Алгоритм проверки непроизносимых согласных:
 1
 
 -ый шаг: Есть ли в слове «опасное» сочетание согласных?
 
 
 
 Е
 сть: [сн] [зн] Нет : проверять нечего.
 
 
 
 2-ой шаг: Подобрать однокоренные слова, в которых после [с]
 или [з] стоит гласный или эти звуки стоят в конце слова,
 с
 лышатся отчетливо.
 
 
 
 3-ий шаг: Сравнить проверяемое и проверочные слова.
 Сделать вывод. Написать правильно.
  Проверить написанное.
  
 
  
 
 Алгоритм проверки безударных падежных окончаний имен существительных:
 1
 
 -ый шаг: Какой частью речи является проверяемое слово?
 
 
 Имя существительное. Другая часть речи.
 2
 
 -ой шаг: Ударяемое или безударное окончание?
 
 
 Б
 езударное. Ударяемое: проверять не надо.
 
 
 3-ий шаг: Поставь вопрос к проверяемому существительному; определи падеж, склонение -1,2,3-е.
 
 
 
 4
 -ый шаг: Подбери проверочное слово того же склонения, в том же падеже, с ударяемым окончанием.
 
 
 5-ый шаг: Сравни проверяемое и проверочное слова. У них должно быть одинаковое окончание. Напиши. Проверь написанное.
 
 
 
 
 Алгоритм проверки безударной гласной корня:
 1-ый шаг: Найди в слове корень.
 2
 
 -ой шаг: Есть ли в корне безударный гласный?
 
 
  Да. Нет.
 3-ий шаг: Измени слово или подбери родственное.
 4-ый шаг: Сравни проверяемое или проверочное слова. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчетливо. Напиши. Проверь написанное.
  
 
 Алгоритм проверки употребления разделительного Ъ:
 1
 
 -ый шаг: Есть ли в слове приставка?  
 
 
  Да. Нет: ъ не пишется.
 2
 
 -ой шаг: Оканчивается ли она на согласный?
 
 
  Да. Нет: ъ не пишется.
 3
 
 -ий шаг: Есть ли после приставки е, ё или я?
 
 
   Да. Нет: ъ не пишется.
  
 
 Алгоритм употребления ь после шипящих на конце имен существительных:
 1
 
 -ый шаг: Проверяемое слово – имя существительное?
 
 
  Да. Нет: проверь по словарю.
 2
 
 -ой шаг: Оканчивается ли оно на шипящий (ж, ч, ш, щ)?
 
 
  Да. Нет: проверь по словарю.
 3
 
 -ий шаг: Определи род: женский, мужской.
 
 
 Женский: пишется ь. Мужской: ь не пишется.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Алгоритм проверки парных звонких/глухих согласных на конце слова:
 1
 
 -ый шаг: Произнеси проверяемое слово. Есть ли на конце слова звуки [п], [ф], [к], [т], [с] или [ш]?
 
 
  Да: нужно проверять. Нет: проверять не нужно.
 2
 
 -ой шаг: Измени слово так чтобы после согласного был гласный.
 
 
 С
 
 лышится звонкий. Слушится глухой.
 
 
  3-ий шаг: Пиши букву б, в, г, д, з или ш Пиши букву п, ф, к, т, с  
  
 
 Алгоритм проверки безударного гласного на уровне возможностей 2 класса – до введения понятия «корень слова» и «родственные слова»:
 1-ый шаг: Произнеси проверяемое слово. Есть ли в нем гласные в безударных слогах?
 Е
 
 сли есть – какие они?
  
 
 а, о, е, я, и – нужно проверить. у, ы – проверять не надо.
 2-ой шаг: Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением. Произнеси слова вместе, выдели ударный слог.
 3-ий шаг: Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением. Проверь написанное.
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Алгоритм проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных:
 1
 
 -ый шаг: Найди в предложении словосочетание «существительное + прилагательное».
 
 
  Есть. Нет.
 2
 
 -ой шаг: Выдели окончание в прилагательном. Безударное ли оно?  
 
 
  
 Безударное. Ударяемое: проверять не надо.
 
 
 3-ий шаг: Определи род и падеж прилагательного по имени существительному.
 
 
 
 4
 
 -ый шаг: Особо проверить по родам; выбрать окончание по таблице.
 
 
 Родительный падеж, Винительный / творительный  
 Творительный/предложный падежи ж.р.
 падежи м и ср. р.
 5-ый шаг: Написать в соответствии с проверкой. Проверить написанное.