kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сфере модернизации образования проблема формирования навыка грамотной работы с текстом становится наиболее актуальной.Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования.Развитие читательской компетентности младших школьников стоит на первом месте для дальнейшего успешного обучения по разным предметам. В данной статье приводятся примеры использования технологий для формирования читательской грамотности  младших школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе"»

"Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе"

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определяет актуальность понятия «функциональная грамотность», основу которой составляет умение ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе, действовать в ситуации неопределенности. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.

Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт. Основная миссия современного образования состоит в обеспечении условий для самоопределения и самореализации личности. В каждом ребенке скрыт неизвестный нам потенциал, который обязательно должен реализоваться. Для современного человека главное – не готовые знания, а умение учиться самостоятельно открывать новое. Поэтому мой педагогический принцип - очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность независимо от конкретных успехов в учебной деятельности. Моя позиция по отношению к ребенку как к соратнику, союзнику, соавтору, принимающего и дающего, имеющего право на несогласие, сомнение и даже ошибку.

Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.

Чтение детей - актуальная тема для педагогики. В настоящее время наблюдается её обострение в связи с современной культурной и социальной ситуацией. В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать.


По моим наблюдениям увеличилось количество детей, которые приходят в школу с логопедическими нарушениями, с задержкой речевого развития. Учащиеся стали знать мало русских народных сказок, пословиц и поговорок. Отмечается низкий уровень словарного запаса. С горечью могу отметить, что в семьях моих учеников мало читают или совсем не читают. В настоящее время во многих семьях не выписывают детские журналы, книги покупают редко, в библиотеки детей не записывают, так как есть интернет. Общение родителей с детьми сводится до минимума.

Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации образования. Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования. Современному школьнику необходимо постоянно добывать, осмысливать необходимую информацию, что предполагает работу с такими видами текстов, как публицистический и научно-познавательный. В настоящее время все более актуальным становится использование приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. Развитие читательской компетентности у младших школьников стоит на первом месте для дальнейшего успешного обучения по различным предметам. Ученик должен полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения на поступки литературных героев и уважать мнение собеседника.

В работе над формированием читательской грамотности у учащихся, я ставлю перед собой следующие задачи:

 - сделать процесс познания привлекательным;

 - создавать ситуацию успеха на уроках;

-достижение личностных результатов учащихся:

 - готовность и способность учащихся к саморазвитию;

  - формирование мотивации  к обучению и познанию;

  - осмысление и принятие основных базовых ценностей;




- привить навыки: самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов.

Чтобы решить данные задачи, я опираюсь на следующие принципы обучения, как научность, доступность, наглядность, перспективность, логичность, последовательность изучения материала (от простого к сложному), связь теоретического материала с практикой.

Для формирования читательской грамотности современная педагогика предлагает использование различных технологий.

Технология критического мышления.

Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов.

1 этап - «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

2 этап - «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

3 этап - «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Технология проблемного обучения.

Она основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.

Для создания проблемных ситуаций используются также кроссворды, которые помогают определить тему урока или автора, а также выяснить уровень понимания произведения.

Проектная технология.

Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлексии деятельности.

Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта. Данная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

Игровая технология.

Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды.

Информационно-коммуникативная технология.

В рамках работы по формированию читательской грамотности эта технология особенно актуальна. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.

Важным преимуществом технологии является наглядность, так как большая доля информации для детей младшего школьного возраста усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Наиболее популярным здесь является использование возможностей мультимедийной презентации (программа Power Point). Но здесь важно не увлекаться. Презентация не самоцель, она должна выделять основные моменты темы.

Здоровьесберегающая технология.

Применение здоровьесберегающей технологии, позволяет создать на уроке зону психологического комфорта. Здесь наряду с учетом дозировки учебной нагрузки, соблюдением гигиенических требований, благоприятным эмоциональным настроем, включением оздоровительных моментов, хочу отметить важность смены видов деятельности на уроке, позволяющие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность.

Личностно-ориентированная технология.

Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.

Особенностями этой технологии являются:

Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников; предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

Организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.

Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого. Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.

Эффективный приём работы – это вариативные домашние задания, что даёт возможность каждому ученику творчески проявить себя, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.

Сочетание рассмотренных приёмов работы с текстом, используя коммуникативно-деятельностный подход, позволяет эффективно построить работу на уроке по формированию читательских умений.

Курс «Литературное чтение» имеет большое значение для дальнейшего развития и для успешного обучения выпускника начальной школы. Умение работать с информацией необходимо не только на уроках чтения, следовательно, работу по формированию этих навыков рекомендовано проводить при изучении всех предметов начальной школы. Важно научить младшего школьника учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Чтение и работа с текстом, а не слово учителя –основа современных образовательных технологий. На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Поскольку понятие «Читательская грамотность» является метапредметным, работу по формированию интереса к чтению я провожу не только на уроках литературного чтения, но и на уроках окружающего мира, математики, русского языка и во внеурочной деятельности.



Совершенствование навыка чтения младших школьников тесно связано с развитием интереса к чтению. Чтобы помочь детям полюбить уроки чтения, научить их читать с удовольствием и желанием я использую в своей работе различные технологии обучения чтению. С целью формирования коммуникативно-способной личности использую нестандартные виды уроков: урок-игра, урок-путешествие, уроки – раздумья, урок-диспут, защита проектов, урок-инсценировка. Главная цель научить моих учеников добывать знания, умения, навыки и уметь применять их на практике. А так же воспитывать человека, умеющего думать, анализировать, оценивать поступки и факты, формулировать свою точку зрения. В своей практике я стараюсь применять такие формы и методы работы, которые позволяют каждому ученику почувствовать свою значимость, свои силы, которые позволяют раскрыть индивидуальные способности ученика. В результате применения различных методик и форм проведения урока у учащихся формируются УУД, дети учатся формулировать собственную точку зрения, отстаивать свою позицию, сотрудничать в группе, коллективе, быть коммуникабельными и толерантными. При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пархоменко Светлана Валерьевна

Дата: 03.10.2021

Номер свидетельства: 587932

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа по чтению УМК Школа-2100"
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia_proghramma_po_chtieniiu_umk_shkola_2100"
    ["file_id"] => string(6) "381501"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484882847"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(108) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "227432"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440706841"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока по литературному чтению на тему: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniiu_na_temu_a_s_pushkin_skazka_o_tsare_salt"
    ["file_id"] => string(6) "545798"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1586333281"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Функциональная грамотность на уроках литературного чтения в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "funktsionalnaia_gramotnost_na_urokakh_literaturnogo_chteniia_v_nachalnoi_shkol_1"
    ["file_id"] => string(6) "581251"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1621744601"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "урок литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России.Тема :В.Драгунский" Тайное становится явным" "
    ["seo_title"] => string(108) "urok-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie-umk-shkola-rossii-tiema-v-draghunskii-tainoie-stanovitsia-iavnym"
    ["file_id"] => string(6) "198680"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428430869"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства