kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок подготовки к обучению грамоте в подготовительном классе VII вида "Знакомство с буквой Т,т и звуками [т] и [т']

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок подготовки к обучению грамоте в подготовительном классе VII вида "Знакомство с буквой Т,т  и звуками [т] и [т']  " (Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида")

Цели:

·         познакомить с новыми согласными звуками [т] и [т'] и буквами Т, т;

·         учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах; проводить частичный звуковой и звукобуквенный анализ слов;

·         развивать фонематический слух, память, мышление, речь, воображение;

·         формирование сознательности чтения: умение находить на картинке предмет, объект, о котором есть сведения в тексте;

·         совершенствование умения отвечать на вопросы КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?

Оборудование. Магнитная азбука, классная доска, фишки для составления звуковых схем слов, , карточки с гласными и согласными звуками, предметные картинки с изображением кота и тигра, , магнитофон, словарь С.И.Ожегова, рисунки детей “На что похожа буква Т?”, картинки с изображением мальчиков ,карточки для работы в группах,  сигнальные карточки “согласен” - “не согласен”, закладки для книг.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Сядьте, пожалуйста, девочки.
- Сядьте, мальчики.

II. Артикуляционная зарядка.

Чтение чистоговорок.

– Каждый обучения грамоте мы начинаем с артикуляционной зарядки (учитель читает чистоговорку, один из учеников повторяет за ним, затем чистоговорку повторяет весь класс):

·         Си-си-си – в водоёме караси.

·         Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши.

·         Ли-ли-ли – тополя видны вдали.

·         Ры-ры-ры – покатаемся с горы.

·         Да-да-да – ой, холодная вода.

·         Жи-жи-жи – в нашем доме этажи.

Проговаривание скороговорок.

- Вспомним, какие скороговорки вы знаете?

(Иней лёг на ветви ели, иглы за ночь побелели.

Мама мыла мылом Милу, Мила мыло не любила.

У сома усы, а у осы усики и т.д.)

III. Повторение пройденного материала.

1) Дополни предложения.

- Дополните мои предложения:

·         Звуки бывают … (гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие).

·         Звуки слышим, буквы … (пишем).

·         В слове столько слогов, сколько … (гласных).

·         Гласные звуки … (учащиеся поют то тише, то громче [АААооо], [ыыыУУУ], [ЭЭЭууу], [оооИИИ], [ЭЭЭэээЭЭЭ] и т.д.).

·         Согласные звуки … (учащиеся называют звуки [н] [н'], [м] [м'], [к] [к'], [с] [с']).

IV. Работа над новым материалом.

1) Знакомство с новыми звуками [т] [т'] и буквами Т, т.

- А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку:

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
С водой не знается. (Рисунок кота.)

- Составьте звуковую схему этого слова. (Фишки.)

- Сколько в слове слогов?

- Будем ли ставить ударение? Почему?

- Какие звуки вы уже умеете обозначать буквами? (Карточки с буквами.)

- Узнайте, о ком идёт речь?

Это – самая крупная дикая кошка. Длина тела около 3 метров, масса до 250 кг. Рыжая окраска тела с тёмными полосами хорошо маскирует его в непроходимых чащах лесов. Это – красивый, грациозный и ловкий зверь, который умеет хорошо плавать и терпеливо подстерегать добычу. Он нападает из засады на диких кабанов, оленей и косуль, а также охотится на медведей. (Рисунок тигра.)

- Составьте звуковую схему этого слова. (Фишки.)

- Сколько в слове слогов?

- Будем ли ставить ударение? Почему?

- Какие звуки в этом слове вы уже умеете обозначать буквами? (Карточки с буквами.)

- Назовите последний звук в слове КОТ. Охарактеризуйте звук.

- Назовите первый звук в слове ТИГР. Охарактеризуйте звук.

- Кто знает, какой буквой мы будем обозначать эти звуки? (Карточка.)

- Назовите тему сегодняшнего урока обучения грамоте. (Познакомимся со звуками [т] [т’], с буквами Т, т и будем учиться читать слоги и слова с этими буквами).

Выделение слов начинающихся со звуков [т] и [т'] из текста “Троечка за тигра” Л.Каминского

- А сейчас я предлагаю вам послушать рассказ и запомнить как можно больше слов, которые начинаются с данными звуками [т] [т’].

- Какие слова запомнили? (Телевизор, телефон, тумбочка, тахта, туфли, тапки, торт, тетрадь, тигр, троечка, Тамара Терентьевна, Тимофей, три.)

- Все ли слова понятны вам? (Тахта.)

- Где мы можем узнать, что такое тахта? (В словаре: тахта – широкий низкий диван без спинки.)

- Какой буквой вы будете обозначать эти звуки?

- Сделайте вывод: буква т выполняет две работы … (обозначает мягкий согласный звук [т’] и твёрдый согласный звук [т]).

Физминутка.

Потрудились – отдохнём, (Ходьба на месте.)
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)
Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)
Три наклона, прямо встать. (Приседания.)
Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили.

На что похожа буква Т?

- А на что похожа буква Т? (Рисунки детей.)

Зачем нужны две буквы Т, т?

- Назовите слова из рассказа, которые будут писаться с заглавной буквы.

- Найдите картинки, где изображенные предметы которые отвечают на вопрос КТО ЭТО? (Одушевлённые предметы.)

- Найдите и прочитайте слова, которые отвечают на вопрос ЧТО ЭТО? (Неодушевлённые предметы.)

- Я буду показывать вам на тех, кто изображён на иллюстрации, а вы будете мне называть имя ребёнка или кличку животного, находить предложение в тексте и читать его.

- Назовите имена детей.

- Как пишутся имена?

- Назовите клички животных.

- Как пишутся клички животных?

 Соотнесение схемы слова и рисунка

- А сейчас задание для самых любознательных. Соотнесите схему и рисунок (работа в группах на карточках).

- Проверим работу с помощью сигнальных карточек “согласен” - “не согласен”.

V. Итог урока.

- С какой буквой вы сегодня познакомились?

- Что вы о ней узнали?

- Какую работу вам понравилось выполнять больше всего?

- Кому было трудно выполнять какое-либо из заданий?

- Буква Т очень рада тому, что вы о ней много узнали. Но одна, без друзей, она не смогла бы образовать ни одного слова. Живёт она со своими друзьями в необыкновенной семье. Как называется эта семья? (Алфавит)

- В подарок вам буква Т дарит закладки

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок подготовки к обучению грамоте в подготовительном классе VII вида "Знакомство с буквой Т,т и звуками [т] и [т'] »

Урок подготовки к обучению грамоте в подготовительном классе VII вида "Знакомство с буквой Т,т и звуками [т] и [т'] " (Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида")

Цели:

  • познакомить с новыми согласными звуками [т] и [т'] и буквами Т, т;

  • учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах; проводить частичный звуковой и звукобуквенный анализ слов;

  • развивать фонематический слух, память, мышление, речь, воображение;

  • формирование сознательности чтения: умение находить на картинке предмет, объект, о котором есть сведения в тексте;

  • совершенствование умения отвечать на вопросы КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?

Оборудование. Магнитная азбука, классная доска, фишки для составления звуковых схем слов, , карточки с гласными и согласными звуками, предметные картинки с изображением кота и тигра, , магнитофон, словарь С.И.Ожегова, рисунки детей “На что похожа буква Т?”, картинки с изображением мальчиков ,карточки для работы в группах, сигнальные карточки “согласен” - “не согласен”, закладки для книг.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Сядьте, пожалуйста, девочки.
- Сядьте, мальчики.

II. Артикуляционная зарядка.

Чтение чистоговорок.

– Каждый обучения грамоте мы начинаем с артикуляционной зарядки (учитель читает чистоговорку, один из учеников повторяет за ним, затем чистоговорку повторяет весь класс):

  • Си-си-си – в водоёме караси.

  • Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши.

  • Ли-ли-ли – тополя видны вдали.

  • Ры-ры-ры – покатаемся с горы.

  • Да-да-да – ой, холодная вода.

  • Жи-жи-жи – в нашем доме этажи.

Проговаривание скороговорок.

- Вспомним, какие скороговорки вы знаете?

(Иней лёг на ветви ели, иглы за ночь побелели.

Мама мыла мылом Милу, Мила мыло не любила.

У сома усы, а у осы усики и т.д.)

III. Повторение пройденного материала.

1) Дополни предложения.

- Дополните мои предложения:

  • Звуки бывают … (гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие).

  • Звуки слышим, буквы … (пишем).

  • В слове столько слогов, сколько … (гласных).

  • Гласные звуки … (учащиеся поют то тише, то громче [АААооо], [ыыыУУУ], [ЭЭЭууу], [оооИИИ], [ЭЭЭэээЭЭЭ] и т.д.).

  • Согласные звуки … (учащиеся называют звуки [н] [н'], [м] [м'], [к] [к'], [с] [с']).

IV. Работа над новым материалом.

1) Знакомство с новыми звуками [т] [т'] и буквами Т, т.

- А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку:

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
С водой не знается. (Рисунок кота.)

- Составьте звуковую схему этого слова. (Фишки.)

- Сколько в слове слогов?

- Будем ли ставить ударение? Почему?

- Какие звуки вы уже умеете обозначать буквами? (Карточки с буквами.)

- Узнайте, о ком идёт речь?

Это – самая крупная дикая кошка. Длина тела около 3 метров, масса до 250 кг. Рыжая окраска тела с тёмными полосами хорошо маскирует его в непроходимых чащах лесов. Это – красивый, грациозный и ловкий зверь, который умеет хорошо плавать и терпеливо подстерегать добычу. Он нападает из засады на диких кабанов, оленей и косуль, а также охотится на медведей. (Рисунок тигра.)

- Составьте звуковую схему этого слова. (Фишки.)

- Сколько в слове слогов?

- Будем ли ставить ударение? Почему?

- Какие звуки в этом слове вы уже умеете обозначать буквами? (Карточки с буквами.)

- Назовите последний звук в слове КОТ. Охарактеризуйте звук.

- Назовите первый звук в слове ТИГР. Охарактеризуйте звук.

- Кто знает, какой буквой мы будем обозначать эти звуки? (Карточка.)

- Назовите тему сегодняшнего урока обучения грамоте. (Познакомимся со звуками [т] [т’], с буквами Т, т и будем учиться читать слоги и слова с этими буквами).

Выделение слов начинающихся со звуков [т] и [т'] из текста “Троечка за тигра” Л.Каминского

- А сейчас я предлагаю вам послушать рассказ и запомнить как можно больше слов, которые начинаются с данными звуками [т] [т’].

- Какие слова запомнили? (Телевизор, телефон, тумбочка, тахта, туфли, тапки, торт, тетрадь, тигр, троечка, Тамара Терентьевна, Тимофей, три.)

- Все ли слова понятны вам? (Тахта.)

- Где мы можем узнать, что такое тахта? (В словаре: тахта – широкий низкий диван без спинки.)

- Какой буквой вы будете обозначать эти звуки?

- Сделайте вывод: буква т выполняет две работы … (обозначает мягкий согласный звук [т’] и твёрдый согласный звук [т]).

Физминутка.

Потрудились – отдохнём, (Ходьба на месте.)
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)
Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)
Три наклона, прямо встать. (Приседания.)
Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили.

На что похожа буква Т?

- А на что похожа буква Т? (Рисунки детей.)

Зачем нужны две буквы Т, т?

- Назовите слова из рассказа, которые будут писаться с заглавной буквы.

- Найдите картинки, где изображенные предметы которые отвечают на вопрос КТО ЭТО? (Одушевлённые предметы.)

- Найдите и прочитайте слова, которые отвечают на вопрос ЧТО ЭТО? (Неодушевлённые предметы.)

- Я буду показывать вам на тех, кто изображён на иллюстрации, а вы будете мне называть имя ребёнка или кличку животного, находить предложение в тексте и читать его.

- Назовите имена детей.

- Как пишутся имена?

- Назовите клички животных.

- Как пишутся клички животных?

Соотнесение схемы слова и рисунка

- А сейчас задание для самых любознательных. Соотнесите схему и рисунок (работа в группах на карточках).

- Проверим работу с помощью сигнальных карточек “согласен” - “не согласен”.

V. Итог урока.

- С какой буквой вы сегодня познакомились?

- Что вы о ней узнали?

- Какую работу вам понравилось выполнять больше всего?

- Кому было трудно выполнять какое-либо из заданий?

- Буква Т очень рада тому, что вы о ней много узнали. Но одна, без друзей, она не смогла бы образовать ни одного слова. Живёт она со своими друзьями в необыкновенной семье. Как называется эта семья? (Алфавит)

- В подарок вам буква Т дарит закладки


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Макарина Юлия Валерьевна

Дата: 07.10.2014

Номер свидетельства: 117167


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства