Просмотр содержимого документа
«Анализ воспитательной деятельности»
Анализ воспитательной работы 4 «В» класса за 2019-2020 учебный год
Тихоновой Лейсан Рашитовны.
1.Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в прошедшем учебном году.
В данном учебном году классный руководитель стремился:
− создать в классе благоприятную среду для самосознания учеником своей индивидуальности, саморазвития и самореализации;
− обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся;
− помочь ученикам выработать у себя привычку фиксировать новые успехи в своей личной и школьной жизни;
− содействовать развитию желания у учеников вносить свой вклад в общее дело;
− помочь каждому ученику обрести свой образ посредством творческой активности в разрабатываемых и реализуемых проектах классного общества.
Результатом работы стало:
− развитие личности учащихся;
− формирование классного коллектива;
− наличие у учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в классе и школе.
Основные направления воспитательной работы класса.
Направления
воспитательной работы
Задачи работы по данному направлению
Гражданско-патриотическое воспитание
1) Формировать у учащихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность.
2) Воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества, школы, семьи.
Нравственно-эстетическое
воспитание
1) Формировать у учащихся такие качества как: культура поведения, эстетический вкус, уважение личности.
2) Создание условий для развития у учащихся творческих способностей.
Экологическое воспитание
1) Изучение учащимися природы и истории родного края.
2) Формировать правильное отношение к окружающей среде.
3) Организация работы по совершенствованию туристских навыков.
4) Содействие в проведении исследовательской работы учащихся.
5) Проведение природоохранных акций.
Физкультурно-оздоровительное воспитание
1) Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
2) Популяризация занятий физической культурой и спортом.
3) Пропаганда здорового образа жизни
Самоуправление в школе
и в классе
1) Развивать у учащихся качества: активность, ответственность, самостоятельность, инициатива.
2) Развивать самоуправление в школе и в классе.
3) Организовать учебу актива классов.
Проектная деятельность
1) Стимулировать интерес у учащихся к исследовательской деятельности, научной работе.
2) Научить учащихся использовать проектный метод в социально значимой деятельности.
Методическая работа
1) Изучение и обобщение опыта работы классных руководителей;
2) Оказание методической помощи классным руководителям в работе с классом.
Работа кружков и спортивных секций
1) Сохранение традиционно работающих кружков и секций;
2) Контроль за работой кружков и секций;
3) Увеличение сети кружков и секций.
Контроль за воспитательным процессом
1) Соблюдать подотчетность всех частей воспитательного процесса.
2) Выявлять недостатки в воспитательной работе и работать над их устранением.
2. Анализ развития коллектива класса (по результатам диагностик, анкетирования):
Социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса: уровень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности в нём средний. Хотелось бы, чтобы учащиеся более активно включались в жизнедеятельность класса, в процесс планирования, организации и анализа совместной деятельности. Степень сформированной и уровень сплоченности коллектива в 1,2,3 классе была выше. В 4 классе, скорее всего в силу того, что они стали взрослее, он остался на среднем уровне. Есть микрогруппы как у девочек, так и у мальчиков. Но ребята с уважением относятся друг к другу. Кроме микрогрупп, которые создавались для осуществления самоуправления в классном коллективе, ребята дружат по месту жительства, по интересам, по посещению одних и тех же секций. Между мальчиками и девочками, в основном, дружеские взаимоотношения, но как и в любом коллективе, иногда возникают трения, недоразумения. Стараемся все споры решать сразу и мирно. Проводилась постоянная коллективная и индивидуальная работа по разрешению конфликтов, созданию в коллективе атмосферы дружбы и взаимопонимания. Велась работа по изучению учащихся, их взаимоотношений в классе, индивидуальных особенностей и проблем в общении. С ребятами проводились беседы по этикету поведению в общественных местах, работа по вовлечению в активную внеурочную и внеклассную деятельность.
Традиции класса:
1)Персональное поздравление ребят с днём рождения.
2)В конце каждой четверти выявлять рейтинг каждого ученика по успеваемости и общественной активности.
3)Праздник в честь 8 марта.
4)Праздник в честь 23 февраля.
5)Персональные выставки творческих работ учеников.
6)Участие во всех школьных мероприятиях (неделя чтения, мероприятия в рамках Всемирного Дня Здоровья, изготовление поздравительных открыток и т. д.)
3.Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы
Основными мотивами участия детей в общешкольных мероприятиях является повышение интереса к общению. К, сожалению, в большинстве школьных мероприятий участвуют не все ребята. Учащиеся участвующие в подготовке и проведении мероприятий делают это с интересом, проявляют себя. В сентябре был День Здоровья, где класс занял 3 место, конкурс лэпбуков по ПДД ,где учащийся Бородин Михаил занял 2 место.
В прошедшем учебном году многие учащиеся класса были задействованы в деятельности школьных кружков и секций по интересам- 25 человек (100%).
Учащиеся класса стали более активно и ответственно относиться к дежурству по классу, уборке территории и субботникам.
4.Анализ работы органов самоуправления.
В начале учебного года все учащиеся получили свои обязанности и задания. Но не все отнеслись к этим поручениям серьёзно. Старостой класса была выбрана Казакова Яна. Учащиеся остались довольны её работой. Были выбраны помощники старосты по учебным и общим вопросам: ответственный за дежурство, ответственный за политинформацию, помощники в учёбе и т.д.. Ребята активно работали, помогали друг другу.
В целом, по итогам года, уровень социокультурного развития учащихся повысился, благодаря развитию самоуправления в классе. Учащиеся научились анализировать развитие своего коллектива, планировать дальнейшее развитие.
5.Анализ развития учащихся класса.
На воспитанность учащихся, их нравственно-эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие эффективно повлияла система тематических классных часов, направленных на нравственное развитие учащихся. Уровень воспитанности, я считаю возрос незначительно, по сравнению с началом учебного года.
Следует отметить, что ещё не у всех учащихся класса сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Не все учащиеся в состоянии анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию. Но есть в классе ребята, которые серьёзно относятся к собственному саморазвитию и самовоспитанию, они ответственны, на них всегда можно положиться. Они систематически готовятся к урокам, принимают активное участие в урочной и внеурочной деятельности, всегда доводят начатое дело до конца. (Горская В, Казакова Я, Шундиков Р., Бородин М.) В классе есть такие учащиеся, которые агрессивно воспринимают критику со стороны как учителей, так и своих сверстников, не признают своих ошибок, не реагируют на замечания окружающих. (Утяев Т., Овчинников С.) В социально- культурном развитии нельзя однозначно сказать, что уровень воспитанности повысился. Так как некоторые учащиеся или же не изменили показатель воспитанности, или же он стал ниже. Отмечены положительные учащиеся у которых повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников, и со взрослыми .Также имеется группа учащихся, у которых уровень воспитанности остался по прежнему высоким. Большинство учащихся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями, учащимися из других классов. У них сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям.
На начало учебного года произошли изменения в составе класса. Прибыло трое новых учащихся: Бородин М., Кочулимов Е., Мотков М. В период адаптации и интеграции в коллектив класса проблем и конфликтов не возникло.
Детей, стоящих на внутришкольном учёте нет, но конечно есть ребята вызывающие определённое беспокойство. Могут быть недисциплинированны на уроке Николаев З.. У Овчинникова С., Утяева Т., Волкова Д. в течение года были недоразумения с одноклассниками.
6.Анализ организации и эффективности воспитательного процесса в классе.
В течение года проводились классные часы, направленные на предупреждение и профилактику заболеваний, сохранения и совершенствования собственного здоровья, а также обучающие правильно вести себя в экстремальных ситуациях: во время пожара, на улице, дома, когда ребенок находится один, знакомят с режимом дня, правилами личной гигиены, формируют правила здорового образа жизни.
Чтобы снизить агрессивность детей, привить правила поведения в школе и общественных местах проводила классные часы (уроки доброты), направленные на привитие норм поведения, уроки мужества, направленные на воспитание нравственности.
С большим интересом дети участвовали в школьных мероприятиях: «Новый год», «23 февраля и 8 марта». Ребята, никогда не отказывались ни от каких классных дел, всегда активно принимали участие.
В течение года было много экскурсий : в театры, библиотеки, в кино. Всем классом мы посетили Музей пожарной охраны, который произвёл на ребят хорошее впечатление.
Классный коллектив работал и в направлении социально - значимой деятельности экологической - изготовление кормушек для птиц, сбор семян; здоровьесберегающей - проведение пропагандистских мероприятий по ЗОЖ в параллельных классах; шефская - над слабоуспевающими учениками класса; благотворительная - акция по сбору книг для библиотеки, по сбору подарков к Новому году для детей из детского дома; сбор корма для приюта животным; художественно – эстетическая - показ новогодней сказки для детских домов.
Все эти мероприятия способствовали сплочению коллектива.
7.Анализ результативности индивидуальной воспитательной работы.
Работа с одарёнными детьми проводилась как в урочной, так и вовнеурочной деятельности.
Педагогический коллектив нашей школы старается создать детям условия для раскрытия способностей в полной мере, достижения высоких результатов в выбранном ими виде деятельности, развития их талантов и умений. Участие в различных интеллектуальных конкурсах формирует определенные навыки и умения, компетенции устного общения, владения письменной речью, способность брать на себя ответственность, умение принимать решение, увеличивает объем знаний, расширяет кругозор. Учащиеся 4 «В» класса принимали участие во «Всероссийской олимпиаде школьников»,»Русский медвежонок»,»Наше наследие».
В классе есть ученики, имеющие трудности в обучении с 1 класса: Волков Д., Шайхаттарова А. С родителями регулярно проводилась беседа, где озвучивались причины неуспеваемости. У этих детей была проблема логопедического характера (не выговаривали звуки, не слышали звуки, плохое произношение отдельных звуков и т.д.) В течение 4 лет с детьми проводилась дополнительная работа, до сведения родителей было доведено о том, что детям необходима консультация логопеда. К 4 классу ситуация улучшилась, но требует дальнейшей работы.
8.Анализ взаимодействия с педагогическим коллективом.
Учителя-предметники хорошо отзываются о нашем классном коллективе, говорят о его работоспособности. Я посещала уроки в своём классе физической культуры, английского языка. Учителя-предметники приглашались на родительские собрания, в течение года происходило взаимное информирование.
С библиотекой много дел было связано в прошлом учебном году. Кроме посещения библиотеки и чтения книг, это и библиотечно-библиографические уроки, посещение выставок, проведённые беседы о наших писателях – земляках, работа с должниками.
9.Анализ педагогического взаимодействия с семьей.
Сегодня многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребёнка. Однако не всегда есть понимание того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии родителей и классного руководителя. Начиная работать с детским коллективом, я попыталась максимально изучить семейную ситуацию, понять уклад жизни семьи каждого ученика, традиции, обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Мною были посещены все семьи моего класса. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Кроме родительских собраний, включая групповые и индивидуальные консультации, некоторые родители принимают активное участие и во многих классных мероприятиях (в составе жюри, в проведении классных часов, совместные поездки, походы и т.д.) Через систему родительских собраний, бесед, консультаций провожу психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания ребенка. Таким образом, реализую функцию родительского просвещения и корректировку семейного воспитания. В своей педагогической деятельности стараюсь осуществлять теснейшую связь с родителями, держу их в курсе успехов и неудач детей. Провожу встречи с родителями, используя разные формы родительских собраний: собрание-лекторий; с приглашением психолога, библиотекаря, учителей-предметников, социального педагога; «круглый стол»; консультация со специалистами; собрание-практикум; общешкольная конференция.
Практически все собрания проходили с привлечением детских работ, результатов анкетирования и наблюдений.
Посещение родительских собраний находится на среднем уровне -70%. (Волкова Л.Ф. посещала родительские собрания очень редко.) Стараюсь, чтобы родители ушли с собрания с ощущением, что могут помочь своим детям, и с желанием сделать это. Формируя активную педагогическую позицию родителей, вовлекаю их в учебно-воспитательный процесс. Родительский комитет класса координирует работу по оказанию помощи в ремонте кабинета, в проведении активного отдыха детей, различных мероприятий, в том числе экскурсий и поездок. Работа родительского собрания, родительского комитета отражена в протоколах, в плане классного руководителя.
Но есть некоторые родители, которые недооценивают значимости процесса познания, для них становится важной только оценка, вследствие чего учебная мотивация детей сводится лишь к получению пятерок. Для того, чтобы преодолеть эти трудности, провожу активную разъяснительную работу среди родителей, привлекаю их к учебно-воспитательному процессу.
10.Выводы:
Исходя из анализа воспитательного процесса ,учитывая весь отрицательный и положительный опыт работы, считаю необходимым сделать упор на развитие органов самоуправления в классе и самостоятельную организацию жизнедеятельности класса в соответствии с установленными правилами, обеспечения демократического уклада жизни класса. Ребята знали заранее о предстоящих мероприятиях, так как в начале четверти классный руководитель знакомит с планом работы и этот план помещается в классном уголке. Планирование осуществляется классным руководителем, детьми и родительским комитетом.
об удачах и находках, о накопленном положительном опыте.
Заинтересованные родители (НЕ ВСЕ , К СОЖАЛЕНИЮ)
Ребятам очень нравятся классные часы с элементами художественно – творческой деятельности самих учащихся: когда они поют, читают стихи, демонстрируют свои поделки, рисунки;
Родителям и учащимся нравятся совместные дела, походы, поездки;
Класс с удовольствием участвует в лицейских, городских, областных и региональных мероприятиях. В копилке достижений класса благодарности, грамоты, сертификаты, дипломы.
о негативных моментах в организации и воспитании учащихся класса.
Всегда старались активно работать, негативных моментов не было.
о нереализованных возможностях и неиспользованных резервах.
работали во всю силу, участие принимали практически во всех делах, но где-то не хватило времени, сил по объективным причинам.
11.Приложение. Характеристика класса.
Характеристика 4 “б” класса
В 4 «В» классе обучается 26 человек,(1-Сибгатуллин Вадим на инд.обучении). Из них 12девочек и 13 мальчиков.
Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях. Не все получают горячее питание, причинами являются особенности питания (Ветлужских Д.) и трудное материальное положение(ОвчинниковС., Волков Д.)
Количество неполных семей:- 9,(Архипова,Кочулимов,Куликов,Мотков,Николаев,Овчинников,Торопцева,Хаяров,Шайхаттарова. Количество многодетных семей- 2, (Шундиков,Тютин) 6 детей-из малообеспеченной семьи. воспитания во всех семьях удовлетворительные. Дети живут в хороших семейных условиях, где им оказаны должные: доброта и внимание.
Физическое развитие детей соответствует возрасту, но есть часто болеющие дети: Панова Дарья,Волков Даниил .Они часто пропускают уроки, болеют простудными заболеваниями .За этими детьми необходимо постоянное наблюдение и контроль их состояния здоровья. Наблюдаются частые опоздания на занятия Утяева Тамерлана,Кирюхина Михаила. С ним и его родителями ведется разъяснительная работа по устранению причин систематических опозданий.
Все дети класса вовлечены во внеурочную и внеклассную деятельность, принимают участие в школьных мероприятиях, а также посещают кружки, секции с учётом своих интересов.
В школе искусств обучается: Горская В., Казакова Я. Многие дети посещают бассейн «Орион» ,дополнительный английский. Класс имеет средний творческий потенциал. Основной вид деятельности – учеба, но не все учащиеся заинтересованы в получении новых знаний из различных предметных областей. Успеваемость в классе – средняя. 4 человека успевают стабильно на «5», 12 учащихся –на «4» и «5».
Родители учеников – люди разного возраста, разнообразных профессий, отличаются друг от друга уровнем образованности, культуры, родительской активности. Многие родители положительно воздействуют на детей. Их отличает единство и согласованность требований в семье к детям, осведомленность о жизни ребенка, тесная связь с учителем, поиск рекомендаций и разрешение проблемных ситуаций по воспитанию детей. Все семьи благополучные. Имеют средний достаток.
В общем, в классе сложился дружный коллектив. Дети живут интересами друг друга, болезненно переживают неудачи и проблемы своих одноклассников, стараются протянуть им руку помощи. Несколько человек в классе требуют повышенного внимания: (Овчинников С., Заказов Д., Утяев Т.). Многие ученики добросовестно относятся к учебе: (Горская В., Архипова А., Ефимова П.,Казакова Я.,Шундиков Р.,Бородин М.). Но есть и ребята, которые учатся неохотно, у них отсутствует интерес к учебе: (Овчинников С., Заказов Д., Мотков М., Кочулимов Е.).С этими учениками и их родителями ведется индивидуальная работа, где прививается интерес в учебе, ликвидируются пробелы в знаниях.
Отношение к труду у детей разное. Есть ученики очень активные и добросовестные, которые с удовольствием выполняют поручения. У других ребят не воспитано трудолюбие. Они работают без желания, стараются увильнуть от просьбы, поручения. Все ученики класса принимают участие в общественной жизни класса и школы.
Общий уровень развития учащихся – средний, интересы разнообразные. В классе ведется работа по формированию общественного мнения, где дети учатся высказывать свои суждения, отношения к поступкам некоторых учеников, оценивать работу товарищей и т.д.
В классе имеется структура с распределением и выполнением обязанностей, а так же сформирован актив, который занимается решением проблемных вопросов и организационными моментами, вовлекая в эту деятельность остальных членов класса.
Микрогруппы образовались на основе симпатий, а также общности интересов. Отношения между учащимися можно назвать дружелюбными и доверительными, т.к. они всегда могут положиться друг на друга и не боятся отвечать за чужие поступки. Их мнения всегда и во всем совпадают. В классе нет соревнования между учащимися, они не стараются казаться лучше всех.
Дети любят, как работать, так и отдыхать вместе. В центре, как правило, школьники, обладающие привлекательными для всех умениями или интересами.
Большая часть детей проявляют стремление к поддержанию порядка вокруг себя, заботятся о своем внешнем виде, содержат в надлежащем порядке свои учебные принадлежности.
Дети очень самостоятельны (могут самостоятельно выбрать себе организаторов по различным видам деятельности), требовательны как к себе, так и к остальным. Всегда пытаются помочь друг другу, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.
Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание. Учащиеся постоянно осуществляют свои интересы на деле. Класс коллективно планирует общие дела, и сразу же распределяют поручения между учащимися. Поручения распределяются между всеми учащимися. Самым ответственным учащимся поручаются наиболее сложные дела, т.е. дела распределяются с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Общий уровень дисциплины в классе – допустимый. Дети не отвлекаются во время учебных занятий на посторонние дела и стараются не отвлекать друг друга. Каждый из учащихся комфортно чувствует себя в классе. Конфликтных ситуаций между учащимися класса не наблюдалось.
Класс нельзя назвать замкнутым. Дети очень общительны и заинтересованы в общении с другими классами. У каждого из учащихся есть товарищи из других классов. У них общие интересы.
Учащиеся класса всегда информированы о том, что происходит в школе в целом. Общешкольные поручения (постоянные и эпизодические) всегда выполняются классом. Класс в общешкольных мероприятиях всегда участвует.
У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы.
В классе отсутствует ярко выраженный лидер. Любой из учеников в определённой ситуации может им стать и повести за собой остальных. Большинство учеников класса открыты и легки в общении. Дети легко идут на контакт с педагогами и одноклассниками, вовлекаются в различные виды деятельности.
Отрицательным качеством для большинства детей является неусидчивость, которая мешает учебной работе. В классе формируются обычаи и традиции, которые скрепляют классный коллектив, развивают положительные качества всего коллектива и отдельного ребёнка в нём.