В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогичеcкого воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры – осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
В дошкольный период закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природоиспользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Считаю, что экологическое образование необходимо начинать с раннего возраста. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
Цель:
Формирование у детей элементов экологической культуры и экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к окружающему миру, к себе как жителю планеты Земля.
Задачи проекта:
- учить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
-расширять представления детей о природе родного края, о взаимосвязях в ней и о способах ее сохранения;
- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы;
-развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
- создать условия для реализации проекта.
Проект будет использован в следующих видах деятельности:
Новизна проекта состоит в расширении интерактивного поля взаимодействия с родителями, предоставление информации родителям о проекте через электронный адресат.
-ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически-комфортной обстановки, рассчитанной на дифференцированный подход к каждому ребенку при реализации проекта;
-целевые прогулки, экскурсии;
- проведение ООД по данной направленности;
-чтение стихов, рассказов, сказок, потешек с упором на экологическое воспитание
- творческая мастерская по изо-деятельности;
- дидактические игры по экологическому воспитанию;
-конкурсы, городские акции;
-выставки детских работ;
-анкетирование и консультации для родителей
Этапы реализации проекта
Подготовительный. Разработка проекта «Земля – наш общий дом»
1. Изучить литературу по теме
2. Подобрать материал для развития творчества детей
3. Обсудить с родителями проблему. Определить пути решения.
4. Составить план реализации проекта.
Играя в группе, дети находят флажок с сигналом SOS, воспитатель спрашивает детей:
- Подумайте, что означает сигнал SOS?
- Как же мы с вами можем помочь нашей планете?
- Для кого природа является домом?
- Знаете ли вы, как загрязняется наша планета Земля?
Ответы детей SOS – сигнал бедствия.
Там, где установлен флажок с сигналом SOS, там требуется помощь.
Чтобы помочь нашей планете, надо научиться любить природу с детства, понимать, как живут все живые существа. Воспитатель спрашивает:
- Надо ли ставить рядом с названием нашего города значок SOS?
- Кто такие юные защитники природы?
Реализация проекта
1. Непосредственно организованная образовательная деятельность
• «Лес в жизни человека» (интеграция познавательной и продуктивой деятельности)
• «Кому нужна вода» (познавательное развитие и исследовательская деятельность
• “Что нам осень принесла “(интеграция познавательной и продуктивой деятельности)
• “Овощи и фрукты “(интеграция познавательной и продуктивой деятельности)
• “Осенние хлопоты зверей “(интеграция познавательной и продуктивой деятельности)
• “Зимушка –зима “(интеграция познавательной и продуктивой деятельности)
• “Зимующие птицы” (интеграция познавательной и продуктивой деятельности)
2. Самостоятельная деятельность в центрах развития.
3. Беседы
• Значение воды в жизни всего живого
• Можно ли жить без воды?
• Мы друзья природы
• Лес и наше здоровье
4. Изготовление детьми книжек-самоделок.
5. Чтение художественной литературы: В. Н. Тарасийчук «Экология в картинках», Ю. Демянская «Дом Земли», Н. Т. Бромлей «Охотник». В.Бианки «Ребятам о зверятах», В.Зотов «Лесная мозаика»,
Г. Снегирев «Звери наших лесов», В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», В. Бианки «Лесная газета», Е. Чарушин «Воробей», М. Михайлов «Лесные хоромы».
6. Заучивание наизусть: Николай Забило «Любимый край, моя земля», В. Орлов «Общий дом», П. Воронько «Журавль».
7. Работа с пословицами о родной земле
5. Рассматривание альбомы: «Животные леса», «Угадай правило», «Природа и я». Энциклопедия: « Наш лес».
8. Дидактические игры: Кто где живет?», «Детки на ветки», «Парочки», «Берегите природу».
9 Акция «Помоги птицам зимой»
.10 Совместно с родителями и детьми изготовлены плакаты к акциям
• «Зеленая елочка – живая иголочка»
• «Сохраним нашу планету»
• Выставка детского творчества “ Мир глазами детей “
•.Конкурс природоохранных знаков
• Информационный стенд «Панорама добрых дел»
11 Консультации “Как провести выходной день на природе “
“Экологическое воспитание детей в семье “
Взаимодействие с родителями
- Беседа ( «Я – пример для ребенка экологически безопасного поведения в природе»;)
- Составлена памятка «О бережном отношении к земле и воде».
- Родители и дети приняли активное участие в выставке
«Поделки из природного материала»
Заключительным этапом стало развлечение «Путешествие в лес».
Совместное творчество детей, родителей и педагога.
- Совместно с родителями изготовлены атрибуты к ролевой игре «Путешествие в лес».
- Оформлена фотовыставка «Мир глазами детей».
- Проведено анкетирование для родителей.
Таким образом, в ходе реализации проекта дети
- знают, что Земля – наш родной дом, живая планета, на ней есть вода, воздух, тепло – все условия для живых существ;
- за год дети совершили много добрых поступков, с интересом наблюдали за природой, заботились о живых существах, стали юными защитниками природы;
- дети демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
- с удовольствием проявляют интерес к творческой деятельности;
- в результате работы с родителями повысился процент заинтересованности родителей, вследствие чего они стали активными участниками проекта.
Используемая литература.
1. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб. : Детство-Пресс, 2003.
2. Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
3. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
4. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2007.
5. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М. : Академия, 2009.
7. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – М. : Академия, 2002.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект ''Земля -наш общий дом "»
Проект «Земля –наш общий дом».
Актуальность:
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогичеcкого воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры – осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
В дошкольный период закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природоиспользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Считаю, что экологическое образование необходимо начинать с раннего возраста. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
Цель:
Формирование у детей элементов экологической культуры и экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к окружающему миру, к себе как жителю планеты Земля.
Задачи проекта:
- учить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
-расширять представления детей о природе родного края, о взаимосвязях в ней и о способах ее сохранения;
- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы;
-развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;
- создать условия для реализации проекта.
Проект будет использован в следующих видах деятельности:
Новизна проекта состоит в расширении интерактивного поля взаимодействия с родителями, предоставление информации родителям о проекте через электронный адресат.
-ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически-комфортной обстановки, рассчитанной на дифференцированный подход к каждому ребенку при реализации проекта;
-целевые прогулки, экскурсии;
- проведение ООД по данной направленности;
-чтение стихов, рассказов, сказок , потешек с упором на экологическое воспитание
- творческая мастерская по изо-деятельности;
- дидактические игры по экологическому воспитанию;
-конкурсы, городские акции;
-выставки детских работ;
-анкетирование и консультации для родителей
Этапы реализации проекта
Подготовительный. Разработка проекта «Земля – наш общий дом»
1. Изучить литературу по теме
2. Подобрать материал для развития творчества детей
3. Обсудить с родителями проблему. Определить пути решения.
4. Составить план реализации проекта.
Играя в группе, дети находят флажок с сигналом SOS, воспитатель спрашивает детей:
- Подумайте, что означает сигнал SOS?
- Как же мы с вами можем помочь нашей планете?
- Для кого природа является домом?
- Знаете ли вы, как загрязняется наша планета Земля?
Ответы детей SOS – сигнал бедствия.
Там, где установлен флажок с сигналом SOS, там требуется помощь.
Чтобы помочь нашей планете, надо научиться любить природу с детства, понимать, как живут все живые существа. Воспитатель спрашивает:
- Надо ли ставить рядом с названием нашего города значок SOS?
- Кто такие юные защитники природы?
Реализация проекта
1. Непосредственно организованная образовательная деятельность
• «Лес в жизни человека» (интеграция познавательной и продуктивой деятельности)
• «Кому нужна вода» (познавательное развитие и исследовательская деятельность
• “Что нам осень принесла “(интеграция познавательной и продуктивой деятельности)
• “Овощи и фрукты “(интеграция познавательной и продуктивой деятельности)
• “Осенние хлопоты зверей “(интеграция познавательной и продуктивой деятельности)
• “Зимушка –зима “(интеграция познавательной и продуктивой деятельности)
• “Зимующие птицы” (интеграция познавательной и продуктивой деятельности)
2. Самостоятельная деятельность в центрах развития.
3. Беседы
• Значение воды в жизни всего живого
• Можно ли жить без воды?
• Мы друзья природы
• Лес и наше здоровье
4. Изготовление детьми книжек-самоделок.
5. Чтение художественной литературы: В. Н. Тарасийчук «Экология в картинках», Ю. Демянская «Дом Земли», Н. Т. Бромлей «Охотник».В.Бианки «Ребятам о зверятах», В.Зотов «Лесная мозаика»,
Г. Снегирев «Звери наших лесов», В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», В. Бианки «Лесная газета», Е. Чарушин «Воробей», М. Михайлов «Лесные хоромы».
6. Заучивание наизусть: Николай Забило «Любимый край, моя земля», В. Орлов «Общий дом», П. Воронько «Журавль».
7. Работа с пословицами о родной земле
5. Рассматривание альбомы: «Животные леса», «Угадай правило», «Природа и я». Энциклопедия: « Наш лес».
8. Дидактические игры: Кто где живет?», «Детки на ветки», «Парочки», «Берегите природу».
9 Акция «Помоги птицам зимой»
.10 Совместно с родителями и детьми изготовлены плакаты к акциям
• «Зеленая елочка – живая иголочка»
• «Сохраним нашу планету»
• Выставка детского творчества “ Мир глазами детей “
•.Конкурс природоохранных знаков
• Информационный стенд «Панорама добрых дел»
11 Консультации “Как провести выходной день на природе “
“Экологическое воспитание детей в семье “
Взаимодействие с родителями
- Беседа ( «Я – пример для ребенка экологически безопасного поведения в природе»;)
- Составлена памятка «О бережном отношении к земле и воде».
- Родители и дети приняли активное участие в выставке
«Поделки из природного материала»
Заключительным этапом стало развлечение «Путешествие в лес».
Совместное творчество детей, родителей и педагога.
- Совместно с родителями изготовлены атрибуты к ролевой игре «Путешествие в лес».
- Оформлена фотовыставка «Мир глазами детей».
- Проведено анкетирование для родителей.
Таким образом, в ходе реализации проекта дети
- знают, что Земля – наш родной дом, живая планета, на ней есть вода, воздух, тепло – все условия для живых существ;
- за год дети совершили много добрых поступков, с интересом наблюдали за природой, заботились о живых существах, стали юными защитниками природы;
- дети демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
- с удовольствием проявляют интерес к творческой деятельности;
- в результате работы с родителями повысился процент заинтересованности родителей, вследствие чего они стали активными участниками проекта.
Используемая литература.
1. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб. : Детство-Пресс, 2003.
2. Голицына Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
3. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
4. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2007.
5. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М. : Академия, 2009.
7. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. – М. : Академия, 2002.
8. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27.
9. Поломошнова О. Ю. Об экологическом воспитании дошкольников // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 2. - С. 47-49.
10. Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М. : Мозаика-Синтез, 2011) .