Просмотр содержимого документа
«Эссе " Моя педагогическая философия" »
Эссе «Моя педагогическая философия»
Подготовила Федосова Светлана Николаевна
учитель начальных классов
Когда поет душа?
Когда её не душат.
Когда за слово каждое не отдерут за уши,
Когда она летит от края и до края,
Свободна и вольна, от счастья замирая.
Тогда она живёт, творит, не умирает…
Учитель для меня - это творец человеческой души,
у которого и каждый час, и каждая минута
о детских судьбах вечная забота,
кусочек сердца отдавать кому-то –
такая у учителя работа.
Профессия учителя, но мой взгляд уникальна. Бог создал великое Чудо – человека. Он дал ему жизнь, вдохнул в него душу… и выпустил человеческую лодку в безбрежный океан жизни. Буря и непогоды, штормы и сотрясения подстерегают человека на этом трудном пути. Но есть тот, кому небезразлична его судьба, кто волнуется и переживает, кто закрывает от невзгод своим крылом, кто просто любит. Это Учитель. Он всегда рядом. Это он с доброй улыбкой встречает маленького человека, переступившего порог школы. Это он с тревогой заглядывает в наполненные страхом ребячьи глаза, читает в них немой вопрос и ласково успокаивает. Это он в моменты душевного переживания ребенка приходит на помощь, откликается, лечит душевную рану. Это он радуется победам ребенка, возможно, больше, чем он сам. Это его сердце бьется в унисон маленькому сердцу.
Учитель-это творец и целитель детских душ. В этом искусстве учитель не имеет права на ошибку, ибо цена слишком высока – испорченная жизнь. Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, когда кончится его влияние.
Дж.П. Лауренс.
Для меня учитель-это не профессия, не каждого, кто учит можно назвать учителем. Учителем надо родиться! Сколько себя помню, всегда хотела быть учителем. Я вспоминаю себя маленькой, еще в детском саду все воспитатели знали, что я буду учителем. Может потому, что я всегда ходила с мелом и везде пыталась что-то написать. В школе тоже все учителя были уверены, что я стану учителем, хотя я никогда об этом не высказывалась вслух. Я заметила в себе очень рано, что могу объяснить так, что всем становилось все понятно. Мои учителя в школе тоже это заметили, и я была дублером учителей. После объяснения учителя, выходила я и объясняла своим одноклассникам тему и каждый раз они говорили: «Это же так легко! Почему нам было не понятно?». Я тоже не могла понять почему, мне казалось, что я говорю то же самое что и учитель.
А когда я стала учителем, этот секрет мне открылся под названием - педагогическое мастерство.
Я согласна с высказыванием, что учитель — это не профессия, это — призвание, миссия. Для меня моя работа-это смысл жизни. Я не работаю в лицее, я там «живу». Нельзя закончить урок, закрыв кабинет; невозможно забыть про своих учеников, вернувшись, домой. Каждый день и каждый час я думаю о них.
В важности профессии учителя никто не сомневается, а я задалась вопросом, каким должен быть учитель, чтобы оставить свой след не только в мозгах своих учеников, но и в их сердцах и душах?
Во-первых, учитель обязан быть хорошим психологом, умеющим заглянуть в души своих учеников. Очень важно стать для детей тем человеком, перед которым они смогут раскрыться. Ведь, к сожалению, не всегда ребенок может полностью довериться своим родителям. А учителю просто необходимо найти и открыть дверцу в сердце каждого ученика. По-другому нельзя, без этого просто невозможно будет работать: сложно чему-то научить, если тебе не доверяют, если возникает антипатия, непонимание.
Смысл этой притчи стал визитной карточкой моей учительской жизни.
РАСТОПИТЕ ЛЕД
Однажды зимой Учитель и ученик прогуливались по берегу реки.
— Учитель! Люди не понимают друг друга. Люди стараются общаться, читают книги, которые повествуют о взаимопонимании — и натыкаются на невидимую стену. Почему так? Неужели нельзя этому научить?
— Пойдем со мной — Учитель пошел по льду на середину реки. — Посмотри вниз. Ты видишь здесь что-то?
— Нет. Как я могу увидеть что-то сквозь лед?
— Там, подо льдом — целый мир, неведомый тебе. Растопи лед — и он станет водой, дающей жизнь целому миру.
Я убеждена, если найти ко всем ученикам свой «ключик к сердцу», то в ответ вы получите все: знания, старание, уважение, понимание и т.д.- то есть все то - хорошее и необходимое о чем мечтает каждый учитель видеть в своих учениках. Нужно добиться того, чтобы дети тебе доверяли. Быть Другом для своих учеников. Ведь Друг не обидит, не предаст, не бросит в трудную минуту, придет на помощь, плохо не посоветует, посочувствует.
Я нашла свой стиль работы с классом и хочу поделиться, может кому-то будет полезен в работе.
Когда я набираю первый класс, то в первую очередь наблюдаю за своими первоклашками, изучаю их характеры, поведение в разных ситуациях, а потом для каждого ищу свой «ключик к сердцу». Показываю, какие приоритеты ценятся в классе: доброта, уважение друг к другу, взаимопомощь, честность, справедливость, доверие, толерантность и, конечно же, соблюдение их не только учениками, но и учителем. Стараюсь, чтобы ребята полюбили друг друга, свой класс. Радовались успехам друг друга, а не двойкам. Доверяли мне - это обязательное условие в моей работе. Четко понимали, что их не накажут не справедливо, если они не виновны. И только тогда, когда я вижу, что эти качества восстановлены, начинаю заниматься учебным процессом. Так как из моего опыта, если не восстановить здоровую атмосферу в классе, об успешности в учебном процессе можно забыть. Будут ссоры, слезы, драки, обиды, подлость, хамство, не уважение, плохие взаимоотношения между учениками и учителем. А кто же сможет долго находиться в такой атмосфере? Захочется просто сбежать из такой школы. Отсюда не желание вообще ходить в школу. Поэтому в моей методике на первом месте взаимоотношения в классе и считайте, что у вас уже есть 80% того, что дети будут хотеть и смогут хорошо учиться. Ребята будут бояться вас обидеть, подвести, сделать неприятно, это мною проверено и реально работает. Можно спокойно заниматься учебой, ведь вас ничего не будет отвлекать!
Во-вторых, учитель должен быть образцом для подражания не только внутренне, но и внешне, поэтому мы всегда должны выглядеть на «отлично»: стильная одежда, прическа, макияж, маникюр, культура поведения, речь, манеры все должно быть безупречно. Я вообще считаю, что учитель – это практически как звезда кино или эстрады. Мы все время на виду, под прицелом детских глаз.На сцене - человеческие сердца, за кулисами - человеческие души, в зрительном зале - человеческие судьбы. Ведь дети считают нас особенными. Иногда мне кажется, они не понимают, что мы такие же обычные женщины, как их мамы. Идеальный учитель это тот, который сможет сделать ученика самостоятельным, ответственным, целеустремленным и устойчивым к испытаниям жизни, тот, который умеет пробуждать в детях ученика, а потом собеседника.
Что бы я хотела видеть в своих учениках? Свободного мышления, толерантности, умения конструктивно решать проблемы, способности к самовыражению и еще много других очень важных качеств. Главное — чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью. Моя задача, как учителя начальных классов, подготовить в среднее звено развитых, хватающих информацию и желающих освоить мир детей.
Заключение: К чему я стремлюсь в своей педагогической деятельности?
Моё педагогическое кредо - сотворить ученика - творца, который увидит больше, чем я увидела, который поймёт глубже, чем я поняла, который пойдёт дальше, чем я с такими качествами:
1. Ответственность: пунктуальность и чувство уважения, но не преклонения. 2. Любознательность: восприятие новой информации постоянная ненасытность знаниями. 3. Трудолюбивость: помогает духовному развитию и росту. 4. Совесть: совестный человек самый трудолюбивый и результативный. 5. Креативность и активность: творчески, созидательно, живо реагировать на поступающую информацию. 6. Самоорганизованность: основной помощник в покорении любых вершин. 7. Пытливость ума: поэтический склад ума со всеми его составляющими, помогающий правильному восприятию окружающего мира, физических явлений.
Я уверена, что на правильном пути, иначе какое мнение может быть важнее, чем мнение моих учеников. Когда я захожу утром в класс, ребята меня обнимают, если чувствуют мое напряжение, подходят ко мне и гладят, молча по голове, как мама в детстве, будто хотят успокоить. А когда ухожу домой, говорят: «Приходите завтра, мы вас будем ждать!»