Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука Л в слогах, словах". Цель: формирование правильного произношения звука Л. Задачи: Закрепления правильного артикуляционного уклада звука Л; закрепление произношение звука Л в слогах, словах; развитие фонематического восприятия, внимания; воспитиание мотивации к учебной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Закрепление произношения звука [Л] в слогах, словах.
Закрепление умения согласовывать имя существительное с числительным
Развитие фонематического восприятия, внимания.
Воспитание мотивации к учебной деятельности.
Оборудование: Компьютер для демонстрации слайдов, зеркало, разрезная картинка с изображением Лунтика, сухой бассейн в виде коробки с фасолью, картинка- раскраска, елочка с шарами.
1. Организационный момент.
Игра с сухим бассейном:
пальчиковая гимнастика, "Собери картинку".
-Посмотри, какая у меня есть коробка, красивая, яркая. Тебе интересно, что там внутри?
Давай посмотрим.
(Перед ребенком ведерко, наполненное фасолью (сухой бассейн, в нём спрятана разрезанная на 5 частей картинка с изображением Лунтика) .
В этой коробке среди фасолинок спрятана картинка, которая распалась на части, собери её и узнаешь, кто сегодня вместе с нами будет заниматься.
-Ты знаешь кто это? Правильно, это Лунтик!
2. Основная часть
Сообщение темы занятия
Правильно. К нам на занятие сегодня пришел гость, и зовут его Лунтик. Он предлагает нам вместе с ним отправиться в путешествие, на сказочную полянку, где живут его друзья.
Назови первый звук в имени Лунтик.
-звук [Л]
Правильно, сегодня вместе с Лунтиком мы будем закреплять звук [Л].
Формирование нижнедиафрагмального дыхания.
Надули мы животики как у бегемотиков, мы животики сдуваем – воздух тихо выпускаем.
Пропеваем гласные звуки:
«а-о-у-а» (на выдохе)
вдох
«а-о-у-а» (на выдохе)
вдох
«а-о-у-а» (на выдохе)
Вдох
Артикуляционная гимнастика
Ты хочешь побывать на сказочной полянке?
- Но для того, чтобы отправиться в путь, нам нужно сделать гимнастику для нашего язычка, давай научим и Лунтика!
1."Улыбка"
Наша Маша озорница тянет губки к ушкам.
-Посмотрите, - говорит.
-Я теперь - Лягушка!
( Ребенок выполняет упражнение: «губы в улыбке, зубы не видны»
Удерживает его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти).
2." Блинчик"
Язык, как блинчик, положи,
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять,
Язык надо расслаблять
(Ребенок улыбается, рот приоткрыт, широкий передний край языка лежит на нижней губе. Удерживает его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти).
3. "Варенье"
Нашей Маше очень смело
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать
( Рот ребенка открыт, широким языком обхватывает верхнюю губу и «слизывает» воображаемое варенье вглубь рта).
4."Качели"
На качелях я катался,
Вверх летел и вниз спускался.
( Рот открыт, напряженным язычком тянется то вверх к носу, то вниз к подбородку. Выполняет под счет: «раз-два, раз-два»).
- Молодец!
Уточнение артикуляции и характеристика звука [Л]
- Расскажи, как нужно правильно произносить звук [Л].
- Где должен быть язычок?
(Губы открыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднят и упирается в альвеолы за верхние зубы, выдыхаем воздух теплый).
- Скажи, звук [Л] гласный или согласный?
- А почему?
(Согласный, потому что язычок встречает препятствие, зубки.
- А он звонкий или глухой? (Звонкий).
Закрепление изолированного произношения звука [Л]
-Умница!
Ну, теперь можно отправляться в путь!
Игра "Лодочка"
- Перед нами широкая река, как нам перебраться через неё? (На лодке)
- Правильно, нам нужна лодка.
Садимся в лодку плывем "Л-л-л-л" (Ребенок долго произносит звук [Л]).
- Вот мы и добрались до полянки!
-Здесь живет Лунтик и его друзья. Ты знаешь кто это?
(Ребёнок рассматривает слайд, называет друзей Лунтика)
Развитие фонематического восприятия
- Мила торопилась в гости к Пчеленку и уронила корзинку с гостинцами, давай поможем ей собрать все обратно.
Игра «Помоги Миле»
Выбирай и называй только те продукты, в названии которых ты слышишь звук[Л] (если ребёнок называет неправильно продукт, то он остаётся на месте, не передвигается)
Ребёнок называет слова: масло, молоко, яблоко, колбаса, клубника, булочка, шоколад.
Физминутка
-Молодец! Помогла Миле.
А теперь давай прогуляемся по волшебной полянке.
«Любим с Лунтиком играть – как кузнечики скакать,
И как пчелки полетать
На цветочки тихо сели
Мы вздохнули и уснули».
Игра «Соберем яблоки»
- Пчеленок тоже приготовил Лунтику гостинец. Только не успел собрать их. Давай поможем ему их собрать и посчитать сколько яблок собрал Пчеленок.
Игра с колокольчиком.
- Лунтик предлагает вам поиграть на его полянке.
Вы к пенёчку подойдите колокольчики возьмите, Как услышите звук [л], колокольчиком звоните.
(Лошадка, кот, мост, ложка, торт, яблоко, лук и т.д.)
Игра «Нарядим елочку»
- Скоро новый год. Лунтик и его друзья хотят нарядить ёлку. Давай поможем нашим друзьям. Будем читать слоги и вешать их на елку.
3. Заключительная часть
Игра «Найди букву»
- Лунтику и его друзьям пора отправляться домой. Поможем им.
- Давай найдём среди этих букв буквы Л, назовём их, а потом обведём всем буквам Л ножки, чтобы они помогли нашим героям добраться до дома.
- Ты просто молодец! Понравилось тебе играть с Лунтиком? В какие игры тебе больше всего понравилось играть? Чему ты научила Лунтика?