогают ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности. Сегодня в начальной школе всё больше внимания уделяется деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Поэтому большое распространение получила технология проблемного обучения, которая применима при работе по любой из действующих программ обучения. Она отвечает требованиям ФГОС НОО, т.к. формирует, прежде всего, регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая умение решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других УУД: коммуникативных, познавательных, личностных. На уроке изучения нового материала прорабатываются два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Проблемный диалог помогает ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы создаю проблемную ситуацию, а затем формулируются проблемы учениками. На этапе поиска решения побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечиваю «открытие» знаний путем проб и ошибок. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой. Задача учителя –сформировать читательские умения и навыки, главные из которых: – умение представить себе картину, нарисованную автором произведения; – сопереживать героям и автору; – понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи. Для этого следует применять различные формы и типы творческих уроков: – конкурсы – викторины - путешествия по сказкам. Также проводить тестирование, которое выясняет, насколько дети поняли прочитанное, и также помогает оценивать знания учащихся. Применяется такая форма работы, как самостоятельное домашнее чтение, после чего при обобщении темы дети выполняют творческие задания. Для развития творческого воображения учащиеся выполняют рисунки, озаглавливают части текста, подбирают пословицы и выполняют обложку к прочитанному произведению. Такие уроки помогают повысить интерес у слабо читающих детей к чтению и развивают навык качественного чтения у школьников. Ирина Валентиновна привела примеры заданий. Задания для 1 класса (на уровне слова) 1.Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ 2.Читай только первые слоги. Какие слова получились? канат лентяй дача рисунок 3.Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите: оядлео лушкяга змлнеякиа фрноаь сзтекроа. Задания для 2 класса (на уровне предложения) 1. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте. L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T Один костёр - весь мир согревает. ( Солнце) 2.Прочитай поговорку правильно (сосредоточься на смысле поговорки): Дерево живёт друзьями, а человек корнями. Труд портит, а лень - кормит. 3.Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно. По печи узнают человека. Задания для 3-4 класса (на уровне текста) Приём синквейн. Пишется синквейн по определённым правилам: 1строчка - это существительное. Тема, о которой пойдёт речь. 2строчка – это два прилагательных или причастий, описывающих предмет. 3строчка – это три глагола, которые описывают действия предмета по выбранной теме. 4строчка – это фраза, которая показывает отношение автора к теме. 5строчка – это существительное, которое ассоциируется с темой синквейна. Составление синквейна – это полезная весёлая игра, которая обогащает словарный запас, развивает речь и мышление, а также хороший способ контроля и самоконтроля. Работать с этим приёмом я начала уже в 1 классе. Синквейны можно составлять по прочитанным сказкам, рассказам, стихотворениям. Начинать составление синквейна надо с самого простого.
Кологреева И.В. отметила, что в рамках работы по формированию читательской грамотности особенно актуальна информационно-коммуникативная технология. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари. Важным преимуществом технологии является наглядность. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации (программа PowerPoint). Но здесь важно не увлекаться. Презентация не самоцель, она должна выделять основные моменты темы. Также учитель познакомила, как она работает с детьми по созданию буктреллеров. Курс «Литературное чтение» имеет большое значение для дальнейшего развития и для успешного обучения выпускника начальной школы. Важно научить младшего школьника учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Таким образом и на уроках и на внеурочной деятельности у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».