Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по русскому языку 3 класс»
ВЕРХНЕШИБРЯЙСКИЙ ФИЛИАЛ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МОИСЕЕВО-АЛАБУШСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ УВАРОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
« Рассмотрена на
МО учителей начальных классов»
Протокол № 1
от «30» августа 2017 г.
Руководитель МО
Е.Л. Ремизова
«Рекомендовать
к утверждению»
Протокол № 1
от «30 » августа 2017 г.
Председатель МС
Е.Н.Котельникова
«Утверждена приказом»
Приказ № 8
от «31» августа 2017 г.
Заведующий филиалом Е.А.Зайцева
Адаптированная рабочая программа
обучающихся с задержкой психического развития
учебного предмета «Русский язык»
3 класс
учитель Ремизова Елена Леонидовна,
соответствие занимаемой должности
2017 г
Пояснительная записка
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуется уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание проявляется в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп, неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечается нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, бедность словарного запаса, трудности произвольной саморегуляции.
Программа адаптирована для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с ОВЗ. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения.
Программа строит обучение детей с ОВЗ на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Это означает, что учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
Нормативно-правовые документы:
Адаптированная рабочая программа для учащихся с задержкой психического развития составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Закона РФ «Об образовании»;
Примерной программы начального образования;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
Приказа УО и науки Тамбовской области от 05.06.2009 №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования»
Учебного плана образовательного учреждения
Локального акта образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для учащихся с задержкой психического развития разработана на основе программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Перспектива» М: Просвещение 2014 г., планируемых результатов начального общего образования, методическим рекомендациям к адаптированным программам.
Адресность
Адаптированная рабочая программа для учащихся с задержкой психического развития адресована обучающимся третьего класса Верхненешибряйского филиала МБОУ Моисеево – Алабушской сош
Внесенные изменения и их обоснование
С целью создания благоприятных условий для полноценного развития обучающихся с ОВЗ,обеспечения необходимой и достаточной подготовки для дальнейшего обучения, количество часов на изучение курса определено в соответствии с индивидуальными особенностями обучающегося. На изучение русского языка в начальной школе отводится в 3 классе по 4 часа в неделю, итого -140 часов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
-интерес к предметно- исследовательской деятельности;
-понимание причин успехов в учёбе;
-оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию русского языка;
- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
-чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
- представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я»- как гражданина России;
- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- понимания чувств одноклассников, учителей;
- представления о красоте природы России и родного края на основе материалов комплекта по русскому языку.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной
задачи;
-осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителя ми, товарищами, другими лицами;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
-строить сообщение в устной форме;
-находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
-ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
-воспринимать смысл предъявляемого текста;
-анализировать объекты с вы делением существенных и не существенных признаков (в кол лективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
-подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи - самостоятельная часть речи - имя существительное -одушевленное/неодушевленное и т.д.);
-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества
групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
задачей
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить се в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
-строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
-контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы
их выполнил «я сам»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- осуществлять действие взаимоконтроля.
Предметные результаты
Развитие речи
Обучающийся научится:
- использовать средства устного общения (голос, темп речи, мимику, жесты, движения)
в соответствии с конкретной ситуацией общения (с какой целью, с кем и где происходит
общение);
-анализировать чужую устную речь при прослушивании пластинок, магнитофонных записей, дисков, речи учителя и товарищей, при просмотре видеофильмов;
- осознавать собственную устную речь: с какой целью, с кем и где происходит общение;
-понимать особенности диалогической формы речи;
-первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;
-первичному умению строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;
-определять тему текста, подбирать заглавие; находить части текста;
-восстанавливать деформированный текста
Обучающийся получит возможность научиться:
-распознавать тексты разных типов: описание и повествование;
-находить средства связи между предложениями (поря док слов, местоимения, служебные слова, синонимы);
-определять последовательность частей текста;
- составлять тексты малых форм: письмо, в т.ч. смс -сообщения, электронное письмо, записка, объявление и пр.
-применять знания фонетического материала при использовании правил правописания (различать гласные-согласные, гласные однозвучные и йотированные, согласные звонкие-глухие, шипящие, мягкие-твердые; слогоделение, ударение);
-произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (см. «Словарь произношения» в учебнике);
-использовать на письме раз делительные ъ и ъ;
- использовать небуквенные графические средства: знак переноса, абзац;
- списывать текст с доски и учебника, писать диктанты.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять звуко-буквенный разбор простых по слоговому составу слов;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ъ и ъ;в словах с непроизносимыми согласными (на уровне ознакомления);
- использовать алфавит при работе со словарями, справочными материалами;
- совершенствовать навык клавиатурного письма.
Лексика
Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря слов);
-понимать смысл омонимов (без введения понятия), фразеологизмов;
-пользоваться словарями по указанию учителя;
-пользоваться библиотечным каталогом под руководством учителя;
Состав слова (морфемика)
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать словообразование и формоизменение;
- выделять в словах с однозначно-выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
-различать приставку и предлог.
Морфология
Обучающийся научится:
- различать лексическое и грамматическое значение слова;
- находить грамматические группы слов (части речи): имя существительное, имя прила-гательное, глагол;
- определять у имени существительного значение, начальную форму,
-опознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, различать имена существительные мужского, женского и среднего рода в форме единственного и множественного числа;
- опознавать у глаголов форму рода и числа (в форме прошедшего времени).
Обучающийся получит возможность научиться:
-устанавливать зависимость форм рода и числа имен прилагательных от форм имени существительного (в роде и числе);
- находить грамматические группы слов (части речи): знаменательные (самостоятельные) слова - имя существительное, имя прилагательное, глагол и служебные слова (пред лог, союзы и, а, но);
- узнавать местоимения (личные), числительные.
Синтаксис
Обучающийся научится
- находить главные члены предложения (основы предложения): подлежащее, сказуемое;
-различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних);
-составлять предложения из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов;
- восстанавливать деформированные предложения.
Обучающийся получит возможность научиться
-опознавать предложения распространенные, нераспространенные;
-устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;
-определять на практическом уровне роль форм слов и служебных слов для связи слов в предложении.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
-находить орфограммы в указанных учителем словах;
-использовать орфографический словарь (см. в учебнике)как средство самоконтроля;
-применять правила правописания:
-написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
-отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л;
-перенос слов;
-прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
-проверяемые безударные гласные в корне слова;
-парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
-непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы согласных (перечень слов в учебнике);
-знаки препинания (. ?!) в конце предложения;
-безошибочно списывать текст;
- писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- применять правила правописания:
разделительные ь и ъ;
непроизносимые согласные в корне (ознакомление);
ъ после шипящих на конце имен существительных (рожь - нож, ночь - мяч);
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
- использовать орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Основные направления коррекционной работы:
Максимальное внимание к развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа и синтеза;
Уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире;
Развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к родному языку;
Формирование навыков учебной работы;
Развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать языковые явления.
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– обращать вниманиена особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
– обозначать мягкость согласных звуков на письме;
– определять количество букв и звуков в слове;
– писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
– ставить пунктуационные знаки конца предложения;
– списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
– находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии курса
Мир общения. Повторяем – узнаем новое
Язык – главный помощник в общении
Состав слова
Части речи.
Повторение
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости- мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный —непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).
Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).
Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).
Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.
Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Общее представление о частях речи.
Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Различение падежных и смысловых вопросов.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Значение и употребление в речи. Роль местоимения в речи.
Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по временам.
Предлог. Его роль в речи. Правописание предлогов со словами.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого.
Различение главных и второстепенных членов предложения.
Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.
Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу;
сочетания чк—чн, чт, щн;
перенос слов;
заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки
Развитие
ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.