Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования
Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования
Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю.
Конфуций.
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. В работах отечественных педагогов Н. Н. Поддьяковой, А. П. Усовой, Е. Л. Панько говориться, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития».
Выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект входе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно — исследовательскую функцию, создавая условия, раскрывается содержание данного объекта.
Однако, тема экспериментирование не достаточно хорошо представлена в методической литератур, поэтому она актуальна на сегодняшний день и требует предварительной подготовки, то есть начиная с младшей группы, усложняя деятельность, заканчивая подготовительной группы.
Я разработала методику работы по этому направлению деятельности.
Работа начинается в младшем возрасте и ведется на протяжении всего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.
Способ поисково-исследовательской деятельности может быть самостоятельным (основным) или вспомогательным (дополнительным).
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группе оборудована и постоянно оснащается детская экологическая лаборатория, где представлены различные материалы для исследования.
Дети дошкольного возраста активно обращаются к опытам и экспериментам. Им нужно помочь перейти от совместного к самостоятельному познанию окружающего мира через поисково-исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
В процессе реализации курса используются коллективные, групповые и индивидуальные формы организации работы. Используем вместе с детьми пооперационные карты и схемы.
В моей методической копилке есть календарь погоды, календарь природы, дневники наблюдений, схемы составление устного рассказа о рассматриваемом объекте (явлении), схемы сравнения с уже известными детям объектами, картотеки «изучение взаимообратных процессов», подбор опытов для включения в сюжетно-ролевые игры, картинки, фотографии, схематические зарисовки, объемные изображения или игрушки, отдельные буквы и слова, натуральные объекты, циферблаты, записи звуков, картотеки «зарисовывание объекта», схематические зарисовки, картотека «использование условных знаков», трафареты «обведение объектов», планы-схемы, модели-схемы, рисунки-прогнозы, фотографирование, запись воспитателя, картотека самостоятельных зарисованных схем опытов детей.
В поисково–исследовательской деятельности детей расширяется словарный запас детей, развивается умение верно строить диалоги, положительно влияет на развитие связной речи, дает детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения.
Эксперименты мы можем проводить не только в детском саду, но и дома в кругу семьи вместе с родителями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю.
Конфуций.
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. В работах отечественных педагогов Н. Н. Поддьяковой, А. П. Усовой, Е. Л. Панько говориться, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития».
Выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект входе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно — исследовательскую функцию, создавая условия, раскрывается содержание данного объекта.
Однако, тема экспериментирование не достаточно хорошо представлена в методической литератур, поэтому она актуальна на сегодняшний день и требует предварительной подготовки, то есть начиная с младшей группы, усложняя деятельность, заканчивая подготовительной группы.
Я разработала методику работы по этому направлению деятельности.
Работа начинается в младшем возрасте и ведется на протяжении всего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.
Способ поисково-исследовательской деятельности может быть самостоятельным (основным) или вспомогательным (дополнительным).
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группе оборудована и постоянно оснащается детская экологическая лаборатория, где представлены различные материалы для исследования.
Дети дошкольного возраста активно обращаются к опытам и экспериментам. Им нужно помочь перейти от совместного к самостоятельному познанию окружающего мира через поисково-исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
В процессе реализации курса используются коллективные, групповые и индивидуальные формы организации работы. Используем вместе с детьми пооперационные карты и схемы.
В моей методической копилке есть календарь погоды, календарь природы, дневники наблюдений, схемы составление устного рассказа о рассматриваемом объекте (явлении), схемы сравнения с уже известными детям объектами, картотеки «изучение взаимообратных процессов», подбор опытов для включения в сюжетно-ролевые игры, картинки, фотографии, схематические зарисовки, объемные изображения или игрушки, отдельные буквы и слова, натуральные объекты, циферблаты, записи звуков, картотеки «зарисовывание объекта», схематические зарисовки, картотека «использование условных знаков», трафареты «обведение объектов», планы-схемы, модели-схемы, рисунки-прогнозы, фотографирование, запись воспитателя, картотека самостоятельных зарисованных схем опытов детей.
В поисково–исследовательской деятельности детей расширяется словарный запас детей, развивается умение верно строить диалоги, положительно влияет на развитие связной речи, дает детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения.
Эксперименты мы можем проводить не только в детском саду, но и дома в кругу семьи вместе с родителями.