Доклад на тему:"Использование новых информационных технологий в начальной школе"
Доклад на тему:"Использование новых информационных технологий в начальной школе"
Использование новых информационных технологий в начальной школе.
От современного учителя требуется не только дать детям образование в виде системы знаний, умений, навыков, но также развивать возможности своих учеников. Это можно сделать, только идя в ногу со временем.
Информатизация школы является в данное время одним из приоритетных направлений. При информатизации должна быть решена проблема соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащегося, учителя и образовательной среды. Последние годы на нас буквально обрушился технологический прогресс. Дети уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, различными DVD – плеерами и т.д. И им стали не интересны приготовленные нами для уроков картинки, схемы, диафильмы. В результате снижается познавательная деятельность учащихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно, да и просто учиться. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз. Как же заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонёк жажды знаний?
Поэтому нам, учителям постоянно приходится искать наиболее эффективные способы ведения уроков. Одной из наиболее удачной форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Использование презентации сопровождает и иллюстрирует объяснение учителя, обогащает рассказ учителя, делает его более доступным и запоминающимся. Это сопровождение позволяет воспринимать информацию не только на слух, но и визуально. По данным центра Прикладных исследований Вортоновской школы человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50 % того, что он увидит и услышит одновременно.
Такое использование одновременно нескольких каналов восприятия информации усиливает обучающий эффект. Кроме обеспечения наглядности, презентация помогает упорядочить знания. К тому же учитель может сам скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей своего класса, предмета, темы урока.
Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
«Презентация»- переводится с английского как «представление». Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребёнка.
Методика использования мультимедийных технологий предполагает:
совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
усиление мотивации учения;
улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
усвоить базовые знания по предмету;
систематизировать усвоенные знания;
сформировать навыки самоконтроля;
сформировать мотивацию к учению к учению в целом и к информатике в частности;
оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Структурная компоновка мультимедийной презентации развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
Для обозначения темы.
Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.
Как сопровождение объяснения учителя.
В своей практике мы используем созданные специально для конкретных уроков
В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребёнка по
поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как
организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
4. Для контроля знаний
Использование тестирования с помощью ИКТ повышает эффективность учебного процесса,
активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке.
Можно выделить следующие особенности данной технологии:
Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;
С помощью доски имела затруднительно и нелепо объяснить ребёнку работу с различными инструментами;
Во время демонстрации презентации, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено;
Повышение уровня использования наглядности на уроке;
Повышение производительности на уроке;
Установление межпредметных связей с другими предметами;
Преподаватель, создающий или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
Изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального
инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.
Опыт организации учебного процесса с использованием ИКТ в начальной школе позволяет
говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.Таким образом, мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяютсделать обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему:"Использование новых информационных технологий в начальной школе" »
Использование новых информационных технологий в начальной школе.
От современного учителя требуется не только дать детям образование в виде системы знаний, умений, навыков, но также развивать возможности своих учеников. Это можно сделать, только идя в ногу со временем.
Информатизация школы является в данное время одним из приоритетных направлений. При информатизации должна быть решена проблема соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащегося, учителя и образовательной среды. Последние годы на нас буквально обрушился технологический прогресс. Дети уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, различными DVD – плеерами и т.д. И им стали не интересны приготовленные нами для уроков картинки, схемы, диафильмы. В результате снижается познавательная деятельность учащихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно, да и просто учиться. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз. Как же заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонёк жажды знаний?
Поэтому нам, учителям постоянно приходится искать наиболее эффективные способы ведения уроков. Одной из наиболее удачной форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Использование презентации сопровождает и иллюстрирует объяснение учителя, обогащает рассказ учителя, делает его более доступным и запоминающимся. Это сопровождение позволяет воспринимать информацию не только на слух, но и визуально. По данным центра Прикладных исследований Вортоновской школы человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50 % того, что он увидит и услышит одновременно.
Такое использование одновременно нескольких каналов восприятия информации усиливает обучающий эффект. Кроме обеспечения наглядности, презентация помогает упорядочить знания. К тому же учитель может сам скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей своего класса, предмета, темы урока.
Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
«Презентация»- переводится с английского как «представление». Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребёнка.
Методика использования мультимедийных технологий предполагает:
совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
усиление мотивации учения;
улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
усвоить базовые знания по предмету;
систематизировать усвоенные знания;
сформировать навыки самоконтроля;
сформировать мотивацию к учению к учению в целом и к информатике в частности;
оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Структурная компоновка мультимедийной презентации развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
Для обозначения темы.
Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.
Как сопровождение объяснения учителя.
В своей практике мы используем созданные специально для конкретных уроков
В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребёнка по
поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как
организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
4. Для контроля знаний
Использование тестирования с помощью ИКТ повышает эффективность учебного процесса,
активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке.
Можно выделить следующие особенности данной технологии:
Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;
С помощью доски имела затруднительно и нелепо объяснить ребёнку работу с различными инструментами;
Во время демонстрации презентации, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено;
Повышение уровня использования наглядности на уроке;
Повышение производительности на уроке;
Установление межпредметных связей с другими предметами;
Преподаватель, создающий или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
Изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального
инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.
Опыт организации учебного процесса с использованием ИКТ в начальной школе позволяет
говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.
Таким образом, мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют
сделать обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся.