kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности обучения СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ детей с нарушением зрения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему " Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения".

Просмотр содержимого документа
«Особенности обучения СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ детей с нарушением зрения.»

Особенности обучения СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ
детей с нарушением зрения

Вся система коррекционной работы направлена на исправление дефектов, общих для всех детей с ОВЗ (общая коррекция) и на исправление дефектов, характерных для определенных групп учеников (индивидуальная коррекция), с целью дальнейшего их развития, социализации и адекватной адаптации в современном обществе.

Учебными планами школ для детей с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены различные коррекционные занятия, направленные на преодоление вторичных отклонений в развитии учащихся. Одним из таких курсов является «Социально-бытовая ориентировка», как коротко мы говорим СБО. Занятия по СБО посещают дети, как с недостаточным зрением, так и дети с нарушением интеллектуального развития.

Сегодня я хочу более подробно остановиться на особенностях обучения СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ детей с нарушением зрения.

СБО - динамическая система ЗУН, привычек и потребностей, которыми овладевает школьник в процессе взаимодействия с социальной средой и возникающие на основе этой системы типов общения и отношений, реализуемых личностью на практике.

СБО направлена на практическую подготовку учащихся с НЗ к самостоятельной жизни, на повышение их общего уровня развития.

При обучении социально-бытовой ориентировке используются те же методы, что и в общей педагогике, но им придается коррекционная направленность. Я остановлюсь только на некоторых из них.

На занятиях по СБО большое место должно отводиться наглядным методам обучения. Это вызвано тем, что именно наглядность является источником формирования конкретных представлений, материальной основой образного мышления, радикальным средством предупреждения вербализма (недостаток, при котором словесное выражение у детей не соответствует конкретным представлениям и понятиям) в обучении детей с нарушением зрения. Все словесные методы, а из них предпочтительным является беседа, должны сопровождаться использованием средств наглядности: реальными предметами, макетами, рельефными изображениями, схемами.

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить проблему и указать пути ее решения.

Сюда относится чтение отрывков из художественной литературы .

Художественная литература имеет большую познавательную ценность , выводит за пределы наблюдаемого, тем самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. На занятиях по теме «Семья» включаю отрывок из стихотворения Э. Успенского «Разгром», по теме торговля – отрывок из произведения Гоголя «Сорочинская ярмарка», тема «Жилище» - «Федорино горе» к. Чуковского и другие. Что то зачитываю сама, что то предлагаю детям прочитать по ролям, а что то слушаем в записи.


Самым значимым и эффективным методом изучения программного материала на занятиях по СБО является собственная предметно-практическая деятельность учащихся. Но именно она при зрительном дефекте и протекает своеобразно, и тем более своеобразно формируется.

Затрудненность, а при слепоте и невозможность подражания, т.е. повторения действия на основе его зрительного восприятия, требуют от педагога более детального, расчлененного на этапы показа действия, многократного его повторения вместе с учеником «рука в руку».

Этот способ обучения в тифлопедагогике имеет еще одно название — «способ сопряженных действий». Заключается он в следующем. Педагог, находясь за спиной ребенка, берет его руки в свои и выполняет ими необходимые операции. При этом все они комментируются и проговариваются.

Многие предметы и орудия груда, используемые на занятии, могут быть

детям не знакомы. Поэтому первым условием формирования трудового действия

является знакомство с объектами труда, а уже потом овладение техническими

приемами работы с ними. Как пример, хочу показать знакомство пятиклассника с эл. плитой.

Знакомство и последующее закрепление действий происходит на выключенной холодной плите.


Очень важно, обучая детей практическим действиям строить алгоритм действий, четко проговаривая каждый этап. Например, прежде чем обучить ребенка завязывать шнурки, объясняю такие пространственные понятия как верх-низ, право-лево, сзади-спереди. Процесс обучения состоит из нескольких этапов. Положив свои руки на мои ребенок может почувствовать, как движутся мои руки при завязывании шнурка. Далее каждый этап проговаривается сначала учителем, а потом ребенком, совершающим действия под руководством учителя.

Важнейшим методом, используемым на занятиях по СБО в начальной школе, должна быть игра. Она ценна как средство усвоения детьми социального опыта через тот вид деятельности, который для младших школьников является наиболее привлекательным. Известно, что развитие игровой деятельности у детей с патологией зрения отстает по сравнению со зрячими детьми. У многих незрячих и слабовидящих детей игра носит чисто вербальный характер. Они зачастую не могут воспроизвести те действия, о которых говорят. Поэтому использование игры (в частности, сюжетно-ролевой) необходимо сочетать с коррекционной работой по развитию у учащихся этого вида деятельности. Только при таком подходе игра действительно будет облегчать усвоение детьми правил поведения и формирование у них навыков общения. Использую такие сюжетно-ролевые игры, как «Дочки-матери», « Приезд врача на дом», «Магазин», «Телефонный разговор», «Знакомство», «Прием гостей». При закреплении пройденного материала играем в лото. В кабинете есть лото по темам «Кулинария», «Профессии», выполненные собственноручно и адаптированы для незрячих детей.

Таким образом, подводя итог какие бы методы ни применялись на занятиях по СБО, всегда надо опираться на все сохранные анализаторы учащихся. Систематичность в этой работе приучает детей рационально использовать свои возможности и, как следствие, формирует компенсаторные навыки.


«Воспитание слепого должно ориентироваться на зрячего. … До сих пор мы ориентировались на слепоту, забывая, что только зрячий может вести слепого в жизнь и если слепой поведет слепого, то не оба ли они упадут в яму ?»
/ Л.С. Выготский/






























Дидактическая игра "Лото Профессии"


Цели игры:

Дидактические цели:

● Закрепить знания о профессиях

● Активизация словаря, пополнение словарного запаса

Развивающие цели:

● Концентрация внимания

● развивать память, речь, мышление

Воспитательные цели:

● Ранняя профориентация дошкольников,

● Уважение к труду взрослых

Правила игры

В игре могут участвовать от 2х до 16 игроков.

Детям раздаются карточки с изображением людей, занимающихся какой-либо профессией. Справа от изображения размещены 3 пустых поля. Один ребенок может взять от 1 до 2-3 карточек.

Воспитатель (водящий) перед собой раскладывает разрезные карточки с изображением инструментов, одежды и материалов, относящихся к профессиям. Далее, воспитатель наугад поднимает карточку, называет предмет. Игрок, на карточке у которого имеется соответствующая названному инструменту профессия, берет карточку, накладывает её на пустой квадрат.

Выигрывает тот участник, который первым закроет все 3 пустых поля.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности обучения СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ детей с нарушением зрения.

Автор: Рудакова Наталья Викторовна

Дата: 04.11.2019

Номер свидетельства: 525535

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства