Знакомство с буквой Н
Цели: правильное произнесение и различение согласных звуков “Н”, “Нь” по артикуляционным и акустическим признакам; формирование умения выделять звуки “Н”, “Нь” из слоговых рядов и из слов; упражнение в определении позиции заданного звука в слове; закрепление в речи предлога “на” в составе предложения; совершенствование умения в образовании прилагательных от существительных; усвоение в речи существительных в родительном падеже; знакомство с буквой “Н”;
Ход занятия
1. Приветствие.
Прослушивание музыки из сказки “Три поросёнка”.
– Из какой сказки эта мелодия? (Выставляются фигурки поросят).
– Поздоровайтесь как поросята: потритесь носиками, хвостиками, похлопайте глазками, улыбнитесь, покивайте головками. Психологический настрой:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим.
И тихонечко сидим.
2. Дыхательная гимнастика «Волшебный цветок».
- Вспомните как звали трех поросят?
– Одинаково ли звучат первые звуки в именах Наф и Ниф?
3. Сообщение темы и цели занятия.
– Сегодня мы будем учиться произносить и различать звуки “Н” и “Нь”. Характеристика звуков: “Н”, “Нь”:
Произнесение звука “Н” перед индивидуальными зеркалами. Наблюдение за артикуляцией звука.
Напряжённо языком
На десну, наверх нажмём.
Н! – звонко произноси
Звуку помогает носик.
Характеристика звуков:
“Н” – согласный, твёрдый, звонкий, носовой; “Нь” – согласный, мягкий, звонкий, носовой.
4. 3вуко-буквенный анализ.
“4 лишний”- найти лишний слог в слоговых рядах:: На- но- ну- ма ; ну- на- са- но; со-ну-ни-на.
Анализ слогов НА, НИ.
Выкладывание слогов с использованием букв, кружков красного, синего, зеленного цвета.
Анализ слогов НА, НИ;
Работа двух детей у доски.
Самостоятельная работа детей на индивидуальных карточках.
Проверка выполнения задания.
5. Определение позиции звуков “Н”. “Нь
Работа по картине-таблице.
– С какими сказочными героями дружили поросята? (Незнайка, Буратино).
– Определение позиции звука в словах: Незнайка, Буратино. Работа со звуковыми линейками.
6. Чтение письма-рисунка.
Ориентировка в направлении, ориентировка в пространстве.
Кто ещё из героев был в сказке “Три поросёнка”? (Волк).
Волк хотел помириться с поросятами, но так как он не умел писать, то он нарисовал своё письмо.<Приложение>.
Словарная работа: напрямик.
4. Физминутка.
Логопед:
- Устали поросятки бежать, волк далеко, давайте отдохнём и выполнять движения начнём!
Четыре пухлых поросёнка
Купаются в пруду (разводят руками в стороны).
Четыре ловких поросёнка
Играют в чехарду (бег на месте).
Четыре сильных поросёнка
Играют в баскетбол (прыжки на месте).
Четыре самых быстроногих
Забивают гол (мах ногой).
Четыре маленьких весёлых
Танцуют и поют (танцуют).
Как наши поросята
Весело живут (хлопки в ладоши).
8. Знакомство с буквой “Н”.
Ножка, ножка
Поперёк наложили поясок.
– На что похожа буква “Н”?
Дети выбирают картинки похожие на букву “Н”.
– Из каких элементов состоит буква “Н”?
10. Итог занятия.
С какими звуками мы сегодня знакомились и учились различать?
Цель: Закрепление знаний о звуках Н, НЬ.
Задачи: Развивать фонематический слух;
· Формировать навыки звукового анализа;
· Упражнять в подборе слов-антонимов;
· Поддерживать интерес к занятию.
1. Организационный момент.
Звучит музыка «Три поросёнка».
Логопед:
- Ребята, вы любите сказки? А сказку «Три поросёнка» вы знаете? А хотите сказку на новый лад? Сегодня мы с вами отправимся в сказку «Четыре поросёнка».
Раз, два, три - поросята стали вы! (логопед надевает детям маски поросят).
Логопед:- Слушаем сказку внимательно. Жили-были четыре брата. Розовенькие, с одинаковыми хвостиками и пятачками. Имена у них похожи (логопед показывает на детей и знакомит): - Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф, Нюф-Нюф.
Какой первый звук в ваших именах? Давайте расскажем о звуках Н, НЬ (согласные, звонкие, Н – твёрдый, НЬ – мягкий). 3. Дифференциация звуков Н, НЬ.
Логопед:
- Весело жили поросята, резвились на поляне и весело напевали:
(логопед поёт вместе с детьми)
- Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк?
Старый волк, страшный волк?
Логопед:
- Поросята испугались и со всех ног пустились наутёк. Волк за ними (побежали).
- Поросята бегут, визжат на весь лес. А на пути яблоня (останавливаются).
- Яблонька, яблонька пропусти нас! (Дети повторяют.) Крапива:
- Ну-ка, стойте, поросятки!
Куда бежите без оглядки?
Скажите слог наоборот,
И пропущу я вас вперёд.
Я буду называть слог с твёрдым звуком Н, а вы слог с мягким НЬ.
На – ня ан - ань
Но – нё он - онь
Ну – ню ун - унь
Ны – ни ын - ынь
Нэ – не эн – энь
- Расступилась крапива, пропустила поросят. А волка крапива обожгла. Ещё сильнее разозлился волк, но поросята уже убежали!
- Яблоня поросят не пропускает, просит выполнить задание:
Яблоня: - У меня в словах потерялись звуки Н, НЬ. Найдите их, пожалуйста!
Логопед: - Поможем яблоне найти звуки в словах? (Слова написаны на яблоках.)
Зеле… апельси… коре…
Осе… бана… сока стака…
Логопед:
- Подняла яблоня свои ветки и пропустила поросят. А волк налетел на яблоню, засыпала его яблоня яблоками.
- Бегут поросята дальше, сверкая пятками, поднимая тучи пыли. Перед ними колючая крапива.
5. Звуковой анализ.
Логопед:
- Отдохнули поросята и побежали дальше. От страха тонкие хвостики мелко дрожат. А на пути канава. Не обойти, не перепрыгнуть. Мостик через канаву построите, если обозначите в слове место звуков Н, НЬ (начало, середина, конец).
У детей индивидуальные картинки. Дети называют картинку, обозначают место звуков в слове – логопед ставит мостик.
Логопед:
- Мостик готов. Поросята побежали дальше: от страха носы пересохли, каждая щетинка дрожит.
6. Формирование лексико-грамматического строя речи.
Логопед:
- Подбежали поросята к каменному домику Наф-Нафа, да замок не могут открыть.
А замок им говорит:
«Поросята, дом закрыт. Слова наоборот подберите, меня разомкните».
Логопед:
- Подберите «слова наоборот», начинающиеся на звуки Н, НЬ (дети подбирают антонимы к словам):
День - … земля - …
Высоко - … верхний - …
Налево - … вылить - …
7. Пальчиковая гимнастика «Замок».
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог? (соединение пальцев рук в замок)
Потянули, (сцепленные пальцы тянуть в разные стороны)
Покрутили, (движение сцепленными пальцами от себя, к себе)
Постучали (пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга)
И открыли! (пальцы расцепляются, ладони в стороны).
Логопед:
- Замок открылся. Бросились поросята в дом. Быстро закрыли дверь на засов.
Подбежал серый злодей к дому. Дул, дул на дом, царапал когтями стены, ничего поделать не смог и убрался восвояси. А поросята радостно запели песенку:
Вместе:
Волк из леса никогда,
Никогда, никогда
Не вернётся к нам сюда,
К нам сюда, к нам сюда!
Ход занятия:
1. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся на новоселье к трем поросятам.
2. Целеполагание.
- Как зовут наших новоселов?
- С каких звуков начинаются имена поросят?
- С какого звука начинается слово НОВОСЕЛЬЕ?
- Что означает это слово?
3. Объяснение нового материала.
- Ребята, давайте все вместе подумаем, как мы можем охарактеризовать звуки [н] [н’]. Они согласные, потому что не поются и у них есть преграда. Они согласные, потому что когда мы их произносим образуется преграда. Они звонкие, потому что работает голосок (в голове звенит колокольчик). Звук [н] – твердый, а звук [н’] – мягкий.
Оба этих согласных звука обозначаются на письме буквой Н. посмотрите, как она выглядит.
Буква Н, сказать вам можно очень на кровать похожа. На какую еще букву похожа буква Н? (на букву И).
Н надела поясок.
И надела поясок.
Буква Н надела ровно,
Буква И – наискосок.
(А. Шибаев)
4. Тренировочные задания на развитие элементарных форм звукового анализа.
- Ребята, на новоселье к трем поросятам пришли не только мы, но и еще много других гостей. (Выставляются картинки с изображением слоненка, тигренка, теленка, львенка, жеребенка, верблюжонка и носорога.) Какой звук есть в названиях этих животных? Где он находится?
5. Тренировочные задания на развитие ориентировки в пространстве.
- Кого три поросенка не пригласили на новоселье? (Выставляется картинка с изображением волчонка). Он решил им насолить. Как вы понимаете это слово? (Рассуждения детей).
Направился Волчонок к поросятам, а навстречу ему Щенок. Он сбился с дороги и не знает, как пройти в гости к трем поросятам. Волчонок направил Щенка направо, по длинной тропинке (дети показывают рукой направление), а затем налево, через темный лес, а потом снова направо, до высокого холма, и еще раз налево… Подбежал Волчонок к домику Ниф-Нифа, а там никого нет. У Ниф-Нифа домик из соломы, значит он … (соломенный). Потом добежал Щенок до домика Нуф-Нуфа. А там тоже никого. Из каких прутьев сделан домик Нуф-Нуфа? (из деревянных.) Значит, домик… (деревянный). Наконец-то Щенок добрался до домика Наф-Нафа. У него домик крепкий, сделан из кирпича. Значит он… (кирпичный). Поросята с гостями заждались Щенка.
6. Физминутка.
7. Различение твердых и мягких согласных в словах.
- На новоселье принято дарить подарки. И наши гости тоже приготовили подарки для новоселов. Помогите им разобраться, где чей подарок. Подарки, в названии которых есть твердый звук [н] достанутся Наф-Нафу и Нуф-Нуфу, а подарки с мягким звуком [н’] – Ниф-Нифу. На доску вывешиваются картинки: ножницы, нарциссы, нож, ножницы, незабудки, носки, насос, полено, коньки, окно, колонна. Дети определяют твердость/мягкость согласных звуков и распределяют подарки.
8. Самостоятельная работа по карточкам.
- Ребята, мы тоже приготовили подарки для поросят. Только их надо немного доделать. Я подготовила для вас карточки с изображением наших подарков. Определите, какой звук первый в каждом слове. Обведите картинку синим карандашом, если звук твердый и зеленым, если звук мягкий.
Наступил вечер. Гости вспомнили, что дома их ждут мамы. И разошлись по домам. А чтобы помочь им быстрее добраться до дома, мы послушаем стих и поработаем с волшебными кружочками. Поднимите синий кружочек, когда услышите твердый звук [н], или зеленый, когда услышите мягкий звук [н’].
Надо, можно и нельзя –
Всем знакомые слова.
Надо маме помогать.
Можно с другом погулять.
Но нельзя без разрешенья
Нам из дома убегать.
9. Итог занятия.
- С какими звуками мы сегодня познакомились?
- Какой буквой они обозначаются?
10. Рефлексия.
- Ребятки, если вам понравилось наше занятие? Что запомнилось? Что понравилось больше всего?