Доклад на тему: "Игра как фактор развития познавательных процессов младших школьников"
Доклад на тему: "Игра как фактор развития познавательных процессов младших школьников"
Игра помогает делать урок живым,
а общение искренним,
дойти до ума и сердца каждого ребёнка,
вызвать творческий интерес к предмету.
З.З. Абдульменова
Активизировать деятельность учащихся по овладению знаниями можно путём умелого применения игровых технологий. Занимательность характеризуется новизной, необычностью, неожиданностью, несоответствием прежним представлениям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Игра как фактор развития познавательных процессов младших школьников" »
Тема: «Игра как фактор развития познавательных процессов младших
школьников»
Слайд № 1
Игра помогает делать урок живым,
а общение искренним,
дойти до ума и сердца каждого ребёнка,
вызвать творческий интерес к предмету.
З.З. Абдульменова
Активизировать деятельность учащихся по овладению знаниями можно путём умелого применения игровых технологий. Занимательность характеризуется новизной, необычностью, неожиданностью, несоответствием прежним представлениям.
Слайд № 2
Задача казалось бы очень простая:
«Играя учить и учиться, играя…»
А так ли уж проста?
Слайд № 3
В толковом словаре русского языка приводится значение слова «играть» (игра определяется как «действие по глаголу играть»: «развлекаться, забавляться… Проводить время в каком-либо занятии, служащим для развлечения, доставляющим удовлетворение, удовольствие одним только участием в нём». По мнению многих современных исследователей игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Она даёт возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность.
Игра и учёба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо замечено ещё Н.К. Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры. К.Д. Ушинский подчёркивал,
Слайд № 4
что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда - не развлекающим.
Ещё Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
В современной школе возникает насущная потребность в расширении активных форм обучения. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.
Слайд № 5
Задача учителя - научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относится к учебному процессу. Одно из средств, которое окажет реальную помощь ученикам - игра.
Слайд № 6
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов.
Занимательность условного мира игры делает положительной, эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. А эмоциональность игрового действа активизирует познавательную деятельность.
Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Содержание игры - это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему.
Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от её места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению, при её переоценке ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях.
Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками.
Учащиеся слушают, смотрят, воспринимают, осознают и запоминают сообщённые знания.
Слайд № 7
При организации игр на уроках необходимо продумать следующие вопросы:
1. Какие умения и навыки школьники освоят в процессе игры?
2. Какому моменту игры следует уделить особое внимание?
3. Как обеспечить участие всех ребят в игре?
Слайд № 8, 9
Первоклашки очень любят «заселять домики» на уроках математики. Это простая игра на изучение состава числа. Использовать её можно на любом этапе урока. И принимать участие может практически каждый ребёнок, в зависимости от количества домиков. Она способствует быстрому и прочному запоминанию состава числа, через приёмы зрительной, слуховой и двигательной деятельности.
Ученика нетрудно заинтересовать математикой. Самое обычное решение примеров можно преподнести так, что работа эта не покажется детям скучной и утомительной. Для этого достаточно придать упражнениям увлекательный характер, включить в работу элементы соревнования. Форма игры захватывает детей, и они с удовольствием выполняют задание. Этому способствуют такие игры, как:
Слайды № 10
«У кого из зверят правильный ответ» , «Собери букет для мамы»
Приведу пример занимательных упражнений, которые проводятся нами в работе с классом, начиная с первого года обучения. Проводятся они в течение 5-10 минут в начале или конце урока в зависимости от цели и задачи данного занятия. Это, как правило, игры, в которых принимает участие весь класс или команды, тогда каждая группа контролирует свою команду: игра «Кто быстрее?», «Ромашка», «Лабиринт», «Покори вершину», «Поднимись по лесенке», «Вычислительная машина», «Очисти палубу» «Расшифруй слово». Список подобных игр можно продолжать довольно долго.
Слайд № 11, 12, 13, 14.
Слайд № 15
Все они способствуют развитию внимания, вычислительных навыков, прививают детям чувство коллективизма, ответственности.
Правила игры должны быть простыми и чётко сформулированными. Материал игры посильный для всех детей.
1. Дидактический материал прост и по изготовлению, и по использованию.
2. Игра интересна только в том случае, если в ней принимает участие каждый ребёнок. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес.
3. Подведение результатов должно быть чётким и справедливым.
Обобщая опыт работы учителей мы пришли к выводу, что для многих учащихся уроки русского языка достаточно сложные, поэтому не вызывают повышенного интереса. Трудности усвоения предмета ведут к недостаточной грамотности. Чтобы пробудить интерес к занятиям, повысить грамотность письма учителя включают игровые моменты на разных этапах урока. С помощью различных головоломок, анаграмм, ребусов, кроссвордов, филвордов, шарад на одном дыхании проходит работа над словарными словами.
Слайд № 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
Такие виды заданий развивают у детей логическое мышление, способствуют лучшему запоминанию словарных слов. Хорошему и быстрому запоминанию слов с непроверяемыми гласными помогают загадки. Дети очень любят такую форму игры. Причём загадки можно использовать при изучении различных орфограмм. Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность. Можно предложить детям самостоятельно составить загадки о каких-либо известных предметах (мяч, книга, карандаш и другие). С этой же целью проводят игру «Исключи лишнее».
Слайд № 24
Очень важно на уроках русского языка и чтения развивать мышление
Слайд № 25, 26
и воображение детей. Воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Для развития воображения и творчества детей, необходимо расширять их реальный жизненный опыт. Здесь помогут игры на составление рассказов с использованием отдельных слов.
Слайд № 27
Например: а) девочка, дерево, птица; б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.
Слайд № 28
Можно предложить завершить рассказ. Детям даётся начало какого-либо рассказа. Например: «стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись…»
Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа.
Слайд № 29
В первом классе можно предложить игру «Составь пары».
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс учёбы доступным и увлекательным для школьников.
Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “Игра в прятки” и “Мнимое слово”. Учащимся очень нравятся эти упражнения.
Слайд № 30
Мы часто слышим о перегрузках в школе. На самом деле перегрузка прячется не в программном материале, а в нас самих, в нашем неумении найти правильные методы, приёмы на уроках. Важно, чтобы игровая задача полностью совпадала с учебной. Нестандартность уроков, неожиданный поворот мысли усиливает эмоциональное восприятие, пробуждает интерес к учебной деятельности.
В условиях игры, игровых отношений, ребёнок добровольно упражняется, осваивает не только учебный материал, но и нормативное поведение. Ведь здесь ребёнок может взять на себя роль хорошего, знающего ученика.
Уроки с применением игр и игровых упражнений делают процесс обучения более интересным, занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Ведь удивление, окрылённость, азарт, любопытство в глазах учеников, когда руки тянутся вверх и невозможно не подпрыгнуть от радости, от сознания, что ты такой умный, сообразительный, - это главное, что мы хотели бы видеть на своих уроках…
И благодаря применению игровых технологий, нам это удаётся.
Прежде, чем пригласить вас на уроки наших учителей, немного познакомлю вас с ними. В методическом объединении учителей начальных классов 10 учителей, из них 1 учитель с высшей категорией, 7 учителей с первой категорией и двое со второй. Расскажу немного только о тех, кто будет давать уроки на данном семинаре.
Слайды № 31, 32, 33, 34, 35.
Все учителя поставили сегодня перед собой задачу, заинтересовать учащихся в приобретении знаний через внедрение игровых технологий. А как это у нас получится, вы увидите на сегодняшних уроках.