kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология организации исследовательских практикумов на уроках географии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

“Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества”.  (В.А.Сухомлинский)

Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.

2 слайд. География - один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.

        С чего начинается исследование? С удивления…

Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования… Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

  Главной целью учителя в реализации исследовательской деятельности учащихся является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации.                                                                                                                                            

На протяжении нескольких лет я занимаюсь с учащимися исследовательской деятельностью, поэтому расскажу о собственном опыте и поделюсь некоторыми соображениями по созданию исследовательских работ.

3 слайд. Занимаясь развитием исследовательской деятельности, решаю следующие задачи:

  1. обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;
  2. учить приемам осмысленной географической мыследеятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;
  3. помогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа;
  4. подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.

4 слайд. Исследовательскую деятельность обучающихся на уроке и во внеурочное время разделила на несколько видов.

На учебном занятии: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера.

5 слайд. Применяя исследовательский метод обучения, развиваю навыки исследовательской деятельности и формирую положительную мотивацию к географии.

 

К поисковым методам я отношу: учебный диалог, решение проблемных или исследовательских задач.

Учебный диалог представляет собой систему вопросов поисковой направленности.

Примерная схема диалога на моих уроках выглядит следующим образом:

  1. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи.
  2. Система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает решение поставленной задачи.
  3. Вывод, подводящий результат беседы. Он может сопровождаться формулированием правил логики исследования.

6 слайд. Домашние задания исследовательского характера.

Для успешного усвоения учебного материала по географии и проявления своих творческих способностей предлагаю школьникам домашнее задание исследовательского характера. По всем темам разработана система домашних мини исследований. Выполняя их, ученики обогащают свой жизненный опыт; у них формируется образное, а затем и абстрактное мышление как основа для будущей исследовательской работы. Формы таких заданий могут быть различны: проведение наблюдений, экскурсии, работа с периодической печатью. Практикую изготовление учащимися оборудования или приборов из подручных материалов, предметов домашнего обихода.

  • Социокультурные практикумы по выявлению проблемных ситуаций окружающей среды.
  • Ведение дневников наблюдения за погодой.
  • Составление карт озер и планов местности.
  • Интервьюирование местного населения.

 7 слайд. Развитию навыков исследовательской деятельности способствуют нетрадиционные формы занятий:

  • Уроки-практикумы
  • Уроки с применением интерактивных технологий
  • Экскурсии-мониторинги
  • Уроки-семинары

Уроки-практикумы провожу в каникулы или в конце изучения крупных тем по предмету, с целью приобретения исследовательских навыков и изучения окружающей природной среды.

8 слайд.  Исследовательская деятельность во внеурочное время.

Написание исследовательской работы, участие в олимпиадах, конкурсах, учебные проекты.

При подготовке к урокам рекомендую учащимся использовать дополнительную информацию из периодической печати. В процессе чтения и подбора материалов учащиеся могут найти для себя интересные примеры из жизни и блеснуть хорошими знаниями современной экологической и экономической ситуации в стране. Благодаря данной работе ученики сопоставляют практику из периодической печати с теорией из книги.

9 слайд. Как может быть представлен конечный результат работы?

Я предлагаю ученикам следующий перечень возможных вариантов конечного продукта исследовательской работы

  • Мультимедийная презентация;
  • Сочинение-эссе;
  • Словарь;
  • Справочник;
  • Слайд-шоу;
  • Фотоальбом;
  • Письменный отчёт;
  • Свой вариант.
  • Модель;
  • Серия иллюстраций;
  • Мультимедийная публикация;
  • Рекламный проспект;
  • Дневник-путешествие;
  • Картограмма;
  • Заочная экскурсия;
  • Коллекция;
  • Таблица;
  • Схема;

     10 слайд. Топонимический справочник.

11 слайд. Продолжительность исследовательской работы

По продолжительности я выделяю несколько видов исследовательских работ:

  • Мини-работы, рассчитанные на один урок.
  • Краткосрочные – на изучение одной темы в течение нескольких уроков.
  • Недельные.
  • Среднесрочные – продолжительностью в один триместр.

            Долгосрочные - выполняются в течение всего учебного года.

12 слайд. Этапы исследовательской работы.

  • Подготовительный.
  • Планирование.
  • Исследование.
  • Оформление результатов исследования.
  • Предоставление отчёта.
  • Самоанализ.

13 слайд.

Одно из достоинств исследовательской деятельности – это создание в школе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развивать свои универсальные умения. Она позволяет:

  • повысить мотивацию изучения предметов школьной программы;
  • реализовать комплексное восприятие учебных предметов;
  • принимать самостоятельные решения;
  • поверить в свои силы.

14 слайд. Но наряду с положительными сторонами исследовательской деятельности нельзя не назвать и некоторые её недостатки. Например:

  • увеличение умственной нагрузки;
  • требование более сложной системы оценивания;
  • увеличение объёма работы учителя;
  • существование риска неудачного выполнения работы;
  • повышение эмоциональной нагрузки;
  • нарастание напряжения к сроку сдачи работы.

Поэтому учитель, руководящий исследовательской деятельно­стью учащихся, должен:

  • Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с ко­торыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить пе­ред учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.
  • Стараться увлечь учащихся проблемой и процес­сом ее глубокого исследования, стимулировать твор­ческое мышление при помощи поставленных вопросов.
  • Проявлять терпимость к ошибкам учеников, пред­лагать свою помощь или адресовать к нужным источ­никам информации.
  • Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специ­алистами по исследуемой проблематике.
  • Предоставлять возможность для регулярных от­четов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся.
  • Заканчивать процесс исследовательской дея­тельности до появления признаков потери интереса ребят к проблеме.

Результатом является то, что у каждого ученика развивается стремление к самостоятельному поиску, формируется умение обращаться с картами, приборами и другим оборудованием при выполнении практических работ.

Просмотр содержимого документа
«Технология организации исследовательских практикумов на уроках географии. »

Технология организации исследовательских практикумов на уроках географии.   Якутина Юлия Владимировна, учитель географии первой категории,ГБОУ СОШ с. Курумоч 201 3 г.

Технология организации исследовательских практикумов на уроках географии.

Якутина Юлия Владимировна, учитель географии первой категории,ГБОУ СОШ с. Курумоч

201 3 г.

География -один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.
  • География -один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.
обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни; учить приемам осмысленной географической мыследеятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения; помогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа; подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.
  • обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;
  • учить приемам осмысленной географической мыследеятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;
  • помогать использовать разные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа;
  • подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.
домашнее задание исследовательского характера применение исследовательского метода обучения нетрадиционные формы занятий

домашнее задание исследовательского характера

применение исследовательского метода обучения

нетрадиционные формы занятий

Учебный диалог.  Решение проблемных задач. Решение исследовательских задач.
  • Учебный диалог.
  • Решение проблемных задач.
  • Решение исследовательских задач.
Социокультурные практикумы по выявлению проблемных ситуаций окружающей среды. Ведение дневников наблюдения за погодой. Составление карт озер и планов местности. Интервьюирование местного населения.
  • Социокультурные практикумы по выявлению проблемных ситуаций окружающей среды.
  • Ведение дневников наблюдения за погодой.
  • Составление карт озер и планов местности.
  • Интервьюирование местного населения.
Уроки-практикумы Уроки с применением интерактивных технологий Экскурсии-мониторинги Уроки-семинары
  • Уроки-практикумы
  • Уроки с применением интерактивных технологий
  • Экскурсии-мониторинги
  • Уроки-семинары
написание исследовательской работы олимпиады и конкурсы учебные проекты

написание исследовательской работы

олимпиады и конкурсы

учебные проекты

мультимедийная презентация; сочинение-эссе; словарь; справочник; слайд-шоу; фотоальбом; письменный отчёт; модель;  серия иллюстраций; мультимедийная публикация; рекламный проспект; дневник-путешествие; картограмма; заочная экскурсия; коллекция; таблица; схема;
  • мультимедийная презентация;
  • сочинение-эссе;
  • словарь;
  • справочник;
  • слайд-шоу;
  • фотоальбом;
  • письменный отчёт;
  • модель;
      • серия иллюстраций;
      • мультимедийная публикация;
      • рекламный проспект;
      • дневник-путешествие;
      • картограмма;
      • заочная экскурсия;
      • коллекция;
      • таблица;
      • схема;
      мини-работы, рассчитанные на один урок; краткосрочные – на изучение одной темы в течение нескольких уроков; недельные; среднесрочные – продолжительностью в один триместр; долгосрочные - выполняются в течение всего учебного года.
      • мини-работы, рассчитанные на один урок;
      • краткосрочные – на изучение одной темы в течение нескольких уроков;
      • недельные;
      • среднесрочные – продолжительностью в один триместр;
      • долгосрочные - выполняются в течение всего учебного года.
      Подготовительный. Планирование. Исследование. Оформление результатов исследования. Предоставление отчёта. Самоанализ.
      • Подготовительный.
      • Планирование.
      • Исследование.
      • Оформление результатов исследования.
      • Предоставление отчёта.
      • Самоанализ.
      Исследовательский метод позволяет: повысить мотивацию изучения предметов школьной программы; реализовать комплексное восприятие учебных предметов; принимать самостоятельные решения; поверить в свои силы.
      • Исследовательский метод позволяет:
      • повысить мотивацию изучения предметов школьной программы;
      • реализовать комплексное восприятие учебных предметов;
      • принимать самостоятельные решения;
      • поверить в свои силы.
      увеличение умственной нагрузки требование более сложной системы оценивания увеличение объёма работы учителя существование риска неудачного выполнения работы повышение эмоциональной нагрузки нарастание напряжения к сроку сдачи  работы
      • увеличение умственной нагрузки
      • требование более сложной системы оценивания
      • увеличение объёма работы учителя
      • существование риска неудачного выполнения работы
      • повышение эмоциональной нагрузки
      • нарастание напряжения к сроку сдачи работы
      Спасибо за внимание.
      • Спасибо за внимание.


      Получите в подарок сайт учителя

      Предмет: География

      Категория: Презентации

      Целевая аудитория: 9 класс

      Скачать
      Технология организации исследовательских практикумов на уроках географии.

      Автор: Якутина Юлия Владимировна

      Дата: 21.11.2014

      Номер свидетельства: 133682

      Похожие файлы

      object(ArrayObject)#852 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(87) "урок географии по теме "Франция" в 11 классе (ЕМН) "
          ["seo_title"] => string(55) "urok-ghieoghrafii-po-tiemie-frantsiia-v-11-klassie-iemn"
          ["file_id"] => string(6) "164508"
          ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
          ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
          ["date"] => string(10) "1422641464"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#874 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(153) "Профильное обучение - одно из основных направлений развития школьного образования."
          ["seo_title"] => string(89) "profil-noie-obuchieniie-odno-iz-osnovnykh-napravlienii-razvitiia-shkol-nogho-obrazovaniia"
          ["file_id"] => string(6) "267336"
          ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
          ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
          ["date"] => string(10) "1450358905"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#852 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(221) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного предмета «Обществознание» для 11 класса среднего общего образования  на 2014-2015 учебного года "
          ["seo_title"] => string(145) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-11-klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnogho-ghoda"
          ["file_id"] => string(6) "132821"
          ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
          ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
          ["date"] => string(10) "1416411991"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#874 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(87) "Модифицированная программа по экологии 8 класс "
          ["seo_title"] => string(50) "modifitsirovannaia-proghramma-po-ekologhii-8-klass"
          ["file_id"] => string(6) "103733"
          ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
          ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
          ["date"] => string(10) "1402613376"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#852 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(74) "Модифицированная программа по экологии "
          ["seo_title"] => string(42) "modifitsirovannaia-proghramma-po-ekologhii"
          ["file_id"] => string(6) "103734"
          ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
          ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
          ["date"] => string(10) "1402613531"
        }
      }
      

      Получите в подарок сайт учителя

      Видеоуроки для учителей

      Курсы для учителей

      ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

      Добавить свою работу

      * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

      Удобный поиск материалов для учителей

      Ваш личный кабинет
      Проверка свидетельства