kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Формирование коммуникативных навыков младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата на уроках английского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад ШМО на тему

"Формирование коммуникативных навыков младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата на уроках английского языка"

Основнои? постулат современного образования заключается в том, что не ребенок должен подстраиваться под существующие условия, а вся система образования должна стать гибкои? средои?, отвечающеи? реальным возможностям ребенка.

В данном докладе мы подробнее представим процесс апробации ФГОС НОО для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на примере организации уроков английского языка у младших школьников и формирования у них коммуникативных навыков.

В основу стандарта для обучающихся с НОДА положен деятельностный и дифференцированный подход. Основные постулаты: социализация, адаптация, доступность, достижение социально желаемого уровня (результата), общекультурное и личностное развитие, учет возрастных, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Так как нарушение опорно-двигательного аппарата объединяет ряд синдромов, которые возникают в связи с повреждением мозга (нарушения психики, речи, зрения, слуха и др ), то коммуникативные расстройства наблюдаются у 70 – 80 % детей. А формирование коммуникативных навыков на иностранном языке- это сложнейший и многоаспектный процесс.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование коммуникативных навыков младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата на уроках английского языка" »

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «СТУПЕНИ»












Доклад

«Формирование коммуникативных навыков младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата на уроках английского языка»






Учитель английского языка

Пчёлкина Мария Сергеевна














г.Биробиджан, 2015

Доклад

Основной постулат современного образования заключается в том, что не ребенок должен подстраиваться под существующие условия, а вся система образования должна стать гибкой средой, отвечающей реальным возможностям ребенка.

Учащимися нашего Центра являются дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, не имеющие сложных нарушений развития, которые могут обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий. В Центре осуществляется индивидуальная форма обучения, при этом учащиеся получают образование, сопоставимое с тем, что дают в обычных общеобразовательных школах.

С 1 сентября 2014 года Центр является пилотной площадкой по апробации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, в соответствии с которым содержание образования и специальные условия его организации определяются адаптированными основными общеобразовательными программами, которые составляются для каждого ребёнка с учётом его индивидуальных образовательных потребностей и возможностей. Таким образом, каждый ребёнок - это один класс, поэтому в Центре имеется возможность гибкого моделирования индивидуального учебного плана, который разрабатывается для каждого ребенка на основе учебных планов АООП НОО для детей с ОВЗ в соответствии с рекомендациями школьного психолого-медико-педагогического консилиума, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей учащихся.

В настоящий момент разработано 9 видов проектов ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Центр апробирует 5 из них. Это:

- ФГОС НОО для детей с ТНР

- ФГОС НОО обучающихся с ЗПР

- ФГОС НОО для детей с НОДА

- ФГОС НОО обучающихся с РАС

- ФГОС НОО слабовидящих обучающихся

В данном докладе мы подробнее представим процесс апробации ФГОС НОО для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на примере организации уроков английского языка у младших школьников и формирования у них коммуникативных навыков.

В основу стандарта для обучающихся с НОДА положен деятельностный и дифференцированный подход. Основные постулаты: социализация, адаптация, доступность, достижение социально желаемого уровня (результата), общекультурное и личностное развитие, учет возрастных, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Так как нарушение опорно-двигательного аппарата объединяет ряд синдромов, которые возникают в связи с повреждением мозга (нарушения психики, речи, зрения, слуха и др ), то коммуникативные расстройства наблюдаются у 70 – 80 % детей. А формирование коммуникативных навыков на иностранном языке- это сложнейший и многоаспектный процесс.

Таким образом, образование ребёнка с нарушениями опорно-двигательного аппарата должно осуществляться по схеме: обучение – воспитание – развитие - коррекция, которая направлена на активизацию двигательной и социальной мобильности, развитие познавательной деятельности, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, формирование общих интеллектуальных умений, навыков социального взаимодействия, что в целом обеспечивает профилактику неблагоприятного хода развития личности ребенка.

Результат обученности по английскому  языку достигается в процессе личностно-коммуникативного обучения., поэтому сновным аспектом при обучении иностранному языку является формирование коммуникативных навыков, которые предполагают владение лингвистической компетенцией, знание сведений о языке, наличие умений соотносить языковые средства с задачами и условиями общения, понимание отношений между коммуникаторами, умение организовывать общение с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности. Другими словами, учащийся должен научиться использовать английский язык, как средство общения.

Процесс овладения коммуникативными навыками представляет собой многократное выполнение иноязычных действий, направленных на автоматизацию в различных видах речевой деятельности и общении на иностранном языке.

Данные навыки предполагают формирование как чисто лингвистических навыков (лексических, фонетических, грамматических), так и их нормативное использование в устной и письменной речи. Различные темы, тексты, проблемы, речевые задачи ориентированы на формирование разных видов речевой деятельности, развитие социокультурных навыков и умений, что обеспечивает использование иностранного языка как средство общения.

В процессе занятия с больным ребенком необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества и обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать общественные взаимодействия и двигательные акты, формировать личностную ориентацию.

Мышечная и эмоциональная раскованность - важное условие для развития двигательной сферы и становления речи, поэтому урок должен включать паузы релаксации, а задания на развитие коммуникативных навыков совмещаться с двигательной активностью.

На своих занятиях я часто использую пальчиковые игрушки для ведения диалогов, игры на тактильные ощущения (например «Отгадай слово на ощуп с закрытыми глазами и назови по-английски»), исполнение песен в сопровождении с подражающими явления движениями (например, исполнение песен о погоде: пантомимическая имитация дождя, ветра, солнца и т. д., стихотворения с описательными прилагательными: большой- маленький, высокий- низкий, длинный- короткий, и т.п.), пантомимические игры (например, «Угадай, что я показываю»), упражнение на пространственную, временную и др. ориентацию. Телесно-ориентированная коррекция с детьми с тяжелой двигательной патологией очень важна, однако не стоит перенапрягать учащегося, мышечное напряжение должно сменяться отдыхом и спокойными видами деятельности.

По необходимости, нужно помогать ребёнку с захватом предметов (ручки, книги или др.), обращать внимание на фиксацию взгляда и внимания ученика на определённых учебных объектах.

Особое место на уроке занимают ролевые диалоги на английском языке, которые помогают осознавать практическую значимость развития коммуникативных навыков, так как дети с данным видом нарушения часто бывают за границей на лечении и по другим причинам, поэтому для них важно уметь запрашивать элементарную информацию и уметь отвечать на вопросы собеседника.

На занятии требуется особый речевой режим (в том числе иноязычный): четкая, разборчивая речь учителя без резкого повышения голоса, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.

Важным приемом осмысления учебного материала становится обращение к зрительному образу: пантомимическое изображение предмета разговора, художественные иллюстрации, схематические изображения, символические знаки – все то, что становится опорой для развития мышления больного ребенка. Поэтому очень важным фактором достижения целей урока служит правильно подобранный наглядный и аудио материал. Он должен быть доступным и не перенасыщенным, быть интересным и значимым для ребёнка (для повышения мотивационной сферы) и отвечать уровню его развития.

Таким образом, размер шрифта, объём текста и его содержание, аудио и видио материал подбирается индивидуально. Необходима адаптация объёма и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся, для чего необходимо систему изучения того или иного раздела программы значительно детализировать: учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий. Особое место должны занять элементы деятельности по наглядно-предметному образцу, которые позволяют формировать обобщённые приёмы умственной работы.

Одним из аспектов коммуникации является письмо. Многие школьники с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют проблемы с навыками письма (зависит от степени поражения центральной нервной системы). В таких случаях необходимо завести персональную папку, куда учитель помещает весь необходимый учебный материал, в том числе наглядные пособия, к которым можно вернуться в любой необходимый момент. Если ребёнок физиологически не способен к письму, то письменные навыки развиваются при помощи работы в электронных текстовых редакторах, при этом лучше использовать специализированную клавиатуру с крупными символами.

Компьютер и Интернет для детей с тяжёлыми нарушениями, которым тяжело пользоваться не специализированными учебными печатными изданиями, являются основными помощниками в самостоятельном формировании коммуникативных навыков на английском языке. К концу начальной ступени обучения учащийся должен уметь набирать текст, забивать и находить необходимую информацию в Интернет источниках, уметь пользоваться электронным словарём (или онлайн-переводчиком).

В своей практике, я часто использую собственные разработанные упражнения, (на портале мультимедийных интерактивных упражнений http://learningapps.org), которые составляются с учётом индивидуальных образовательных потребностей и учебных возможностей ребёнка. Данный портал даёт возможность самому учителю подбирать интересные для учащегося формы упражнений (кроссворды, викторины, подбор иллюстраций к словам, грамматические головоломки и т. д.), лексический и грамматический материал. Подобные упражнения выполняются учеником на компьютере и проверяются в онлайн режиме. Данный вид работы особенно успешно практикуется с детьми, обучающимися в дистанционном режиме.

Индивидуальный подход в процессе формирования у учащегося коммуникативных навыков также выражается в переработке учителем аудио и видео материала. Для этого педагогу необходимо владеть навыками работы в компьютерных видео редакторах, так как не всегда материал, прилагаемый к учебнику подходит к уровню восприятия или уровню знаний ребёнка, иногда ему необходимо большее количество раз для прослушивания и повторения, более чёткий фонетический разбор слов и предложений, более подробное разъяснение правил и т.д.

Учебное занятие не должно быть перенасыщено информацией, перед ребёнком должны стоять реальные задачи, например: выучить фразы приветствия и знакомства, напечатать предложенные слова и фразы на клавиатуре, найти значение слов в словаре, научиться считать до десяти, прочитать и выучить стихотворение и так далее.

Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий, так как детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата свойственна повышенная тревожность, ранимость и обидчивость, поэтому важно создавать ситуации успеха для повышения самооценки ребёнка и стимула для развития его коммуникативных навыков. При этом необходимо учить детей проверять качество своей работы, как по ходу её выполнения, так и по конечному результату; одновременно развивать потребность в самоконтроле и умении правильно анализировать свои коммуникативные возможности, знать где и при каких жизненных обстоятельствах он мог бы их применить.

Школьники с выраженными двигательными расстройствами в большинстве случаев имеют нарушения речи из-за слабости лицевых мышц, что значительно усложняет процесс обучения иностранному языку, так как таким учащимся сложнее ориентироваться в произношении слов иноязычной речи, особенно тех звуков, которые не имеют сходства с родным языком. Поэтому необходимо уделять особое внимание упражнениям на отработку данных навыков, внимательно наблюдать за правильностью произношения звуков и правильностью расположения органов речи.

В основе процесса индивидуального обучения и формирования коммуникативных навыков должен лежать эмоциональный контакт учителя и ученика, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое является необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество заключается в том, чтобы вести ролевые диалоги, вместе выполнять физминутки, смотреть и обсуждать подобранные мультфильмы и так далее.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что в процессе формирования коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата на уроках английского языка необходимо учитывать интересы учащегося и содействовать хорошему эмоциональному настрою. Необходимо использовать красочный дидактический материал, вводить игровые моменты, видео и аудио материалы, подходящие по интересам и уровню знаний учащегося. Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов.

Обучение ребёнка должно быть педагогически комплексным, поэтому учителю необходимо систематически знакомиться с результатами психолого-педагогических диагностик и рекомендациями психологов по работе с данном ребёнком. Также важно поддерживать связь с родителями учащегося, необходимо периодических давать рекомендации по обучению английскому языку ребёнка в домашних условиях и интересоваться процессом выполнения домашних заданий, трудностях и успехах.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пчёлкина Мария Сергеевна

Дата: 17.06.2015

Номер свидетельства: 220074


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства