“Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества”. (В.А.Сухомлинский)
Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.
2 слайд. География - один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.
С чего начинается исследование? С удивления…
Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования… Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Главной целью учителя в реализации исследовательской деятельности учащихся является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации.
На протяжении нескольких лет я занимаюсь с учащимися исследовательской деятельностью, поэтому расскажу о собственном опыте и поделюсь некоторыми соображениями по созданию исследовательских работ.
3 слайд. Занимаясь развитием исследовательской деятельности, решаю следующие задачи:
- обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;
- учить приемам осмысленной географической мыследеятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;
- помогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа;
- подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.
4 слайд. Исследовательскую деятельность обучающихся на уроке и во внеурочное время разделила на несколько видов.
На учебном занятии: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера.
5 слайд. Применяя исследовательский метод обучения, развиваю навыки исследовательской деятельности и формирую положительную мотивацию к географии.
К поисковым методам я отношу: учебный диалог, решение проблемных или исследовательских задач.
Учебный диалог представляет собой систему вопросов поисковой направленности.
Примерная схема диалога на моих уроках выглядит следующим образом:
- Создание проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи.
- Система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает решение поставленной задачи.
- Вывод, подводящий результат беседы. Он может сопровождаться формулированием правил логики исследования.
6 слайд. Домашние задания исследовательского характера.
Для успешного усвоения учебного материала по географии и проявления своих творческих способностей предлагаю школьникам домашнее задание исследовательского характера. По всем темам разработана система домашних мини исследований. Выполняя их, ученики обогащают свой жизненный опыт; у них формируется образное, а затем и абстрактное мышление как основа для будущей исследовательской работы. Формы таких заданий могут быть различны: проведение наблюдений, экскурсии, работа с периодической печатью. Практикую изготовление учащимися оборудования или приборов из подручных материалов, предметов домашнего обихода.
- Социокультурные практикумы по выявлению проблемных ситуаций окружающей среды.
- Ведение дневников наблюдения за погодой.
- Составление карт озер и планов местности.
- Интервьюирование местного населения.
7 слайд. Развитию навыков исследовательской деятельности способствуют нетрадиционные формы занятий:
- Уроки-практикумы
- Уроки с применением интерактивных технологий
- Экскурсии-мониторинги
- Уроки-семинары
Уроки-практикумы провожу в каникулы или в конце изучения крупных тем по предмету, с целью приобретения исследовательских навыков и изучения окружающей природной среды.
8 слайд. Исследовательская деятельность во внеурочное время.
Написание исследовательской работы, участие в олимпиадах, конкурсах, учебные проекты.
При подготовке к урокам рекомендую учащимся использовать дополнительную информацию из периодической печати. В процессе чтения и подбора материалов учащиеся могут найти для себя интересные примеры из жизни и блеснуть хорошими знаниями современной экологической и экономической ситуации в стране. Благодаря данной работе ученики сопоставляют практику из периодической печати с теорией из книги.
9 слайд. Как может быть представлен конечный результат работы?
Я предлагаю ученикам следующий перечень возможных вариантов конечного продукта исследовательской работы
- Мультимедийная презентация;
- Сочинение-эссе;
- Словарь;
- Справочник;
- Слайд-шоу;
- Фотоальбом;
- Письменный отчёт;
- Свой вариант.
- Модель;
- Серия иллюстраций;
- Мультимедийная публикация;
- Рекламный проспект;
- Дневник-путешествие;
- Картограмма;
- Заочная экскурсия;
- Коллекция;
- Таблица;
- Схема;
10 слайд. Топонимический справочник.
11 слайд. Продолжительность исследовательской работы
По продолжительности я выделяю несколько видов исследовательских работ:
- Мини-работы, рассчитанные на один урок.
- Краткосрочные – на изучение одной темы в течение нескольких уроков.
- Недельные.
- Среднесрочные – продолжительностью в один триместр.
Долгосрочные - выполняются в течение всего учебного года.
12 слайд. Этапы исследовательской работы.
- Подготовительный.
- Планирование.
- Исследование.
- Оформление результатов исследования.
- Предоставление отчёта.
- Самоанализ.
13 слайд.
Одно из достоинств исследовательской деятельности – это создание в школе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развивать свои универсальные умения. Она позволяет:
- повысить мотивацию изучения предметов школьной программы;
- реализовать комплексное восприятие учебных предметов;
- принимать самостоятельные решения;
- поверить в свои силы.
14 слайд. Но наряду с положительными сторонами исследовательской деятельности нельзя не назвать и некоторые её недостатки. Например:
- увеличение умственной нагрузки;
- требование более сложной системы оценивания;
- увеличение объёма работы учителя;
- существование риска неудачного выполнения работы;
- повышение эмоциональной нагрузки;
- нарастание напряжения к сроку сдачи работы.
Поэтому учитель, руководящий исследовательской деятельностью учащихся, должен:
- Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.
- Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов.
- Проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.
- Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематике.
- Предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся.
- Заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления признаков потери интереса ребят к проблеме.
Результатом является то, что у каждого ученика развивается стремление к самостоятельному поиску, формируется умение обращаться с картами, приборами и другим оборудованием при выполнении практических работ.