Исследовательскую работу «Экология и мы», выполнили ученики 3 «Б» класса ГУ «Гимназия №9 п. «Осакаровка» 2009 г.
Научный руководитель Щёлокова Е. Н.
Цель данной работы – определение экологического состояния территории школы. Кроме этого, учащиеся доказывают влияние экологической обстановки на развитие интеллектуальных и физических способностей человека.
Большое место занимает исследовательская часть, которая включает полученные данные по экологическому состоянию территории школы. Особое внимание уделяется необходимости изменения существующего положения дел. Подробно освещаются проблемы озеленения, загрязнённости воздуха классной комнаты и школьного здания в целом.
Интересны выводы, к которым пришли учащиеся в ходе исследования. Они оформлены как рекомендации всем работникам школы.
Работа может заинтересовать медицинских работников, родителей, учителей, представителей общественности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
КГУ «Гимназия № 9 п. Осакаровка»
Выполнили:
учащиеся 3 «Б» класса
Научный руководитель:
учитель начальных классов
Щелокова Елена Николаевна
Осакаровка 2009
Рецензия
на исследовательскую работу «Экология и мы», выполненную учениками 3 «Б» класса.
Научный руководитель Щёлокова Е.Н
Проблема, поставленная и решённая учащимися актуальна. В современных условиях ни одно общеобразовательное учреждение не может заявить о полном экологическом благополучии. Школьники имеют слабое представление об экологическом состоянии среды своего населенного пункта, но каждому грамотному человеку необходимо знать, в каких экологических условиях он учится, работает, живет.
Работа построена в соответствии со всеми требованиями. Особо впечатляют исследования и их результаты, которые подтверждают актуальность выбранной темы.
Интересны и полезны выводы, сделанные в результате проведённых исследований, но необходимы ещё и предложения по решению выявленных проблем. Учащимся надо продолжить работу с тем, чтобы разработать мероприятия по улучшению экологической обстановки на территории школы. Это могут быть отряды «Зелёный патруль», группы санитаров и т. д.
Новизна работы заключается в том, что учебная программа 3 класса «Познание мира» уделяет недостаточное внимание экологическому воспитанию учащихся начальных классов.
Работа имеет большое теоретическое и практическое значение, может использоваться как дополнительный материал на уроках «Познания мира», и может стать материалом для проведения полезного классного часа «Экология и мы». Интересна и полезна всем, кто работает с детьми
Рецензия.
«Экология және біз» зерттеу жұмысы 3 «Б» сынып оқушысының орындауында. Ғалыми жетекшісі Щёлокова Е. Н. оқушы алға қойған және шешімін тапқан мәселені орындады. Бірде - бір жағдайда, білім мекемелерінде, заманға сай, толық экологиялық деп айта алмайды. Өзін қоршаған ортаның жағдайы жөнінде оқушылардың көз - қарастары төмен, бірақ әрбір бөлімде, адам оны білуі тиіс, ол қандай экологиялық жағдайда оқиды, жұмыс істейді және өмір сүруі: жұмыс барлық талапқа сай орындалған. Таңдап алынған тақырып, өзекті мәселенің зертеуі, оның нәтижесі айрықша әсерлі. Қызығушылығы және пайдалы тұжырымдамасы зерттеу жұмысы кезіндегі істелген қорытындысы, тағы да қажетті ұсыныстың мәселесін шешімін табу. Мектеп манындағы экологиялық жағдайды жақсарту мақсатында мерекелік шаралар үйымдастыру үшін оқушылар әрі қарай жұмыс істеу қажет. Бұл «жасыл патруль» санитарлар тобы және т. б. болуы мүмкін. Бастауыш сынып оқушыларына экологиялық тәрбие беруде 3 сыныптың «өзін өзі тану» оқу бағдарламасында мәселесіне өте өз мән берілген. Жұмыстың теориялық және тәжірибелік үлкен маңызы бар, баламен жұмыс істегенде «Дүние тану» сабағында қосымша материал ретінде пайдалануға болады «Экология және біз» деген сынып сағатына пайдалы материалдар бола алады.
The review
on the research work «The Ecology and we» executed by pupils of class 3 A.
Supervisor of the work is Chshelokova Е.Н
The problem solved by pupils is actual. Nowadays any educational institution can’t declare about good ecological conditions. Students have not real idea about the ecological condition of the environment of their settlement, but it is necessary for every competent person to know in what ecological conditions he studies, works, lives.
The work is constructed according all requirements. Especially impress the researches and their results which confirm an urgency of the chosen theme.
The conclusions of the research work are interesting and useful, but it is necessary to make offers to revolve the problems. Pupils should continue the work in order to develop actions for improvement of the ecological conditions in the territory of their school. It can be groups «Green patrol», groups of nature attendants etc.
Novelty of the work is that the subject «The World Knowledge» doesn’t pay enough attention to ecological education of pupils of initial classes.
The work has great theoretical and practical value, it can be used as an additional material at the lessons of the subject "The world Knowledge», and it can be the material for carrying out of useful out-of-class work «The Ecology and we». It is interesting and useful to all who works with children.
Рецензент
руководитель ШМО начальных классов: Верендеева Г. К.
Аннотация.
Исследовательскую работу «Экология и мы», выполнили ученики 3 «Б» класса ГУ «Гимназия №9 п. «Осакаровка» 2009 г.
Научный руководитель Щёлокова Е. Н.
Цель данной работы – определение экологического состояния территории школы. Кроме этого, учащиеся доказывают влияние экологической обстановки на развитие интеллектуальных и физических способностей человека.
Большое место занимает исследовательская часть, которая включает полученные данные по экологическому состоянию территории школы. Особое внимание уделяется необходимости изменения существующего положения дел. Подробно освещаются проблемы озеленения, загрязнённости воздуха классной комнаты и школьного здания в целом.
Интересны выводы, к которым пришли учащиеся в ходе исследования. Они оформлены как рекомендации всем работникам школы.
Работа может заинтересовать медицинских работников, родителей, учителей, представителей общественности.
Аннотация.
ММ № 9 гимназия Осакаров кенті 2011 ж «Экология және біз». Зерттеу жұмысын орындаған 3 «Б» сынып оқушысы.
Ғылыми жетекшісі Щёлокова Е. Н. Атаулы жұмыстың мақсаты - мектептің жан - жағындағы экологиялық жағдайын анықтау.
Бұдан басқа оқушы, адамның интеллектуалды және қабілетін жандандыру, арқылы экологиялық жағайда мектептің жан – жағын, алынған мәлімет бойында зерттеу бөлімі үлкен орын алады, істің нұсқауы бойынша, қажетіне қарай үлкен көңіл бөлінеді: түгелдей мектеп мекемесі мен сынып бөлімдерінің ауасын тазарту, көгалдандыру мәселесін көтеру оқушылардың зерттеу жұмысы кезіндегі қызығушылығы мен қорытындылағаны. Барлық мектеп жұмыскерлеріне нұсқау бойынша, олар безендірді.
Көпшіліктің ата – аналардің, мұғалімдердің, денсаулық қызметкерлері, осы жұмыс, қызықтыруы мүмкін.
The summary.
The research work « The Ecology and we» was made by the pupils of class 3 of the State Institution «The Grammar school №9 items Оsakarovka» in 2009
Supervisor of the work is Chshelokova E.N.
The purpose of the given work is the definition of an ecological condition of the territory of school. Besides, the pupils prove the influence of ecological conditions on the development of intellectual and physical abilities of the person.
The large place is devoted to a research part which includes the obtained data on the ecological conditions of the territory of school. The special attention is devoted to the necessity of change of an existing state of affairs. Problems of gardening, the pollution of air in the classroom and in the school building in a whole are described in detail.
The conclusions to which pupils have come during the research are interesting. They are issued as the recommendations to all workers of school.
Medical workers, parents, teachers, representatives of the public should be interested in the results of this work.
Оглавление :
Введение 4
Глава 1. Что такое экология?
1.1. Раскрытие понятия "экология" 6
1.2. Сын или "покоритель"? 6
1.3. Признаки грозной беды 6
1.4. Лечить планету сообща 7
Глава 2. Исследование
2.1. Определение уровня загрязнения воздуха
внутри здания школы 9
2.2. Установление уровня загрязнения воздуха на
пришкольном участке. 9
2.3. Уточнение плотности озеленения пришкольного
участка. 10
2.4. Определение степени интенсивности движения
на проезжей части возле школы. 10
Заключение 12
Список литературы 13
2
Введение
Все мы пассажиры одного корабля
по имени "Земля", значит пересесть
из него просто некуда. Вот поэтому-то
все жители должны сообща спасать
свой общий дом...
Антуант де Сент-Экзюпери
Характерной особенностью современного мира является ухудшение экологической обстановки. Высокая плотность населения и обилие транспорта отрицательно сказываются на условиях жизни человека: происходит загрязнение воздуха, почвы и воды, повышается шумовой фон, возрастают стрессовые нагрузки. Все это негативно влияет на состояние здоровья населения, значительная часть которого - школьники. Знать, в каких условиях они живут и обучаются, немаловажно.
Актуальность: В современных условиях ни одно общеобразовательное учреждение не может заявить о полном экологическом благополучии. Школьники имеют слабое представление об экологическом состоянии среды своего населенного пункта, но каждому грамотному человеку необходимо знать, в каких экологических условиях он учится, работает, живет.
Цель исследования: Определение экологического состояния территории школы.
Задачи исследования:
1. Изучить, что значит понятие "экология"
2. Определить уровень загрязненности воздуха внутри здания школы.
3. Установить уровень загрязнения воздуха на пришкольном участке.
4. Уточнить плотность озеленения пришкольного участка.
5. Определить степень интенсивности движения на автотрассе, расположенной рядом со школой.
3
Предполагаемый продукт: Исследовательская работа
Гипотеза исследования: Благоприятная экологическая обстановка положительно влияет на развитие интеллектуальных и физических способностей человека, на сохранение его здоровья.
Объект исследования: Экологическое воспитание учащихся младших классов.
Предмет исследования: Экологическое окружение учащихся в школе.
Метод: наблюдения, сравнения.
4
Глава 1. Что такое экология?
1.1 Раскрытие понятия "экология".
Экология изучает две главные проблемы. Первая - как внешняя среда влияет на отдельный организм. При этом очень важно знать о возможных вредных последствиях таких влияний. Вторая - это взаимоотношения между разными живыми организмами в сообществах, например, между растениями, насекомыми, птицами и млекопитающими в лесу, на лугу, в степи и т.д.
1.2. Сын или "покоритель"?
Когда-то, очень давно, у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Жизнь людей зависела от капризов окружающей природы. Из-за неудачной охоты они голодали. Сильные морозы или засуха грозили гибелью. Наши далекие предки преклонялись перед силой природы – остро чувствовали свою зависимость от нее.
Но постепенно многое изменилось. У людей появились поля, фермы, заводы. Были созданы разнообразные машины, построены дома. И людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее ее. Более того, человек решил покорить природу. Вооруженный техникой, он вообразил себя всемогущим, решил, что ему все на планете подвластно…
Но прошло время, и люди начали понимать, что это не так. Покорение природы привело к загрязнению воздуха и воды, разрушению почв, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Люди стали понимать, что они не господствуют над природой, а просто губят ее.
1.3. Признаки грозной беды.
Однажды знаменитый путешественник Тур Хейердал и его товарищи отправились в плавание. Их путь лежал через Атлантический океан. То, что они увидели в океане, поразило
их. Хейердал пишет: «Мы обгоняли пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки. Но
5
особенно бросался в глаза мазут… До самого горизонта поверхность моря оскверняли черные комки мазута».
Со времени этого путешествия прошло более 20 лет, но загрязнение океана не уменьшилось, а только усилилось. От загрязнения страдают живые существа, обитающие в океане. Известны случаи, когда морские черепахи проглатывали плавающие в воде полиэтиленовые пакеты, принимая их за медуз, и погибали. А сколько мальков рыб гибнет от загрязнения океана нефтью! Это, в свою очередь, ведет к оскудению рыбных запасов, к снижению уловов.
В жарких странах исчезают замечательные леса – джунгли. Эти леса – одно из чудес природы. Здесь обитают 2/3 всех видов растений, животных, грибов, которые есть на Земле.
Именно эти леса чаще всего называют «легкими нашей планеты». И вот люди уничтожают их ради древесины, ради того, чтобы освободить место для постройки дорог и для сельскохозяйственных посевов. Каждый день в джунглях под пилой падает пять миллионов деревьев!
Исчезающие виды живых существ. Многие из них включены в Международную Красную книгу.
В любой семье ежедневно что-то выбрасывают. А в год на каждого жителя приходится целая тонна мусора!
Часть мусора сжигают, часть – закапывают. Сейчас часть мусора перерабатывают – оказывается, из него можно получить немало полезного. Ученые и инженеры ищут новые способы переработки мусора. Ведь нельзя допустить, чтобы повсюду на Земле выросли целые горы отходов.
1.4. Лечить планету сообща.
Наша планета серьезно заболела. Случилось это по вине людей. И теперь «болезнь» природы угрожает здоровью и жизни самого человека.
Это касается всех людей Земли, всего человечества. Вот почему государства заключают международное соглашение, чтобы сообща бороться за спасение природы.
Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы.
6
Бывают случаи, когда природе требуется срочная незамедлительная помощь. Однажды, у берегов Северной Америки потерпело аварию судно с нефтью. Нефть попала в море, стали погибать морские птицы и звери. Чтобы как можно быстрее очистить поверхность моря от нефти, на помощь американцам пришло судно из России, которое имело необходимое оборудование для очистки воды.
Если люди погубят окружающую природу, они и сами не выживут. Загрязнение океана, уничтожение джунглей, гибель многих растений и животных, растущие груды мусора – все это признаки грозной опасности. Только сообща люди могут вылечить свою планету.
7
Глава 2. Исследование.
2.1. Определение уровня загрязнения воздуха внутри здания школы.
Инструкция для исследования:
1. Намажь вазелином полоски белой бумаги.
2. Прикрепи полоски бумаги в классе, в кабинете врача, директора, в учительской, столовой, коридоре, спортзале, раздевалке (полоски подпиши).
3. Через 4-5 дней посмотри на полоски бумаги через лупу.
4. Объясни, какие частицы видны на полосках. Откуда они взялись? В каком кабинете частиц меньше всего?
5. Сделай выводы: как эти частицы грязи и пыли влияют на здоровье школьника и учителя; можно ли обеспечить чистоту в помещениях школы?
Полученные результаты и выводы:
После изучения уровня загрязнения воздуха младшие школьники обнаружили, что самым чистым оказались кабинеты врача и директора. Это объясняется частой влажной уборкой и малым количеством посещений. Средний уровень загрязнения отмечен в классе, в учительской и столовой, что объясняется 4 раза за день уборкой этих помещений и наличием у посетителей сменной обуви. Самыми грязными оказались раздевалка, спортзал и коридор школы. Дети объяснили это большой загруженностью данных помещений и грязной обувью тех, кто там бывает. Таким образом, мы пришли к выводу, что в грязных кабинетах помещениях школы небезопасно находиться, поскольку пыль оседает на стенках легких человека и вызывает различные заболевания, поэтому во всех помещениях необходима более тщательная уборка, а на занятиях нужно ходить в сменной обуви.
2.2. Установление уровня загрязнения воздуха на пришкольном участке.
Исследования показали, что рядом с пришкольным
участком находиться проезжая часть, жилые дома находятся почти вплотную к пришкольному участку. Таким образом,
8
расположение школы не соответствует санитарным нормам. Изменить данную ситуацию школьники не могут, поэтому был сделан вывод, что по выходным необходимо всей семьей для укрепления здоровья выезжать в экологически более чистые места.
Известно, что одно дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек.
На пришкольном участке произрастает 67 деревьев и кустарников: в школе учатся и работают примерно 450 человек. Для данного количества людей необходимо наличие древесных растений для полного восстановления потребленного кислорода. Значит, наша школа имеет только 44% от необходимого уровня озеленения, что существенно недостаточно, и это неблагоприятно отражается на здоровье учащихся, ведь растения оказывают оздоровительный эффект: их прохлада, гармония звуков и красок, многообразие запахов успокаивают нервную систему, снижают стрессовые ситуации. Мы пришли к выводу, что необходимо дополнительное озеленение.
2.4. Определение степени интенсивности движения на проезжей части возле школы.
В среднем каждый автомобиль выбрасывает в сутки 3,5-4 кг угарного газа, сажи, токсичных веществ. Данные были занесены в таблицу:
Вид транспорта
Количество проезжающих автомобилей
в 1000
в 1400
в 1700
Легковые автомобили
149
241
212
Грузовые автомобили
30
3
5
Всего
179
244
217
В среднем получилось, что за 15 минут по автотрассе,
9
находящейся рядом со школой, проходит около 244 автомобилей. При такой интенсивности движения перейти дорогу трудно даже взрослому человеку, а учащимся школы переходить ее приходится довольно часто. Также автомобилями выбрасывается огромное количество вредных веществ.
Интенсивность движения автотранспорта возле школы высокая, затрудняющая передвижение учащихся в школу и обратно. За год автотранспорт выбрасывает в атмосферу около 6 тонн вредных примесей, что усугубляет экологическую обстановку микрорайона школы, поэтому необходимо придумать новые более экологически чистые автомобили.
10
Заключение
Исходя из нашего исследования, можно утверждать, что экологическая обстановка школы и ее пришкольного участка неблагоприятная, она отрицательно сказывается на здоровье подрастающего поколения, а значит, и на развитие его интеллектуальных и физических способностей. Поэтому школьники должны бережнее относиться к имеющимся зеленым насаждениям, принимать участие в «зеленом десанте», носить сменную обувь, следить за наличием сменной обуви у всех школьников и проводить «рейды чистоты» в школе. А взрослые должны задуматься над тем, каким воздухом дышат их дети, и подумать над созданием экологически чистых автомобилей.