Просмотр содержимого документа
«Деятельностный подход на уроках «открытия новых знаний» по математике в начальной школе»
Деятельностный подход на уроках «открытия новых знаний» по математике в начальной школе
Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.
В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может большую роль сыграть школьная дисциплина - математика. На уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. Общепризнанно, что "математика - самый короткий путь к самостоятельному мышлению", "математика ум в порядок приводит" как отмечал М.В. Ломоносов.
В настоящее время существуют проблемы математического образования:
преобладание в обучении репродуктивной деятельности учащихся;
отсутствие общих приемов математического моделирования в работе над задачами;
несформированность текстовых умений;
стереотипность мышления учащихся;
отсутствие осознанного самоконтроля.
Новые современные ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Одно из них - метапредметное, включающее освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться
В решении этих проблем помогает деятельностный подход к обучению математике младших школьников.
Целью учебно-педагогического взаимодействия является формирование и развитие познавательной деятельности ученика, направленной на самостоятельное приобретение знаний, умений и навыков в различных областях. Достижение такой цели в учебно-педагогической деятельности предполагает формирование "знаний-средств", способов действий, которые отвечают на вопрос "как?". По утверждению В.В. Давыдова в процессе учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и саму способность учиться.
Деятельностный подход был разработан в трудах Алексея Николаевича Леонтьева, Даниила Борисовича Эльконина, Петра Яковлевича Гальперина, Александра Владимировича Запорожца в середине 20 века.
Исходным постулатом деятельностного подхода стало положение о культурно-исторической природе человеческой психики.
Любое обучение предполагает активность самого человека. Отсюда второе положение деятельностного подхода - только в активности, деятельности человека впервые возникают его человеческие способности. Деятельность является движущей силой психического развития, определяя все приобретения в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферах. Психологические способности и качества человека есть не что иное, как интериоризованные, то есть "перенесенные внутрь" и преобразованные виды внешней предметной деятельности. Например, внимание - внутренняя сокращенная и автоматизированная форма контроля, образное мышление - внутренняя форма наглядного моделирования.
Возникает вопрос - что же определяет успешность деятельности, а значит и эффективность обучения, и формирование новых способностей личности, ее прогрессивное развитие?
Можно выделить следующие причины:
1. Мотивы и смыслы деятельности.
2. Успешность деятельности зависит от полноты ориентировки ученика на систему условий, которые должны быть учтены для правильного выполнения действия уже с первого раза. Значит, ориентировку надо специально организовывать, обеспечивая разумность и осознанность действия.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями порождает способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельногоуспешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. В более узком значении термин "универсальные учебные действия" можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Научиться учиться - главный тезис деятельностного подхода. Уметь учиться - это значит понимать, чего я не знаю и самостоятельно находить способ справиться с затруднением, получить знание.
Рассмотрим технологию деятельностного метода на уроках "открытия новых знаний" по математике.
В технологии деятельностного подхода дети "открывают" знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается в том, что он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Поставить учебную задачу - значит помочь учащимся самим сформулировать либо тем)' урока, либо сходный с темой вопрос, ответ на который выведет на тему урока.
Существует 3 возможности постановки учебной проблемы на уроке.
1. Создание проблемной ситуации (самый сложный, но и самый эффективный прием). 2.Подводящий к теме диалог (серединка на половинку, как по сложности, так и по развивающему результату).
3.Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема (самый простой и менее полезный для развития интеллекта).
Высшая степень проблемности присуща такой учебной задаче, в которой ученик:
сам формулирует проблему,
сам находит ее решение,
решает,
самоконтролирует правильность этого решения.
Постоянное решение таких учебных задач выливается в систематическую самостоятельную поисковую деятельность, а само обучение превращается в проблемно-развивающее.
Приемы создания проблемной ситуации:
1.Классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. В результате возникают разные мнения.
2.Учитель даёт задание, невыполнимое вообще. Оно не получается, вызывая у школьников затруднение.
3.Учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е. задание, не похожее на предыдущие. Не зная способа выполнения, ученики испытывают затруднение.
Данный этап требует иногда целой системы подводящих творческих заданий, ведущих к самостоятельному открытию.
При постановке учебной задачи через проблемную ситуацию, учитель может столкнуться с двумя препятствиями:
когда ученики справляются с заданием. Задача учителя остается прежней: развернуть побуждающий диалог и помочь учащимся сформулировать тему. "Неужели решили? А я и не ожидала! Ведь примеры-то были новыми! Чем эти примеры не похожи на предыдущие?"
когда задание давалось фронтально всему классу и несколько человек с ним справились. "Чуть позже мы посмотрим, как вы это сделали. Но почему не решили остальные? Чем этот пример отличается от остальных?"
В громкой речи фиксируется, где и почему возникло затруднение. Завершается этап сообщением детьми темы и целей урока.
На следующем этапе осуществляется открытие детьми нового знания в результате совместных действий учителя и учеников.
Учебная проблема поставлена и начинается поиск решения. Суть: учитель помогает ученикам открыть новое знание. Здесь происходит выдвижение гипотезы и проверка гипотезы.
Выдвигаются гипотезы, которые затем принимаются или отвергаются, выделяются существенные признаки понятия, устанавливаются связи с ранее изученным материалом. Данный этап требует иногда целой системы подводящих творческих заданий, ведущих к самостоятельному открытию.
Есть дваварианта выдвижения и проверки гипотезы: последовательное иодновременное. В первом случае гипотезы выстраиваются друг за другом: сначала выдвигается и проверяется одна гипотеза, потом - другая, и так до решающей. "Какие есть идеи?","Вы согласны?", "Как эту мысль проверить?". В другом случае гипотезы выдвигаются все сразу, и только потом проверяются. "Какие есть догадки?", "Какие ещё будут идеи?", "Кто думает иначе?". Гипотезы лучше фиксировать, чтобы незабылись.
Педагогу следует позаботиться о том, чтобы сначала проверялись ошибочные гипотезы.
Гипотезы проверяют дети.
Может случиться так, что 1-ая выдвинутая гипотеза окажется решающей. Можно в качестве провокации подбросить ученикам ошибочную гипотезу.
Любая гипотеза должна быть проверена.
Мы говорим, что ученик знает, когда он понимает материал и может его' воспроизвести. Этап воспроизведения знаний не является обязательным, тем не менее, желателен, т. к.
за счет проговаривания углубляется понимание;
развивается речь.
Воспроизведение знаний должно носить творческий характер. Это может быть схема, таблица, символ, опорные слова, алгоритм. Оценивание индивидуального творческого продукта проводится через сравнение с результатами класса: "Вы согласны?", "Есть дополнения?", это может быть с опорой на готовый образец: "Сравните с учебником". В результате появляется опорный сигнал, который будет использоваться в дальнейшем.
Таким образом, урок обеспечивает тройной эффект:
качественное усвоение знаний;
развитие интеллекта и творческих способностей;
воспитание активной личности.
Наэтапе первичного закрепления используются задания репродуктивного характера на разнообразном содержательном материале. Главная цель этого этапа - тренировка в выполнении некоторого алгоритма, правил действия.
Возможности этого предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа. Важно организовать работу так, чтобы каждый ученик в результате такой работы почувствовал собственный рост.