kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему: "Игра как фактор развития познавательных процессов младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра помогает делать урок живым,

                                                       а общение искренним,

                                                       дойти до ума и сердца каждого ребёнка,

                                                       вызвать творческий интерес к предмету.

                                                                             З.З. Абдульменова

          Активизировать деятельность учащихся по овладению знаниями можно путём умелого применения игровых технологий. Занимательность характеризуется новизной, необычностью, неожиданностью, несоответствием прежним представлениям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Игра как фактор развития познавательных процессов младших школьников" »

Тема: «Игра как фактор развития познавательных процессов младших

школьников»

Слайд № 1

Игра помогает делать урок живым,

а общение искренним,

дойти до ума и сердца каждого ребёнка,

вызвать творческий интерес к предмету.

З.З. Абдульменова

Активизировать деятельность учащихся по овладению знаниями можно путём умелого применения игровых технологий. Занимательность характеризуется новизной, необычностью, неожиданностью, несоответствием прежним представлениям.

Слайд № 2

Задача казалось бы очень простая:

«Играя учить и учиться, играя…»

А так ли уж проста?

Слайд № 3

В толковом словаре русского языка приводится значение слова «играть» (игра определяется как «действие по глаголу играть»: «развлекаться, забавляться… Проводить время в каком-либо занятии, служащим для развлечения, доставляющим удовлетворение, удовольствие одним только участием в нём». По мнению многих современных исследователей игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Она даёт возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Игра и учёба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо замечено ещё Н.К. Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры. К.Д. Ушинский подчёркивал,

Слайд № 4

что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда - не развлекающим.

Ещё Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

В современной школе возникает насущная потребность в расширении активных форм обучения. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.

Слайд № 5

Задача учителя - научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относится к учебному процессу. Одно из средств, которое окажет реальную помощь ученикам - игра.

Слайд № 6

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов.

Занимательность условного мира игры делает положительной, эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. А эмоциональность игрового действа активизирует познавательную деятельность.

Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Содержание игры - это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему.

Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от её места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению, при её переоценке ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях.

Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками.

Учащиеся слушают, смотрят, воспринимают, осознают и запоминают сообщённые знания.

Слайд № 7

При организации игр на уроках необходимо продумать следующие вопросы:

1. Какие умения и навыки школьники освоят в процессе игры?

2. Какому моменту игры следует уделить особое внимание?

3. Как обеспечить участие всех ребят в игре?

Слайд № 8, 9

Первоклашки очень любят «заселять домики» на уроках математики. Это простая игра на изучение состава числа. Использовать её можно на любом этапе урока. И принимать участие может практически каждый ребёнок, в зависимости от количества домиков. Она способствует быстрому и прочному запоминанию состава числа, через приёмы зрительной, слуховой и двигательной деятельности.

Ученика нетрудно заинтересовать математикой. Самое обычное решение примеров можно преподнести так, что работа эта не покажется детям скучной и утомительной. Для этого достаточно придать упражнениям увлекательный характер, включить в работу элементы соревнования. Форма игры захватывает детей, и они с удовольствием выполняют задание. Этому способствуют такие игры, как:

Слайды № 10

«У кого из зверят правильный ответ» , «Собери букет для мамы»

Приведу пример занимательных упражнений, которые проводятся нами в работе с классом, начиная с первого года обучения. Проводятся они в течение 5-10 минут в начале или конце урока в зависимости от цели и задачи данного занятия. Это, как правило, игры, в которых принимает участие весь класс или команды, тогда каждая группа контролирует свою команду: игра «Кто быстрее?», «Ромашка», «Лабиринт», «Покори вершину», «Поднимись по лесенке», «Вычислительная машина», «Очисти палубу» «Расшифруй слово». Список подобных игр можно продолжать довольно долго.

Слайд № 11, 12, 13, 14.

Слайд № 15

Все они способствуют развитию внимания, вычислительных навыков, прививают детям чувство коллективизма, ответственности.

Правила игры должны быть простыми и чётко сформулированными. Материал игры посильный для всех детей.

1. Дидактический материал прост и по изготовлению, и по использованию.

2. Игра интересна только в том случае, если в ней принимает участие каждый ребёнок. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес.

3. Подведение результатов должно быть чётким и справедливым.


Обобщая опыт работы учителей мы пришли к выводу, что для многих учащихся уроки русского языка достаточно сложные, поэтому не вызывают повышенного интереса. Трудности усвоения предмета ведут к недостаточной грамотности. Чтобы пробудить интерес к занятиям, повысить грамотность письма учителя включают игровые моменты на разных этапах урока. С помощью различных головоломок, анаграмм, ребусов, кроссвордов, филвордов, шарад на одном дыхании проходит работа над словарными словами.

Слайд № 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23

Такие виды заданий развивают у детей логическое мышление, способствуют лучшему запоминанию словарных слов. Хорошему и быстрому запоминанию слов с непроверяемыми гласными помогают загадки. Дети очень любят такую форму игры. Причём загадки можно использовать при изучении различных орфограмм. Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность. Можно предложить детям самостоятельно составить загадки о каких-либо известных предметах (мяч, книга, карандаш и другие). С этой же целью проводят игру «Исключи лишнее».

Слайд № 24

Очень важно на уроках русского языка и чтения развивать мышление

Слайд № 25, 26

и воображение детей. Воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Для развития воображения и творчества детей, необходимо расширять их реальный жизненный опыт. Здесь помогут игры на составление рассказов с использованием отдельных слов.

Слайд № 27

Например: а) девочка, дерево, птица; б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.

Слайд № 28

Можно предложить завершить рассказ. Детям даётся начало какого-либо рассказа. Например: «стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись…»

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа.

Слайд № 29

В первом классе можно предложить игру «Составь пары».

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс учёбы доступным и увлекательным для школьников.

Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “Игра в прятки” и “Мнимое слово”. Учащимся очень нравятся эти упражнения.

Слайд № 30

Мы часто слышим о перегрузках в школе. На самом деле перегрузка прячется не в программном материале, а в нас самих, в нашем неумении найти правильные методы, приёмы на уроках. Важно, чтобы игровая задача полностью совпадала с учебной. Нестандартность уроков, неожиданный поворот мысли усиливает эмоциональное восприятие, пробуждает интерес к учебной деятельности.

В условиях игры, игровых отношений, ребёнок добровольно упражняется, осваивает не только учебный материал, но и нормативное поведение. Ведь здесь ребёнок может взять на себя роль хорошего, знающего ученика.

Уроки с применением игр и игровых упражнений делают процесс обучения более интересным, занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Ведь удивление, окрылённость, азарт, любопытство в глазах учеников, когда руки тянутся вверх и невозможно не подпрыгнуть от радости, от сознания, что ты такой умный, сообразительный, - это главное, что мы хотели бы видеть на своих уроках…

И благодаря применению игровых технологий, нам это удаётся.




Прежде, чем пригласить вас на уроки наших учителей, немного познакомлю вас с ними. В методическом объединении учителей начальных классов 10 учителей, из них 1 учитель с высшей категорией, 7 учителей с первой категорией и двое со второй. Расскажу немного только о тех, кто будет давать уроки на данном семинаре.

Слайды № 31, 32, 33, 34, 35.

Все учителя поставили сегодня перед собой задачу, заинтересовать учащихся в приобретении знаний через внедрение игровых технологий. А как это у нас получится, вы увидите на сегодняшних уроках.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад на тему: "Игра как фактор развития познавательных процессов младших школьников"

Автор: Василенко Татьяна Вячеславовна

Дата: 02.01.2015

Номер свидетельства: 149499

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Презентация проекта «Деятельность детской организации «Лесовички», как форма экологического воспитания младших школьников». "
    ["seo_title"] => string(137) "priezientatsiia-proiekta-dieiatiel-nost-dietskoi-orghanizatsii-liesovichki-kak-forma-ekologhichieskogho-vospitaniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "106421"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403009178"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Доклад на тему: Использование ИКТ в ГПД с целью развития психических функций детей "
    ["seo_title"] => string(94) "doklad-na-tiemu-ispol-zovaniie-ikt-v-gpd-s-tsiel-iu-razvitiia-psikhichieskikh-funktsii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "231267"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442430384"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "«Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на основе современных образовательных технологий»"
    ["seo_title"] => string(80) "aktivizatsiia_uchiebno_poznavatiel_noi_dieiatiel_nosti_uchashchikhsia_na_osnovie"
    ["file_id"] => string(6) "380234"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484597644"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Доклад "Методы и формы организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС""
    ["seo_title"] => string(77) "doklad_metody_i_formy_organizatsii_vneurochnoi_deiatelnosti_v_usloviiakh_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "632962"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1685665816"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Доклад на тему:"Использование новых информационных технологий в начальной школе" "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-tiemu-ispol-zovaniie-novykh-informatsionnykh-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "156801"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421491146"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства