2.Актуализация знаний . | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Вступительная беседа. -Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редиски, помидоров, морковок. Сказка это или быль? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы догадались, о чём мы сегодня на уроке будем говорить? - Верно, мы сегодня узнаем, что это за Чудесная кладовая и какие богатства есть в земной тверди. Слайд №2 | Беседуют по теме. Высказывают своё мнение. Определяют тему урока. | Личностные: проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу. Коммуникативные: учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Познавательные: понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа, осуществление анализа объекта. Регулятивные: формирование учебной задачи. |
3. Введение в тему урока. | Активизирует знания учащихся и создаёт проблемную ситуацию. Выявляет область незнания. Загадка о земле. Слайд 3 Меня бьют, колотят, ворочают, режут, А я всё терплю и всем добром плачу. (земля) - А что такое земля? Слайд 4 Пословицы о земле. Слайды 5,6,7 Глубже пахать – больше хлеба жевать. Тот в землю уходит, кто за серпом соху водит. Земля – тарелка: что положишь, то и возьмёшь. - Определите тему сегодняшнего урока. О чём мы с вами будем говорить? Что не знаете? Что хотели бы узнать по данной теме? Слайд 8 | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Работают на смыслом слова «земля» и пословиц. - Это планета и место, куда мы садим растения | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Логические – формулирование проблемы. |
4.Усвоение новых знаний и способов действий. | Организует учащихся на исследование проблемной ситуации. Работа над понятием «ПОЧВА» -Рассмотрите внимательно иллюстрацию. (Учебник стр. 31) –Кто изображён на ней и что делает? -Зачем он это делает? - На экскурсии мы наблюдали, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Зачем? Почва – это верхний рыхлый слой земли, на котором растут или могут расти растения. Слайд 9 - Давайте посмотрим на кусочки почвы, которые лежат у вас в коробочках на столе. -Какого цвета почва? -Рассмотрите почву. Из чего она состоит? - Расскажите как вы работаете со своими родителями на садовом участке. Как вы понимаете слова работник и работничек? -Назовите героев сказки, которые трудятся. А какие лентяи и бездельники. -А кто знает, откуда на вашем столе появляется булочка? Где она берёт начало её путь к нашему столу. Вывод: В чём значение почвы. - А надо ли беречь почву? - Какое значение для почвы имеют дождевые черви? Физкультминутка. Вот мы деревце сажали, Семя в землю зарывали. Вырос тоненький росток, Он и строен, и высок, И другие распустились, Дружно так зашевелились. Налетел весёлый ветер И раскачивает ветки. Работа над понятием «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ» (можно показать образцы) На столе лежат: лампочка, хрустальная ваза, стакан. Слайд 10 -Что общего между этими предметами? Какая связь существует между стаканом и речным песком? -А где вы видели песок? Слайд 11 Да песок входит в состав почвы. В почве также можно увидеть и глину.(показ глины) Где человек использует глину? Слайд 12 Показ изделий из металла. Гвозди, ключи и т.д. Слайд 14 - Что общего? - А откуда люди берут металл? Её плавят из железной руды. - А как вы думаете, что общего между бензином, лекарствами и тканью? Слайд 15 Информация для беседы. Учёные считают, что нефть образовалась из остатков водорослей и мельчайших растений и животных.. Это очень важное полезное ископаемое, без него трудно обойтись в современном мире. - А как вы понимаете выражение «полезное ископаемое»? Отгадайте, что это такое. Миллиарды лет назад я был высоким, могучим деревом и горделиво возвышался над всеми. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные долгие годы.. От горя, тоски и одиночества я превратился в твёрдое, холодное, чёрное вещество и думал, что в таком состоянии пролежу всю свою жизнь. Но пришёл человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый, горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движения машины и даю человеку лекарства. - Какое значение имеет каменный уголь для человека. Слайд 16 | Усвоение новых знаний в ходе беседы с учителем. Проводят исследование, работают над новыми понятиями. -Мальчик рыхлит почву. - Они извлекают оттуда питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Исследование почвы. - остатки старых сухих листьев, маленькие палочки, веточки, остатки высохших насекомых и т.д. Рассказывают о том, что делали на садовом участке весной, летом и осенью. Решение проблемной ситуации. Делают вывод о значении почвы. Оценка примеров зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Выпрямиться, потопать ногами и присесть. Встать, потянуться. Руки в сторону. Пальцы в стороны и пошевелить ими. Поочерёдно взмахи руками. -Они сделаны из стекла. - Песок – основа стекла. -Игрушки, посуду. - Сделаны из металла. - Плавят на заводах. - Они сделаны из нефти. Высказывают своё мнение. Каменный уголь. . Топливо, лекарства. | Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование, прогнозирование, Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебной задачи в учебнике; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – установление причинно-следственных связей; анализ изучаемых объектов окружающего мира; осуществление классификации по заданным критериям; проведение аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом; решение проблемы, Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; формулирование собственного мнения; умение контролировать действия партнёра. Личностные: наличие познавательных интересов, учебных мотивов. |
5 Применение новых знаний. | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. Игра «Что из чего? -Я называю предмет, а вы говорите мне, из чего он сделан. Из какого вещества? Оконное стекло-песок, замок-металл – железная руда, чайный сервиз – глина,резиновые сапоги – нефть,таблетки – каменный уголь, шариковая ручка – пластмасса - нефть, ножницы – железная руда - Какие материалы используют при строительстве домов? Где их берут? Слайд 17 | Знакомство с понятием «вещество», определяя, из каких веществ сделаны предметы. Работа с информацией. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке, формулировать своё мнение. |
7.Рефлексия деятельности. | Организует рефлексию. Вопрос: Что тебя удивило или о чём бы ты хотел ещё узнать? - Что такое почва? - О каких полезных ископаемых вы узнали? -Зачем их добывает человек? -Без кого не может появиться булочка на столе? - Верно, без человека и его труда. Вот на следующем уроке мы и поговорим о труде человека.. вспомните к следующему уроку | Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Намечают перспективу последующей работы. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: представление о границах собственного знания и «незнания» Регулятивные: оценивание совместно тс учителем и одноклассниками результата своих действий. |