kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологический проект «Кто такие птицы?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • обобщать и систематизировать знания детей о птицах, определять их по внешним признакам;
  • выявить пробелы в знаниях учащихся;
  • расширить кругозор детей;
  • формировать умения учащихся анализировать и классифицировать предметы окружающего мира;
  • развивать познавательную активность, наблюдательность, умения рассуждать, делать выводы, выражать свои мысли, работать в группе;
  • укреплять чувство ответственности за результат своей работы и за работу группы;
  • воспитывать взаимоуважение, сопереживание, бережное отношение к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологический проект «Кто такие птицы?»»

Экологический проект «Кто такие птицы?» 4-й класс

Цели:

  • обобщать и систематизировать знания детей о птицах, определять их по внешним признакам;

  • выявить пробелы в знаниях учащихся;

  • расширить кругозор детей;

  • формировать умения учащихся анализировать и классифицировать предметы окружающего мира;

  • развивать познавательную активность, наблюдательность, умения рассуждать, делать выводы, выражать свои мысли, работать в группе;

  • укреплять чувство ответственности за результат своей работы и за работу группы;

  • воспитывать взаимоуважение, сопереживание, бережное отношение к природе.

Методический паспорт:

  • по содержанию – межпредметный;

  • по уровню усвоения учебного материала – итоговый проект;

  • по форме организации – групповой;

  • по срокам выполнения - среднесрочный;

  • по результатам выполнения – практический.

Оборудование:

  • плакат на доске: «Хочу всё знать!»;

  • презентация;

  • детская энциклопедия «Я познаю мир».



Этапы проекта:

  • «Мозговой штурм» формулирование тем исследования учащихся – 1 урок, 15мин.

  • Формирование групп по исследованию, выдвижению гипотез – 1 урок, 10мин.

  • Выбор творческого названия проекта – 1 урок , 10 мин.

  • Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе –1,2 урок, 15мин.

  • Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав – 2 урок, 20мин.

  • Самостоятельная работа по обсуждению задания каждого в группе – 3 урок, 10 мин.

  • Самостоятельная работа групп по выполнению задания – 3 ,4 урок и работа дома.

  • Подготовка школьниками презентации по отчёту о проделанной работе – 5 урок, 30мин.

  • Защита проекта – 6 урок.

Группы учащихся

Название группы

Рассматриваемые вопросы

Орнитологи

Представители царства птиц и их особенности.

Экологи

Почему исчезают птицы?
К чему приведёт исчезновение пернатых?
Как нам предотвратить исчезновение птиц?

Фотокорреспонденты

Какие птицы занесены в книгу Алтайского края?

Режиссёры

Как провести акцию важности заботы о птицах?



На доске:

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью.

Л.Н.Толстой

Девиз проекта: «Хочу всё знать!»

Ход занятия:

I. Актуализация опорных знаний

1. Раскрытие смысла выражения Л.Н.Толстого, записанного на доске.

2. Беседа по схемам о природе.

Природа Птицы

живая неживая перелётные оседлые зимующие



растения животные



звери насекомые рыб

птицы







Птицы Птицы
(по типу питания) (по типу обитания)

Лес Луг Степь Болото

Всеядные Травоядные

Хищные

3. Загадка – плетёнка.

- Здесь спрятались птицы. Отгадайте, какие. Побеждает та группа учеников, которая впишет большее количество птиц за 2 минуты.

Каждая группа получает загадки-плетёнки на листах А4.

1.

В

 

р

 

б

 

й

2.

 

к

 

о

 

е

 

3.

к

 

к

 

ш

 

а

4.

 

н

 

г

 

р

 

5.

г

 

у

 

а

 

ь

6.

 

о

 

о

 

е

 

7.

п

 

л

 

к

 

н

II. Информация о некоторых представителях пернатых

1. Выступление орнитологов.



Загадка

Посередь деревьев
Кузнецы куют. (Дятел)

Ученик группы 1: (рассказывает своими словами о дятле).

Дятел

Люди называют дятлов «лесными санитарами». Эти птицы очень полезны для леса. Длина тела от 9 до 56 см. Окраска оперения у дятлов довольно яркая — черная, зеленая или пестрая. Оперение жесткое. Крылья умеренной длины, широкие и закругленные. Хвост состоит из 12 рулевых перьев, заостренных на конце, с очень толстыми и пружинистыми стержнями. Тело у дятлов коренастое с характерным долотообразным клювом. Ноги и ногти дятлов приспособлены к лазанью по деревьям, а крепкий, прямой и острый клюв – для долбления коры в поисках насекомых, личинок и куколок. Таким образом, летом дятлы уничтожают множество вредителей леса, а зимой питаются семенами хвойных деревьев. Дятлы распространены в самых разнообразных древесных и кустарниковых насаждениях. Они типичные лазающие птицы, вся жизнь которых проходит на деревьях. Дятлы хорошо приспособлены к такой жизни: у большинства видов хвост более пригоден для лазания по деревьям, чем для полета. Летают дятлы неохотно, но быстро. Полет у них тяжелый и в то же время стремительный: птица делает резкий взмах крыльями, поднимающий ее ввысь, затем складывает их и стремительно, словно брошенное копье, пролетает некоторое расстояние, быстро теряя высоту, затем вновь взмахивает крыльями. Дятлы, добывая себе пищу, в той или иной степени долбят кору деревьев и кустарников. Поэтому ноздри этих птиц покрыты жесткими, обращенными вперед волосковидными перьями, предохраняющими дыхательные пути от попадания в них мелкой стружки, образующейся при долблении. Доставать насекомых из щелей и вскрытых путем долбления ходов дятлам помогают чрезвычайно длинный, далеко высовывающийся из клюва язык и сильно развитые слюнные железы, позволяющие накрепко приклеивать к языку добычу. Большинство видов гнездится в дуплах деревьев. Их чаще выдалбливают сами птицы, реже занимают уже имеющиеся пустоты в древесине. Голос у дятлов громкий, они часто постукивают клювом по деревьям, а поэтому найти их в лесу не составляет особого труда. Сдирая с больных деревьев кору, дятел убивает личинок и тем самым приостанавливает дальнейшее развитие и размножение вредителей. Незараженные деревья дятлы не долбят: долбление здорового на вид дерева служит указанием на то, что дерево поражено. Кроме того, дятлы оказываются чрезвычайно полезными тем, что выдалбливают в поврежденных деревьях дупла, которые впоследствии заселяются другими птицами-дуплогнездниками. Численность многих видов дятловых птиц сокращается вместе со сведением лесов, и большинству дятлов угрожает вымирание.

Загадка

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (снегири)

Ученик группы 2: (рассказывает своими словами о снегире).

Снегирь

Снегирь чуть больше воробья. Размах крыльев до 30 см, вес до 36 г. У самца розово-малиновая грудь, черная шапочка, черные крылья. Самка окрашена в буровато-серые цвета. Предпочитает гнездиться в негустых хвойных и смешанных лесах с обильным подростом ели. Питаются преимущественно ягодами и семенами растений. Птенцов выкармливают растительной пищей и насекомыми. В зимний период кочует, как правило, в пределах гнездового ареала. Иногда залетает в зону степей.
Кормят снегирей зерновыми смесями, основу которых составляют просо, овсяная крупа, подсолнух и семена хвойных (сосны и ели); в меньших количествах поедают семена салата, одуванчика, крапивы и различных сорняков. Необходимы им также зелень (всходы злаков, мокрица, салат), морковная смесь, ягоды рябины, из которых птицы извлекают семена. Очень любят коноплю, но в больших количествах она вызывает ожирение и утрату красного оперения.
Снегири так же как щуры, клесты, чечевицы, реполовы и чечетки, перелиняв в клетке, отчасти или полностью утрачивают красный цвет оперения — видимо, недополучают каких-то веществ, обеспечивающих синтез красного пигмента. Восполнить нехватку этих веществ в рационе комнатных птиц отчасти удается скармливанием ягод рябины, морковной смеси и дачей в осенне-зимний период свежих веток с почками; в теплое время года птицам необходимо давать побольше злакового разнотравья с полузрелыми семенами.

Загадка

Ночь, как смоль, черным – черна.
Серой птице не до сна:
Меж кустов, как тень, скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает … (сова)

Ученик группы 3: (рассказывает своими словами о сове).





Сова

Всего в отряде совообразных 134 вида, которые объединены в два семейства: настоящие совы и сипухи. Совы - настоящие ночные хищники. Их клюв мощный, с загнутым надклювьем и острыми режущими краями. В основании кожа голая, вздутая (это так называемая восковица), окруженная жесткими волосовидными перышками, выполняющими функцию органов осязания.

Глаза у этих птиц направлены вперед, что обеспечивает бинокулярное зрение. Они настолько крупные, что места в глазницах, обеспечивающих их движение, просто нет. Поэтому все совы обладают очень подвижной шеей. Они могут свободно поворачивать на 180 или даже на 240 градусов. У всех видов сов, обитающих в России, а их в нашей стране 18, кроме белой полярной совы, самцы и самки окрашены одинаково. Самки заметно крупнее самцов. Кроме острого клюва, в охоте этим хищникам помогают когти - острые и крепкие. Лапы у сов оперены до самых пальцев или почти у всех до самых когтей. Для лучшего схватывания добычи два пальца направлены вперед, два - назад, или боковые пальцы оборотные. Совы типичные охотники из засады, хотя многие охотятся в поисковом полете.

Одна из характерных особенностей сов - превосходный слух. Все они способны воспринимать низкочастотные звуки. Поскольку видимость в ночное время ограничена, то звук для сов - основной ориентир при охоте. Если посмотреть на внешний облик совы, первое, что бросается в глаза, - так называемый лицевой диск. Это особым образом расположенные перья, помогающие четко фокусировать звук в слуховой проход. "Наружное ухо" сов имеет рупорообразную форму, барабанная перепонка большая. Все это способствует восприятию и локации слабых звуков, производимых совиными жертвами. Еще одна особенность этой группы птиц - бесшумный полет. Оперение у сов легкое, рыхлое, что позволяет гасить завихрения воздуха (а именно они и создают звук).

Размножаются совы один раз в год. Иногда, правда, возможен второй цикл размножения, ближе к осени. Но это случается лишь при обилии основного корма. Гнездятся совы в дуплах, в расщелинах скал, в гнездах других видов (чаще ворон). Питаются совы разнообразной животной пищей. Большинство видов предпочитают мелких грызунов (ушастая сова, серая неясыть), крупных насекомых (иглоногая сова).

Решение экологической задачи.

За лето одна сова уничтожает до 1000 полевых мышей, а одна полевая мышь съедает 1 кг зерна. Сколько килограммов зерна за лето сохранят 2 совы, 20 сов?

Ответ:

1) 1 х 1000 = 1000 (кг) – съедят 1000 мышей.
2) 1000 х 2 = 2000 (кг) – сохранят 2 совы.
3) 1000 х 20 = 20000 (кг) – сохранят 20 сов.

Загадка:

Хоть я птичка невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода – 
Прямо с севера сюда.
Кто же я? (Синица)

Ученик группы 4: (рассказывает своими словами о синице).

Синица

Эту птицу все знают, она часто встречается в лесу и около человеческого жилья. Другое дело скрытая от непосвященных синичья жизнь. Ведь гнезда свои большая европейская синица прячет в дуплах, дуплянках, в щелях-нишах, под карнизами, в трубах-стойках оград, да мало ли где еще, только бы подальше от лишних глаз, и чтобы кошки с воронами не добрались. Оттого, видно, и неистребимо племя большой синицы в городах, где вороны крепко повывели птичью мелочь: щеглов, малиновок, зеленушек да зябликов, птах, гнездящихся открыто на земле, в кустах и кронах деревьев. Еще снег кругом, весной чуть пахнет. Солнышко пригрело, ожила первая капель, а ей уже вторит звонким хрусталем весенняя синичья песня. Прокормиться в городе или поселке большой синице проще, она не связана жестко с хвойными лесами, как хохлатая, московка или гаичка. Добывается любая живая мелочь, что в трещинах коры или на ветвях деревьев зимует. Семена трав и деревьев в пищу годятся, дойдет дело до ягод, и они не лишние. Летняя жизнь много хлопотнее. Продление рода дело не простое. Сначала нужно место выбрать с подходящими для гнезд дуплами, где пищи для будущего потомства вдоволь (в гнезде бывает по 9—13 белых в красноватых крапинках яиц). На каждую синичью семью нужен примерно гектар гнездовой площади. Тогда птенцы голодать не будут. А семьи у больших синиц не малые.

Родительские обязанности в паре строго распределены. Самочка строит гнездо, очень теплое и уютное, насиживает пару недель яйца и греет первые несколько дней вылупившихся птенцов. Самец все это время заботится о ее пропитании. Подрастающим детям, к слову, очень прожорливым, корм оба родителя приносят — за день по 300—500 порций. После вылета птенцов отец семейства докармливает слетков еще дней десять, и на этом родительская опека заканчивается.

2. Выступление экологов.

Птицы нуждаются в нашей защите

Существование многих видов птиц – под угрозой. В России работает Союз охраны птиц – филиал международной организации. Каждый может внести свой вклад в охрану пернатых жителей России. Увы, многие виды птиц в России становятся все более редкими, их численность постепенно, но неуклонно снижается. Меньше стало жаворонков в поле, а летом почти не услышишь перепелиного боя. Все реже доносятся с весеннего неба голоса пролетных гусиных стай. Специалисты-орнитологи озабочены этой ситуацией уже давно. Перемены в жизни нашей страны нанесли прямой ущерб делу охраны природы: резко ослаб контроль государства, законы перестали быть защитой диких животных. Заметно возросло браконьерство, увеличились масштабы нелегального отлова и экспорта редких видов птиц. Неконтролируемые рубки леса, загрязнение водоемов, весенние палы, самовольный выпас скота приводят к тому, что исчезают привычные места обитания птиц. Сегодня государство практически устранилось от заботы о судьбе диких животных. Пытаясь противостоять разрушительным для природы процессам, эту функцию добровольно взяли на себя неправительственные, независимые от государства и от бюджетного финансирования структуры. По инициативе нескольких активных защитников природы в 1993 году возник Союз охраны птиц России, общественная некоммерческая благотворительная организация. Союз охраны птиц России насчитывает около 1300 членов, объединяемых в 19 региональных отделениях. В 1995 году Союз стал кандидатом в партнеры Международной Ассоциации защиты птиц. Он находится под патронажем Общества охраны птиц Нидерландов, через которое получает финансовую поддержку в виде целевых грантов. Это единственная финансовая поддержка Союза, которая обеспечивает проведение научных проектов, аренду помещений и покупку оборудования. За счет грантов также осуществляется издательская деятельность Союза, приобретено полевое оборудование, компьютерная техника, создана неплохая специальная библиотека. Одна из важнейших задач Союза – изучение видов птиц, которым грозит опасность, а также разработка мер по их сохранению. Это и сбор научной информации о состоянии редких видов птиц, и выявление территорий и акваторий, имеющих важное значение для размножения, линьки, пролета и зимовки птиц. Союз проводит особо важную, ключевую инвентаризацию орнитологических территорий европейской части России, выявление, картографирование и описание их в соответствии с международными критериями. На основе этих данных будет опубликован атлас таких ключевых территорий, который в свою очередь станет основой для создания заповедников и заказников. Не менее важное направление работы Союза – экологическое воспитание граждан России. Важно уже с детства пробудить в ребятах интерес к птицам и их охране. В Союзе школьники могут научиться определять различные виды птиц в поле и в лесу. Союз готовит и распространяет листовки, помогающие школьникам организовать зимнюю подкормку птиц и изготовить для них искусственные гнездовья. Ежегодно избирается птица года, которая привлекает особое внимание школьников и взрослых. Птицей года 1997, например, был выбран полевой жаворонок. В будущем хотелось бы возродить традиционный в довоенные, и даже послевоенные годы весенний праздник – День птиц. Когда-то он привлекал десятки тысяч детей в Москве и других городах. Ребята мастерили кормушки, скворечники; к сожалению, сейчас этот праздник полностью забыт. Дело ближайшего будущего – массовый учет численности птиц, в котором может принять участие каждый желающий. Это будет совмещение приятного отдыха с настоящей научной работой, а также ценный вклад в дело охраны птиц России. Еще одно необъятное поле работы – организация орнитологического туризма, который уже имеет миллионы поклонников в странах Европы, Америки и Азии. Для наших же сограждан этот увлекательный вид досуга практически неизвестен. Союз охраны птиц России регулярно выпускает информационный бюллетень "Мир птиц", в котором публикуются все новости, связанные с изучением и охраной птиц России и других стран.

3. Слово режиссёров.

Дни наблюдений птиц!

По устоявшейся традиции каждый год в первые выходные октября Союз охраны птиц объявляет и проводит Дни наблюдений птиц, которые по нечетным годам совпадают со Всемирными. Это самая массовая кампания Союза, в ней ежегодно принимают участие тысячи людей. Не нужно быть орнитологом, чтобы внести свой вклад в изучение миграций птиц в своей стране. Каждый человек может в выходной выйти за город и совместить прогулку на природе с подсчетом всех встреченных птиц. Во всем мире это занятие давно стало массовым видом отдыха и разновидностью экологического туризма. Этот приятный способ времяпрепровождения является одновременно и самым массовым источником информации для орнитологов-профессионалов, изучающих миграции птиц. Вся собранная информация поступает в Международный координационный центр, где систематизируется и обрабатывается. Просвещенные люди всего мира уже давно участвуют в этом благородном деле. Наша страна не должна оставаться в стороне, ведь любознательность – первый шаг к просвещению. Сделайте этот шаг.

Впервые День птиц в России был проведен в 1924 году под руководством учителя Мазурова в Ермолинской школе Смоленской области. В сороковых годах эта добрая традиция прервалась. И возобновилась она в 1996 году по инициативе журнала «Муравейник». С этого времени ежегодно Союз охраны птиц России проводит акцию «Птица года», цель которой заключается в сохранении видового разнообразия и численности диких птиц.

Птицы – прекрасные создания, радующие наш взор и слух. Это наиболее многочисленный класс наземных позвоночных животных, объединяющий около 8600 ныне живущих видов, разделенных на 40 отрядов. Все птицы – теплокровные животные. Температура их тела постоянна и довольно высока. Для ее поддержания расходуется большое количество энергии, поэтому птицы за день съедают огромное количество пищи, порой превышающее их вес. И большую часть дня птицы заняты поиском еды. Птицы отличаются сложным и разнообразным поведением. Они строят гнезда, выкармливают и охраняют потомство, совершают дальние перелеты. Свои эмоции птицы выражают пением, подчас необыкновенно чарующим. У них есть память и способность к звукоподражанию. Попугаи, скворцы, галки могут воспроизводить человеческую речь.

Пернатые радуют нас красотой оперения, завораживают дивным пением и уничтожают вредных, с точки зрения человека, насекомых и мышевидных грызунов. Специальными исследованиями подсчитано, что птицы спасают для человечества около 30% урожая. Птицы «сеют лес», разнося семена на значительные расстояния, некоторые опыляют растения. Невозможно себе представить мир без птиц, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и нуждаются в охране. Многие из пернатых занесены в Красную книгу, а это значит, что их осталось мало или они находятся на грани исчезновения.

Сохраним же наш мир прекрасным и разнообразным!

4. Фотокорреспонденты.

Семейство – Бекасовые

Статус в Красной книге Алтайского края - IV категория. Редкий периферийный в Алтайском крае малоизученный вид. Мородунка - кулик величиной со скворца, с серовато-бурым оперением, на спине имеются две темные продольные полоски. Клюв птицы чуть загнут кверху.

Семейство - Бекасовые

Регионально редкий вид. Статус - I категория в Красной книге Алтайского края. Фифи - кулик величиной со скворца, окрашенный однообразно в сочетании пестровато-серого и белого цветов. На зашейке и голове птицы имеются маленькие продольные пестрины, на спине - уже более крупные пятна округлой формы. Белый низ с продольными черными пестринами на зобе, шее и боках грудной части.

Семейство - Кулики-сороки

Статус в Красной Книге Алтайского края - III категория. Кулик-сорока - редкий вид, в крае сравнительно благополучен. Вписан в Красную книгу Российской федерации на уровне подвида. Коренастый кулик с черно-белым оперением размером с ворону. Голова, шея, передняя часть спины, зоб и большая часть крыльев черные, остальное оперение и полоска на крыльях белым цветом. Клюв большой оранжевым цветом. Ноги невысокие, трехпалые, розовые. Вокруг глаз неоперенное кольцо оранжево-красным оттенком.

Охраняются Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты, Охраняются звери и птицы,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

«Красная книга» - красная!

Значит, природа в опасности!

III. Итог проекта

- Чем и как мы с вами можем помочь нашим пернатым друзьям в трудное для них время? ( Делать скворечники, подкармливать).

- Ребята, скажите, мы выполнили, что задумали? Что было сделано хорошо?

- Что было выполнено легко, а что оказалось трудным?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Экологический проект «Кто такие птицы?»

Автор: Пушкова Маргарита Владимировна

Дата: 28.08.2019

Номер свидетельства: 518599

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Экологический проект  «Птицы - наши друзья» "
    ["seo_title"] => string(47) "ekologhichieskii-proiekt-ptitsy-nashi-druz-ia-1"
    ["file_id"] => string(6) "187570"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426528251"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Экологический проект "Знакомьтесь - попугай " 2 младшая группа"
    ["seo_title"] => string(58) "ekologicheskii_proekt_znakomtes_popugai_2_mladshaia_gruppa"
    ["file_id"] => string(6) "481420"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1540106012"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Опыт работы «Экологическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(84) "opyt-raboty-ekologhichieskoie-vospitaniie-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "214158"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432222229"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему "Экологическая безопасность" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-na-tiemu-ekologhichieskaia-biezopasnost"
    ["file_id"] => string(6) "105945"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402927086"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Проект ''Земля -наш общий дом ""
    ["seo_title"] => string(33) "proiekt-ziemlia-nash-obshchii-dom"
    ["file_id"] => string(6) "275499"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452590090"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства