Фронтальная работа на повторение пройденного материала (вопросы по плану местности на форзаце 1 учебника Т. П.Герасимовой):
- Какой объект изображен пунктирной линией?
- В каком направлении находится река от п. Елагино?
-Найдите длину тропы от дерева до перекрестка.
-В каком направлении легче идти по тропе ( к реке или обратно?) затруднение
Мотивация.
Проблема: как изображать неровности земной поверхности на плане?
Формулировка темы, цели урока, задач.
Изучение нового материала.
1. Что такое рельеф?
2. Формы рельефа?
3.Определение высоты. Обучающиеся знакомятся с нивелиром, читая текст учебника.
4. Определение абсолютной высоты, относительной высоты.
Какую высоту принять за высоту холма (5или 3 м)?
Обучающиеся знакомятся с понятиями высоты по учебнику, делают записи на рабочих листах.
Какая высота отмечена цифрой 1, 2?
Изображение абсолютной высоты на плане с помощью отметок высот, горизонталей.
Выявление связей расположения горизонталей от крутизны склонов.
Дополнить предложения, используя слова для отбора.
7. Различия в изображении выпуклых и вогнутых поверхностей.
Сравните рисунки. Найдите отличия.
5.Закрепление.
1.Изображение холма.
2. Работа в группах: лото на закрепление понятий.
3. Вернуться к проблеме, поставленной в начале урока: в каком направлении легче двигаться по тропе?
4. В какой части местности можно играть в футбол?
Итоги. Рефлексия.
Обучающиеся оценивали в течение урока себя самостоятельно с помощью нивелиров.
-Ребята, вы сегодня на уроке покорили вершину, у каждого из вас она имеет свою высоту, а как эта вершина называется, мы сейчас определим, если ответим на вопросы:
- С помощью каких линий изображаются неровности земной поверхности?
-Каким прибором можно измерять высоту?
- Какая высота указывается на планах местности?
- Превышение одной точки местности над другой?
-С помощью каких черточек можно определить направление вниз по склону?
-Мы сегодня на уроке учились изображать на плане________?