Муниципальное бюджетное учреждение образовательная организация средняя общеобразовательная школа №15 рабочего поселка Майский Советско-Гаванского района Хабаровского края
Модифицированная программа по экологии
Пояснительная записка
Структура документа
Рабочая программа включает: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков; учебный план, требования к уровню подготовки выпускников, список литературы.
Цели курса:
обобщение и углубление экологических знаний
обеспечение понимания основных закономерностей и концепций экологии
развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природу;
формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды;
подготовка к участию в районном туре предметной олимпиады по экологии
Задачикурса:
сформировать понятийный аппарат, обеспечить понимание основных закономерностей теорий, концепции экологии;
развить способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду;
закрепить знания о природе родного края, воспитать бережное отношение к ней;
сформировать знания взаимоотношений людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы;
раскрыть причины экологических кризисов, определить пути решения глобальных экологических проблем;
определить значение устойчивого развития природы и человечества.
сформировать знания о происхождении и формировании Земли, об основных законах определяющих глобальные экологические процессы;
создать условия для развития у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.
Сведения о программе
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования, программы курса «Экология, 10-11 класс (авторы Н.М Чернова, Галушин В.М., Константинов В.М.) c учетом Учебного плана МБУ ОО СОШ №15.
Обоснование выбора программы
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экологии (базовый уровень), федеральному базисному учебному плану 2004 года и учебному плану образовательного учреждения на 2014-2015 учебный год.
Программа конкретизирует содержание предметных тем государственного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология - практическая экология, или охрана природы.
Место предмета в базисном учебном плане
За основу написания рабочей программы взята авторская программа, авторы Н.М Чернова, Галушин В.М.,Константинов В.М. «Основы экологии», базовый уровень-., Дрофа,2006 г., Программа рассчитана на 34 учебных часа в год.
Представленная программа рассчитана на изучение предмета в течение двух лет (8 и 9 классы) при наличии 68 учебных часов: в 8 классе – 34 часа и в 9 классе – 34 часа. Рабочая программа предусматривает обучение экологии в объеме 1 час в неделю
В рабочей программе предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии на первом этапе обучения, изучение взаимосвязей природных и социальных явлений и экологических основ охраны природы. Изложение материала проводится соответствие с основным дидактическим принципом – от простого к сложному.
Цели, задачи, содержание, методико-дидактические принципы, обеспечивающие личностно-ориентированный характер обучения, остаются теми, что и у автора учебника. Требования к уровню подготовки учащихся не изменяются и соответствуют стандартам освоения обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы.
Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.
В разделе «Классическая экология» рассматриваются закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой, специфика механизмов, обеспечивающих устойчивость экономических систем на популяционном и биоценотическом уровнях.
В разделе «Социальная экология» рассматривается взаимодействие между обществом и природой, принципы и перспективы их сосуществования и оптимального развития. В основе этого раздела лежат современные представления о том, что человек биосоциален по своей сущности, происхождению и эволюции и подчиняется как социальным, так и фундаментальным законам экологии. Этот раздел ориентирует учащихся на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной среды.
Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществознанию и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности.
Курс планируется изучать на примерах конкретных ситуаций, характерных для Хабаровского края, в частности Советско-Гаванского района.
Содержательными компонентами рабочей программы, кроме знаний, являются: социальные навыки, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к природе, система гуманистических и общественных ценностей.
Формами организации образовательного процесса являются: урок, дискуссия, мини-исследование, практикум.
Результат изучения курса «Экология» в 8-9 классах направлен на реализацию деятельностного, личностно-ориентированного подходов. В ходе изучения теоретических основ курса планируется овладение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни. Знания понятийного аппарата по экологии, основных законов науки и ее закономерностей, помогут школьникам подготовиться к школьному и районному турам олимпиад по предмету. Подготовка учащихся к предметной олимпиаде по экологии – результат обучения по данной программе.
Формируемые ключевые компетентности:
Компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире;
Компетентность гражданственности;
Компетентность социального взаимодействия;
Компетентность познавательной деятельности;
Компетентность информационных технологий.
Механизмами формирования данных компетенций являются: наблюдение, распознавание, сравнение, анализ, оценка развития и взаимодействия природы и человечества.
В результате изучения экологии ученик должен
Знать:
Определения основных экологических понятий;
Типы взаимодействия организмов, разнообразие биологических связей;
Законы конкурентных отношений в природе;
Законы биологической продуктивности;
О саморазвитии экосистемы;
О биосфере как о глобальной экосистеме;
О месте человека в экосистеме Земли;
Современные проблемы охраны природы;
О современном состоянии и охране атмосферы;
О рациональном использовании и охране водных ресурсов, полезных ископаемых;
О рациональном использовании и охране почв, растительности, животных;
Значение Красной книги России.
Уметь:
Решать простейшие экологические задачи;
Использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;
Применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
Проявлять устойчивый интерес к пониманию и решению региональных и глобальных экологических проблем;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Модифицированная программа по экологии »
Модифицированная программа
Пояснительная записка
Структура документа
Рабочая программа включает: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков; учебный план, требования к уровню подготовки выпускников, список литературы.
Цели курса:
обобщение и углубление экологических знаний
обеспечение понимания основных закономерностей и концепций экологии
развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природу;
формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды;
подготовка к участию в районном туре предметной олимпиады по экологии
Задачикурса:
сформировать понятийный аппарат, обеспечить понимание основных закономерностей теорий, концепции экологии;
развить способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду;
закрепить знания о природе родного края, воспитать бережное отношение к ней;
сформировать знания взаимоотношений людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы;
раскрыть причины экологических кризисов, определить пути решения глобальных экологических проблем;
определить значение устойчивого развития природы и человечества.
сформировать знания о происхождении и формировании Земли, об основных законах определяющих глобальные экологические процессы;
создать условия для развития у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.
Сведения о программе
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования, программы курса «Экология, 10-11 класс (авторы Н.М Чернова, Галушин В.М., Константинов В.М.) c учетом Учебного плана МБУ ОО СОШ №15.
Обоснование выбора программы
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экологии (базовый уровень), федеральному базисному учебному плану 2004 года и учебному плану образовательного учреждения на 2014-2015 учебный год.
Программа конкретизирует содержание предметных тем государственного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология - практическая экология, или охрана природы.
Место предмета в базисном учебном плане
За основу написания рабочей программы взята авторская программа, авторы Н.М Чернова, Галушин В.М.,Константинов В.М. «Основы экологии», базовый уровень-., Дрофа,2006 г., Программа рассчитана на 34 учебных часа в год.
Представленная программа рассчитана на изучение предмета в течение двух лет (8 и 9 классы) при наличии 68 учебных часов: в 8 классе – 34 часа и в 9 классе – 34 часа. Рабочая программа предусматривает обучение экологии в объеме 1 час в неделю
В рабочей программе предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии на первом этапе обучения, изучение взаимосвязей природных и социальных явлений и экологических основ охраны природы. Изложение материала проводится соответствие с основным дидактическим принципом – от простого к сложному.
Цели, задачи, содержание, методико-дидактические принципы, обеспечивающие личностно-ориентированный характер обучения, остаются теми, что и у автора учебника. Требования к уровню подготовки учащихся не изменяются и соответствуют стандартам освоения обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы.
Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.
В разделе «Классическая экология» рассматриваются закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой, специфика механизмов, обеспечивающих устойчивость экономических систем на популяционном и биоценотическом уровнях.
В разделе «Социальная экология» рассматривается взаимодействие между обществом и природой, принципы и перспективы их сосуществования и оптимального развития. В основе этого раздела лежат современные представления о том, что человек биосоциален по своей сущности, происхождению и эволюции и подчиняется как социальным, так и фундаментальным законам экологии. Этот раздел ориентирует учащихся на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной среды.
Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществознанию и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности.
Курс планируется изучать на примерах конкретных ситуаций, характерных для Хабаровского края, в частности Советско-Гаванского района.
Содержательными компонентами рабочей программы, кроме знаний, являются: социальные навыки, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к природе, система гуманистических и общественных ценностей.
Формами организации образовательного процесса являются: урок, дискуссия, мини-исследование, практикум.
Результат изучения курса «Экология» в 8-9 классах направлен на реализацию деятельностного, личностно-ориентированного подходов. В ходе изучения теоретических основ курса планируется овладение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни. Знания понятийного аппарата по экологии, основных законов науки и ее закономерностей, помогут школьникам подготовиться к школьному и районному турам олимпиад по предмету. Подготовка учащихся к предметной олимпиаде по экологии – результат обучения по данной программе.
Формируемые ключевые компетентности:
Компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире;
Компетентность гражданственности;
Компетентность социального взаимодействия;
Компетентность познавательной деятельности;
Компетентность информационных технологий.
Механизмами формирования данных компетенций являются: наблюдение, распознавание, сравнение, анализ, оценка развития и взаимодействия природы и человечества.
В результате изучения экологии ученик должен
Знать:
Определения основных экологических понятий;
Типы взаимодействия организмов, разнообразие биологических связей;
Законы конкурентных отношений в природе;
Законы биологической продуктивности;
О саморазвитии экосистемы;
О биосфере как о глобальной экосистеме;
О месте человека в экосистеме Земли;
Современные проблемы охраны природы;
О современном состоянии и охране атмосферы;
О рациональном использовании и охране водных ресурсов, полезных ископаемых;
О рациональном использовании и охране почв, растительности, животных;
Значение Красной книги России.
Уметь:
Решать простейшие экологические задачи;
Использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;
Применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
Проявлять устойчивый интерес к пониманию и решению региональных и глобальных экологических проблем;
Перечень учебно-методического обеспечения
Алексеев С.В. Экология. Учебное пособие для учащихся, СПб: СМИО Пресс, 2001.-368 с.
Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений – М.: «Дрофа», 2006. – 288 с.
2. Чернова Н.М., Пономарёва О.И.. Методическое пособие к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» – М.: «Дрофа», 2001. – 192 с.
Календарно-тематический план по экологии 8 класса 34 часа (1час в неделю)
№
Тема раздела
Количество часов
Практические работы
Методическое обеспечение
1.
Введение. Что изучает экология
1
м/м презентация
2.
Раздел 1. Классическая экология
Глава 1. Экология организмов (аутэкология)
Предмет аутэкологии
1
Учебный фильм
3.
Уровни организации живых систем
1
м/м презентация
4.
Классификация экологических факторов
1
Учебный фильм
5.
Влияние абиотических факторов
1
Учебный фильм
6.
Важнейшие абиотические факторы
1
Пр№1. Изучение приспособленности
7
Основные среды жизни
1
м/м презентация
8.
Водная среда
1
Пр№2.Оценка экологического состояния водных объектов
Учебный фильм
9
Наземно-воздушная среда
1
Пр№3.Оценка экологического состояния воздушной среды
Учебный фильм
10.
Почва как среда жизни
1
м/м презентация
11.
Понятие о топических связях
1
12.
Живые организмы как среда жизни
1
13.
Биоритмы
1
м/м презентация
14.
Фотопериодизм
1
15.
Глава 2. Экология популяций (демэкология)
Понятие популяции
1
Учебный фильм
16.
Основные характеристики популяции
1
17.
Биологические факторы
1
18.
Принцип конкурентного исключения
1
м/м презентация
19.
Динамика численности популяций
1
Пр№4.Методы оценки размеров популяций
20.
Значение биотических взаимоотношений
1
21.
Опыты Гаузе
1
22.
Глава 3. Экология сообществ (синэкология)
Концепция экосистемы
1
м/м презентация
23.
Классификация живых организмов по способу питания
1
Учебный фильм
24.
Естественные и искусственные экосистемы
1
25.
Гомеостаз экосистемы
1
м/м презентация
26.
Динамика экосистем
1
27.
Экологические сукцессии
1
Пр№5 Изучение сукцессий в водоеме
28.
Пограничный эффект
1
29.
Энергетика экосистемы
1
Учебный фильм
30.
Пищевые цепи
1
31.
Продуктивность экосистем
1
32
Концентрирование экосистем
1
м/м презентация
33.
Трофическая структура
1
34.
Проблема стабильности экосистем
1
м/м презентация
ИТОГО:
34 часа
Календарно-тематический план по экологии 9 класса 34 часа (1час в неделю)
№
Тема раздела
Количество часов
Практические работы
Методическое обеспечение
1.
Глава 4. Концепция биосферы
Биосфера как глобальная экосистема
1
м/м презентация
2.
Биосфера и ее границы
1
Учебный фильм
3.
Основные свойства и функции живого
1
4.
Энергетика биосферы
1
Учебный фильм
5.
Биосфера и ноосфера
1
м/м презентация
6.
Гипотеза Геи
1
7.
Круговорот и биохимические циклы
1
м/м презентация
8.
Круговорот азота
1
9.
Круговорот углерода
1
10.
Круговорот фосфора
1
11.
Круговорот серы
1
м/м презентация
12.
Раздел II Научные направления современной экологии
Глава 5. Глобальная экология
Что изучает глобальная экология
1
Учебный фильм
13.
Глобальные антропогенные кризисы Земли
1
Учебный фильм
14.
Проблемы разрушения озонового слоя
1
15.
Проблема «парникового эффекта»
1
16.
Проблема кислотных дождей
1
17.
Взаимодействие в системе «Биосфера – Солнце»
1
м/м презентация
18.
Моделирование и прогнозирование в экологии
1
Пр№6.Изучение и моделирование глобальных экологических проблем
Учебный фильм
19
Концепция устойчивого развития
1
20.
Проблема сохранения биологического разнообразия
1
21.
Глава 6. Социальная экология
Что изучает социальная экология
1
м/м презентация
22.
История экологических связей человечества
1
23.
Воздействие человека на окружающую среду
1
Учебный фильм
24.
Загрязнение окружающей среды
1
25.
Что такое смог
1
Учебный фильм
26.
Проблема диоксинов
1
27.
Антропогенное воздействие на растительный мир
1
м/м презентация
28.
Антропогенное воздействие на животный мир
1
Учебный фильм
29.
Охраняемые природные территории и объекты
1
Учебный фильм
30.
Экология и экономика
1
Учебный фильм
31.
Экология и война
1
32.
Природа, искусство, нравственность
1
Пр№7.Проведение социологических опросов по проблемам окружающей среды
Учебный фильм
33.
Обобщение на тему: Биосфера как глобальная экосистема