kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности младшх школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своем выступлении раскрываю собственную систему методов и приёмов по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности младшх школьников.»



Развитие читательской грамотности в начальной школе,

как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся,

с применением современных технологий.


учитель начальных классов высшей категории МБОУ СОШ №32 с углубленным изучением английского языка

г. Озерска, Челябинской обл. Соболева Елена Анатольевна


Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Давайте разберемся, что же включает в себя понятие «функциональная грамотность».

Функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функционально грамотная личность - это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем её мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определенными качествами, ключевыми компетенциями. Именно такие задачи сегодня ставит государство перед современным педагогом – он должен воспитывать в детях эти качества, начиная с 1 класса и заканчивая выпускным.

Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. На каждого (включая детей) ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были газеты, журналы и ТВ, то сегодня - глобальная всемирная сеть.

Немного цифр. Использование интернета в мире в 1997 году составляло - 1,7 %, в 2020 году – 53,6%.

В связи с этим возникают определенные трудности в чтении, объективные причины которых обусловлены следующими показателями статистики:

35% населения – никогда не читает, 43% - читает от случая к случаю и только 22% - читает ежедневно.

Та же картина и в школе. 60% детей, приходящих в 1 класс, испытывают проблемы с формированием навыка чтения по разным причинам. Очень разношёрстный класс нужно учить так, чтобы развивались все. Это очень большая нагрузка для учителя.

Сейчас важнейшим школьным умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения. 

Каждая образовательная область (в начальной школе их 7) участвует в развитии всех видов функциональной грамотности: читательская грамотность, естественнонаучная, математическая, компьютерная, финансовая и юридическая грамотность.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Читательская грамотность – это основа для движения по жизненной лестнице знаний, доступ к мировой системе знаний человечества. Те сведения, которые читатель получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
Разумеется, тексты, предлагаемые детям в начальной школе, не должны охватывать много понятий и образов, которые находятся далеко за пределами их интересов и жизненного опыта, так как это может снизить интерес к чтению.

1 класс: учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.

2 класс: учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.

3-4 классы: учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.

Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. В программах русского языка и литературы дублируются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения. Цель уроков литературного чтения в начальной школе состоит не только в обучении детей чтению художественной литературы, подготовке к её систематическому изучению в средней школе, но и в формировании интереса к чтению, овладении приёмами понимания прочитанного.

В сегодняшних условиях существует множество приемов и методов работы с текстом. Предлагаю рассмотреть игры и упражнения, которые я использую на своих уроках, для формирования начального уровня читательской грамотности:

На доске записываю в ряд, без пробелов, несколько слов, которые начинаются с одной буквы. Примерно это выглядит так:

КОМЕТАРЫБАГРУШАДЕТИРЕБЯТАРАКДОМ РЯБИНА

СОКСОСЕДКАСАДСОБАКАСОСЕДКАСОСУЛЬКА
Предлагаю ученикам выделить отдельные слова, посчитать, сколько их, прочесть эти слова вслух. Составить с этими словами предложение.

В 1 классе также для формирования смыслового чтения предлагаю задания на уровне слова:

- Прочитай слова без лишнего слога: кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод и т.д.

Также можно предложить добавить в слова определенную гласную, чтобы получилось слово (грд, млк, мрз, млтк – в данном примере вставляем букву О); сложить слово из перепутанных букв (касоаб – собака).

- Впослебукварный период обучения чтению детям предлагаю хорошо известное всем задание: прочитайте загадку, пословицу или название темы урока отбросив иностранные буквы:

DYUВHFЕWPСXZЬSДUIGЕFНRLЬSСQLUПZVИSТDАWRНDQОWЧIJЬZЮSGГRОLDРSFИWТJQ (Весь день спит, а ночью горит. Фонарь)

Начиная со 2 класса задание усложняется:- Для смыслового обучения чтению можно предложить следующее задание: Прочитайте пословицу правильно

Здоровому - грач не нужен.

Лес рубят – кепки летят.

Слезами морю не поможешь.

Старый круг лучше новых двух.

Ус - хорошо, а два лучше.

Труд кормит, а пень портит.

- Часто на речевой разминке в начале урока использую такое задание, как - Восстанови стихотворение. Выбери пропущенные слова.

Очень нравятся детям моего класса подобные игры со словами «Разбитое зеркало» и «Буква заблудилась». В первой игре слово пишется наоборот и делится на слоги, которые пишутся в произвольном порядке.

Например, берём слово «самолёт» Из него получается «тёл», ас», «ом». Задача учащихся обернуть слоги и расставить их в правильном порядке, узнав, какое слово было зашифровано.
В игре «буква заблудилась» в паре слов меняются местами буквы.
Например, «телефон – носорог». Меняем буквы «терефон –носолог» и предлагаем детям вернуть буквы на место.

«Найди слово», поиск в тексте заданных слов - задаются 1-2 слова, которые ребенок должен найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

Подобные упражнения со словами всегда позитивно воспринимаются в первом и втором классах, вызывают у школьников большой интерес и повышает мотивацию. 

Следующий известны  приём, который себя оправдывает, «Чтение по частям» или «Чтение с остановками». Для этого приема использую повествовательный текст. Сначала обучающимся по названию текста и по иллюстрации (при ее наличии) предлагается определить, о чём пойдёт речь в произведении. Затем текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента, обучающиеся высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данный прием способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована.

«Реклама книги»  Второй год подряд (исключая 1 класс) мы начинаем в сентябре уроки чтения с представления (презентации) книги, которая произвела на ребенка самое яркое впечатление из прочитанных летом. Задача каждого ученика так представить, разрекламировать книгу, чтобы ее захотелось прочитать одноклассникам.

- Еще Прием «Иллюстрирования произведения», который нравится моим ученикам. Использую на уроках литературного чтения. Этот вид работы позволяет детям почувствовать радость от необычного общения с книгой. Также учит делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию.

После того, как с распознаванием слов у школьников проблем больше не возникает, можно переходить к упражнениям, предлагающим работу с предложениями. К таким можно отнести исправление неправильного положения слов в предложении, отгадывание загадок, поиск добавленного в предложение ненужного, лишнего слова, чтение нового текста с конца по нескольку слов на странице (О чём этот текст?).

Также провожу тестирование, которое выясняет, насколько дети поняли прочитанное, и помогает оценить знания учащихся.
Очень полезна на среднем уровне читательской грамотности игра в пословицы. Особенно удобно использовать их при отработке изучаемых орфограмм (уроки русского языка) Н: Не торопись отвечать – торопись слушать. Большой говорун – плохой работник. Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто в глаза правду скажет. Дети узнают пословицы, объясняют их смысл, знакомятся с их мудростью. Затем можно предложить поиграть в пословицы. На доске записано несколько пословиц, с измененным окончанием.
Например: За двумя зайцами погонишься, не вынешь рыбку из пруда,
Без труда дальше будешь, Тише едешь – ни одного не поймаешь. Задача учащихся распределить окончания пословиц правильно и объяснить их смысл.

Еще вариант использования пословиц. В начале урока задание. Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах) слово, злое, доброе, калечит, лечит, а. -  Доброе слово лечит, а злое калечит.

Давать учащимся упражнения, которые предполагают самостоятельную работу с текстами, рекомендуется не ранее третьего класса.

Это могут быть следующие задания: вставить в текст подходящие по смыслу слова или наоборот, исключить слова, которые противоречат общему смыслу текста, составить план текста, «Читаем и спрашиваем» - составить список вопросов по тексту.

Приём «Работа с вопросником» применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Приведу пример опросника к тексту Л.Н. Толстого «Лев и собачка», который был предложен учащимся для работы в парах с последующим коллективным обсуждением.

ВОПРОСНИК Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

  1. Назовите главных героев произведения.

  2. Где происходят события?

  3. Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.

  4. Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?

  5. Как лев относился к собачке? Найдите в тексте соответствующие глаголы.

  6. Что однажды произошло?

  7. Что случилось с собачкой через год?

  8. Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки.

  9. Чем заканчивается быль?

10.Каково ваше впечатление от рассказа?


В упражнении, которое предполагает ответы на вопросы по тексту, можно использовать игру «Лишний вопрос», когда в ряду вопросов я задаю вопрос, не связанный с данным текстом. Задача учащихся ответить на все вопросы, кроме лишнего. Такое задание, обычно, повышает внимательность учащихся, активизирует их интерес к заданиям.



Прием «Словарная коробочка». При чтении нового произведения ученики подчеркивают те слова, значение которых им непонятно. Потом я обращаюсь к тем ребятам, кто может дать разъяснение непонятных слов (к сожалению таких детей всё меньше и меньше). И только потом, при необходимости помогаю ребятам, используя различные словари. Так наполняется коробочка новых слов.

Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при

составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Этот прием учит детей диалогу, культуре общения.


В своей практике часто использую написание синквейнов. Ждать от школьников третьего-четвёртого класса высокохудожественных произведений рано, но такие задания повышают интерес к учёбе, развивают творческую активность детей, пробуждают их фантазию.

Анализируя итоги ВПР в 4-м классе по русскому языку за несколько лет, вижу, что самыми сложными являются задания, где ученик должен письменно сформулировать собственный жизненный опыт. На этом даже спотыкаются хорошо успевающие ученики. И я пришла к выводу, что нужно обучать детей написанию интересных текстов, нахождению аргументов и выражению собственной точки зрения.

На этапе закрепления и обобщения изученной темы использую Прием «Написание творческих работ» - это не только сочинения, но и небольшие высказывания в письменном виде или же самому сочинить загадку, небылицу, написать сказку или стихотворение. Обязательное условие - письменное высказывание должно быть обращено к внутреннему миру личности ученика. Темы таких мини-сочинений: Моя семья. Что я знаю о белке. Когда я был маленький… Моя любимая игрушка. Эссе - Мой любимый русский писатель и др.

Стараюсь разнообразить уроки чтения с помощью включения в их содержание аудио-средства. Предлагаю записи чтения литературных произведений актерами, обучаю выразительности, умению прочувствовать настроение, передать характер героев. Обобщении знаний по разделам «Поэтическая страница» провожу в форме классного конкурса чтецов. Ребята, в роли строгого жюри оценивают чтение стихов своих одноклассников, высказывают своё суждение, начинают с удачных, положительных моментов, затем тактично указывают, над чем поработать, что нужно исправить. Эта работа имеет свое продолжение в подготовке и индивидуальному и групповому участию детей в различных конкурсах чтецов и художественного чтения, проведении в классе тематических литературных праздников с участием семей учащихся. Я замечаю, с каким удовольствием ребята к 3 классу читают стихи и тексты на самые разные темы. А некоторые из них становятся победителями и призерами очных и заочных конкурсов.

В 4 классе использую прием «Сжатие текста» (когда нужно сократить текст до 4-5 предложений и сохранить главную мысль), составление текста по частям ( сложить текст из предложенных частей) – работа в парах, в группе. Проводим Конкурс на самое медленное, безошибочное прочтение, самое выразительное прочтение. Всегда заставляю учащихся не просто читать, а обязательно обсуждать, продумывать прочитанное, высказывать свое отношение к прочитанному, формулировать свою точку зрения.

На уроках русского языка активно использую плакаты, схемы, часто обращаемся к ним. Н: умение различать слово и сам предмет. Покажите мне слово «окно». Указывают на предмет, а слово написано в уголке на Доске. Учимся отличать звуки и буквы: 33 буквы, 42 звука, 10 гласных букв – 6 гласных звуков, не путать часть речи и член предложения. Слово ребята – подлежащее, имя существительное.


Приемов намного больше, некоторые буду добавлять уже в 4 классе, так как их проведение требует определённой сформированности навыков и умений, а также культуры поведения учащихся. Умения работать так, чтобы не мешать остальным.

Развивая читательскую грамотность учащихся, я, как учитель начальной школы, ставлю перед собой цель воспитывать человека, который умеет думать, видеть глубинный смысл вещей, адекватно воспринимать окружающую реальность. Самым ценным для меня является то, чтобы мои ученики стали больше читать, расширился круг их чтения, возросли их читательские интересы и потребности, развиваются их способности.

Подводя итоги, надо подчеркнуть, что достижениями читательской языковой грамотности можно считать работу учителя над осознанностью (смысловым) чтением; смещение акцента с контроля темпа чтения на контроль осознанности чтения.

Еще в 19 веке русский писатель, педагог Л.Н. Толстой писал: «Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого лучшего».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Елена Анатольевна Соболева

Дата: 29.03.2022

Номер свидетельства: 603652


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства