kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модифицированная программа по экологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное  учреждение образовательная организация средняя общеобразовательная школа  №15 рабочего поселка Майский Советско-Гаванского района Хабаровского края

 

 

                                                           Модифицированная программа по экологии

Пояснительная записка

           Структура документа

 

    Рабочая программа включает: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков; учебный план, требования к уровню подготовки выпускников,  список литературы.

Цели курса:

  • обобщение и углубление экологических знаний
  • обеспечение понимания основных закономерностей и концепций экологии
  • развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природу;
  • формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды;
  • подготовка к участию в районном туре предметной олимпиады по экологии

Задачи курса:

  • сформировать понятийный аппарат, обеспечить понимание основных закономерностей теорий, концепции экологии;
  • развить способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду;
  • закрепить знания о природе родного края, воспитать бережное отношение к ней;
  • сформировать знания взаимоотношений людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы;
  •  раскрыть причины экологических кризисов, определить пути решения глобальных экологических проблем;
  • определить значение устойчивого развития природы и человечества.
  • сформировать знания о происхождении и формировании Земли, об основных законах определяющих глобальные экологические процессы;
  • создать условия для развития у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.

 

 

 

Сведения о программе

 

   Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования, программы курса «Экология, 10-11 класс (авторы Н.М Чернова, Галушин В.М., Константинов В.М.) c учетом Учебного плана МБУ ОО СОШ №15.

Обоснование выбора программы

 

    Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экологии (базовый уровень), федеральному базисному учебному плану 2004 года и учебному плану образовательного учреждения на 2014-2015 учебный год.

     Программа конкретизирует содержание предметных тем государственного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Содержание и структура  курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология - практическая экология, или охрана природы.

 

Место предмета в базисном учебном плане

    За основу написания рабочей программы взята авторская программа, авторы Н.М Чернова, Галушин В.М.,Константинов В.М. «Основы экологии», базовый уровень-., Дрофа,2006 г., Программа рассчитана на  34 учебных часа в год.

  Представленная программа рассчитана на изучение предмета в течение двух лет (8 и 9 классы) при наличии 68 учебных часов: в 8 классе – 34 часа и в 9 классе – 34 часа. Рабочая программа предусматривает обучение экологии в объеме 1 час в неделю

 

     В рабочей программе  предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии на первом этапе обучения, изучение взаимосвязей природных и социальных явлений  и экологических основ охраны природы. Изложение  материала проводится соответствие с основным дидактическим принципом – от простого к сложному.

    Цели,  задачи, содержание, методико-дидактические принципы, обеспечивающие личностно-ориентированный характер обучения, остаются теми, что и у автора учебника. Требования к уровню подготовки учащихся не изменяются и соответствуют стандартам освоения обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

     В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнооб­разие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечи­вающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей ле­жит в основе рационального при­родопользования и охраны природы.

     Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся кон­центрируется на современных проблемах во взаимо­отношениях человеческого общества и природы, пу­тях их успешного разрешения и преодоления.

     В разделе «Классическая экология» рассматриваются закономерности взаимоотношений живых организмов с окружаю­щей природной средой, специфика механизмов, обеспечивающих устойчивость экономиче­ских систем на популя­ционном и биоценотическом уровнях.

     В разделе «Социальная экология» рассматривается взаимодействие между обществом и природой, принципы и перспективы их сосуществования и оптимального развития. В основе этого раздела лежат современные представ­ления о том, что человек биосоциален по своей сущности, происхождению и эволюции и подчиняется как соци­альным, так и фундаментальным законам экологии. Этот раздел ориентирует учащихся на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной среды.

      Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществознанию и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности.

    Курс планируется изучать на примерах конкретных ситуаций, характерных для Хабаровского края, в частности Советско-Гаванского района.

    Содержательными компонентами рабочей программы, кроме знаний, являются: социальные навыки, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к природе, система гуманистических и общественных ценностей.

      Формами организации образовательного процесса являются: урок, дискуссия, мини-исследование, практикум.

      Результат изучения курса «Экология» в 8-9 классах направлен на реализацию деятельностного, личностно-ориентированного подходов. В ходе изучения теоретических основ курса  планируется овладение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни. Знания понятийного аппарата по экологии, основных законов науки и ее закономерностей,  помогут школьникам подготовиться к школьному и районному турам олимпиад по предмету. Подготовка учащихся к предметной олимпиаде по экологии – результат обучения по данной программе.

 

Формируемые ключевые компетентности:

  • Компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире;
  • Компетентность гражданственности;
  • Компетентность социального взаимодействия;
  • Компетентность познавательной деятельности;
  • Компетентность информационных технологий.

Механизмами формирования данных компетенций являются: наблюдение, распознавание, сравнение, анализ, оценка развития и взаимодействия природы и человечества.

В результате изучения экологии ученик должен

Знать:

  • Определения основных экологических понятий;
  • Типы взаимодействия организмов, разнообразие биологических связей;
  • Законы конкурентных отношений в природе;
  • Законы биологической продуктивности;
  • О саморазвитии экосистемы;
  • О биосфере как о глобальной экосистеме;
  • О месте человека в экосистеме Земли;
  • Современные проблемы охраны природы;
  • О современном состоянии и охране атмосферы;
  • О рациональном использовании и охране водных ресурсов, полезных ископаемых;
  • О рациональном использовании и охране почв, растительности, животных;
  • Значение  Красной книги России.

Уметь:

  • Решать простейшие экологические задачи;
  • Использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;
  • Применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
  • Проявлять устойчивый интерес  к пониманию и решению региональных и глобальных экологических проблем;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Модифицированная программа по экологии »

Модифицированная программа

Пояснительная записка

Структура документа


Рабочая программа включает: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков; учебный план, требования к уровню подготовки выпускников, список литературы.

Цели курса:

  • обобщение и углубление экологических знаний

  • обеспечение понимания основных закономерностей и концепций экологии

  • развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природу;

  • формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды;

  • подготовка к участию в районном туре предметной олимпиады по экологии

Задачи курса:

  • сформировать понятийный аппарат, обеспечить понимание основных закономерностей теорий, концепции экологии;

  • развить способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду;

  • закрепить знания о природе родного края, воспитать бережное отношение к ней;

  • сформировать знания взаимоотношений людей с окружающим миром на уровне биосферы, социосферы и ноосферы;

  • раскрыть причины экологических кризисов, определить пути решения глобальных экологических проблем;

  • определить значение устойчивого развития природы и человечества.

  • сформировать знания о происхождении и формировании Земли, об основных законах определяющих глобальные экологические процессы;

  • создать условия для развития у учащихся творческой, учебно-исследовательской и проектной компетентностей.







Сведения о программе


Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования, программы курса «Экология, 10-11 класс (авторы Н.М Чернова, Галушин В.М., Константинов В.М.) c учетом Учебного плана МБУ ОО СОШ №15.

Обоснование выбора программы


Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экологии (базовый уровень), федеральному базисному учебному плану 2004 года и учебному плану образовательного учреждения на 2014-2015 учебный год.

Программа конкретизирует содержание предметных тем государственного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология - практическая экология, или охрана природы.

Место предмета в базисном учебном плане

За основу написания рабочей программы взята авторская программа, авторы Н.М Чернова, Галушин В.М.,Константинов В.М. «Основы экологии», базовый уровень-., Дрофа,2006 г., Программа рассчитана на 34 учебных часа в год.

Представленная программа рассчитана на изучение предмета в течение двух лет (8 и 9 классы) при наличии 68 учебных часов: в 8 классе – 34 часа и в 9 классе – 34 часа. Рабочая программа предусматривает обучение экологии в объеме 1 час в неделю


В рабочей программе предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии на первом этапе обучения, изучение взаимосвязей природных и социальных явлений и экологических основ охраны природы. Изложение материала проводится соответствие с основным дидактическим принципом – от простого к сложному.

Цели, задачи, содержание, методико-дидактические принципы, обеспечивающие личностно-ориентированный характер обучения, остаются теми, что и у автора учебника. Требования к уровню подготовки учащихся не изменяются и соответствуют стандартам освоения обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнооб­разие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечи­вающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей ле­жит в основе рационального при­родопользования и охраны природы.

Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся кон­центрируется на современных проблемах во взаимо­отношениях человеческого общества и природы, пу­тях их успешного разрешения и преодоления.

В разделе «Классическая экология» рассматриваются закономерности взаимоотношений живых организмов с окружаю­щей природной средой, специфика механизмов, обеспечивающих устойчивость экономиче­ских систем на популя­ционном и биоценотическом уровнях.

В разделе «Социальная экология» рассматривается взаимодействие между обществом и природой, принципы и перспективы их сосуществования и оптимального развития. В основе этого раздела лежат современные представ­ления о том, что человек биосоциален по своей сущности, происхождению и эволюции и подчиняется как соци­альным, так и фундаментальным законам экологии. Этот раздел ориентирует учащихся на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной среды.

Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществознанию и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности.

Курс планируется изучать на примерах конкретных ситуаций, характерных для Хабаровского края, в частности Советско-Гаванского района.

Содержательными компонентами рабочей программы, кроме знаний, являются: социальные навыки, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к природе, система гуманистических и общественных ценностей.

Формами организации образовательного процесса являются: урок, дискуссия, мини-исследование, практикум.

Результат изучения курса «Экология» в 8-9 классах направлен на реализацию деятельностного, личностно-ориентированного подходов. В ходе изучения теоретических основ курса планируется овладение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни. Знания понятийного аппарата по экологии, основных законов науки и ее закономерностей, помогут школьникам подготовиться к школьному и районному турам олимпиад по предмету. Подготовка учащихся к предметной олимпиаде по экологии – результат обучения по данной программе.



Формируемые ключевые компетентности:

  • Компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире;

  • Компетентность гражданственности;

  • Компетентность социального взаимодействия;

  • Компетентность познавательной деятельности;

  • Компетентность информационных технологий.

Механизмами формирования данных компетенций являются: наблюдение, распознавание, сравнение, анализ, оценка развития и взаимодействия природы и человечества.

В результате изучения экологии ученик должен

Знать:

  • Определения основных экологических понятий;

  • Типы взаимодействия организмов, разнообразие биологических связей;

  • Законы конкурентных отношений в природе;

  • Законы биологической продуктивности;

  • О саморазвитии экосистемы;

  • О биосфере как о глобальной экосистеме;

  • О месте человека в экосистеме Земли;

  • Современные проблемы охраны природы;

  • О современном состоянии и охране атмосферы;

  • О рациональном использовании и охране водных ресурсов, полезных ископаемых;

  • О рациональном использовании и охране почв, растительности, животных;

  • Значение Красной книги России.

Уметь:

  • Решать простейшие экологические задачи;

  • Использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;

  • Применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;

  • Проявлять устойчивый интерес к пониманию и решению региональных и глобальных экологических проблем;


Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Алексеев С.В. Экология. Учебное пособие для учащихся, СПб: СМИО Пресс, 2001.-368 с.

  2. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений – М.: «Дрофа», 2006. – 288 с.

2. Чернова Н.М., Пономарёва О.И.. Методическое пособие к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» – М.: «Дрофа», 2001. – 192 с.


Календарно-тематический план по экологии 8 класса 34 часа (1час в неделю)





Тема раздела

Количество часов




Практические работы


Методическое обеспечение

1.

Введение. Что изучает экология

1


м/м презентация

2.

Раздел 1. Классическая экология

Глава 1. Экология организмов (аутэкология)

Предмет аутэкологии

1


Учебный фильм

3.

Уровни организации живых систем

1


м/м презентация

4.

Классификация экологических факторов

1


Учебный фильм

5.

Влияние абиотических факторов

1


Учебный фильм

6.

Важнейшие абиотические факторы

1

Пр№1. Изучение приспособленности


7

Основные среды жизни

1


м/м презентация

8.

Водная среда

1

Пр№2.Оценка экологического состояния водных объектов

Учебный фильм

9

Наземно-воздушная среда

1

Пр№3.Оценка экологического состояния воздушной среды

Учебный фильм

10.

Почва как среда жизни

1


м/м презентация

11.

Понятие о топических связях

1



12.

Живые организмы как среда жизни

1



13.

Биоритмы

1


м/м презентация

14.

Фотопериодизм

1



15.

Глава 2. Экология популяций (демэкология)

Понятие популяции

1


Учебный фильм

16.

Основные характеристики популяции

1



17.

Биологические факторы

1



18.

Принцип конкурентного исключения

1


м/м презентация

19.

Динамика численности популяций

1

Пр№4.Методы оценки размеров популяций


20.

Значение биотических взаимоотношений

1



21.

Опыты Гаузе

1



22.

Глава 3. Экология сообществ (синэкология)

Концепция экосистемы

1


м/м презентация

23.

Классификация живых организмов по способу питания

1


Учебный фильм

24.

Естественные и искусственные экосистемы

1



25.

Гомеостаз экосистемы

1


м/м презентация

26.

Динамика экосистем

1



27.

Экологические сукцессии

1

Пр№5 Изучение сукцессий в водоеме


28.

Пограничный эффект

1



29.

Энергетика экосистемы

1


Учебный фильм

30.

Пищевые цепи

1



31.

Продуктивность экосистем

1



32

Концентрирование экосистем

1


м/м презентация

33.

Трофическая структура

1



34.

Проблема стабильности экосистем

1


м/м презентация


ИТОГО:

34 часа




Календарно-тематический план по экологии 9 класса 34 часа (1час в неделю)






Тема раздела

Количество часов



Практические работы

Методическое обеспечение

1.

Глава 4. Концепция биосферы

Биосфера как глобальная экосистема

1


м/м презентация

2.

Биосфера и ее границы

1


Учебный фильм

3.

Основные свойства и функции живого

1



4.

Энергетика биосферы

1


Учебный фильм

5.

Биосфера и ноосфера

1


м/м презентация

6.

Гипотеза Геи

1



7.

Круговорот и биохимические циклы

1


м/м презентация

8.

Круговорот азота

1



9.

Круговорот углерода

1



10.

Круговорот фосфора

1



11.

Круговорот серы

1


м/м презентация

12.

Раздел II Научные направления современной экологии

Глава 5. Глобальная экология

Что изучает глобальная экология

1


Учебный фильм

13.

Глобальные антропогенные кризисы Земли

1


Учебный фильм

14.

Проблемы разрушения озонового слоя

1



15.

Проблема «парникового эффекта»

1



16.

Проблема кислотных дождей

1



17.

Взаимодействие в системе «Биосфера – Солнце»

1


м/м презентация

18.

Моделирование и прогнозирование в экологии

1

Пр№6.Изучение и моделирование глобальных экологических проблем

Учебный фильм

19

Концепция устойчивого развития

1



20.

Проблема сохранения биологического разнообразия

1



21.

Глава 6. Социальная экология

Что изучает социальная экология

1


м/м презентация

22.

История экологических связей человечества

1



23.

Воздействие человека на окружающую среду

1


Учебный фильм

24.

Загрязнение окружающей среды

1



25.

Что такое смог

1


Учебный фильм

26.

Проблема диоксинов

1



27.

Антропогенное воздействие на растительный мир

1


м/м презентация

28.

Антропогенное воздействие на животный мир

1


Учебный фильм

29.

Охраняемые природные территории и объекты

1


Учебный фильм

30.

Экология и экономика

1


Учебный фильм

31.

Экология и война

1



32.

Природа, искусство, нравственность

1

Пр№7.Проведение социологических опросов по проблемам окружающей среды

Учебный фильм

33.

Обобщение на тему: Биосфера как глобальная экосистема

1



34.

Итоговая контрольная работа

1




ИТОГО:

34

часа





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Завучу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Модифицированная программа по экологии

Автор: Баутина Ольга Васильевна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 103734

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Модифицированная программа по экологии 8 класс "
    ["seo_title"] => string(50) "modifitsirovannaia-proghramma-po-ekologhii-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "103733"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402613376"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Программа кружка по экологии"
    ["seo_title"] => string(29) "programma_kruzhka_po_ekologii"
    ["file_id"] => string(6) "476263"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1535043312"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Модифицированная образовательная  программа детского творческого объединения  «Экология и мы » "
    ["seo_title"] => string(103) "modifitsirovannaia-obrazovatiel-naia-proghramma-dietskogho-tvorchieskogho-obiedinieniia-ekologhiia-i-my"
    ["file_id"] => string(6) "237391"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444308489"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Программа дополнительного образования       «Мир вокруг нас»"
    ["seo_title"] => string(51) "proghrammadopolnitielnoghoobrazovaniiamirvokrughnas"
    ["file_id"] => string(6) "281319"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453495443"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Окружающая среда и человек"
    ["seo_title"] => string(36) "okruzhaiushchaia_srieda_i_chieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "422332"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1497794496"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства