Доклад на тему: "Активизация познавательной деятельности школьников"
Доклад на тему: "Активизация познавательной деятельности школьников"
Доклад был подготовлен и озвучен на педагогическом совете школы. В нём была освещена работа по активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов путём применения новых технологий в образовании: групповая работа, применение приёмов критического мышления, различные виды рефлексии, работа с одарёнными и талантливыми детьми (проведение дистанционных олимпиад, участие в интеллектуальных играх.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Активизация познавательной деятельности школьников" »
Доклад на педагогическом совете на тему :»Активизация познавательной деятельности младших школьников» Голубевой Л.В.
В настоящее время исследования учёных убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Нам всегда интересно общаться с людьми, которые знают больше, чем мы сами. Такие люди характеризуются постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъём, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребёнок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети учатся с охотой, то дело идёт совсем по другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышение его качества. Как показывают исследования, очень большое влияние на формирование интересов школьников оказывают формы организации учебной деятельности. Чёткая постановка познавательных задач урока, доказательное объяснение материала, чёткая структура урока, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий – всё это является мощным средством развития познавательного интереса. Учащиеся при такой организации учебного процесса переживают целый ряд положительных эмоций (радость при овладении более совершенными способами деятельности, чувство успеха при более глубоком познании мира, чувство собственного достоинства), которые способствуют поддержанию и развитию их интереса к учебному процессу в целом.
Активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения – это значит прежде всего активизировать их мышление. Психолог С.Л. Рубинштейн писал: «Важнейшим делом (обучения) является воспитание мышления, способности не только владеть фиксированными операциями, приёмами, включаемыми по заранее заданным признакам, но и вскрывать новые связи, открывать новые приёмы, приходить к решению новых задач». Кроме того, развивать познавательные способности учащихся – это значит формировать у них мотивы учения.
Современное образование направлено на то, чтобы учащиеся получали такие знания, которые им будут нужны на протяжении всей жизни. Учиться – это значит осознавать личную ответственность за результаты обучения и владеть умениями самообучения. Современная программа ориентирована на развитие индивидуальных особенностей школьника и поддержку его индивидуальности. Проведение серии исследовательских уроков по LESSON STUDY было запланировано с целью выявления у детей умения работы в группах, применение на уроках приёмов критического мышления (показ слайдов). На уроках применялись такие приёмы, как «Корзина понятий», мозговая атака, самопроверка по образцу, приём «Кубик» (дети проводили ассоциативный анализ объёмных геометрических фигур), «Ромашка Блума». Во время рефлексии использовался приём «Смайлики», «Светофор», «Лесенка» (на 1- самые хорошие, на 2 и 3- хорошие, 4 – не хорошие и не плохие, на 5 и 6-плохие, на 7 – самые плохие), «Дерево пожеланий». Считаю, что проведение таких уроков важно не только для учителей, обменивающихся опытом, но и для развития познавательной активности детей.
Одной из приоритетных целей начальной школы является формирование готовности к самообразованию, определённого уровня познавательной культуры и познавательных интересов учащихся. Использование информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Я уверена, что использование информационных технологий (электронные учебники, презентации при проведении уроков или их фрагментов) может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учёбе. Повышению познавательной активности детей
способствует проведение дистанционых олимпиад (показ слайдов). С начала учебного года ученики моего 3»В» класса приняли участие уже в двух международных проектах («Инфоурок» и «Видеоурок»), где заняли призовые места по предметам «Математика», «Познание мира», «Логика» и «Русский язык». В проекте «Видеоурок» по математике 6 первых мест,2 – третьих, по русскому языку 5 третьих мест. В проекте «Инфоурок» по математике 2 первых места, 1 – второе, 4 – третьих места, по русскому языку 1 перое и 5 – вторых мест, по познанию мира 3 третьих места и по логике – 1 третье место. Как видите, с логикой у нас не всё в порядке. Считаю, что данная внеурочная работа повышает качество знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолеть трудности, вносит радость в жизнь ребёнка от полученных результатов. В «Контакте» я создала закрытую группу «Знайки», в которую входят ученики и родители моего класса. Я выкладываю в группе фотографии с уроков, пишу объявления. В дальнейшем планирую проведение тестов и олимпиад в режиме он-лайн.
Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Главная задача семьи и школы – вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Для развития умения размышлять, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы подходят различные интеллектуальные игры. В начале ноября нынешнего учебного года мы вместе с учителем нашей школы Адиловой Г.Г. провели внеклассное мероприятие для учащихся 3-4 классов «Умники и умницы» (показ слайдов). Детям была представлена презентация с заданиями по предметам: математика, естествознание, русский язык, общие знания. Задания были красочно, ярко оформлены в виде слайдов. В конце игры определились пять призёров, которым по суммам набранных баллов были вручены медали. Первое место и золотую медаль завоевал Доронин Саша из 4»В» класса (Вязовая Н.П.), вторые места распределили между собой Сурскова Аня из 3»Г» (Павликова Л.Д.) и Ибадлаев Исмаил из 4 «Г» (Разварова Е.Н.), третьи места у Умирзаковой Сабины (3 «В», Голубева Л.В.) и Пак Жанна (4»Б» Адилова Г.Г.). Считаю, что проведение подобных мероприятий способствует формированию у учащихся умения использовать свои знания в нестандартных ситуациях, самостоятельности и инициативности детей.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать, искать что-то новое, важнейшая черта детского поведения. Поэтому приоритетным направлением в обучении и воспитании младших школьников считаю формирование у детей способности самостоятельно добывать знания в любой сфере деятельности, что позволит им развивать интеллект, исследовательскую, творческую активность, а также углубит и закрепит имеющиеся у них знания, умения и навыки. Всему этому способствует проектная деятельность, в основе которой лежит исследование: поиск новых знаний, поиск неизвестного. Работа эта достаточно сложная, поэтому готовить учеников начальных классов нужно постепенно. В нашей школе уже пять лет проводятся научно-практические конференции для детей 2-4 классов. Ребята представляют свои проекты, проводят различные эксперименты, ставят опыты. Отрадно наблюдать, как рассказывают малыши о своей работе, как гордятся своими открытиями. Защита – конец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О своей работе надо не просто рассказать, её нужно защитить. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения. Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри из администрации школы и учителей.
А.Н. Колмогоров сказал: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой исследовательской работе».
Исследовательская деятельность способствует формированию научного мировоззрения учащихся, расширяет кругозор, формирует социальный опыт в труде и общении.
Современный мир предъявляет к выпускникам школ высокие требования, а именно: обладание высокой степенью компетентности, подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Очень часто человек оказывается в такой ситуации, где «готовые рецепты» не подходят. А навык исследовательской деятельности, приобретённый в школе, поможет учащимся быть успешными в любых ситуациях.
Таким образом, развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.
Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.
И в конце своего доклада хотелось бы пожелать коллегам: пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменным остаются Ваш профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность.
Пусть ваш класс будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные, зрелые, сильные всходы. И это будет замечательный парниковый эффект!