Просмотр содержимого документа
«Экологическая безопасность»
Тема: Экологическая безопасность
Цель:
-познакомить учащихся с новыми понятиями «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «экология»;
- показать учащимся, что Природа – наш общий дом: бережем дом – бережем здоровье;
- учить соблюдать правила личной экологической безопасности;
- обогащать словарный запас учащихся, развивать речь и мышление;
- воспитывать экологическую культуру учащихся.
1. Эмоционально установочный этап
-Отгадайте ребус
ВОЗДУХ
-Сегодня мы с вами будем исследовать воздух. От того какой воздух вдыхает человек зависит его здоровье.
- Что такое экология?
В переводе с греческого "эко" - дом, "логос"- наука.
2. Деятельностный этап
Ребятам даётся текст (Приложение 1), с помощью которого они должны выполнить ряд заданий.
Задания:
Дайте определение слова «атмосфера».
Что влияет на загрязнение воздуха? Разделите загрязнителей воздуха на две группы.
Определите состояние воздуха в нашем городе по хвоинкам сосны.
Изучите степень запылённости воздуха в школе.
Изучение запылённости воздуха в школе
Пыль – хороший адсорбент ядовитых газов и тяжёлых металлов, способствующих развитию рака. Пыль раздражает дыхательные пути, ускоряется развитие ОРЗ, снижается уровень иммунитета.
Технологическая карта исследования:
1. В понедельник были закреплены одинаковые по размерам полоски широкого скотча (10 см длины) в висячем положении.
а) в коридорах б) в вестибюле в) на лестницах г) в кабинетах
Полоски пронумерованы. Липкая сторона должна быть расположена так, чтобы на неё легко прилипала летающая в воздухе пыль.
2. В пятницу сняли полоски, не сгибая их, и наложили клейкой стороной на лист белой бумаги так, чтобы слой прилипшей пыли был между слоями бумаги и скотча. Снимая полоски, наклеили их на лист бумаги сразу, на месте снятия. Подписали, откуда какая полоска.
3. Изучите степень загрязнённости полосок. Сделайте выводы:
а) где у нас в школе самые запылённые места и где – самые чистые; б) выяснили причины высокой и низкой запылённости.
Как проводить исследование состояния воздуха в городе
Разложите по очереди хвоинки из каждой пробы, внимательно рассмотреть каждую и выявить степень повреждения хвои. Необходимо отмечать наличие хлоротичных пятен, некротических точек, некрозов и по ним устанавливать класс повреждения.
Классы повреждения и усыхания хвои
Повреждения: 1 – хвоинки без пятен; 2 – с небольшим числом мелких пятнышек; 3 – с большим числом черных и желтых пятен, некоторые из них крупные, вo всю ширину хвоинки;
Усыхание: 1 – нет сухих участков; 2 – усох кончик на 2–5 мм; 3 – усохла треть хвоинки; 4 – вся хвоинка желтая или более половины ее длины сухая.
Хвоинки надо сразу разделять на 3 группы - неповрежденная хвоя, хвоя с частичным усыханием и хвоинки с полным усыханием (пожелтевшие) и подсчитать, сколько их в каждой группе.
Все результаты учетов занести в таблицу(Приложение 2)
Сделайте выводы о степени загрязнения воздуха по классам повреждения и усыхания хвои в нашем городе.
Можете ли вы, ученики вашей школы сделать что-то полезное для улучшения ситуации?
3.Рефлексия
-Ребята, я вам дам в руки кубик и вы по очереди его подкидывайте. На каждой грани кубика есть начало предложения, а вы его продолжите.
Я знаю...
Я умею...
Я могу ...
Я понял (а)...
Я попробую ...
4. Итог занятия
-Расшифруйте запись и ответьте на вопрос: - Что же такое экологическая безопасность?
QЭWRКОYЛUISОDГИFЧGЕСJLZКАVЯNБY
ЕЗYОUПISDАFСGHОJLСZТVNЬUЭIТORЗS
DАWЩИRTАYОТUIGВHРJЕДRНYUОГОQ
WВОRЗYUДЕЙIСSТDВИNЯQЗАWГRРЯYЗ
НЁUННIGОSЙVZОNКRWРУGЖАGWЮQЩ
RVЕWRЙZNСRРWЕGGДWЫQRQUIGSY
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЭТО ЗАЩИТА ОТ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ЗАГРЯЗНЁННОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Приложение 1
Воздух – это смесь газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.
Атмосфера- это воздушная оболочка, окружающая Земной шар. Газы, входящие в состав воздуха, создают атмосферное давление. Атмосфера защищает Землю от метеоритов, губительного излучения и холода космического пространства. Слой воздуха, нагретый у поверхности Земли, как одеяло удерживает тепло. Он не дает Земле нагреваться или охлаждаться до той температуры, при которой все живое гибнет. От состояния воздушной оболочки и происходящих в ней изменений зависят настроение, здоровье людей (здоровое питание) и их деятельность.
Загрязнение атмосферы может быть естественным и искусственным. Естественное загрязнение атмосферы происходит при извержении вулканов, выветривании горных пород, пыльных бурях, лесных пожарах, выносе в атмосферу кристалликов солей. Природные источники не вызывают существенных загрязнений атмосферы. Источниками искусственного загрязнения служат промышленные, транспортные и бытовые выбросы. Основным поставщиком загрязнений служат промышленные предприятия. Они выделяют в атмосферу несгоревшие частицы топлива, пыль, сажу, золу. В индустриальных районах выпадает свыше 1 т пылевых частиц на 1 км2 в сутки.
Воздух формирует жизнедеятельность животных и растений, отвечает за перемены погоды, движение звуковых волн, выветривание камня. Воздух городов содержит повышенную концентрацию углекислого газа, пыли и микроорганизмов (особенно весной и летом), что вредно отражается на здоровье населения. Городской воздух фильтруется зелеными насаждениями, поглощающими углекислоту. Всё живое давно бы задохнулось, если бы не растения. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.