ДОКЛАД на тему: Развитие познавательного интереса у учащихся в образовательном процессе
ДОКЛАД на тему: Развитие познавательного интереса у учащихся в образовательном процессе
Доклад для учителей начальных классов на тему: Развитие позновательного интереса у младших школьников.Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление ее на практике. Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризует школьника, который является субъектом учения. Субъектом учения ребенка делает обладание таким качеством как познавательная активность. Проблема развития познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Современные отечественные исследователи изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у младших школьников. Это Маркова А.К., Лозовая В.И., Тельнова Ж.Н., Щукина Г.И. и многие другие. Таким образом, актуальность темы развития познавательной активности определяется необходимостью развития познавательной активности школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД на тему: Развитие познавательного интереса у учащихся в образовательном процессе »
МАОУ «Шигаевская Средняя Общеобразовательная школа»
ДОКЛАД
на тему:
Развитие познавательного интереса у учащихся в образовательном процессе
Выполнил: Перевозникова Н.Н.
Учитель начальных классов
с.Шигаево
2015 год
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития познавательного интереса учащихся
1.1 Обучение как система познавательной деятельности
1.2 Сущность познавательного интереса, его структура и характеристика
1.3 Структура процесса обучения
1.4 Активные и практические методы обучения
Литература
Введение
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление ее на практике. Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризует школьника, который является субъектом учения. Субъектом учения ребенка делает обладание таким качеством как познавательная активность. Проблема развития познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Современные отечественные исследователи изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у младших школьников. Это Маркова А.К., Лозовая В.И., Тельнова Ж.Н., Щукина Г.И. и многие другие. Таким образом, актуальность темы развития познавательной активности определяется необходимостью развития познавательной активности школьников.
С самого раннего детства ребёнок познаёт окружающий мир. Его интересует то, что ему неизвестно. Постепенно этот интерес начинает изменяться, у каждого в свою, близкую для него сторону. В детском садике и начальной школе у детей появляется уже осмысленный интерес, который проявляется в явной степени. С начала средней школы у детей формируется дальнейшая предрасположенность к деятельности. Закладываются основы познавательного интереса в образовательном процессе.
Период средней школы является самым сложным для преподавателей. Появляется большая проблематичность в развитии познавательного интереса. Перед учителем становится вопрос: как заинтересовать учащегося или как развить интерес к получению и усовершенствованию знаний.
Рассматриваемая в данной работе тема достаточно актуальна всегда. Постоянно возникает проблема поиска педагогических средств активизации познавательной деятельности учащихся. И она всегда будет рассматриваться как основная педагогическая задача.
Какие же вопросы рассматривает данная тема? Сама формулировка говорит за себя: развитие познавательного интереса у учащихся в образовательном процессе. Но если смотреть на конкретные вопросы, то можно выделить:
исследование познавательных процессов учащихся, совершенствование системы развития познавательного интереса, рассмотрение условий, в которых находятся учащиеся, наблюдение за деятельностью учеников;
способности и возможности для развития учащихся;
разработки индивидуальных тенденций развития познавательно- го интереса;
мотивация учеников;
формы познавательной деятельности;
методы обучения.
Все эти вопросы являются основой для усовершенствования системы образования, т.к. процесс обучения очень зависит от уровня познавательного интереса учащихся.
Далее становится вопрос в применении полученных знаний о развитии познавательного интереса. Не каждый преподаватель, имеющий такие знания, может воплотить их в жизни. Но такие учителя есть. Практическое применение прогрессивных идей по проблеме интереса в обучении нашлись в опыте педагогов А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого. Они рассматривали важнейшую проблему педагогики, которую теперь рассматриваем и мы, и они показали решение этого вопроса. Но они не смогли до конца раскрыть ''как повысить познавательный интерес учащихся'' в образовательном процессе. В теме данного исследования я попробую открыть основы для разрешения данного вопроса, выбрать методы для более совершенного составления тенденции развития интереса к познанию, раскрою основные мотивации учащихся и оценю рекомендации самих учеников.
Сегодня проблема интереса на уроках всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни. Предметом познавательного интереса и творчества для школьников являются новые знания о мире, поэтому необходимо рассмотреть вопрос о том, как внедрить эти знания с интересом для учеников. Я раскрою основные действия для развития у учащихся интереса к получению новых знаний о предметах и событиях окружающего мира. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов.
Исходя из актуальности проблемы, мной выбрана данная тема. Объектом моего исследования является познавательный интерес, о котором в своих работах спорят различные деятели образования. Я попробую охватить и проанализировать мнения самых известных нам педагогов.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития познавательного интереса учащихся
1.1 ОБУЧЕНИЕ КАК СИСТЕМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Одним из самых значительных областей, “интерес”, выступает познавательный интерес, который имеет особое значение в школьном возрасте. Так как в школе основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний.
Таким образом, “познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности”. Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них.
В рамках достаточно широкого понятия “познавательный интерес” можно выделить особый вид интереса – интерес к учебному предмету.1 В настоящее время проблема становления интереса к учебному предмету стала актуальной, в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. Стремительно нарастающие объемы учебной информации вошли в противоречие с самими возможностями ее усвоения.
Познавательный интерес представляет собой важнейшую для развития личности сторону. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:
активный поиск;
догадка;
исследовательский поиск;
готовность к решению задачи.
Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от ребёнка поисковой и творческой работы.
С целью формирования способностей школьников в процессе обучения необходимо сочетать предметно – познавательную и творческую деятельность учащихся. Целенаправленная тренировка гибкости мышления, использование фантазии, интуиции, воображения, исследовательских методов обучения – всё это способствует развитию способностей учащихся.
Таким образом, для развития творческой и познавательной активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное овладение новой для них информации.2
Формирование интереса к учению зависит от выбора преподавателем методов стимулирования ученика.
Стимулировать – значит побуждать. В качестве стимула может выступать требование воспитателя. А.С. Макаренко разработал целую систему требований к детям, требования к личности и коллективу, характер требований на различных стадиях формирования. Форма требований меняется в зависимости от особенностей каждого ребёнка.
Очень хорошо стимулирует деятельность ребёнка постановка перспективы, которая создаёт настроение радостного ожидания, способствует напряжению всех сил для достижения цели и увеличивает шанс для развития познавательной деятельности. Широко использовал в практике своей работы перспективу как завтрашнюю радость А.С. Макаренко. Антон Семёнович считал, что сначала надо организовать самую радость, вызвать её к жизни и поставить как реальность. Затем надо настойчиво претворять простые виды радости в более сложные и человечески значимые, при этом у человека будет зарождаться чувство долга. Среди методов стимулирования большое место занимает соревнование. Суть соревнования состоит в том, чтобы подтягивать отстающих до уровня передовых, добиваться общего подъёма работы.
К группе методов стимулирования относится также “метод взрыва”, которым А.С. Макаренко называл доведение конфликта до последнего предела. Его суть состоит в том, чтобы по-иному довести до сознания ребёнка его положение в коллективе, показать потребности самого учащегося, которые он часто не замечает. К методам стимулирования также относятся поощрение и наказание.
Поощрение – такое педагогическое воздействие на учащегося, когда воспитатель (преподаватель) выражает положительную оценку поступков и действий самого ученика. Поощрение всегда вызывает у ребёнка удовлетворение своей деятельностью, поэтому не стоит им злоупотреблять, чтобы не вызвать отрицательные стороны. Наказание – такое педагогическое воздействие на учащегося, которое даёт возможность ученику понять и исправить ошибку. А.С. Макаренко называл такое воздействие ''выталкиванием из общих рядов''. Применять его надо с большим тактом, чтобы ребёнок не потерял веру в свои силы.3 Поощрение и наказание играют огромную роль в заинтересованности к тому или иному предмету. У каждого педагога своя система наказаний и поощрений, но все они сводятся к общим нормам. Чрезмерное наказание и поощрение отдельного ученика повлечет за собой понижение знаний самого обучающегося и его товарищей, завышение самооценки, ухудшение успеваемости, потерю интереса к данному предмету, понижение статуса преподавателя в глазах других учеников, ухудшение отношений между учащимися, понижения уровня воспитанности и организованности.
Уделение свыше должного внимания отдельным ученикам также имеет свои стороны. Исходя из практики педагогов, можно заметить, что учитель чаще стимулирует детей, которые на уроке мешают учителю и ученикам заниматься. При этом преподаватель применяет стимул-замечание, неодобрение.4 Это отвлекает других учащихся от учебной деятельности, уменьшает заинтересованность в данном предмете.
Из этого можно сделать вывод, что для любого преподавателя очень важно удерживать внимание учеников на одном уровне и применять стимулы для всех одновременно, не выделяя отдельных учеников. В.Ф. Одоевский считал, что свойственное детям любопытство при надлежащем руководстве может перерасти в любознательность, в страсть к познанию, развивающую умственную самостоятельность. В.Г. Белинский и А.И. Герцен имели свою точку зрения на методы стимулирования. Они считали, что познавательный интерес тесно связан с интересом социальным, т. е. необходимо создать условия для ребенка, в которых он мог бы развивать свои качества.
Обстоятельно, в контексте своей педагогической теории проблему интереса и его стимулирования рассмотрел К.Д. Ушинский. Он психологически обосновал это. Глубокая психологическая основа Ушинского и проблемы интереса усилили внимание к природосообразному развитию детей, из которого, впоследствии, делаются выводы о методах стимулирования. По мнению Л.Н. Толстого интерес ребенка может раскрыться лишь в условиях, не стесняющих проявление его способностей и наклонностей. Он всецело полагался на интересы детей, за учителем оставалось право лишь фиксировать увлечения и стимулировать их.
Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский имели свое мнение по данному вопросу. Они считали, что только воспитание, опирающееся на разумную свободу ребенка, развивает его интересы и любознательность, а также укрепляет его ум и волю.5 Я считаю, что их мнение верно и от воспитания зависит все дальнейшее развитие, образованность и познавательный интерес.
Конечной целью формирования учебной деятельности является становление школьника как её субъекта, достижение такого уровня развития учащихся, когда они оказываются в силах самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для решения задачи знания и способы деятельности; когда они могут планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить результат с целью, то есть самостоятельно выполнить учебную деятельность. О неспособности формирования самостоятельности учащихся в образовательном процессе писал ещё К.Д. Ушинский. Преподаватель должен постоянно помнить, что следует передавать ученику не только знания, но и необходимо развивать в нём желание, интерес и способность самостоятельно приобретать новые познания. В чём выражается самостоятельность? Под самостоятельностью понимается наличие у человека своего суждения и оценок явлений, а также свобода в действиях и поступках.
Повышению степени самостоятельности в учебной деятельности, во-первых, способствует расширение области приложения формируемых знаний; во-вторых, построение обучения, в процессе которого осуществляется переход от указаний учителя на необходимость использования определённых знаний и действий в решении учебной задачи к самостоятельному отысканию подобных знаний и действий; в-третьих, формирование учебного процесса должно предусматривать такую организацию работы, при которой учащиеся переходят от формирования отдельных операций выполняемых действий к формированию всего действия; в-четвёртых, степень самостоятельности возрастает, если учащиеся будут переходить от овладения действиями в готовом виде к самостоятельному открытию отдельных действий; в-пятых, переход учащихся от осознания необходимости овладения данным конкретным умением к осознанию важности овладения целостной структурой учебной деятельности; в-шестых, переход от задач репродуктивного характера к задачам творческим.
Во всех вышеперечисленных случаях речь идёт о постепенном сокращении степени помощи учащимся в осуществлении учебной деятельности, постепенному подталкиванию ученика к самостоятельной работе и повышению его познавательного интереса.
Познавательный интерес в образовательном процессе развивается в результате самостоятельной работы ученика, при осознании смысла его работы над тем или иным вопросом.
Важное значение в обучении имеет форма познавательной деятельности учащихся. С древнейших времён известны три формы: материальная, речевая и умственная. Исторически сложилось мнение, что ведущей в обучении является умственная деятельность, а речевая – есть просто средство выражения мыслей. Материальная же деятельность используется ограниченно, только при практической подготовке.
Связи форм познавательной деятельности и их взаимовлияния предполагают организацию усвоения специфических методов, присущих каждой форме. Так, материализованная деятельность связана с работой, с физическими моделями. Речевая деятельность осуществляется при подготовке и выступлении с докладом, рефератом. Все формы широко используются в обучении учащихся. От них зависит развитие познавательного интереса ученика в образовательном процессе.
Форма организации познавательной деятельности в образовательном процессе является решающим моментом для развития заинтересованности у учеников к работе. Так, если процесс учения будет неинтересный и утомляющий, то обучающиеся не будут плодотворно заниматься и с творчеством подходить к подготовке, не будет происходить развития интереса к знаниям, что за собой приводит к неуспеваемости и непосещению занятий.
Как правильно подобрать форму познавательной деятельности? Этот вопрос поднимали многие педагоги. Главным в этом вопросе является достаточное наблюдение за учащимися: за их основной деятельностью, за увлечениями, за их общением, за положением в и за стенами образовательного учреждения. После наблюдения должна идти стадия осознания и подведения каких-либо результатов об отдельных учениках. Далее преподаватель должен сформировать общую картину об его воспитанниках. И только после этого должна проходить подборка и корректировка формы познавательной деятельности. Дальше учитель начинает пробовать применять данную форму организации на обучающихся и подводит итоги своей работы. Если учащиеся стали проявлять больше интереса и большую ответственность, а также творчески подготавливаться, значит у них появилась заинтересованность и форма подобрана достаточно хорошо.
Преподаватель должен помнить, что от его организованности и добросовестности зависит всё дальнейшее обучение учеников не только на определённом предмете, а в любой деятельности. Если обучающиеся будут заинтересованы в одном предмете, то, скорее всего у них появится познавательный интерес и в других отраслях образовательного процесса.
1.2 СУЩНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА, ЕГО СТРУКТУРА И ХАРАКТЕРИСТИКА
В чём сущность процесса обучения? Иначе говоря, что представляет собой главное звено, от которого зависят все последующие стороны и части обучения?
Представим ученика, изучающего какой-либо учебный материал. Этот ученик познаёт мир. В его голове совершается процесс познания. Учение представляет собой познавательную деятельность. Для учителя преподавание также мыслительная познавательная деятельность. Однако не всякая познавательная деятельность относится к учению или преподаванию. Есть другие формы, виды познания, например: наука, искусство, игра, труд. В этих видах деятельности человек тоже познаёт окружающий мир.
Познание проходит ряд этапов. Вначале чувственное познание, которое приводит к многообразию представлений о предметах и событиях. Второй этап – абстрактное познание, овладение системой понятий. Познавательная деятельность ученика становится односторонней. Конкретное и абстрактное в познавательной деятельности ученика выступают как противоречивые силы и создают различные тенденции в умственном развитии. Преподаватель должен знать механизмы возникновения и разрешения противоречий, чтобы умело управлять развитием познавательного интереса.
Существует высший этап познания, когда на основе высокоразвитого абстрактного мышления формируется обобщённое представление об окружающем мире. Обучение переходит на новый уровень, что влечет за собой повышение познавательного интереса и образованности. Главными факторами в этот момент становятся мотиву учения.
Мотивы учения – существенная сторона процесса обучения. Мотивация учения или познания может быть положительная, нейтральная, негативная или сочетать эти стороны.
Положительными мотивами со стороны ученика могут быть: стремление к знаниям, желание получить хорошую отметку, заслужить благодарность и уважение взрослых, подражание любимым учителям. Главная задача состоит в том, чтобы развивать и укреплять эти мотивы. На этом этапе перед учителем стоит вопрос: «какой способ мотивации необходим для данного ученика, в данный период его развития».
Нейтральных к обучению мотивов в жизни учеников может быть достаточно много: игры со сверстниками, интерес к кинофильмам и телепередачам, изготовление поделок, хобби. Данный вид мотивации влияет на общее развитие познавательной деятельности. Задача преподавателя состоит в том, чтобы, во-первых, знать эти нейтральные по отношению к процессу обучения мотивы, во-вторых, воздействовать на эти мотивы, стремясь сделать их положительными, помогающими учёбе и самой учебной деятельности, а главное развитию познавательного интереса.
Достаточно много мотивов, которые тормозят учение, отрицательно влияют на развитие познавательного интереса в образовательном процессе. Среди них преимущественное место занимают полное отсутствие желания и неумение учиться, неумение организовывать свой учебный труд, недостаточные знания, недисциплинированность, отрицательное влияние приятелей и семейной обстановки, недостаток здоровья, а иногда даже плохое качество работы учителя.
Основой развития и формирования положительных мотивов учения является учебная деятельность, развитие познавательных интересов в обучении. В средних классах школы, и особенно в начальных, главную роль играет учитель. Дети ещё недостаточно опытны, чтобы руководить собой, перевоспитывать себя. Учитель, владеющий педагогическим мастерством, хорошо понимающий общие интересы класса, индивидуальные особенности и склонности учащихся, находит методы и приёмы активизации познавательной деятельности. Он умело связывает содержание материала с личным опытом учащихся, что активно способствует развитию познавательного интереса. Детям становится ближе, понятнее, интереснее содержание урока. Формирование проблемных ситуаций на занятии придаёт интерес, занимательность учебному занятию, поднимает уровень развития и приобщенности к делу.
Значительно повышает желание к познанию интересные практические занятия, экскурсии, активное участие во внеклассной и внешкольной работе. Также роль учителя состоит в том, чтобы создать систему, гармонию интересов, стремлений и желаний, связанных со школой.10
Разобрав мотивы к развитию познания самого ученика, можно понять, что большую роль в увеличении знаний играет преподаватель. Он может по- казать учащимся ту тенденцию развития, которая более оптимально подходит для их уровня знаний и будет наиболее совершенной для них. Вопрос только стоит в том, как учителю подобрать эту тенденцию для своего воспитанника? И это самая сложная задача. Баранов С.П. показывает нам стороны, которые рассматривает преподаватель для мотивизации:
уровень уже имеющихся знаний;
физические способности;
положение среди сверстников и членов семьи;
психические способности;
активность в социуме;
активность в обучении;
воспитанность;
подражаемость другим;
успеваемость;
хобби;
предпочтения.
Рассмотрев все эти стороны в совокупности, преподаватель может предъявить ученику сильную (со стороны мотивации) систему по развитию познавательного интереса в образовательном процессе. После того, как учитель будет совершать индивидуальный подход, заметно улучшится успеваемость в группе и повысится познавательный интерес.
1.3 СТРУКТУРА ПРОЦЕССА УЧЕНИЯ
Важнейшими составляющими учения как деятельности являются её содержание и форма. Содержание деятельности учения, и в первую очередь её предметность как чувственно-предметная, так и материальная практика, имеет объективно-субъективную природу. Предмет, действительность, чувственность в обучении – это не просто объекты или формы созерцания, а чувственно-человеческая, субъективная познавательная практика. В деятельности обучающегося отражаются предметный материальный мир и активная преобразующая роль ученика как субъекта этой деятельности. Конечный эффект любой деятельности – преобразованная действительность, связанная с удовлетворением познавательных и практических потребностей школьников и предвосхищенная в их сознании целью, образом и мотивом деятельности.
Предметом деятельности ученика в процессе обучения являются действия, выполняемые им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом. Важнейшими качествами этой деятельности являются самостоятельность, которая выражается в самокритичности и критичности, познавательная активность, проявляющаяся в интересах, стремлениях и потребностях.
Структура учебной деятельности с точки зрения её состава должна включать в себя содержательный, операционный и мотивационный компоненты. Специфической особенностью учения является его ориентированность и организованность в направлении овладения учащимися способами деятельности, начиная с процесса её конструирования. Познавательные действия являются первичными в процессе усвоения. В ходе выполнения работы учащийся должен представить себе объект деятельности, конечную и промежуточную цели.12Тем самым ученик проявляет свою познавательную деятельность на практике, что способствует его развитию. В процессе учения он проявляет свою самостоятельность и структурность своей работы. За счет структурности появляются новые умения и навыки, что влияет на познавательный интерес.
1.4 АКТИВНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
В процессе учебной деятельности школьника большую роль играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов более эффективно при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности. Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся. Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.
Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.13
М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения, стимулирующие познавательную активность:
• принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
• достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
• самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.
В данный период времени распространена классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:
Словесные методы (источником знаний является устное или печатное слово);
Наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
Практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия; а также проявляют собственную заинтересованность).
В данный момент нас интересует вопрос о практических методах, потому что они близко связаны с развитием познавательного интереса учащихся. Эти методы включают в себя упражнения, лабораторные и практические работы.14
Упражнения. Они по своему характеру разделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.
Устные упражнения. Способствуют развитию логического мышления, памяти, внимания, диалогической активности.
Письменные упражнения. Используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении.
Графические упражнения. Помогают учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения, повышают творческий потенциал.
Учебно-трудовые упражнения. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Способствуют трудовому воспитанию и повышению интереса к получению новых знаний.
Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда
требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений.
В своей деятельности преподаватель обязан помогать учащимся в образовательном процессе активными и практическими методами. Учитель должен показать положительные стороны обучения и передать необходимые знания для осознания этого учеником. Выбор активных и практических методов необходимо выбирать в зависимости от возможностей и способностей учащихся. Для развития мышления и повышения познавательного интереса больше подходят практические методы, т. к. они развивают творческую сторону ученика.
Список литературы
Краевский В.В., Меняев А.Ф., Полонский В.М., Пидкасистый П.И., Щуркова Н.Е. Педагогика. – М., Педагогическое общество России, 2005
Рувинский Л.И., Канн-Калик В.А., Гришин Д.М. Введение в специальность. – М., Просвещение, 1988