kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ воспитательной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ воспитательной деятельности за 4 класс.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ воспитательной деятельности»

Анализ воспитательной работы 4 «В» класса за 2019-2020 учебный год


Тихоновой Лейсан Рашитовны.


1.Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в прошедшем учебном году.

В данном учебном году классный руководитель стремился:

− создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития и самореализации;

− обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;

− помочь ученикам выработать у себя привычку фиксировать новые успехи в своей личной и школьной жизни;

− содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;

− помочь каждому ученику обрести свой образ посредством творческой активности в разрабатываемых и реализуемых проектах классного общества.

Результатом работы стало:

− развитие личности учащихся;

− формирование классного коллектива;

− наличие у учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в классе и школе.


Основные направления воспитательной работы класса.

Направления 

 воспитательной работы

Задачи работы по данному направлению

Гражданско-патриотическое воспитание

1)      Формировать у учащихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность.

2)      Воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества, школы, семьи.

Нравственно-эстетическое

воспитание

1)      Формировать у учащихся такие качества как: культура поведения, эстетический вкус, уважение личности.

2)      Создание условий для развития у учащихся творческих способностей.

Экологическое воспитание

1)      Изучение учащимися природы и истории родного края.

2)      Формировать правильное отношение к окружающей среде.

3)      Организация работы по совершенствованию туристских навыков.

4)      Содействие в проведении исследовательской работы учащихся.

5)      Проведение природоохранных акций.

Физкультурно-оздоровительное воспитание

1)      Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

2)      Популяризация занятий физической культурой и спортом.

3)      Пропаганда здорового образа жизни

Самоуправление в школе

и в классе

1)      Развивать у учащихся качества: активность, ответственность, самостоятельность, инициатива.

2)      Развивать самоуправление в школе и в классе.

3)      Организовать учебу актива классов.

Проектная деятельность

1)      Стимулировать интерес у учащихся к  исследовательской деятельности, научной работе.

2)      Научить учащихся использовать проектный метод в социально значимой деятельности.

Методическая работа

1)      Изучение и обобщение опыта работы классных руководителей;

2)      Оказание методической помощи классным руководителям в работе с классом.

Работа кружков и спортивных секций

1)      Сохранение традиционно работающих кружков и секций;

2)      Контроль за работой кружков и секций;

3)      Увеличение сети кружков и секций.

Контроль за воспитательным процессом

1)      Соблюдать подотчетность всех частей воспитательного процесса.

2)      Выявлять недостатки в воспитательной работе и работать над их устранением.


2. Анализ развития коллектива класса (по результатам диагностик, анкетирования):

Социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса: уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности в нём средний. Хотелось бы, чтобы учащиеся более активно включались в жизнедеятельность класса, в процесс планирования, организации и анализа совместной деятельности. Степень сформированной и уровень сплоченности коллектива в 1,2,3 классе была выше. В 4 классе, скорее всего в силу того, что они стали взрослее, он остался на среднем уровне. Есть микрогруппы как у девочек, так и у мальчиков. Но ребята с уважением относятся друг к другу. Кроме микрогрупп, которые создавались для осуществления самоуправления в классном коллективе, ребята дружат по месту жительства, по интересам, по посещению одних и тех же секций. Между мальчиками и девочками, в основном, дружеские взаимоотношения, но как и в любом коллективе, иногда возникают трения, недоразумения. Стараемся все споры решать сразу и мирно. Проводилась постоянная коллективная и индивидуальная работа по разрешению конфликтов, созданию в коллективе атмосферы дружбы и взаимопонимания. Велась работа по изучению учащихся, их взаимоотношений в классе, индивидуальных особенностей и проблем в общении. С ребятами проводились беседы по этикету поведению в общественных местах, работа по вовлечению в активную внеурочную и внеклассную деятельность.

Традиции класса:

1)Персональное поздравление ребят с днём рождения.

2)В конце каждой четверти выявлять рейтинг каждого ученика по успеваемости и общественной активности.

3)Праздник в честь 8 марта.

4)Праздник в честь 23 февраля.

5)Персональные выставки творческих работ учеников.

6)Участие во всех школьных мероприятиях (неделя чтения, мероприятия в рамках Всемирного Дня Здоровья, изготовление поздравительных открыток и т. д.)

3.Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы

Основными мотивами участия детей в общешкольных мероприятиях является повышение интереса к общению. К, сожалению, в большинстве школьных мероприятий участвуют не все ребята. Учащиеся участвующие в подготовке и проведении мероприятий делают это с интересом, проявляют себя. В сентябре был День Здоровья, где класс занял 3 место, конкурс лэпбуков по ПДД ,где учащийся Бородин Михаил занял 2 место.

В прошедшем учебном году многие учащиеся класса были задействованы в деятельности школьных кружков и секций по интересам- 25 человек (100%).

Учащиеся класса стали более активно и ответственно относиться к дежурству по классу, уборке территории и субботникам.



4.Анализ работы органов самоуправления.

В начале учебного года все учащиеся получили свои обязанности и задания. Но не все отнеслись к этим поручениям серьёзно. Старостой класса была выбрана Казакова Яна. Учащиеся остались довольны её работой. Были выбраны помощники старосты по учебным и общим вопросам: ответственный за дежурство, ответственный за политинформацию, помощники в учёбе и т.д.. Ребята активно работали, помогали друг другу.

В целом, по итогам года, уровень социокультурного развития учащихся повысился, благодаря развитию самоуправления в классе. Учащиеся научились анализировать развитие своего коллектива, планировать дальнейшее развитие.

5.Анализ развития учащихся класса.

На воспитанность учащихся, их нравственно-эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие эффективно повлияла система тематических классных часов, направленных на нравственное развитие учащихся. Уровень воспитанности, я считаю возрос незначительно, по сравнению с началом учебного года.

Следует отметить, что ещё не у всех учащихся класса сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Не все учащиеся в состоянии анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию. Но есть в классе ребята, которые серьёзно относятся к собственному саморазвитию и самовоспитанию, они ответственны, на них всегда можно положиться. Они систематически готовятся к урокам, принимают активное участие в урочной и внеурочной деятельности, всегда доводят начатое дело до конца. (Горская В, Казакова Я, Шундиков Р., Бородин М.) В классе есть такие учащиеся, которые агрессивно воспринимают критику со стороны как учителей, так и своих сверстников, не признают своих ошибок, не реагируют на замечания окружающих. (Утяев Т., Овчинников С.) В социально- культурном развитии нельзя однозначно сказать, что уровень воспитанности повысился. Так как некоторые учащиеся или же не изменили показатель воспитанности, или же он стал ниже. Отмечены положительные учащиеся у которых повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников, и со взрослыми .Также имеется группа учащихся, у которых уровень воспитанности остался по прежнему высоким. Большинство учащихся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями, учащимися из других классов. У них сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. 

На начало учебного года произошли изменения в составе класса. Прибыло трое новых учащихся: Бородин М., Кочулимов Е., Мотков М. В период адаптации и интеграции в коллектив класса проблем и конфликтов не возникло.

Детей, стоящих на внутришкольном учёте нет, но конечно есть ребята вызывающие определённое беспокойство. Могут быть недисциплинированны на уроке Николаев З.. У Овчинникова С., Утяева Т., Волкова Д. в течение года были недоразумения с одноклассниками.

6.Анализ организации и эффективности воспитательного процесса в классе.

В течение года проводились классные часы, направленные на предупреждение и профилактику заболеваний, сохранения и совершенствования собственного здоровья, а также обучающие правильно вести себя в экстремальных ситуациях: во время пожара, на улице, дома, когда ребенок находится один, знакомят с режимом дня, правилами личной гигиены, формируют правила здорового образа жизни.

Чтобы снизить агрессивность детей, привить правила поведения в школе и общественных местах проводила классные часы (уроки доброты), направленные на привитие норм поведения, уроки мужества, направленные на воспитание нравственности.

С большим интересом дети участвовали в школьных мероприятиях: «Новый год», «23 февраля и 8 марта». Ребята, никогда не отказывались ни от каких классных дел, всегда активно принимали участие.

В течение года было много экскурсий : в театры, библиотеки, в кино. Всем классом мы посетили Музей пожарной охраны, который произвёл на ребят хорошее впечатление.

Классный коллектив работал и в направлении социально - значимой деятельности экологической - изготовление кормушек для птиц, сбор семян; здоровьесберегающей - проведение пропагандистских мероприятий по ЗОЖ в параллельных классах; шефская - над слабоуспевающими учениками класса; благотворительная - акция по сбору книг для библиотеки, по сбору подарков к Новому году для детей из детского дома; сбор корма для приюта животным; художественно – эстетическая - показ новогодней сказки для детских домов. 

Все эти мероприятия способствовали сплочению коллектива.

7.Анализ результативности индивидуальной воспитательной работы.

Работа с одарёнными детьми проводилась как в урочной, так и во  внеурочной деятельности.        

Педагогический коллектив нашей школы старается создать детям условия для раскрытия способностей в полной мере, достижения высоких результатов в выбранном ими виде деятельности, развития их талантов и умений. Участие в различных интеллектуальных конкурсах формирует определенные навыки и умения, компетенции устного общения, владения письменной речью, способность брать на себя ответственность, умение принимать решение, увеличивает объем знаний, расширяет кругозор. Учащиеся 4 «В» класса принимали участие во «Всероссийской олимпиаде школьников»,»Русский медвежонок»,»Наше наследие».

  В классе есть ученики, имеющие трудности в обучении с 1 класса: Волков Д., Шайхаттарова А. С родителями регулярно проводилась беседа, где озвучивались причины неуспеваемости. У этих детей была проблема логопедического характера (не выговаривали звуки, не слышали звуки, плохое произношение отдельных звуков и т.д.) В течение 4 лет с детьми проводилась дополнительная работа, до сведения родителей было доведено о том, что детям необходима консультация логопеда. К 4 классу ситуация улучшилась, но требует дальнейшей работы.

8.Анализ взаимодействия с педагогическим коллективом.

Учителя-предметники хорошо отзываются о нашем классном коллективе, говорят о его работоспособности. Я посещала уроки в своём классе физической культуры, английского языка. Учителя-предметники приглашались на родительские собрания, в течение года происходило взаимное информирование.

С библиотекой много дел было связано в прошлом учебном году. Кроме посещения библиотеки и чтения книг, это и библиотечно-библиографические уроки, посещение выставок, проведённые беседы о наших писателях – земляках, работа с должниками.

9.Анализ педагогического взаимодействия с семьей.

Сегодня многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребёнка. Однако не всегда есть понимание того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии родителей и классного руководителя. Начиная работать с детским коллективом, я попыталась максимально изучить семейную ситуацию, понять уклад жизни семьи каждого ученика, традиции, обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Мною были посещены все семьи моего класса. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Кроме родительских собраний, включая групповые и индивидуальные консультации, некоторые родители принимают активное участие и во многих классных мероприятиях (в составе жюри, в проведении классных часов, совместные поездки, походы и т.д.) Через систему родительских собраний, бесед, консультаций провожу психолого-педагогическое просвещение  родителей по вопросам воспитания ребенка. Таким образом, реализую функцию родительского просвещения и корректировку семейного воспитания.  
      В своей педагогической деятельности стараюсь осуществлять теснейшую связь с родителями, держу их в курсе успехов и неудач детей. Провожу встречи с родителями, используя разные формы родительских собраний:
собрание-лекторий; с приглашением психолога, библиотекаря, учителей-предметников, социального педагога;
«круглый стол»;
 консультация со специалистами;
  собрание-практикум;
  общешкольная конференция.

Практически все собрания проходили с привлечением детских работ, результатов анкетирования и наблюдений.

Посещение родительских собраний находится на среднем уровне -70%. (Волкова Л.Ф. посещала родительские собрания очень редко.)
Стараюсь, чтобы родители ушли с собрания с ощущением, что могут помочь своим детям, и с желанием сделать это.
      Формируя активную педагогическую позицию родителей, вовлекаю их в учебно-воспитательный процесс. Родительский комитет класса координирует работу по оказанию помощи в ремонте кабинета, в проведении активного отдыха детей, различных мероприятий, в том числе экскурсий и поездок.     Работа родительского собрания, родительского комитета отражена в протоколах, в плане классного руководителя.

       Но есть некоторые родители, которые недооценивают значимости процесса познания, для них становится важной только оценка, вследствие чего учебная мотивация детей сводится лишь к получению пятерок. Для того, чтобы преодолеть эти трудности, провожу активную разъяснительную работу среди родителей, привлекаю их к учебно-воспитательному процессу.

10.Выводы:

Исходя из анализа воспитательного процесса ,учитывая весь отрицательный и положительный опыт работы, считаю необходимым сделать упор на развитие органов самоуправления в классе и самостоятельную организацию жизнедеятельности класса в соответствии с установленными правилами, обеспечения демократического уклада жизни класса. Ребята знали заранее о предстоящих мероприятиях, так как в начале четверти классный руководитель знакомит с планом работы и этот план помещается в классном уголке. Планирование осуществляется классным руководителем, детьми и родительским комитетом.

об удачах и находках, о накопленном положительном опыте.

Заинтересованные родители (НЕ ВСЕ , К СОЖАЛЕНИЮ)

Ребятам очень нравятся классные часы с элементами художественно – творческой деятельности самих учащихся: когда они поют, читают стихи, демонстрируют свои поделки, рисунки;

Родителям и учащимся нравятся совместные дела, походы, поездки;

Класс с удовольствием участвует в лицейских, городских, областных и региональных мероприятиях. В копилке достижений класса благодарности, грамоты, сертификаты, дипломы.

о негативных моментах в организации и воспитании учащихся класса.

Всегда старались активно работать, негативных моментов не было.

о нереализованных возможностях и неиспользованных резервах.

работали во всю силу, участие принимали практически во всех делах, но где-то не хватило времени, сил по объективным причинам.

11.Приложение. Характеристика класса.

Характеристика 4 “б” класса

В 4 «В» классе обучается 26 человек,(1-Сибгатуллин Вадим на инд.обучении). Из них 12девочек и 13 мальчиков.

Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях. Не все получают горячее питание, причинами являются особенности питания (Ветлужских Д.) и трудное материальное положение(ОвчинниковС., Волков Д.)

Количество неполных семей:- 9,(Архипова,Кочулимов,Куликов,Мотков,Николаев,Овчинников,Торопцева,Хаяров,Шайхаттарова. Количество многодетных семей- 2, (Шундиков,Тютин) 6 детей-из малообеспеченной семьи. воспитания во всех семьях удовлетворительные. Дети живут в хороших семейных условиях, где им оказаны должные: доброта и внимание.

Физическое развитие детей соответствует возрасту, но есть часто болеющие дети: Панова Дарья,Волков Даниил .Они часто пропускают уроки, болеют простудными заболеваниями .За этими детьми необходимо постоянное наблюдение и контроль их состояния здоровья. Наблюдаются частые опоздания на занятия Утяева Тамерлана,Кирюхина Михаила. С ним  и его родителями ведется разъяснительная работа по устранению причин систематических опозданий.

Все дети класса вовлечены во внеурочную и внеклассную деятельность, принимают участие в школьных мероприятиях, а также посещают кружки, секции с учётом своих интересов.

В школе искусств обучается: Горская В., Казакова Я. Многие дети посещают бассейн «Орион» ,дополнительный английский. Класс имеет средний творческий потенциал. Основной вид деятельности – учеба, но не все учащиеся заинтересованы в получении новых знаний из различных предметных областей. Успеваемость в классе – средняя. 4 человека успевают стабильно на «5», 12 учащихся –на «4» и «5».

Родители учеников – люди разного возраста, разнообразных профессий, отличаются друг от друга уровнем образованности, культуры, родительской активности. Многие родители положительно воздействуют на детей. Их отличает единство и согласованность требований в семье к детям, осведомленность о жизни ребенка, тесная связь с учителем, поиск рекомендаций и разрешение проблемных ситуаций по воспитанию детей. Все семьи благополучные. Имеют средний достаток.

В общем, в классе сложился дружный коллектив. Дети живут интересами друг друга, болезненно переживают неудачи и проблемы своих одноклассников, стараются протянуть им руку помощи. Несколько человек в классе требуют повышенного внимания: (Овчинников С., Заказов Д., Утяев Т.). Многие ученики добросовестно относятся к учебе: (Горская В., Архипова А., Ефимова П.,Казакова Я.,Шундиков Р.,Бородин М.). Но есть и ребята, которые учатся неохотно, у них отсутствует интерес к учебе: (Овчинников С., Заказов Д., Мотков М., Кочулимов Е.).С этими учениками и их родителями ведется индивидуальная работа, где прививается интерес в учебе, ликвидируются пробелы в знаниях.

Отношение к труду у детей разное. Есть ученики очень активные и добросовестные, которые с удовольствием выполняют поручения. У других ребят не воспитано трудолюбие. Они работают без желания, стараются увильнуть от просьбы, поручения. Все ученики класса принимают участие в общественной жизни класса и школы.

Общий уровень развития учащихся – средний, интересы разнообразные. В классе ведется работа по формированию общественного мнения, где дети учатся высказывать свои суждения, отношения к поступкам некоторых учеников, оценивать работу товарищей и т.д.

В классе имеется структура с распределением и выполнением обязанностей, а так же сформирован актив, который занимается решением проблемных вопросов и организационными моментами, вовлекая в эту деятельность остальных членов класса.

Микрогруппы образовались на основе симпатий, а также общности интересов. Отношения между учащимися можно назвать дружелюбными и доверительными, т.к. они всегда могут положиться друг на друга и не боятся отвечать за чужие поступки. Их мнения всегда и во всем совпадают. В классе нет соревнования между учащимися, они не стараются казаться лучше всех.

Дети любят, как работать, так и отдыхать вместе. В центре, как правило, школьники, обладающие привлекательными для всех умениями или интересами.

Большая часть детей проявляют стремление к поддержанию порядка вокруг себя, заботятся о своем внешнем виде, содержат в надлежащем порядке свои учебные принадлежности.

Дети очень самостоятельны (могут самостоятельно выбрать себе организаторов по различным видам деятельности), требовательны как к себе, так и к остальным. Всегда пытаются помочь друг другу, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание. Учащиеся постоянно осуществляют свои интересы на деле. Класс коллективно планирует общие дела, и сразу же распределяют поручения между учащимися. Поручения распределяются между всеми учащимися. Самым ответственным учащимся поручаются наиболее сложные дела, т.е. дела распределяются с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Общий уровень дисциплины в классе – допустимый. Дети не отвлекаются во время учебных занятий на посторонние дела и стараются не отвлекать друг друга. Каждый из учащихся комфортно чувствует себя в классе. Конфликтных ситуаций между учащимися класса не наблюдалось.

Класс нельзя назвать замкнутым. Дети очень общительны и заинтересованы в общении с другими классами. У каждого из учащихся есть товарищи из других классов. У них общие интересы.

Учащиеся класса всегда информированы о том, что происходит в школе в целом. Общешкольные поручения (постоянные и эпизодические) всегда выполняются классом. Класс в общешкольных мероприятиях всегда участвует.

У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы.

В классе отсутствует ярко выраженный лидер. Любой из учеников в определённой ситуации может им стать и повести за собой остальных. Большинство учеников класса открыты и легки в общении. Дети легко идут на контакт с педагогами и одноклассниками, вовлекаются в различные виды деятельности.

Отрицательным качеством для большинства детей является неусидчивость, которая мешает учебной работе. В классе формируются обычаи и традиции, которые скрепляют классный коллектив, развивают положительные качества всего коллектива и отдельного ребёнка в нём.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Анализ воспитательной деятельности

Автор: Тихонова Лейсан Рашитовна

Дата: 19.01.2021

Номер свидетельства: 570638

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Отчёт воспитательной деятельности за 2013-2014 учебный год. "
    ["seo_title"] => string(67) "otchiot-vospitatiel-noi-dieiatiel-nosti-za-2013-2014-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "203052"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429381870"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Анализ воспитательной работы в пришкольном интернате."
    ["seo_title"] => string(49) "analizvospitatielnoirabotyvprishkolnomintiernatie"
    ["file_id"] => string(6) "258637"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448542558"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Анализ воспитательной работы"
    ["seo_title"] => string(29) "analiz_vospitatiel_noi_raboty"
    ["file_id"] => string(6) "368339"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481461507"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Анализ воспитательной работы"
    ["seo_title"] => string(31) "analiz_vospitatiel_noi_raboty_1"
    ["file_id"] => string(6) "368340"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481461510"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Анализ воспитательной работы в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(41) "analiz-vospitatiel-noi-raboty-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "221492"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435326508"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства