kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему:«Современные формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные технологии породили новые цели обучения, которые заключаются не только в прямой передаче знаний и умений, а открывают для учителя новые возможности для поддержания и направления развития духовно богатой, творческой личности учащегося, ее образного мышления, воображения, фантазии, эмоциональной сферы. Информационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности школьников. Сам факт проведения урока в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется (пусть внешняя) мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенции, навыки профессионального общения. Современные технологии включают в себя различные нетрадиционные  и инновационные методы и формы обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему:«Современные формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии». »

Заураловская средняя школа









Доклад

на тему:

«Современные формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках технологии».







Подготовила: Величко Надежда Ильинична.













В условиях модернизации образования главным направлением развития современной средней общеобразовательной школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Одним из таких условий для формирования личности каждого школьника является развитие интереса к учению и знаниям.

Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. К.Д. Ушинский, писал: «Приохотить» ученика к учению гораздо более достойная задача учителя, чем «приневолить» его. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать. Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями.

Проблема развития интереса в обучении не нова, но все еще актуальна, и К.Д. Ушинский в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения.

Он рассматривал учение как серьезный труд, который можно и нужно облегчить интересом, связанным с работой мысли, с приложением усилий воли. Интерес и усилия воли всегда должны сопровождать друг друга. Учителю следует делать учение привлекательным, не лишая его, однако, характера серьезного труда, требующего напряжения и усилий.

Современная дидактика, опираясь на современные достижения педагогики и психологии, видит в интересе большие возможности не только для обучения и развития, но и для формирования личности ученика в целом.

В обучении фигурирует особый вид интереса- интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Область познавательного интереса- познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование. Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуются тремя обязательными моментами: положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием познавательной стороны этой эмоции; наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке.

Более высоким уровнем познавательного интереса является интерес к познанию существенных свойств: предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами.

Еще более высокий уровень интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях. Этот уровень бывает, сопряжен с элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения. На этом уровне учебный процесс ощутимо продвигается у ученика, который обнаруживает не только схватывание общего смысла, но и глубокое опосредованное осознание самых важных, существенных сторон изучаемого, который способен видеть диалектику явлений, обнаружить глубокий интерес к познанию закономерностей.

Итак, познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.

Предмет «Технология» особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Отмечу так же его важную роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической культуры.

Возникновение познавательного процесса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.

Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса. Об этом говорят многие педагоги-дидакты: Бабанский Ю.К., Скаткин М.Н, Махмутов М.И., Лернер И.Я. и др.

В стимулировании познавательной активности на уроках технологии большую роль играет умение учителя побуждать учащихся к осмыслению логики и последовательности в изложении изучаемой темы, к выделению в ней главных и наиболее существенных положений.

Хороший эффект в активизации мыслительной деятельности учащихся при устном изложении знаний дает прием, который ставит их перед необходимостью делать сравнения, сопоставлять новые факты, примеры и положения с тем, что изучалось ранее. Прием сравнения, требует от учащихся умения осмысливать внутренние связи в учебном материале, обращать внимания на причины, вызывающие то или иное явление.

Этот прием так же активизирует познавательную активность класса: при устном изложении знаний учитель создает проблемные ситуации, ставит перед учащимися познавательные задачи и вопросы, которые им следует решить в процессе восприятия и осмысления излагаемого материала. Самым простым в данном случае является достаточно четкое определение темы нового материала и выделение тех основных вопросов, в которых надлежит разобраться учащимся.

Особое значение для воспитания зрелых форм учебно-познавательных интересов в подростковом возрасте на уроках технологии имеют самостоятельные формы учебной деятельности, развертывание форм самоконтроля и самооценки. В учении осуществляются подготовленные учителем разнообразнейшие виды самостоятельной работы учащихся, вызывающие их многообразие познавательные и практические действия. Самостоятельная работа учащихся может и должна отвечать различным дидактическим задачам: она может быть направлена на поиск знаний. В другом случае на упрочение умений и навыков, на использование знаний в новых условиях, на практическое применение. Главную ценность самостоятельной работы составляет то, что она учит самих учащихся не только решать задачи, но и ставить задачи, планировать действия и способы их выполнения, отыскивать новые, объективно ценные способы в различных вариантах.

Таким образом, самостоятельная работа является формой совместной, единой деятельности учителя и учащихся.

Учитель закладывает в нее каждый раз программу действий ученика в соответствии определенной дидактической задачи. Резервами являются устойчивые интересы к выявлению обобщенных закономерностей в учебном предмете и к способам добывания знаний, интерес к совместной коллективной учебной работе и интерес школьников к использованию их в социально значимых видах деятельности.

Внедряемые сегодня педагогические технологии предполагают конструирование нового типа учебно-воспитательного процесса, создание оптимальных алгоритмов взаимодействий в системе «учащийся-учитель», рационализацию структуры и динамики раскрытия содержания преподаваемого предмета.

Современные технологии породили новые цели обучения, которые заключаются не только в прямой передаче знаний и умений, а открывают для учителя новые возможности для поддержания и направления развития духовно богатой, творческой личности учащегося, ее образного мышления, воображения, фантазии, эмоциональной сферы. Информационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности школьников. Сам факт проведения урока в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется (пусть внешняя) мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенции, навыки профессионального общения. Современные технологии включают в себя различные нетрадиционные и инновационные методы и формы обучения.

Особое внимание уделяется личностно-ориентированным технологиям. Современная педагогика обращается к ребенку как к субъекту учебной деятельности и личности, стремящейся к к самоопределению и самореализации.

Использование нетрадиционных методов обучения ведет к развитию познавательных интересов на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует их осознанному применению. В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.

Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формирование проблем, подведение учащихся к проблеме.

Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача- направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней. По мере развития учащихся может применяться и такой способ проблемного обучения, когда учащимся предлагается самим найти в излагаемом учителем материале познавательную проблему, четко сформулировать ее и аргументировать ее решение.

Проблемное обучение- это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладениями знаниями. Метод алгоритмизированного обучения. Деятельность человека всегда можно рассматривать как определенную последовательность его действий и операций, т.е. она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями. Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные учащиеся. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учащимися. Для остальных учащихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности. Чаще всего творческие работы представляют собой продукт проектной деятельности. Включение в учебный процесс познавательных игр также способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка. Игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание.

На уроках технологии провожу дидактические игры в виде различных конкурсов, которые позволяют выявить качество знаний как по отдельным темам и разделам, так и по программе в целом.

С этой целью можно использовать на уроках технологии такие приемы как: опорные схемы, диалог, «мозговой штурм», игровые моменты, постановка проблемных вопросов и перевод в их проблемные ситуации.

На уровень развития познавательных интересов учащихся влияет внеклассная работа, а так же сочетание учебной и внеурочной деятельности учащихся.

Но какие бы методы и приемы мы не применяли нужно учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащегося.

Познавательный интерес ведет к развитию способностей. У кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса.

Нужно помнить о том, что: развитие познавательных способностей учащихся- длительный процесс. Система работы учителя по активизации познавательной деятельности школьников должна строиться с учетом: постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели; развитие познавательных творческих способностей учащегося. Одновременно, используемые учителем приемы и методы в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления учащихся и одновременно формирование познавательных интересов.

Развитие познавательных интересов учащихся- цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Понимание этого важно для работы учителя. Поэтому, заботясь о развитии учащегося, необходимо чаще использовать активные методы обучения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Величко Надежда Ильинична

Дата: 15.02.2015

Номер свидетельства: 173701


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства