kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему "Особенности детей с нарушением зрения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе дано понятие тифлопедагогики. Выявлены причины зрительных нарушений (врожденные, приобретенные). Дана классификация детей с нарушением зрения. Перечислены характерные особенности детей с нарушением зрения. Предлагаются условия для создания специальной образовательной среды для детей с нарушением зрения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Особенности детей с нарушением зрения"»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Анадыря»








Доклад на тему: «Особенности детей

с нарушениями зрения»


Выполнила:

Колебер Галина Федоровна,

учитель

начальных классов











Анадырь

2016 г.

I. Введение

По данным ВОЗ в настоящее время в мире насчитывается около 42 млн. слепых и более 110 млн. слабовидящих. В последние годы имеет место мировая тенденция увеличения численности слепых и слабовидящих, причем каждый четвертый из них потерял зрение в детском возрасте.

Зрение - это способность ощущать и воспринимать окружающую действительность посредством зрительного анализатора. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. Орган зрения позволяет получить до 90% информации об окружающем мире.

Наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения – тифлопедагогика. Основоположником тифлопедагогики является французский педагог Гаюи. Развитие отечественной тифлопедагогики связано с именами ученых М.И.Земцовой, Л.И.Солнцевой, Б.И.Коваленко. Автором рельефного письма является французский ученый, «великий слепой» – Луи Брайль.

Для чтения слепые используют шрифт Брайля.
















II. Причины зрительных нарушений

1. Врожденная патология

1.1Наследственная передача некоторых дефектов зрения (генетические факторы):

а) микрофтальм – уменьшение размера одного или обоих глаз и значительное

понижение зрения;

б)анофтальм – врожденное безглазие.

в)катаракта – помутнение хрусталика;

г)астигматизм – аномалии рефракции, т.е. преломляющей способности глаза;

1.2.нарушение обмена веществ (при фенилкетонурии);

воздействие на плод инфекций.


2. Приобретенная патология

2.1.Осложнения детских инфекций: корь, скарлатина, дифтерия;

2.2.Осложнения общих инфекций: оспы, туберкулеза глаз;

2.3. Глаукома (заболевание, связанное с повышением внутриглазного давления и изменениями в тканях глаза);

2.4.Внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния;

2.5.Травмы головы;

2.6.Атрофия зрительного нерва, сетчатки (нарушение питания, гибель клеток);

2.7.Нейроинфекции – менингит, энцефалит.


3. Функциональные нарушения

3.1. Нарушение санитарно-гигиенических норм и правил:-недостаточная освещенность.

3.2. Чрезмерные зрительные нагрузки (длительное чтение книг, просмотр телевизора, работа с компьютером),

3.3.Несоблюдение правил работы с книгой: чтение лежа, в движущемся транспорте, при плохом освещении).













II. Классификация детей с нарушением зрения


1. Незрячие (слепые) — это лица с остротой зрения от 0 (0 %) до 0,04 (4 %) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, лица с более высокой остротой зрения, у которых границы поля зрения сужены до 10–15 градусов или до точки фиксации.

1.1. абсолютная слепотаполное отсутствие зрительного восприятия и полная невосприимчивость к свету;

1.2. практическая слепотастепень потери зрения при котором человек не видит людей, предметы, утрачено восприятие цвета, света и формы. Способность видеть колеблется в диапазоне светлое – темное, контуры, силуэты.

2. Слабовидящие — это лица с остротой зрения от 0,05 (5 %) до 0,4 (40 %) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Лица с пониженным зрением или пограничным зрением между слабовидением и нормой имеют остроту зрения от 0,5 (50 %) до 0,8 (80 %) на лучше видящем глазу с коррекцией.

2.1.Частичная потеря зрения – относительное снижение остроты зрения, цвет и форма воспринимается, но более мелкие детали не различаются;

2.2.Цветовая слепота – человек видит нормально, но не воспринимает всех или нескольких цветов;

2.3. Куриная слепота (не видит в сумерках) или дальтонизм (искаженное восприятие некоторых цветов, цвета могут восприниматься только в желтом и голубом, иногда в красном и зеленом, может быть восприятие только в сером цвете).


3. В последние годы в категорию детей с нарушениями зрения, нуждающихся в специальном сопровождении, наряду со слепыми и слабовидящими, включены дети, имеющие:

3.1.амблиопию (стойкое снижение остроты зрения без видимой анатомической причины);

3.2.миопию, гиперметропию, астигматизм (снижение преломляющей оптической системы глаза);

3.3.косоглазие (нарушение содружественного движения глаз).












III. Характерные особенности детей с нарушением зрения


У незрячих (слепых):


  1. наблюдаются специфические особенности психики - либо он всячески старается уменьшить пропасть отделяющую его от нормальных детей, либо наоборот подчеркивает различия и требует признания особой формы личности;

  2. могут наблюдаться нарушения эмоционально-волевой сферы: чувство малоценности, слабости, неуверенности в себе;

  3. многие дети не умеют общаться в диалоге, т.к. не слушают собеседника;

  4. обедненность опыта, т.к. у них знакомство с окружающим лишь формально-словесное;

  5. страх, вызванный неизвестным и непонятным;

  6. слуховое внимание у них концентрированное;

  7. быстро считают, запоминают большие объемы текста, умение петь, находчивость в викторинах;

  8. обостренное осязание


У слабовидящих:

  1. трудности различения цветов и оттенков, локализации форм и размеров, мелких предметов и деталей;

  2. трудности узнавания предметов и их изображений, смешение сходных по форме изображений и предметов;

  3. снижение скорости и точности восприятия;

  4. испытывают трудности в восприятии линий и клеток в тетради, обозначений и рисунков, имеющих место в учебниках и учебных пособиях;

  5. имеет место нарушение бинокулярного зрения, что затрудняет процесс рассматривания иллюстраций, и проявляется в трудностях выделения различных планов, установления причинно-следственных связей между персонажами;

  6. снижается скорость и качество выполнения видов работ, в основе которых лежит зрительное восприятие;

  7. заниженная самооценка, низкая положительная мотивацию к учебной деятельности (частые ситуации неуспеха);

  8. не в состоянии самостоятельно обрести многие навыки общения, в том числе в полной мере овладеть невербальными средствами общения (жест, мимика, пантомимика);

  9. чувство неуверенности (излишняя опека со стороны зрячих тормозит развитие у ребенка самостоятельности).




IV. Cоздание специальной образовательной среды в инклюзивной образовательной организации


1. Обучение слепых детей с опорой на сохраненные анализаторы:

-слуховой,

-кожный,

-вибрационный,

-обонятельный,

-«шестое» чувство (тепловое)


2. Обучение слабовидящих детей с опорой на остаточное зрение:

- применение оптических средств,

-наглядности,

- специальных учебников,

-дополнительного освещения.


3. Интегрированное обучение детей с нарушением зрения.

Педагог должен соблюдать следующие правила:

  • Посадить ребенка за первую парту;

  • Соблюдать режим зрительной работы: 10-15 мин. непрерывного чтения или письма – перерыв;

  • Чередовать виды деятельности, проводить гимнастику для глаз, оптимально использовать наглядность;

  • Осуществлять тесную связь с родителями и медработником.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад на тему "Особенности детей с нарушением зрения"

Автор: Колебер Галина Федоровна

Дата: 14.05.2016

Номер свидетельства: 326453

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Особенности обучения СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ детей с нарушением зрения."
    ["seo_title"] => string(80) "osobennosti_obucheniia_sotsialno_bytovoi_orientirovke_detei_s_narusheniem_zrenii"
    ["file_id"] => string(6) "525535"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1572850122"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Доклад на тему "Реализация здоровьесберегающих технологий в условиях школы- интерната" "
    ["seo_title"] => string(103) "doklad-na-tiemu-riealizatsiia-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-v-usloviiakh-shkoly-intiernata"
    ["file_id"] => string(6) "219802"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434372046"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Доклад  "Реализация здоровьесберегающих технологий в условиях школы- интерната" "
    ["seo_title"] => string(94) "doklad-riealizatsiia-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-v-usloviiakh-shkoly-intiernata"
    ["file_id"] => string(6) "219808"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434373557"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) ""Формирование коммуникативных навыков младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата на уроках английского языка" "
    ["seo_title"] => string(142) "formirovaniie-kommunikativnykh-navykov-mladshikh-shkol-nikov-s-narushieniiami-oporno-dvighatiel-nogho-apparata-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "220074"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434498336"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Педагогический совет на тему "Интенсификация урока и формирование ценностного отношения к здоровью" "
    ["seo_title"] => string(115) "piedaghoghichieskii-soviet-na-tiemu-intiensifikatsiia-uroka-i-formirovaniie-tsiennostnogho-otnoshieniia-k-zdorov-iu"
    ["file_id"] => string(6) "180103"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425125227"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства