Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС
Иногда мы думаем, что чем больше учитель расскажет на уроке, тем лучше будут знать историю учащиеся. Однако больше чем величина объёма переданных знаний на уроке учителя должен волновать вопрос, как сделать так, чтобы всем учащимся было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. главная проблема обучения—научить детей способности мыслить, развивать у них потребность учиться посредством установления обратной связи, основанной на интересе к предмету.
Учение для подростка является главным видом деятельности. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. Это избирательная возможность, повышенная восприимчивость к тем или иным сторонам обучения. Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Беда подростка состоит в том, что эту готовность он еще не умеет реализовать, ибо он не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучить этим способам, не дать угаснуть интересу к ним – важная задача педагога. В самом деле, кто не наблюдал, как эмоционально подросток реагирует на новый учебный предмет и как у некоторых эта реакция исчезает довольно быстро. Нередко у подростков снижается и общий интерес к учению, к школе, происходит «внутренний отход от школы».
Поэтому одной из главных задач обучения истории является необходимость заинтересовать детей предметом, вызвать у них интерес к изучению прошлого, другими словами активизировать их познавательную деятельность.
Тема моего выступления -Активизация познавательной деятельности учащихся (среднего звена) на уроках истории и обществознания в рамках Федеральных Государственных Образовательных Стандартов и анализ типовых заданий.
Наряду с познавательными интересами существенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний. Для подростков очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и, прежде всего, их значение для развития личности. Связано с усиленным ростом самосознания современного подростка.
Образованный человек, не тот, кто владеет абсолютно всей информацией 100 %, это и не возможно запомнить все. А тот кто, знает, где можно найти информацию,владеет исследовательскими навыками, умением работать с исторической картой, энциклопедией, критически подходить к разным источникам информации.
Ученики средних классов проявляют стремление к тому, чтобы обобщать, делать выводы. Их радует то, что их мышление развивается, укрепляется самостоятельность. Важно, чтобы учитель содействовал пониманию школьниками их собственного роста и тактично поддерживал их на этом пути. При таком отношении окружающих (не только учителя, но и родителей) уважение школьников к учению и знанию будет расти с каждым годом.
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Мало достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать.
Важно, привлечь ученика к собственной деятельности.
В своей обзорной статье хочется сказать, что успешность личностного роста учащегося, уровень его самореализации и самоактуализации являются, по сути, конечной целью педагога.
Именно этот показатель и определяет судьбу и счастье человека.
Цель обучения по ФГОС – формирование личности школьника, способности адаптироваться в обществе с помощью формирования личностных, предметных и метапредметных качеств обучаемых.
Практически формируются новые приоритеты системы общего образования. Одним из них является готовность выпускников школ нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. Новыми целями образования становятся:
1. Развитие у школьников самостоятельности и способности к самореализации.
2. Формирование умения отстаивать свои права; наличие высокого уровня правовой культуры.
3. Формирование способности к сотрудничеству, развитие способности к групповой работе и коммуникации.
4. Формирование толерантности, способности к поиску, диалогу с оппонентами, компромиссу.
Накопление все расширяющейся информации ведет к перегрузке учащихся, поэтому задачей учителя является не суммировать все знания, а научить детей учиться, научить добывать эти знания самостоятельно. Поэтому неизбежно возникают противоречия:
• между огромным информационным потоком и отсутствием навыков критической обработки поступающей информации;
• между традиционной методикой обучения и новыми методиками, направленными на всестороннее развитие личности.
Для решения этого вопроса необходимо:
• создавать и поддерживать высокий уровень познавательного интереса и самостоятельной умственной активности у учащихся (это наши ежегодные участия в городских и областных научно – практических конференциях: подбор материала в библиотеках, сети Интернета, научных сборниках, энциклопедиях; концентрация материала, формирование докладов, рефератов в т.ч. на уроки);
• реализовать принцип сотрудничества на уроке, при котором ученики становятся соавторами учебного процесса (привлечение знаний детей, добытых самостоятельно: словари, фильмы, музей и т.д.);
• сочетать оптимально традиционные и нетрадиционные формы работы (уроки в музеях, исторические кинофильмы и т.д.).
Формировать и развивать критическое мышление у школьников: уметь рассуждать, поступать логично, учитывать различные точки зрения, уметь отказываться от свободных предубеждений, выдвигать новые идеи, видеть новые возможности, уметь формулировать проблему и решать её.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
К общеучебным универсальным действиям относятся:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
• произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;;
• ориентироваться на разнообразие точек зрения и мнений;
• учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
• уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
• уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории в рамках ФГОС»
Иногда мы думаем, что чем больше учитель расскажет на уроке, тем лучше будут знать историю учащиеся. Однако больше чем величина объёма переданных знаний на уроке учителя должен волновать вопрос, как сделать так, чтобы всем учащимся было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. главная проблема обучения—научить детей способности мыслить, развивать у них потребность учиться посредством установления обратной связи, основанной на интересе к предмету.
Учение для подростка является главным видом деятельности. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. Это избирательная возможность, повышенная восприимчивость к тем или иным сторонам обучения. Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Беда подростка состоит в том, что эту готовность он еще не умеет реализовать, ибо он не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучить этим способам, не дать угаснуть интересу к ним – важная задача педагога. В самом деле, кто не наблюдал, как эмоционально подросток реагирует на новый учебный предмет и как у некоторых эта реакция исчезает довольно быстро. Нередко у подростков снижается и общий интерес к учению, к школе, происходит «внутренний отход от школы».
Поэтому одной из главных задач обучения истории является необходимость заинтересовать детей предметом, вызвать у них интерес к изучению прошлого, другими словами активизировать их познавательную деятельность.
Тема моего выступления -Активизация познавательной деятельности учащихся (среднего звена) на уроках истории и обществознания в рамках Федеральных Государственных Образовательных Стандартов и анализ типовых заданий.
Наряду с познавательными интересами существенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний. Для подростков очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и, прежде всего, их значение для развития личности. Связано с усиленным ростом самосознания современного подростка.
Образованный человек, не тот, кто владеет абсолютно всей информацией 100 %, это и не возможно запомнить все. А тот кто, знает, где можно найти информацию ,владеет исследовательскими навыками, умением работать с исторической картой, энциклопедией, критически подходить к разным источникам информации.
Ученики средних классов проявляют стремление к тому, чтобы обобщать, делать выводы. Их радует то, что их мышление развивается, укрепляется самостоятельность. Важно, чтобы учитель содействовал пониманию школьниками их собственного роста и тактично поддерживал их на этом пути. При таком отношении окружающих (не только учителя, но и родителей) уважение школьников к учению и знанию будет расти с каждым годом.
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Мало достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать.
Важно, привлечь ученика к собственной деятельности.
В своей обзорной статье хочется сказать, что успешность личностного роста учащегося, уровень его самореализации и самоактуализации являются, по сути, конечной целью педагога.
Именно этот показатель и определяет судьбу и счастье человека.
Цель обучения по ФГОС – формирование личности школьника, способности адаптироваться в обществе с помощью формирования личностных, предметных и метапредметных качеств обучаемых.
Практически формируются новые приоритеты системы общего образования. Одним из них является готовность выпускников школ нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. Новыми целями образования становятся:
1. Развитие у школьников самостоятельности и способности к самореализации.
2. Формирование умения отстаивать свои права; наличие высокого уровня правовой культуры.
3. Формирование способности к сотрудничеству, развитие способности к групповой работе и коммуникации.
4. Формирование толерантности, способности к поиску, диалогу с оппонентами, компромиссу.
Накопление все расширяющейся информации ведет к перегрузке учащихся, поэтому задачей учителя является не суммировать все знания, а научить детей учиться, научить добывать эти знания самостоятельно. Поэтому неизбежно возникают противоречия:
• между огромным информационным потоком и отсутствием навыков критической обработки поступающей информации;
• между традиционной методикой обучения и новыми методиками, направленными на всестороннее развитие личности.
Для решения этого вопроса необходимо:
• создавать и поддерживать высокий уровень познавательного интереса и самостоятельной умственной активности у учащихся (это наши ежегодные участия в городских и областных научно – практических конференциях: подбор материала в библиотеках, сети Интернета, научных сборниках, энциклопедиях; концентрация материала, формирование докладов, рефератов в т.ч. на уроки);
• реализовать принцип сотрудничества на уроке, при котором ученики становятся соавторами учебного процесса (привлечение знаний детей, добытых самостоятельно: словари, фильмы, музей и т.д.);
• сочетать оптимально традиционные и нетрадиционные формы работы (уроки в музеях, исторические кинофильмы и т.д.).
Формировать и развивать критическое мышление у школьников: уметь рассуждать, поступать логично, учитывать различные точки зрения, уметь отказываться от свободных предубеждений, выдвигать новые идеи, видеть новые возможности, уметь формулировать проблему и решать её.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
К общеучебным универсальным действиям относятся:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
• произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;;
• ориентироваться на разнообразие точек зрения и мнений;
• учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
• уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
• уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(180) "Мастер класс "Формы и методы организации деятельности на уроках истории в рамках реализации ФГОС" "
["seo_title"] => string(106) "mastier-klass-formy-i-mietody-orghanizatsii-dieiatiel-nosti-na-urokakh-istorii-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
["file_id"] => string(6) "220301"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1434572578"
}
}