Доклад на тему "Особенности детей с нарушением зрения"
Доклад на тему "Особенности детей с нарушением зрения"
В докладе дано понятие тифлопедагогики. Выявлены причины зрительных нарушений (врожденные, приобретенные). Дана классификация детей с нарушением зрения. Перечислены характерные особенности детей с нарушением зрения. Предлагаются условия для создания специальной образовательной среды для детей с нарушением зрения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Особенности детей с нарушением зрения"»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Анадыря»
Доклад на тему: «Особенности детей
с нарушениями зрения»
Выполнила:
Колебер Галина Федоровна,
учитель
начальных классов
Анадырь
2016 г.
I. Введение
По данным ВОЗ в настоящее время в мире насчитывается около 42 млн. слепых и более 110 млн. слабовидящих. В последние годы имеет место мировая тенденция увеличения численности слепых и слабовидящих, причем каждый четвертый из них потерял зрение в детском возрасте.
Зрение - это способность ощущать и воспринимать окружающую действительность посредством зрительного анализатора. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. Орган зрения позволяет получить до 90% информации об окружающем мире.
Наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения – тифлопедагогика. Основоположником тифлопедагогики является французский педагог Гаюи. Развитие отечественной тифлопедагогики связано с именами ученых М.И.Земцовой, Л.И.Солнцевой, Б.И.Коваленко. Автором рельефного письма является французский ученый, «великий слепой» – Луи Брайль.
Для чтения слепые используют шрифт Брайля.
II. Причины зрительных нарушений
1. Врожденная патология
1.1Наследственная передача некоторых дефектов зрения (генетические факторы):
а) микрофтальм – уменьшение размера одного или обоих глаз и значительное
понижение зрения;
б)анофтальм – врожденное безглазие.
в)катаракта – помутнение хрусталика;
г)астигматизм – аномалии рефракции, т.е. преломляющей способности глаза;
1.2.нарушение обмена веществ (при фенилкетонурии);
воздействие на плод инфекций.
2. Приобретенная патология
2.1.Осложнения детских инфекций: корь, скарлатина, дифтерия;
2.2.Осложнения общих инфекций: оспы, туберкулеза глаз;
2.3. Глаукома (заболевание, связанное с повышением внутриглазного давления и изменениями в тканях глаза);
3.1. Нарушение санитарно-гигиенических норм и правил:-недостаточная освещенность.
3.2. Чрезмерные зрительные нагрузки (длительное чтение книг, просмотр телевизора, работа с компьютером),
3.3.Несоблюдение правил работы с книгой: чтение лежа, в движущемся транспорте, при плохом освещении).
II. Классификация детей с нарушением зрения
1. Незрячие (слепые)— это лица с остротой зрения от 0 (0 %) до 0,04 (4 %) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, лица с более высокой остротой зрения, у которых границы поля зрения сужены до 10–15 градусов или до точки фиксации.
1.1. абсолютная слепота – полное отсутствие зрительного восприятия и полная невосприимчивость к свету;
1.2. практическая слепота – степень потери зрения при котором человек не видит людей, предметы, утрачено восприятие цвета, света и формы. Способность видеть колеблется в диапазоне светлое – темное, контуры, силуэты.
2. Слабовидящие— это лица с остротой зрения от 0,05 (5 %) до 0,4 (40 %) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Лица с пониженным зрением или пограничным зрением между слабовидением и нормой имеют остроту зрения от 0,5 (50 %) до 0,8 (80 %) на лучше видящем глазу с коррекцией.
2.1.Частичная потеря зрения – относительное снижение остроты зрения, цвет и форма воспринимается, но более мелкие детали не различаются;
2.2.Цветовая слепота – человек видит нормально, но не воспринимает всех или нескольких цветов;
2.3. Куриная слепота (не видит в сумерках) или дальтонизм (искаженное восприятие некоторых цветов, цвета могут восприниматься только в желтом и голубом, иногда в красном и зеленом, может быть восприятие только в сером цвете).
3. В последние годы в категорию детей с нарушениями зрения, нуждающихся в специальном сопровождении, наряду со слепыми и слабовидящими, включены дети, имеющие:
3.1.амблиопию (стойкое снижение остроты зрения без видимой анатомической причины);
3.2.миопию, гиперметропию, астигматизм (снижение преломляющей оптической системы глаза);
3.3.косоглазие (нарушение содружественного движения глаз).
III. Характерные особенности детей с нарушением зрения
У незрячих (слепых):
наблюдаются специфические особенности психики - либо он всячески старается уменьшить пропасть отделяющую его от нормальных детей, либо наоборот подчеркивает различия и требует признания особой формы личности;
могут наблюдаться нарушения эмоционально-волевой сферы: чувство малоценности, слабости, неуверенности в себе;
многие дети не умеют общаться в диалоге, т.к. не слушают собеседника;
обедненность опыта, т.к. у них знакомство с окружающим лишь формально-словесное;
страх, вызванный неизвестным и непонятным;
слуховое внимание у них концентрированное;
быстро считают, запоминают большие объемы текста, умение петь, находчивость в викторинах;
обостренное осязание
У слабовидящих:
трудности различения цветов и оттенков, локализации форм и размеров, мелких предметов и деталей;
трудности узнавания предметов и их изображений, смешение сходных по форме изображений и предметов;
снижение скорости и точности восприятия;
испытывают трудности в восприятии линий и клеток в тетради, обозначений и рисунков, имеющих место в учебниках и учебных пособиях;
имеет место нарушение бинокулярного зрения, что затрудняет процесс рассматривания иллюстраций, и проявляется в трудностях выделения различных планов, установления причинно-следственных связей между персонажами;
снижается скорость и качество выполнения видов работ, в основе которых лежит зрительное восприятие;
заниженная самооценка, низкая положительная мотивацию к учебной деятельности (частые ситуации неуспеха);
не в состоянии самостоятельно обрести многие навыки общения, в том числе в полной мере овладеть невербальными средствами общения (жест, мимика, пантомимика);
чувство неуверенности (излишняя опека со стороны зрячих тормозит развитие у ребенка самостоятельности).
IV. Cоздание специальной образовательной среды в инклюзивной образовательной организации
1. Обучение слепых детей с опорой на сохраненные анализаторы:
-слуховой,
-кожный,
-вибрационный,
-обонятельный,
-«шестое» чувство (тепловое)
2. Обучение слабовидящих детей с опорой на остаточное зрение:
- применение оптических средств,
-наглядности,
- специальных учебников,
-дополнительного освещения.
3. Интегрированное обучение детей с нарушением зрения.
Педагог должен соблюдать следующие правила:
Посадить ребенка за первую парту;
Соблюдать режим зрительной работы: 10-15 мин. непрерывного чтения или письма – перерыв;
Чередовать виды деятельности, проводить гимнастику для глаз, оптимально использовать наглядность;
Осуществлять тесную связь с родителями и медработником.