ДНЕВНИК исследовательской деятельности
учени ____ ___ класса «___»
МБОУ «Лицей № 3»
_______________________
________________
Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать побольше, попробуй задать себе следующие вопросы:
- Что мне интересно больше всего?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией, историей или чем-то другим).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею.
Выбор темы исследования.
1
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Дата ____________________________________
МОИ ВОПРОСЫ:
- ___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МОИ ЗАМЕТКИ:
Важно!
Сделать
Прочитать
Подумать
Обсудить
2
Какими могут быть темы исследования?
Все возможные темы можно условно объединить в три группы:
- фантастические – о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
- экспериментальные – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
- теоретические – предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т. д.).
Постановка цели
ЦЕЛЬ:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАЧИ:
3
Составление плана исследовательской работы?
1. Подумать самостоятельно
С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы:
Что я знаю по теме исследования?
Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования?
Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме исследования?
4
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Дата ____________________________________
МОИ ВОПРОСЫ:
- ___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МОИ ЗАМЕТКИ:
Важно!
Сделать
Прочитать
Подумать
Обсудить
5
Составление плана исследовательской работы?
2. Прочитать книги о том, что исследуешь
Если то, что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до тебя уже открыто.
Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.
Запиши все, что ты узнал из книг о том, что исследуешь
6
Составление плана исследовательской работы?
3. Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме
Научные, научно-популярные и художественные фильмы - настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике!
Укажи фильмы, которые ты посмотрел по теме своего исследования.
Запиши все, что ты узнал нового из фильмов о предмете своего исследования.
7
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Дата ____________________________________
МОИ ВОПРОСЫ:
- ___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МОИ ЗАМЕТКИ:
Важно!
Сделать
Прочитать
Подумать
Обсудить
8
Составление плана исследовательской работы?
4. Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет
Ни один ученый не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Попробуй поискать нужную тебе информацию в сети Интернет. Запиши или сохрани найденную информацию в папке.
9
Составление плана исследовательской работы?
5. Спросить у других людей
Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.
- К специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что ты исследуешь.
- Неспециалистами будут все остальные люди, но их тоже надо расспросить.
Вполне возможно, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что ты изучаешь.
Запиши информацию, полученную от других людей, на бумаге или на цифровом носителе.
10
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Дата ____________________________________
МОИ ВОПРОСЫ:
- ___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МОИ ЗАМЕТКИ:
Важно!
Сделать
Прочитать
Подумать
Обсудить
11
Составление плана исследовательской работы?
6. Понаблюдать
Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить, когда проводишь исследование.
Зафиксируй результаты наблюдений.
12
Составление плана исследовательской работы?
7. Провести эксперимент
Слово «эксперимент» происходит от латинского experimentum – «проба, опыт». Это самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления. Перед тем как провести эксперимент, надо составить его план. После этого стоит посоветоваться с учителем или кем-то из взрослых, которые могут дать тебе полезные советы по поводу проведения эксперимента.
Запиши план проведения своего эксперимента и опиши его результаты.
13
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Дата ____________________________________
МОИ ВОПРОСЫ:
- ___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МОИ ЗАМЕТКИ:
Важно!
Сделать
Прочитать
Подумать
Обсудить
14
Подготовка к защите исследования
Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.
Для этого потребуется:
- дать определения основным понятиям;
- классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
- выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы;
- ранжировать основные идеи;
- предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);
- выработать суждения и умозаключения;
- сделать выводы;
- указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал;
- подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования;
- приготовить тексты, фото, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.
Как это сделать?
- Анализ полученных данных, обобщение, выявление закономерностей.
Дать определения основным понятиям
Понятия – это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов и явлений. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, обязательно подумай, как можно кратко выразить основные понятия, которые использовались в твоем исследовании.
Как научиться давать определения понятиям. Существуют приемы, которые помогут тебе определить понятия, использованные в твоем исследовании.
Описание – это простое перечисление внешних черт предмета с целью определить его нестрогие отличия от сходных с ним предметов.
Описать объект – означает ответить на вопросы: что это такое? чем это отличается от других объектов? чем это похоже на другие объекты?
Характеристика предмета или явления предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.
Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение. Например, игрушки – это куклы, машинки, кубики, мячи и т. п.; полезные ископаемые – это уголь, нефть, газ и т. п.
Сравнение позволяет выявить сходство и различие предметов.
Различение позволяет установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко – фрукт, а помидор – овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор – другой и др.
15
Подготовка к защите исследования
Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события
Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить и придает нашему мышлению строгость и точность.
ПРЕДМЕТЫ
ПРОЦЕССЫ
СОБЫТИЯ
Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы
Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с общепринятыми мнениями или наблюдениями. Слово «парадокс» возникло от греческого paradoxos – «неожиданный, странный, невероятный».
ПАРАДОКСЫ:
16
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Дата ____________________________________
МОИ ВОПРОСЫ:
- ___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МОИ ЗАМЕТКИ:
Важно!
Сделать
Прочитать
Подумать
Обсудить
17
Ранжировать основные идеи
Слово «ранжирование» происходит от слова «ранг». В переводе с немецкого языка оно означает звание, чин, разряд. Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая идея самая главная, какая занимает по значимости второе место, какая – третье и т. д.
Умение отделять главные идеи от второстепенных – важнейшая особенность ума.
ГЛАВНЫЕ
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ
Предложить сравнения и метафоры
Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.
ПРИМЕРЫ
СРАВНЕНИЯ
МЕТАФОРЫ
18
Выработать суждения и сделать умозаключения
Суждение – это высказывание о предметах или явлениях, представляющее собой утверждение или отрицание чего-либо. Мыслить – значит формировать суждения. На основе проведенного исследования тебе надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось.
СУЖДЕНИЯ:
2. Сделать выводы
Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел итогов.
ВЫВОДЫ:
3. Указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал
Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало следующей работы. Поэтому обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше.
НАД ЧЕМ НАДО ПОРАБОТАТЬ:
19
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Дата ____________________________________
МОИ ВОПРОСЫ:
- ___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МОИ ЗАМЕТКИ:
Важно!
Сделать
Прочитать
Подумать
Обсудить
20
4. Подготовить текст доклада и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования
Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким и его лучше всего составить по такой схеме:
1) почему избрана эта тема;
2) какой была цель исследования;
3) какие ставились задачи;
4) какие гипотезы проверялись;
5) какие использовались методы и средства исследования;
6) каким был план исследования;
7) какие результаты были получены;
8) какие выводы сделаны по итогам исследования;
9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
В научном мире принято, что защита исследовательской работы – мероприятие открытое и на нем может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору.
К ответам на них следует подготовиться. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясные формулировки. Также обычно спрашивают о том, как получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.
5. Написание тезисов.
№
ТЕЗИС
6. Приготовить фото, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования
21
Представление работы. Подготовка к конференции.
Как подготовится к выступлению?
- Заранее прорепетируйте дома, произнося текст доклада мысленно либо вслух, лучше перед зеркалом.
- Во время репетиции засекайте время. Помните, что на все выступление отводится 5-7 минут. Опыт показывает, что на каждую минуту выступления приходится 20-25 минут подготовки.
- Найдите такую позу, в которой вы чувствуете себя легко и удобно, и постарайтесь запомнить ее. Лучшей является поза, при которой вес тела равномерно распределен на обе ступни.
- Продумайте жесты. Определите с помощью зеркала, как лучше держать руки, чтобы выглядеть естественно. Умеренная жестикуляция способствует лучшему восприятию.
- Заранее подготовьте наглядный материал (человек запоминает в среднем 10% того, что слышит, и 50% того, что видит).
- Наденьте одежду, к которой вы привыкли, так как новая и чересчур изысканная одежда сковывает.
- Пить успокоительное и таблетки не рекомендуется. Они делают выступление бесцветным, а реакцию докладчика – заторможенной.
- Если присутствует волнение, то перед выступлением совершите пешую прогулку. Старайтесь идти не торопясь, делая глубокие вдохи.
- Во время выступления важно установить зрительный контакт. Рекомендуется скользить взглядом по всей аудитории, так вы сможете создать впечатление у каждого слушателя, что обращаетесь лично к нему.
От чего зависит успех исследования
- Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.
- Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).
- Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
- Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.
- Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.
- Действуя, не бойся совершить ошибку
22
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Дата ____________________________________
МОИ ВОПРОСЫ:
- ___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МОИ ЗАМЕТКИ:
Важно!
Сделать
Прочитать
Подумать
Обсудить
23
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТ.
Исследовательская работа должна быть выполнена на белых стандартных листах писчей бумаги формата А4. Текст печатается ярким нежирным шрифтом (12), с межстрочным интервалом 1 только с одной стороны листа.
Заголовки располагают в середине строки без точки в конце; печатают прописными буквами, не подчеркивают; переносы слов в заголовках не допускаются. Опечатки, описки и графические неточности исправляют нанесением на место исправленного текста.
Размеры полей: верхнее и нижнее – 20 мм; правое – 10 мм; левое – 30 мм.
Страницы нумеруют арабскими цифрами.
Начинается работа с «Введения» - с. 3 (титульный лист и содержание включается в общую нумерацию страниц работы, но номер страницы на титульном листе и содержании не проставляется). Номера ставятся в правом верхнем углу без точки в конце.
СТРУКТУРА РАБОТЫ.
Конкурсная работа обычно состоит из следующих структурных элементов, каждый из которых начинается с новой страницы:
- Титульный лист.
- Содержание.
- Введение.
- Основная часть:
- Обзор литературы;
- Методика проведения исследования;
- Организация исследования;
- Результаты.
- Выводы (заключение).
- Список литературы.
- Приложения.
24