Алгоритм проверки непроизносимых согласных:
1 -ый шаг: Есть ли в слове «опасное» сочетание согласных?
Е сть: [сн] [зн] Нет : проверять нечего.
2-ой шаг: Подобрать однокоренные слова, в которых после [с]
или [з] стоит гласный или эти звуки стоят в конце слова,
с лышатся отчетливо.
3-ий шаг: Сравнить проверяемое и проверочные слова.
Сделать вывод. Написать правильно.
Проверить написанное.
Алгоритм проверки безударных падежных окончаний имен существительных:
1 -ый шаг: Какой частью речи является проверяемое слово?
Имя существительное. Другая часть речи.
2 -ой шаг: Ударяемое или безударное окончание?
Б езударное. Ударяемое: проверять не надо.
3-ий шаг: Поставь вопрос к проверяемому существительному; определи падеж, склонение -1,2,3-е.
4 -ый шаг: Подбери проверочное слово того же склонения, в том же падеже, с ударяемым окончанием.
5-ый шаг: Сравни проверяемое и проверочное слова. У них должно быть одинаковое окончание. Напиши. Проверь написанное.
Алгоритм проверки безударной гласной корня:
1-ый шаг: Найди в слове корень.
2 -ой шаг: Есть ли в корне безударный гласный?
Да. Нет.
3-ий шаг: Измени слово или подбери родственное.
4-ый шаг: Сравни проверяемое или проверочное слова. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчетливо. Напиши. Проверь написанное.
Алгоритм проверки употребления разделительного Ъ:
1 -ый шаг: Есть ли в слове приставка?
Да. Нет: ъ не пишется.
2 -ой шаг: Оканчивается ли она на согласный?
Да. Нет: ъ не пишется.
3 -ий шаг: Есть ли после приставки е, ё или я?
Да. Нет: ъ не пишется.
Алгоритм употребления ь после шипящих на конце имен существительных:
1 -ый шаг: Проверяемое слово – имя существительное?
Да. Нет: проверь по словарю.
2 -ой шаг: Оканчивается ли оно на шипящий (ж, ч, ш, щ)?
Да. Нет: проверь по словарю.
3 -ий шаг: Определи род: женский, мужской.
Женский: пишется ь. Мужской: ь не пишется.
Алгоритм проверки парных звонких/глухих согласных на конце слова:
1 -ый шаг: Произнеси проверяемое слово. Есть ли на конце слова звуки [п], [ф], [к], [т], [с] или [ш]?
Да: нужно проверять. Нет: проверять не нужно.
2 -ой шаг: Измени слово так чтобы после согласного был гласный.
С лышится звонкий. Слушится глухой.
3-ий шаг: Пиши букву б, в, г, д, з или ш Пиши букву п, ф, к, т, с
Алгоритм проверки безударного гласного на уровне возможностей 2 класса – до введения понятия «корень слова» и «родственные слова»:
1-ый шаг: Произнеси проверяемое слово. Есть ли в нем гласные в безударных слогах?
Е сли есть – какие они?
а, о, е, я, и – нужно проверить. у, ы – проверять не надо.
2-ой шаг: Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением. Произнеси слова вместе, выдели ударный слог.
3-ий шаг: Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением. Проверь написанное.
Алгоритм проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных:
1 -ый шаг: Найди в предложении словосочетание «существительное + прилагательное».
Есть. Нет.
2 -ой шаг: Выдели окончание в прилагательном. Безударное ли оно?
Безударное. Ударяемое: проверять не надо.
3-ий шаг: Определи род и падеж прилагательного по имени существительному.
4 -ый шаг: Особо проверить по родам; выбрать окончание по таблице.
Родительный падеж, Винительный / творительный
Творительный/предложный падежи ж.р.
падежи м и ср. р.
5-ый шаг: Написать в соответствии с проверкой. Проверить написанное.