Ребята, посмотрите на числа в столбике: 7 70 700 7000 Чем они похожи? Они похожи тем, что в записи у всех присутствует цифра 7. Чем они отличаются? А отличаются они наличием и количеством нулей в записи. Цифра 7 в записи этих чисел обозначает разряд: 7 это 7 единиц, 70 это 7 десятков, 700 это 7 сотен. Понаблюдайте, в записи каждого следующего числа цифра 7 перемещается влево, а на ее место ставиться цифра нуль. При этом значение числа увеличивается в 10 раз. Какой мы можем сделать вывод? Можно сделать вывод, что каждое следующее число в 10 раз больше предыдущего. Из наших наблюдений можно вывести правило увеличения числа в 10 раз. Для увеличения числа в 10 раз надо приписать цифру 0 справа Соответственно, для увеличения числа в 100 раз сколько нужно приписать справа нулей? Для увеличения в 100 раз нужно приписать справа два нуля. 7→700 7 →7000 Правило уменьшения числа в 10 раз работает наоборот. Чтобы уменьшить число в 10 раз надо в записи числа убрать справа один нуль Следует заметить, что правило уменьшения числа в 10, 100 раз работает только тогда, когда в записи числа справа находится достаточное количество нулей. - Откройте учебник на стр. 47 №1. - Прочитайте задание. Выполнять буде комментируя. 1. Увеличить в 10 раз числа: 8, 12, 35. Что значит увеличить в 10 раз? (умножить на 10) Какие числа получатся? (80, 120, 350) 2. Уменьшить числа в 100 раз: 700, 400, 100. Что значит уменьшить в 100 раз? (разделить на 100). Какие числа получились? (7, 4, 1) 3. Уменьшить в 10 раз числа: 840, 900, 360. Что значит уменьшить в 10 раз? (разделить на 10). Какие числа получились? (84, 90, 36). Хорошо. Игра «КАРЛИКИ И ВЕЛИКАНЫ» Если говорю великаны - должны встать на носки и поднять руки вверх; если карлики - все должны присесть и вытянуть руки вперед. Ведущий может говорить и делать разные движения, детям главное не сбиться. Выполним №2. Один работает у доски, остальные в тетрадях. Как найдём? (к предыдущему нужно прибавлять по 1, три раза т. к. на этаже по 3 квартиры. 129 + 1 = 130 130 + 1 = 131 131 + 1 = 132 Какие номера будут на следующем этаже? (130, 131, 132). Как тогда найти номера квартир на этаже ниже? (вычитать по 1 из самого меньшего числа каждого предыдущего числа). 127 – 1 = 126 126 – 1 = 125 125 – 1 = 124. Молодцы. Выполним №3. - Прочитайте задачу. - О чём говориться в задаче? (о лыжных соревнованиях) - Кто участвовал в соревнованиях? (мальчики и девочки). - Сколько было мальчиков? (9 команд по 8 человек) - Сколько было девочек? (24). - Что нужно найти в задаче? (во сколько раз больше мальчиков, чем девочек участвовало в эстафете). - Составим краткую запись. М. - ?, 9 к. по 8 чел. Д. – 24 чел. Во ? р. - Как узнать во сколько раз одно число больше другого? (большее число разделить на меньшее). - Запишите решение и ответ задачи. 1. 9 * 8 = 72 (мал.) 2. 72 : 24 = 3 (р.) Ответ: мальчиков в 3 раза больше чем девочек; |