kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

      "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"

 Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Таким образом, свою профессиональную деятельность я направила на решение проблемы поиск эффективных, современных форм, путей и методов, создания условий для организации экологического образования дошкольников.

Цель: Создание, апробирование и определение эффективности комплекса различных педагогических форм, методов и приёмов, направленных на повышение деятельностной и коммуникативной компетенций в экологическом образовании детей.

Задачи: 1. Создать педагогические условия для формирования основ экологического мировоззрения и культуры у детей.

2. Определить методы педагогического руководства в экологическом воспитании детей.

3. Создать систему педагогического взаимодействия с семьей, направленную на становление коммуникативной и деятельностной компетенций ребенка.

4. Проанализировать результаты деятельности.

Реализуя данное направление деятельности, я применял комплексный подход к экологическому воспитанию детей.

Он предполагал:

- Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание).

- Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие).

- Развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

- Участие детей в посильной для них трудовой деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Общая направленность деятельности:

-организация предметно – развивающей среды.

-выбор материалов, мероприятий, видов деятельности;

-разработка плана взаимодействия с родителями с целью повышения уровня мотивации на сотрудничество в области экологического воспитания.

Значительное место в экологической работе было отведено творческой деятельности детей, развитию их креативности.

Креативность один из показателей готовности ребёнка к школе.

Организовала деятельность детей по:

- восприятию произведений искусства с природоведческой тематикой;

- изодеятельности (рисование по темам, литературным произведениям) ;

- организации выставок детского творчества,

изготовление поделок из природного и бросового материала.

Традицией стало проведение праздников, конкурсов, театрализованных представлений, своей яркостью и всплеском эмоций они привлекают детей к решению тех или иных экологических проблем, выполнению определённых обязанностей по отношению к природе.

Дети не только познают мир, но и раскрывают свои творческие способности.

С целью получения чувственного первичного опыта были организованы целевые прогулки, экскурсии в музей, игра, труд на участке и в уголке природы, моделирование, экспериментирование, изобразительная деятельность.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектно - исследовательской деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Проектно-исследовательская деятельность – это не только просто исследование, это не просто только экспериментирование. Она включает в себя гораздо больше составляющих. Сюда входит умение получать сведения из самых различных источников, обрабатывать и перерабатывать эти сведения в своей голове, обобщать и классифицировать – то есть работать на теоретическом уровне. Кроме того, проектная деятельность от исследователя требует корректировки поведения в зависимости от результатов экспериментирования и теоретических обобщений. Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний.

Были разработаны и реализованы такие проекты: «Экологическая почта» - это длительная сюжетно-ролевая игра, она нацелена на создание условий для реализации активной нравственно-экологической позиции ребенка, упражнения его в добротворчестве, закрепления позитивного экологического опыта в ситуациях успеха.

Чтобы формировать у детей "экологически гуманное чувство" – чувство сопричастности ко всему живому, привить детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное – считаю эффективным методом - экотренинг. Кроме того, он даёт заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряженность и настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому. Положительный эмоциональный фон занятий помогает снимать у детей стрессы и агрессивность. Такие упражнения как: «Птицы», «Ароматная сказка», «Лесной карнавал», «Природный оркестр», «Чудо краски», «Разведчики природы» и т. д.

Экологическая акция – социально значимое комплексное мероприятие экологического содержания. Обычно акции приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому имеют общественный резонанс, большое воспитательное воздействие на дошкольников, служат способом пропаганды экологических идей среди родителей. Например, акция "Зелёная ёлочка - живая иголочка" длится около 1, 5 месяцев и предполагает проведение следующих мероприятий: цикл наблюдений за елью, создание плакатов в защиту живой ели (в детском саду и на уровне города, традиционный новогодний утренник, праздник-досуг на Рождество, осмотр выброшенных елей.

«Пусть будет зима доброй для пернатых» - ярмарка – реклама кормушек и подкормка птиц в зимнее время.

«Чистое утро» - уборка территории. Цель этой акции: учить и воспитывать детей жить в согласии с окружающей средой, природой, не загрязняя её бытовым мусором.

«Чтобы деревья стали большими» - аллея выпускников.

Экологический марафон длился целый месяц - апрель и реализовывался через организацию специальных занятий развивающего типа в преддверии Дня Земли. Заключительным этапом этого марафона – были праздники такие как «С днём рождения Земля», «Путешествие по странам и континентам» и т. п.

В рамках экологического марафона проходили: «Уроки доброты», «Экологические беседы», «Экологические диспуты», «Час экологического чтения», «Выставка рекордов природы», «Интеллектуальные игры».

«Учебные исследования» Цель: Развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений, навыков.

Взаимодействие с родителями осуществляла дифференцированно. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использовала как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, практикумы, круглый стол, дискуссии). Например, при организации родительского собрания на тему "Задачи экологического воспитания" я провела предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием детей. Родительское собрание я начала с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировали вместе с родителями данное мероприятие, сделали выводы.

Считаю, что эффективной формой взаимодействия с родителями является круглый стол, например, "Воспитание доброты к природе". Начала с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы - не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель - заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей организовывала отдельную беседу.

Ещё одна форма - это педагогические ширмы, в которых родителям давала чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы знакомила детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?

Консультацию, например "Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье", начинала с просмотра выставки книг по природе для детей. Дети показали родителям сценку «Лесные уроки вежливости», в которой сказочные персонажи рассказали о том, как надо вести себя в природе. После просмотра побеседовали с родителями, дала конкретные советы, порекомендовала детям дома сделать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие - то телевизионные передачи и т. д.

Дети совместно с родителями принимали активное участие в конкурсах и выставках организованных СЮН. Занимали призовые места.

Такие формы взаимодействия дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры. А так же эти формы взаимодействия позволяют выстроить доверительные, партнёрские отношения.

Я считаю необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой – это создание предметно-развивающей среды.

В группе создан природный уголок, с подобранными растениями для детей данного возраста, его обитателями, а так же оборудованием в уходе за ними. Уголок экспериментирования оснащен разнообразным материал для экспериментирования и опытнической деятельности (образцы материалов, схемы опытов, ёмкости, лупы, материалы для игр-экспериментов со льдом, водой, снегом, бумагой, магнитом и т. д.)

Создала банк: сценариев праздников, экскурсий, занятий; картотеку «Дидактических игр»; библиотечный фонд.

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям. Дидактические игры с перфокартами, лото с элементами моделирования, игры: «Помоги найти маму», «Большой–маленький», «Где чей домик? », «Назови, кто я? », «Времена года», «С какого дерева листик» сделала своими руками и они мне очень помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы. Использую словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее? »; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит? »; «Это кто к нам пришел? » они развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем. Вместе с родителями изготавливали наглядные пособия, иллюстративный материал (альбомы, наборы картин, муляжи, и пр.).

Предполагаю продолжить работу над развитием предметно - развивающей среды. Так как она требует постоянного обновления.

На следующем этапе получила информацию о степени реализации педагогического проекта.

Таким образом, я считаю, что созданные мною условия позволили детям строить отношения с природой с осознанной позиции. Дети познали элементарные законы природы и хорошо понимают свою роль в окружающей среде. Каждый ребёнок имеет рисунки, поделки, гербарии, книжки – самоделки. Дети с удовольствием играют в игры, в которых отражается положительное отношение к природе. С большим желанием ухаживают за животными и растениями. Выпускники моей группы принимают активное участие в школьных мероприятиях экологического характера, таких как: Фестивальное движение ««Интеллектуалы Среднего Урала», форум «Эко»»

Все перечисленные факты говорят о том, что в результате проделанной работы есть положительная динамика и что данная проблема является интересной и востребованной.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» »

«Экологическое воспитание детей

старшего дошкольного возраста»

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Таким образом, свою профессиональную деятельность я направила на решение проблемы поиск эффективных, современных форм, путей и методов, создания условий для организации экологического образования дошкольников.

Цель: Создание, апробирование и определение эффективности комплекса различных педагогических форм, методов и приёмов, направленных на повышение деятельностной и коммуникативной компетенций в экологическом образовании детей.

Задачи: 1. Создать педагогические условия для формирования основ экологического мировоззрения и культуры у детей.

2. Определить методы педагогического руководства в экологическом воспитании детей.

3. Создать систему педагогического взаимодействия с семьей, направленную на становление коммуникативной и деятельностной компетенций ребенка.

4. Проанализировать результаты деятельности.

Реализуя данное направление деятельности, я применял комплексный подход к экологическому воспитанию детей.

Он предполагал:

- Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание) .

- Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) .

- Развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее) .

- Участие детей в посильной для них трудовой деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Общая направленность деятельности:

-организация предметно – развивающей среды.

-выбор материалов, мероприятий, видов деятельности;

-разработка плана взаимодействия с родителями с целью повышения уровня мотивации на сотрудничество в области экологического воспитания.

Значительное место в экологической работе было отведено творческой деятельности детей, развитию их креативности.

Креативность один из показателей готовности ребёнка к школе.

Организовала деятельность детей по:

- восприятию произведений искусства с природоведческой тематикой;

- изодеятельности (рисование по темам, литературным произведениям) ;

- организации выставок детского творчества,

изготовление поделок из природного и бросового материала.

Традицией стало проведение праздников, конкурсов, театрализованных представлений, своей яркостью и всплеском эмоций они привлекают детей к решению тех или иных экологических проблем, выполнению определённых обязанностей по отношению к природе.

Дети не только познают мир, но и раскрывают свои творческие способности.

С целью получения чувственного первичного опыта были организованы целевые прогулки, экскурсии в музей, игра, труд на участке и в уголке природы, моделирование, экспериментирование, изобразительная деятельность.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектно - исследовательской деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Проектно-исследовательская деятельность – это не только просто исследование, это не просто только экспериментирование. Она включает в себя гораздо больше составляющих. Сюда входит умение получать сведения из самых различных источников, обрабатывать и перерабатывать эти сведения в своей голове, обобщать и классифицировать – то есть работать на теоретическом уровне. Кроме того, проектная деятельность от исследователя требует корректировки поведения в зависимости от результатов экспериментирования и теоретических обобщений. Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний.

Были разработаны и реализованы такие проекты: «Экологическая почта» - это длительная сюжетно-ролевая игра, она нацелена на создание условий для реализации активной нравственно-экологической позиции ребенка, упражнения его в добротворчестве, закрепления позитивного экологического опыта в ситуациях успеха.

Чтобы формировать у детей "экологически гуманное чувство" – чувство сопричастности ко всему живому, привить детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное – считаю эффективным методом - экотренинг. Кроме того, он даёт заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряженность и настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому. Положительный эмоциональный фон занятий помогает снимать у детей стрессы и агрессивность. Такие упражнения как: «Птицы», «Ароматная сказка», «Лесной карнавал», «Природный оркестр», «Чудо краски», «Разведчики природы» и т. д.

Экологическая акция – социально значимое комплексное мероприятие экологического содержания. Обычно акции приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому имеют общественный резонанс, большое воспитательное воздействие на дошкольников, служат способом пропаганды экологических идей среди родителей. Например, акция "Зелёная ёлочка - живая иголочка" длится около 1, 5 месяцев и предполагает проведение следующих мероприятий: цикл наблюдений за елью, создание плакатов в защиту живой ели (в детском саду и на уровне города, традиционный новогодний утренник, праздник-досуг на Рождество, осмотр выброшенных елей.

«Пусть будет зима доброй для пернатых» - ярмарка – реклама кормушек и подкормка птиц в зимнее время.

«Чистое утро» - уборка территории. Цель этой акции: учить и воспитывать детей жить в согласии с окружающей средой, природой, не загрязняя её бытовым мусором.

«Чтобы деревья стали большими» - аллея выпускников.

Экологический марафон длился целый месяц - апрель и реализовывался через организацию специальных занятий развивающего типа в преддверии Дня Земли. Заключительным этапом этого марафона – были праздники такие как «С днём рождения Земля», «Путешествие по странам и континентам» и т. п.

В рамках экологического марафона проходили: «Уроки доброты», «Экологические беседы», «Экологические диспуты», «Час экологического чтения», «Выставка рекордов природы», «Интеллектуальные игры».

«Учебные исследования» Цель: Развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений, навыков.

Взаимодействие с родителями осуществляла дифференцированно. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использовала как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, практикумы, круглый стол, дискуссии). Например, при организации родительского собрания на тему "Задачи экологического воспитания" я провела предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием детей. Родительское собрание я начала с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировали вместе с родителями данное мероприятие, сделали выводы.

Считаю, что эффективной формой взаимодействия с родителями является круглый стол, например, "Воспитание доброты к природе". Начала с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы - не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель - заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей организовывала отдельную беседу.

Ещё одна форма - это педагогические ширмы, в которых родителям давала чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы знакомила детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?

Консультацию, например "Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье", начинала с просмотра выставки книг по природе для детей. Дети показали родителям сценку «Лесные уроки вежливости», в которой сказочные персонажи рассказали о том, как надо вести себя в природе. После просмотра побеседовали с родителями, дала конкретные советы, порекомендовала детям дома сделать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие - то телевизионные передачи и т. д.

Дети совместно с родителями принимали активное участие в конкурсах и выставках организованных СЮН. Занимали призовые места.

Такие формы взаимодействия дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры. А так же эти формы взаимодействия позволяют выстроить доверительные, партнёрские отношения.

Я считаю необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой – это создание предметно-развивающей среды.

В группе создан природный уголок, с подобранными растениями для детей данного возраста, его обитателями, а так же оборудованием в уходе за ними. Уголок экспериментирования оснащен разнообразным материал для экспериментирования и опытнической деятельности (образцы материалов, схемы опытов, ёмкости, лупы, материалы для игр-экспериментов со льдом, водой, снегом, бумагой, магнитом и т. д.)

Создала банк: сценариев праздников, экскурсий, занятий; картотеку «Дидактических игр»; библиотечный фонд.

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям. Дидактические игры с перфокартами, лото с элементами моделирования, игры: «Помоги найти маму», «Большой–маленький», «Где чей домик? », «Назови, кто я? », «Времена года», «С какого дерева листик» сделала своими руками и они мне очень помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы. Использую словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее? »; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит? »; «Это кто к нам пришел? » они развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем. Вместе с родителями изготавливали наглядные пособия, иллюстративный материал (альбомы, наборы картин, муляжи, и пр.) .

Предполагаю продолжить работу над развитием предметно - развивающей среды. Так как она требует постоянного обновления.

На следующем этапе получила информацию о степени реализации педагогического проекта.

Таким образом, я считаю, что созданные мною условия позволили детям строить отношения с природой с осознанной позиции. Дети познали элементарные законы природы и хорошо понимают свою роль в окружающей среде. Каждый ребёнок имеет рисунки, поделки, гербарии, книжки – самоделки. Дети с удовольствием играют в игры, в которых отражается положительное отношение к природе. С большим желанием ухаживают за животными и растениями. Выпускники моей группы принимают активное участие в школьных мероприятиях экологического характера, таких как: Фестивальное движение ««Интеллектуалы Среднего Урала», форум «Эко»»

Все перечисленные факты говорят о том, что в результате проделанной работы есть положительная динамика и что данная проблема является интересной и востребованной.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Автор: Петрова Елена Юрьевна

Дата: 21.05.2015

Номер свидетельства: 214158

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Презентация для родительского собрания на тему: "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(145) "priezientatsiiadliaroditielskoghosobraniianatiemunravstviennoievospitaniieiformirovaniiekulturypoviedieniiadietieistarshieghodoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "272455"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1451988674"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Детские экологические проекты - уникальная форма экологического воспитания в ДОУ»"
    ["seo_title"] => string(80) "dietskiie_ekologhichieskiie_proiekty_unikal_naia_forma_ekologhichieskogho_vospit"
    ["file_id"] => string(6) "464558"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1522590632"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(277) "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста к объектам природы через экспериментально-исследовательскую деятельность "
    ["seo_title"] => string(164) "razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-k-obiektam-prirody-chieriez-ekspierimiental-no-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "192431"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427458972"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Семинар-практикум для педагогов ДОО «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "seminar_praktikum_dlia_pedagogov_doo_lepbuk_kak_sovremennoe_sredstvo_obucheniia_"
    ["file_id"] => string(6) "572067"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1612198243"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром в вопросах экологического воспитания"
    ["seo_title"] => string(80) "oznakomlenie_detei_doshkolnogo_vozrasta_s_okruzhaiushchim_mirom_v_voprosakh_ekol"
    ["file_id"] => string(6) "643773"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1704873995"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства