Первая ступень программы «Школа экологии» разработана для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы и учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) обучения 8 вида. В общеобразовательном учреждении она реализуется через деятельность детской добровольной организации «Лесовички».
Пояснительная записка:
На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Законы Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», «Об образовании» и Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации»(30.03.1997 № 4/16) предусматривают создание системы непрерывного экологического образования, цель которого – развитие экологической культуры народа каждого члена общества. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому просвещению в современной школе уже с первых лет воспитания детей.
Чем раньше начинается экологическая работа с учащимися, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей. Младшим школьникам свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе.
Чрезвычайно важна для реализации экологического аспекта идея патриотического воспитания: охранять природу - значит охранять Родину. Чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за ее природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость - значит беречь свой дом, свой край, свою Родину.
Актуальность разработки деятельности детской организации экологической направленности обусловлена противоречием между все увеличивающимся негативным воздействием антропогенных факторов на окружающую среду и отсутствие эффективных экологических технологий экологического образования и воспитания.
На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников разработке программы использованы три формы экологического воспитания: массовые (работа по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные праздники, ролевые игры, работы на пришкольном участке), групповые (занятия по тематическим направлениям в объединении, кинолектории, экскурсии, туристические походы по изучению природы), индивидуальные (подготовка докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка).
Основными критериями эффективности этих форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности, стабильность состава детского объединения, достижение коллективных успехов, повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы во внеурочной и урочной деятельности.
Срок действия программы: 4 года. Весь курс имеет название «Школа экологии». Первая ступень экологических знаний - была заявлена как детская добровольная организация «Лесовички». Планируется, что организация будет продолжать свое существование и в старших классах, при переводе воспитанников из начальной школы будет проходить переход на следующие ступени «Школы экологии»: 5-6 класс – юные экологи, 7-8 класс – экологи, 9 класс – старшие экологи.
Цель программы: совершенствование системы экологического воспитания, обеспечивающей воспитание экологически грамотной, духовно богатой и эстетически развитой личности, способной к пониманию современной экологической обстановки, умеющей ориентироваться в современных технологиях, понимающей свое предназначение как «Человек – друг природы. Природа – мой дом».
Задачи программы: воспитывать бережное отношение к природе; учить детей жить в единстве с природой; привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные; развивать интерес к общей работе; создавать условия для самореализации, самоутверждения ребят; удовлетворить потребности ребят в общении в совместной деятельности; популяризировать экологические знания, привлекать детей и подростков к решению экологических проблем; выявлять и раскрывать духовные, творческие, организаторские потенциалы ребёнка; формировать у детей единство знаний и убеждений слова и дела; совершенствовать систему самоуправления в школе.
Ожидаемые результаты: активизация воспитательного процесса в области экологического образования; осуществление ориентации подростков на добро, любовь, радость, труд, творчество; развитие навыков культуры общения в различных разновозрастных коллективах; включение коллектива педагогов, учащихся, родителей в практическую деятельность; формирование представлений о модели жизни на принципах свободного общения, соблюдения интересов, уважения к личности ребёнка.